ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-469/18 от 25.10.2018 Дорогобужского районного суда (Смоленская область)

копияРЕШЕНИЕ дело а-469/2018

ИФИО1

25 октября 2018 года

Дорогобужский районный суд <адрес>

В составе:

Председательствующего: судьи ФИО3

при секретаре: ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к муниципальному образованию «<адрес>» <адрес> о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе согласовать возможность добровольного переселения соотечественника,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к МО «<адрес>» <адрес> о признании незаконным решения заместителя председателя межведомственной комиссии Администрации МО «<адрес>» <адрес>ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе согласовать возможность добровольного переселения соотечественника ФИО2 в <адрес>, а также об обязании административного ответчика устранить выявленные нарушения и согласовать участие истца ФИО2 в подпрограмме «Оказание содействия добровольному переселению в <адрес> соотечественников проживающих за рубежом» и областной государственной программы «Содействие занятости населения <адрес>» на 2014-2020 годы, вынести соответствующее решение на том основании, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 подал в Управление по вопросам миграции УМВД России по <адрес> заявление об участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

ДД.ММ.ГГГГ в Администрации МО «<адрес>» <адрес> состоялось заседание межведомственной комиссии по вопросам реализации подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в <адрес> соотечественников, проживающих за рубежом» и областной государственной «Содействие занятости населения <адрес>» на 2014-2020 годы, на котором рассматривалось заявление ФИО2 об участии в региональной программе, реализуемой в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом.

В поданном ФИО2 заявлении об участии в вышеуказанной программе подробно указаны все необходимые сведения, в том числе, что он проживает и является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>; трудоустроен (работает индивидуальным предпринимателем) и не нуждается в мерах поддержки со стороны государственных органов для адаптации на территории <адрес>, так как трудоустроен.

Однако, при рассмотрении указанного заявления на заседании межведомственной комиссии в Администрации МО «<адрес>» от членов указанной комиссии в адрес ФИО2 поступили требования о предоставлении дополнительных документов, в том числе документов подтверждающих его трудоустройство, включая выписку из ЕГРИП в отношении зарегистрированного ИП, свидетельства о постановке на налоговый учет, документов подтверждающих ведение предпринимательской деятельности (копии договоров и налоговой отчетности), некоторые из которых ФИО2 так и не смог представить, такие как налоговая отчетность, поскольку за истекший период с момента регистрации Налоговый кодекс РФ не предусматривает досрочное предоставление налоговой отчетности и уплату соответствующих видов налогов.

Кроме того, ФИО2 по требованию дополнительно были представлены документы, подтверждающие законность владения жилым помещением: договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и выписка из ЕГРН, принадлежащим ФИО2 на праве собственности, в котором он зарегистрирован по месту жительства.

Пункт 3 Положения о выдаче на территории РФ свидетельства участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, не предусмотрено обязательное предоставление вышеуказанных документов, следовательно, данные документы были истребованы незаконно членами указанной межведомственной комиссии.

Решением заместителя председателя межведомственной комиссии Администрации МО «<адрес>» <адрес>ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГФИО2 отказано в участии в программе по оказанию добровольному переселению соотечественников по основанию: в связи с невозможностью предоставления необходимых мер поддержки соотечественнику для его адаптации на выбранной территории проживания. Указанное основание является одним из основных критериев для отказа соотечественникам участия в программе «Содействия занятости населения <адрес>» на 2014-2020 года, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ОВГ – начальника ОРСБиВП УМВ УМВД России по <адрес> в адрес ФИО2 направлено уведомление об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы. В указанном уведомлении в обоснование причины отказано имеется ссылка на решение МО «<адрес>» <адрес>, в котором указано на невозможность предоставления необходимых мер поддержки.

Однако ФИО2 в своем заявлении не просил принять его участником областной государственной программы «Содействие занятости населения <адрес>» на 2014-2020 года.

ФИО2 подал заявление об участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, в котором указал и подтвердил на межведомственной комиссии, что проживает по адресу: <адрес> (находится в собственности), планируемая форма жилищного обустройства за счет собственных средств, работает индивидуальным предпринимателем, не нуждается в мерах поддержки со стороны государственных органов для адаптации на территории <адрес>, планирует продолжить предпринимательскую деятельность, при необходимости согласен на самостоятельное трудоустройство и переобучение по профессии на территории вселения.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена «Государственная программа показанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом». В соответствии с п.17 Госпрограммы, решения о выдаче свидетельства или аннулировании свидетельства участника Госпрограммы принимаются территориальными органами Федеральной миграционной службы по субъектам РФ, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения.

Пунктами 25 и 26 Госпрограммы по добровольному переселению указаны основания по которым не выдается свидетельство участника Государственной программы, а ранее выданное свидетельство участника Госпрограммы аннулируется.

В решении заместителя Главы Администрации МО «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе согласовать возможность добровольного переселения соотечественника ФИО2 в <адрес> указано основание для отказа в согласовании заявления, которое не предусмотрено пунктами 25 и 26 Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, в связи с чем, данное решение является незаконным и необоснованным. Кроме того, ФИО2 при обращении с данным заявлением указал, что не нуждается в каких-либо мерах поддержки и адаптации. Данное решение противоречит целям, предусмотренным п.7 указанной Госпрограммы, что в свою очередь нарушает права ФИО2 на участие в указанной программе.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании межведомственной комиссии Администрации МО «<адрес>» <адрес> не было установлено обстоятельств, которые могли бы являться основаниями для отказа в участии соотечественника в Госпрограмме по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе предусмотренных п. 2.3 Регламента приема участников программы, утвержденной начальником Департамента государственной службы занятости населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОД, достоверно не было установлено обстоятельств, предусмотренных Госпрограммой и препятствующих в согласовании добровольного переселения ФИО2 в <адрес>.

Ответчиком не представлено допустимых доказательств в подтверждение своих доводов.

Поэтому считает, что у МО «<адрес>» <адрес> отсутствовали полномочия по принятию решения о согласовании или нет участие ФИО2 в подпрограмме «Оказание содействия добровольному переселению в <адрес> соотечественников, проживающих за рубежом» на 2014-2020 годы, а также признать незаконным решение заместителя председателя межведомственной комиссии Администрации МО «<адрес>» <адрес>ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе согласовать возможность добровольного переселения соотечественника ФИО2 в <адрес>.

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился.

Представитель административного истца по доверенности ФИО5 поддержал исковое заявлении и уточнил исковые требования: просил признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО «<адрес>» <адрес> об отказе согласовать добровольное переселение соотечественника ФИО2 в подпрограмме «Оказание содействия добровольному переселению в <адрес>, соотечественников, проживающих за рубежом». Обязать уполномоченный орган местного самоуправления согласовать участие ФИО2 в подпрограмме «Оказание содействия добровольному переселению в <адрес>, соотечественников, проживающих за рубежом» областной государственной программы «Содействие занятости населения в <адрес>» на 2014-2020 годы».

Административный ответчик ФИО6 надлежаще извещенная о дате, месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явилась.

Представитель административного ответчика – Администрации МО «<адрес>» <адрес> по доверенности ФИО7 с административным исковым заявлением не согласилась полностью и поддержала, представленные возражения, согласно которым, в целях исполнения Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом», постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена областная государственная программа «Содействие занятости населения <адрес>» на 2014-2020 годы. Приказом начальника Департамента государственной службы занятости населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции приказов начальника Департамента государственной службы занятости населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОД, от ДД.ММ.ГГГГ-ОД) утвержден Регламент приема участников подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в <адрес> соотечественников, проживающих за рубежом» областной государственной программы «Содействие занятости населения <адрес>» на 2014-2020 годы на территории вселения.

Во исполнение вышеуказанного Указа Президента РФ, постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Администрации МО «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р создана межведомственная комиссия по вопросу реализации областной государственной программы «Содействие занятости населения <адрес>» на 2014-2020 годы на территории муниципального образования «<адрес>» <адрес>.

Согласно п. 2.4 Регламента орган местного самоуправления в течение 10 календарных дней со дня получения из Департамента занятости электронного варианта заявления подготавливает решение о согласовании участия соотечественника в подпрограмме либо об отказе в участии соотечественника в подпрограмме.

Довод заявителя о том, что ФИО2 трудоустроен и проживает в комнате, находящейся в его собственности, в связи с чем не нуждается в каких-либо мерах поддержки и адаптации, не находит своего подтверждения, поскольку факт его проживания по адресу: <адрес>, не подтверждается результатом проверки, проведенной сотрудником полиции, о чем имеются объяснительные, взятые с соседей.

Кроме того, в адрес ФИО2 03.07.20418 направлено письмо с уведомлением по вышеуказанному адресу. Однако, адресату данное письмо не было вручено по причине его отсутствия по месту регистрации.

Согласно Выписке из ЕГРИП ФИО2 поставлен на учет в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, а уже ДД.ММ.ГГГГ обратился в Департамент занятости с заявлением, то есть спустя три дня.

В п. 2.3 вышеуказанного Регламента содержится перечень оснований для отказа в участии соотечественника в Подпрограмме, к которым относятся в том числе: расположение вне территории вселения указанного в заявлении населенного пункта, где соотечественник хотел бы жить и работать после переселения в ФИО1; невозможность предоставления необходимых мер поддержки соотечественнику для его адаптации на выбранной территории проживания.

По результатам рассмотрения представленных ФИО2 документов, комиссией при голосовании единогласно принято решение не согласовывать возможность добровольного переселения его в <адрес>. Считают, что данное решение было принято в пределах компетенции и основания для удовлетворения заявления отсутствуют. На основании изложенного, просят суд отказать в удовлетворении административных исковых требований ФИО2

Заслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет административный иск об оспаривании решения государственного органа в том случае, если оспариваемое решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии одного из названных условий (при отсутствии совокупности этих условий) суд отказывает в удовлетворении административного иска (пункт 2).

Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии (пункт 1).

Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской ФИО1 лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

выходцы (эмигранты) из ФИО1 государства, Российской Республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (пункт 3).

Названным Федеральным законом также предусмотрено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации содействуют добровольному переселению соотечественников в ФИО1 (статья 13.1).

Порядок оказания содействия добровольному переселению в ФИО1 соотечественников, проживающих за рубежом, установлен Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в ФИО1 соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в ФИО1 соотечественников, проживающих за рубежом".

Согласно Государственной программе, решение соотечественника об участии в Государственной программе оформляется путем подачи им личного заявления в уполномоченный орган в стране своего постоянного проживания или на территории Российской Федерации, если соотечественник постоянно или временно проживает на территории Российской Федерации (пункты 15 - 16).

В соответствии с пунктом 17 Государственной программы (в редакции, действовавшей в момент принятия оспариваемых решений) решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения.

Основания, по которым не выдается свидетельство участника Государственной программы, предусмотрены пунктами 25, 26 Государственной программы. Однако пунктом 27 этой программы также предусмотрено, что названное свидетельство не выдается и в том случае, если соотечественник не соответствует требованиям региональной программы переселения субъекта Российской Федерации, избранного соотечественником для переселения.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена областная государственная программа «Содействие занятости населения <адрес>» на 2014-2020 годы.

Как следует из <адрес> государственной программы «Содействие занятости населения <адрес>» на 2014-2020 годы, ответственным исполнителем государственной программы является Департамент государственной службы занятости населения <адрес>, исполнителями основных мероприятий являются – Департамент занятости, Смоленские областные государственные казенные учреждения службы занятости; органы исполнительной власти; органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес>; Управление по вопросам миграции Управления МВД РФ по <адрес>.

В каждом муниципальном образовании, в которое направляются для вселения соотечественники, создается межведомственная комиссия по регулированию процесса переселения соотечественников под председательством главы или заместителя главы муниципального образования, которая рассматривает и согласовывает поступающие заявления соотечественников, желающих переселиться на территорию данного муниципального образования.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 в Управление по вопросам миграции УМВД России по <адрес> было подано заявление об участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (л.д.78-91), которое было направлено в Департамент государственной службы занятости населения <адрес>.

Департамент службы занятости в свою очередь направил данное заявление ФИО2 Главе МО «<адрес>» <адрес> для принятия решения по данному заявлению в соответствии с Регламентом приема участников подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в <адрес> соотечественников, проживающих за рубежом», которое поступило в Администрацию ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения -р Администрации МО «<адрес>» <адрес> была создана межведомственная комиссия по реализации областной государственной программы «Содействие занятости населения <адрес>» на 2014-2020 года на территории муниципального образования «<адрес>» <адрес>.

Из представленной выписки из решения от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что по результатам проверки заявлений соотечественников, желающих принять участие в подпрограмме «Оказание содействия добровольному переселению в <адрес> соотечественников, проживающих за рубежом» областной государственной программы «Содействие занятости населения» <адрес> на 2014-2020 годы орган местного самоуправления <адрес>» <адрес> не согласовывает возможность добровольного переселения в <адрес>ФИО2, гражданина Республики Таджикистан по причине невозможности предоставления необходимых мер поддержки соотечественнику для его адаптации на выбранной территории проживания.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ОВГ – начальника ОРСБиВП УМВ УМВД России по <адрес> в адрес ФИО2 направлено уведомление об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы. В указанном уведомлении в обоснование причины отказано имеется ссылка на решение МО «<адрес>» <адрес>, в котором указано на невозможность предоставления необходимых мер поддержки, а также ссылка на п. 2.3 «Регламента приема участников подпрограммы на территории вселения» в связи с невозможностью его трудоустройства (л.д.9).

ФИО2 в своем заявлении об участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в ФИО1 соотечественников, проживающих за рубежом, указал, что проживает по адресу: <адрес> (находится в собственности), планируемая форма жилищного обустройства за счет собственных средств, работает индивидуальным предпринимателем, не нуждается в мерах поддержки со стороны государственных органов для адаптации на территории <адрес>, планирует продолжить предпринимательскую деятельность, при необходимости согласен на самостоятельное трудоустройство и переобучение по профессии на территории вселения.

Администрации МО «<адрес>» <адрес> принимая решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе согласования участия соотечественника ФИО2 в подпрограмме «Оказание содействия добровольному переселению в <адрес>, соотечественников, проживающих за рубежом» областной государственной программы «Содействие занятости населения в <адрес>» на 2014-2020 годы», указывая причину: невозможность предоставления необходимых мер поддержки соотечественнику для его адаптации на выбранной территории проживания не указала, в каких мерах поддержки ФИО2 нуждается. Как следует из заявления ФИО2 он в мерах поддержки, которые не могут ему предоставить не нуждается.

Довод административного ответчика о том, что ФИО2 не проживает в жилом помещении, принадлежащим ему на праве долевой собственности, не может принят судом во внимание, так как объяснения от соседей были взяты после принятия решения об отказе согласовать возможность добровольного переселения соотечественника ФИО2 в <адрес> и по данному основанию решение не принималось.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение непосредственно затрагивает права административного истца на уважение личной и семейной жизни, охраняемые ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, не оправдано крайней социальной необходимостью, и не может быть признано отвечающим закону.

С учетом изложенного, суд, проанализировав приведенные правовые нормы, фактические обстоятельства дела, полагает, что оспариваемое административным истцом решение администрации МО «<адрес>» <адрес> подлежит признанию не законным. Поэтому суд обязывает администрацию МО «<адрес>» <адрес> принять решение о согласовании участия соотечественника ФИО2 в подпрограмме «Оказание содействия добровольному переселению в <адрес>, соотечественников, проживающих за рубежом» областной государственной программы «Содействие занятости населения в <адрес>» на 2014-2020 годы».

Руководствуясь ст., ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования ФИО2.

Признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> об отказе согласования участия соотечественника ФИО2 в подпрограмме «Оказание содействия добровольному переселению в <адрес>, соотечественников, проживающих за рубежом» областной государственной программы «Содействие занятости населения в <адрес>» на 2014-2020 годы».

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> принять решение о согласовании участия соотечественника ФИО2 в подпрограмме «Оказание содействия добровольному переселению в <адрес>, соотечественников, проживающих за рубежом» областной государственной программы «Содействие занятости населения в <адрес>» на 2014-2020 годы».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд в течение месяца, со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Дорогобужский районный суд.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ года

Копия верна

Судья Дорогобужского районного суда

<адрес>ФИО8