ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-4646/20 от 16.11.2020 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело а-4646/20

Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИг. Нальчик КБР 16 ноября 2020 года

Нальчикский городской суд в составе: председательствующего, судьи Сарахова А.А., при секретаре – Созаевой Л.Х., рассмотрев материалы административного дела по иску ООО «Газпром Межрегионгаз Нальчик» к судебному приставу-исполнителю ГОСП УФССП России по КБР ФИО2 и УФССП России по КБР о признании незаконным действия судебного пристава-исполнителя Нальчикского ГОСП УФССП России по КБР ФИО3 Э.Х. по направлению незаверенной копии постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ. возложении на судебного пристава-исполнителя ФИО3 Э.Х. устранить допущенное нарушение, направив в адрес ООО «Газпром Межрегионгаз Нальчик» заверенную копию постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ,

у с т а н о в и л:

ООО «Газпром Межрегионгаз Нальчик» обратилось в суд с указанным административным иском к ответчикам, в котором просило:

Признать незаконным действие судебного пристава-исполнителя Нальчикского ГОСП УФССП России по КБР ФИО3 Э.Х. по направлению незаверенной копии постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать судебного пристава-исполнителя устранить допущенное нарушение, направив в адрес 000»Газпром Межрегионгаз Нальчик» заверенную копию постановления о возбуждении исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование иска указало, что ООО «Газпром Межрегионгаз Нальчик» (Далее - Заявитель) получена не заверенная копия постановления о возбуждении исполнительного производства 103780/20/07009-ИП от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании административного штрафа на бумажном носителе (Далее - Копия постановления).

Заявитель считает действие пристава по направлению незаверенной копии постановления незаконным, нарушающим права и законный интересы Заявителя в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 2.1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об исполнительном производстве" (Далее - Закон об исполнительном проивзодстве) постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Однако, судебным приставом-исполнителем в адрес заявителя направлен не электронный документ, а печатная форма электронного документа.

Так, согласно подпункту 8 пункта 3.ДД.ММ.ГГГГ. Приказа ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов" (Далее - Инструкция), для обеспечения восприятия электронного документа человеком пользователи АИС ФССП России (участники процесса электронного документооборота ФССП России) используют печатную форму электронного документа, создаваемую с использованием электронных вычислительных машин.

Печатная форма электронного документа содержит все его реквизиты без исключения с воспроизведением их значений.

Также, в соответствии с подпунктом 9 пункта 3.ДД.ММ.ГГГГ. Инструкции в случае формирования печатной формы электронного документа для ее направления адресатам, не относящимся к структуре ФССП России, осуществляется проверка электронной подписи, в том числе в автоматическом режиме.

Результат проверки электронной подписи указывается на печатной форме электронного документа и заверяется лицом, ее сформировавшим.

Однако, в нарушение вышеуказанных норм, Копия постановления не была заверена уполномоченным лицом.

Кроме того, согласно пункту 5.26 "ФИО6 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования оформлению документов", отметка о заверении копии оформляется для утверждения соответствия копии документа (выписки из документа) подлиннику документа. Отметка о заверении копии проставляется под реквизитом "подпись" и включает: слово "Верно"; наименование должности лица, заверившего копию; его собственноручную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения копии (выписки из документа).

В соответствии со ст. 122 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо в отказе в отводе, лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействия).

Учитывая то, что копия постановления получена Заявителем ДД.ММ.ГГГГ, десятидневный срок для оспаривания действия пристава истекает ДД.ММ.ГГГГ (с учётом праздничного дня ДД.ММ.ГГГГ), в связи с чем заявитель считает необходимым восстановление срока на подачу заявления об оспаривании действия судебного и пристава-исполнителя.

Определением судьи Арбитражного суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ заявление было принято к производству названного суда, а определением от ДД.ММ.ГГГГ – передано в Верховный Суд КБР для направления в соответствующий суд общей юрисдикции.

Определением Верховного Суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ дело направлено для рассмотрения по существу в Нальчикский городской суд КБР.

Стороны, надлежаще извещенные о дне слушания дела, в судебное заседание не явились.

В соответствии с ч.7 ст. 150 КАС РФ если в заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Суд в соответствии со ст. 151 КАС РФ рассмотрел дело в отсутствие сторон.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ФИО3 УФССП по КБР ФИО3 Э.Х. представил суду возражение в котороим исковые требования не признал, пояснил, что действовал в соответствии с требованиями законодательства, в частности, части 17 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, и направил Постановление путем передачи в электронном виде в адрес акционерного общества «Почта России» в соответствии с договором -Д от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг почтовой связи по приему, обработке и доставке (вручению) почтовых отправлений, пересылаемых, в том числе, в электронной форме, заключенным между акционерным обществом «Почта России» и Управлением Федеральной службы судебных приставов по КБР (далее – Договор). Также обратил внимание, что в случае обращения административного истца с просьбой направить ему копию Постановления, заверенную непосредственно Приставом, она была бы направлена, однако такого обращения не было.

Суд, исследовав материалы настоящего дела, материалы исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ находит требования истца подлежащими удовлетворению частично.

Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются Федеральным законом "Об исполнительном производстве", Федеральным законом "О судебных приставах" и иными федеральными законами.

В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

В силу статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 названной статьи, в полном объеме.

Частью 9 названной статьи предусмотрено, что если иное не предусмотрено названным кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, частью 11 той же статьи возложена на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 3 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Учитывая, что вышеуказанная копия Постановления получена административным истцом ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ являлся выходным днем, соответственно десятидневный срок обращения в суд истек ДД.ММ.ГГГГ (за вычетом выходных дней в соответствии с частью 2 статьи 92 КАС РФ), в связи с чем, обращение административного истца в суд ДД.ММ.ГГГГ осуществлено в пределах названного срока, а значит, заявление административного истца о его восстановлении удовлетворению не подлежит, поскольку он не пропущен; административное исковое заявление следует рассмотреть по существу.

Вместе с тем, в административном исковом заявлении не указано, чем обжалуемое действие административного ответчика нарушает права и законные интересы Заявителя либо препятствует ему в реализации своих прав.

Указанное обстоятельство препятствует удовлетворению заявленных исковых требований.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями и дополнениями), задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии ч.ч. 1, 7, 8, 12 и 17 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.

Частью 2 статьи 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлены требования, предъявляемые к постановлениям судебного пристава, в том числе, к постановлениям о возбуждении исполнительного производства.

Согласно ст. 14 данного Федерального закона решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

Частью 2 данной статьи установлено, что в постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны:

1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес;

2) дата вынесения постановления;

3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;

4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;

5) вопрос, по которому выносится постановление;

6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты;

7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

8) порядок обжалования постановления.

Частью 2.1 данной статьи установлено, что постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и может быть направлено адресату в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом Правил оказания услуг почтовой связи. Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов.

В соответствии с частями 4 и 5 данной статьи постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.

Согласно 3.ДД.ММ.ГГГГ. Приказа ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов" (Далее - Инструкция)в процессе создания документов Службы в форме электронных документов используется СЭД или иные подсистемы автоматизированной информационной системы ФССП России (далее - АИС ФССП России). Для обеспечения восприятия электронного документа человеком пользователи АИС ФССП России (участники процесса электронного документооборота ФССП России) используют печатную форму электронного документа, создаваемую с использованием электронных вычислительных машин.

Печатная форма электронного документа содержит все его реквизиты без исключения с воспроизведением их значений.

Элементами печатной формы могут являться элементы шаблона печатной формы, реквизиты электронного документа, реквизиты электронной подписи, сведения о проверке электронной подписи, сведения о простой электронной подписи, сведения о печатной форме, штрихкоды, кодирующие электронный документ и его реквизиты, реквизиты для оплаты задолженности, электронную подпись документа, без размещения иных элементов на печатной форме электронного документа между сведениями о печатной форме и сведениями о проверке электронной подписи (сведениями о простой электронной подписи).

При использовании в качестве значения реквизита электронного документа кода элемента ведомственного или общероссийского справочника (классификатора) в печатной форме электронного документа могут быть отражены другие реквизиты элемента данного справочника (классификатора) по состоянию на дату создания электронного документа.

В случае использования в качестве значения реквизита электронного документа кода элемента ведомственного или общероссийского справочника (классификатора), в печатной его форме могут быть отражены другие реквизиты элемента данного справочника (классификатора) по состоянию на дату электронного документа.

В случае формирования печатной формы электронного документа для ее направления адресатам, не относящимся к структуре ФССП России, осуществляется проверка электронной подписи, в том числе в автоматическом режиме.

Результат проверки электронной подписи указывается на печатной форме электронного документа и заверяется лицом, ее сформировавшим.»

Заверение печатной формы может не осуществляться в случае формирования печатной формы подразделением ФГУП «Почта России» при оказании Службе услуги по рассылке почтовых отправлений в форме электронных документов.

Таким образом форма обжалуемого постановления соответствует требованиям п. 2.1 ст. 14, ст. 67 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а также п. 8 ч. 3.ДД.ММ.ГГГГ Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ N 682.

Кроме того, обжалуемые действия Пристава не противоречат нормам законодательства, регулирующим спорные правоотношения.

Так, согласно части 17 Закона об исполнительном производстве (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 375-ФЗ) копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Направление названной копии постановления имеет целью доведение до стороны по исполнительному производству сведений о возбуждении названного производства, его реквизитах, правах и обязанностях сторон, а также сроках осуществления ими необходимых действий. Учитывая, что административный истец не отрицает факт получения копии Постановления, которая содержит все заявленные сведения, а также отметку о заверении Приставом электронной копии переданного Постановления, суд полагает, что цель его направления достигнута, независимо от наличия иного заверения копии. При этом, принимая во внимание, что сведения о возбужденных исполнительных производствах размещены в общем доступе на сайте Федеральной службы судебных приставов, Заявитель не лишен возможности проверки достоверности изложенных в полученной копии Постановления сведений либо обращения за получением его копии, заверенной лично Приставом (при наличии такого желания).

В силу статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, среди прочего, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Согласно статье 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Статьей 4 названного Закона установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В соответствии со ст. 5 Закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации. Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

Таким образом, учитывая короткие сроки совершения действий по исполнительным производствам, а также наличие действующего Договора с АО «Почта России» от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым копия Постановления своевременно передана Приставом по каналам электронного взаимодействия акционерному обществу «Почта России» в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, суд считает, что административным истцом не доказано нарушение его прав обжалуемыми действиями судебного пристава-исполнителя, в связи с чем, не находит оснований для признания незаконными обжалуемых действий Пристава и удовлетворения требования в указанной части.

Часть 1 статьи 227 КАС РФ устанавливает, что решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 названного Кодекса.

Согласно части 2 названной статьи по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в удовлетворении требований о признании незаконными действий Пристава отказано, оснований для возложения на последнего указанных в административном исковом заявлении обязанностей не имеется, в связи с чем, в удовлетворении заявленных к нему требований следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Нальчик» к судебному приставу-исполнителю Нальчикского ГОСП УФССП России по КБР ФИО2 и Управлению Федеральной службы судебных приставов по КБР о признании действий (бездействий) незаконными, о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений и восстановлении срока отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Нальчикский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий Сарахов А.А.