дело №а-467/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 02 ноября 2018 года
Каякентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Гаджимурадова М.М., с участием представителя административного истца - помощника прокурора <адрес> РД Магомедова М.А., административного ответчика главы администрации МО «<адрес>» ФИО1, при секретаре Байрамбековой Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> РД в защиту интересов Республики Дагестан к административному ответчику - главе МО «<адрес>» о признании бездействие главы МО «<адрес>», выразившееся в не направлении принятых органом местного самоуправления МО «<адрес>» в истекшем периоде 2018 года нормативных правовых актов и сведений об их опубликовании в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан незаконными, об обязании главы муниципального образования «<адрес>» направить принятых органом местного самоуправления МО «<адрес>» в истекшем периоде 2018 года нормативных правовых актов (решение о бюджете МО поселения на 2018 г. и другие НПА) в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения в регистр муниципальных нормативных актов Республики Дагестан,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> РД обратился в суд с административным иском в защиту интересов Республики Дагестан к административному ответчику-главе МО «<адрес>» о признании бездействие главы МО «<адрес>», выразившееся в не направлении принятых органом местного самоуправления МО «<адрес>» в истекшем периоде 2018 года нормативных правовых актов и сведений об их опубликовании в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан незаконными, об обязании главы муниципального образования «<адрес>» направить принятых органом местного самоуправления МО «<адрес>» в истекшем периоде 2018 года нормативных правовых актов (решение о бюджете МО поселения на 2018 г. и другие НПА) в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения в регистр муниципальных нормативных актов Республики Дагестан по тем основаниям, что проведенной прокуратурой <адрес> в соответствии с проведенной прокуратурой <адрес> анализа исполнения органами местного самоуправления требований закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан» установлено, что главой муниципального образования «<адрес>» требования проверяемого закона не выполняются.
Так, согласно ст.43.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме(сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан»(в ред.Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ№) включению в регистр подлежат следующие муниципальные нормативные правовые акты: -устав муниципального образования, акты, принятые на местном референдуме(сходе граждан); - акты представительного органа местного образования; -акты главы муниципального образования; -акты администрации муниципального образования; -акты иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования;
Включению в регистр также подлежат акты, которые признаны недействующими по решению суда, но не отменены либо признаны утратившими силу в установленном порядке, вносящие изменения в акты, приостанавливающие и (или) отменяющие(признающие, утратившими силу) акты, подлежат включению в регистр.
В регистр включаются акты вне зависимости от срока их действия, а также как опубликованные (обнародованные), так и неопубликованные(необнародованные) акты за исключением правовых актов, указанных в ч.6 ст.1 Закона.
Согласно требованиям ст.4 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ№ глава муниципального образования в течение семи рабочих дней после принятия(подписания) акта, подлежащего включению в регистр в соответствии с настоящим законом, направляет указанный акт в уполномоченный орган для включения его в регистр.
В соответствии с п.4.9 постановления Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ «Вопросы Министерства юстиции Республики Дагестан» министерство ведет регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан.
Акты направляются в документальном виде на бумажных носителях и в электронном виде на машиночитаемых носителях. Акты в документальном виде направляются в виде официальной копии текста акта, заверенной печатью соответствующего органа местного самоуправления. В случае, если официальное опубликование (обнародование) акта было осуществлено до направления акта для включения в регистр, к акту прилагаются сведения об источнике и дате его официального опубликования(обнародования).
Однако, в нарушение требований названного закона по данным Министерства юстиции Республики Дагестан (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№) главой МО «<адрес>» в 2017 году -истекшем периоде 2018 года в установленном порядке принятые органами местного самоуправления МО «<адрес>» за указанный период нормативные правовые акты(решение о бюджете на 2018 год и другие НПА), а также сведения об их опубликовании(обнародовании) в уполномоченный орган- в МЮ РД для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов РД не направлены. Вследствие чего создаются препятствия по осуществлению Министерством юстиции Республики Дагестан своих полномочий по ведению регистра муниципальных нормативных актов Республики Дагестан, чем соответственно нарушаются права и интересы Республики Дагестан в указанной сфере деятельности.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий(бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия(бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании представитель административного истца Магомедов М.А. полностью поддержал административные исковые требования прокурора <адрес> по основаниям изложенным в административном иске и просил их удовлетворить.
Административный ответчик – глава МО «<адрес>» ФИО1 в судебном заседании административные требования прокурора признал, решение оставил на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица - Министерства юстиции Республики Дагестан при рассмотрении дела в судебном заседании участие не принимал, хотя был надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий(бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия(бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст.43.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регистре муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан» (в ред. Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ№) включению в регистр подлежат следующие муниципальные нормативные правовые акты: -устав муниципального образования, акты, принятые на местном референдуме(сходе граждан); - акты представительного органа местного образования; - акты главы муниципального образования; - акты администрации муниципального образования; - акты иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования;
Включению в регистр также подлежат акты, которые признаны недействующими по решению суда, но не отменены либо признаны утратившими силу в установленном порядке, вносящие изменения в акты, приостанавливающие и (или) отменяющие (признающие, утратившими силу) акты, подлежат включению в регистр.
В регистр включаются акты вне зависимости от срока их действия, а также как опубликованные (обнародованные), так и неопубликованные (необнародованные) акты за исключением правовых актов, указанных в ч.6 ст.1 Закона.
Согласно требованиям ст.4 Закона РД от ДД.ММ.ГГГГ№ глава муниципального образования в течение семи рабочих дней после принятия (подписания) акта, подлежащего включению в регистр в соответствии с настоящим законом, направляет указанный акт в уполномоченный орган для включения его в регистр.
В соответствии с п.4.9 постановления Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ№ «Вопросы Министерства юстиции Республики Дагестан» министерство ведет регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан.
Акты направляются в документальном виде на бумажных носителях и в электронном виде на машиночитаемых носителях. Акты в документальном виде направляются в виде официальной копии текста акта, заверенной печатью соответствующего органа местного самоуправления. В случае, если официальное опубликование (обнародование) акта было осуществлено до направления акта для включения в регистр, к акту прилагаются сведения об источнике и дате его официального опубликования (обнародования).
Как следует из материалов дела главой МО «<адрес>», представительным органом местного самоуправления МО «<адрес>» в истекшем периоде 2018 года приняты следующие нормативные правые акты: решение о внесении изменений и дополнений в Устав сельского поселения «<адрес>; решение о бюджете МО «<адрес>» на 2018 год и другие нормативно правые акты.
Однако, в нарушение требований названного закона главой МО «<адрес>» в истекшем периоде 2018 года в установленном порядке принятые органами местного самоуправления МО «<адрес>» за указанный период нормативные правовые акты, а также сведения об их опубликовании (обнародовании) в уполномоченный орган- в МЮ РД для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов РД не направлены.
Вследствие чего созданы препятствия по осуществлению Министерством юстиции Республики Дагестан своих полномочий по ведению регистра муниципальных нормативных актов Республики Дагестан, чем соответственно нарушены права и интересы Республики Дагестан в указанной сфере деятельности.
Согласно действующему законодательству, к бездействию относятся неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами, определяющими полномочия этих лиц.
Таким образом, суд приходит к выводу, что главой МО «<адрес>» без уважительных причин не исполнил требования вышеназванного федерального закона и Закона Республики Дагестан. Следовательно, его бездействие является незаконным.
Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, районный суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать бездействие главы муниципального образования «<адрес>» <адрес>, выразившиеся в не направлении принятых органами местного самоуправления МО «<адрес>» в истекшем периоде 2018 года нормативных правовых актов и сведений об их опубликовании в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения их в регистр муниципальных нормативных правовых актов Республики Дагестан незаконным.
Обязать главу Муниципального образования «<адрес>» направить принятые органами местного самоуправления МО «<адрес>» в истекшем периоде 2018 года нормативных правых актов (решение о бюджете МО поселения на 2018 г. и другие НПА) в Министерство юстиции Республики Дагестан для включения их в регистр муниципальных нормативных актов Республики Дагестан.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.
Судья М.М. Гаджимурадов