Дело №а-4717/17 03 августа 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
Всеволожский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Береза С.В.
при секретаре ФИО3,
с участием помощника Всеволожского городского прокурора <адрес>ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО8» <адрес> к Всеволожской городской прокуратуре <адрес> о признании незаконным и отмене Представления № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> обратилась в суд с административным иском к Всеволожской городской прокуратуре <адрес> в обоснование требований указав что 14.02.2017г. в адрес административного истца поступило Представление № Всеволожской городской прокуратуры об устранении нарушений федерального законодательства которое является незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Исходя из текста Представления оно явилось результатом проверки соблюдения муниципальными образованиями Всеволожского муниципального района <адрес> требований федерального законодательства при реализации государственной программы «Доступная среда». При этом административный истец не был надлежащим образом уведомлен о проведении проверки, а также не ознакомлен с распорядительным документом о дате и основании ее проведения, то есть не имел возможности обеспечить защиту своих прав и законных интересов, в том числе, путем предоставления документов и пояснений до вынесения оспариваемого Представления.
При этом отсутствует надлежащее решение о проведении проверки, принятое в соответствии с нормами ФЗ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», результатом которой и явилось вынесение в отношении административного истца Представления, что, по мнению административного истца, свидетельствует о незаконности действий органов прокуратуры.
14.02.2017г. в администрацию МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> поступили:оспариваемое Представление за исходящим номером 01-12-2017 от 09.02.2017г., протест Всеволожской городской прокуратуры <адрес> за исходящим номером 01-11-2017 от 09.02.2017г.
По реквизитам данных документов следует, что обе меры прокурорского реагирования приняты были одновременно – 09.02.2017г.
Административным истцом был отклонен протест письмом от 22.02.2017г., и представление письмом от 16.03.2017г.
По тексту представления и протеста следует, что данные меры прокурорского реагирования приняты Всеволожской городской прокуратурой в результате проверок по одним и тем же фактам и обстоятельствам, в частности, в отношении одного и того же нормативного правового акта администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> – Постановления № от 06.02.2017г.
Так как действующее законодательство не предусматривает право органов прокуратуры принимать две меры прокурорского реагирования по результатам одной проверки либо двух проверок, но по одним и тем же фактам, оспариваемое постановление и по этим основаниям, по мнению административного истца, является незаконным.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ администрацией ФИО9 район» <адрес> утвержден план мероприятий по повышению показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых в них услуг («дорожная карта»).
По мнению административного истца, указанный план разработан в полном соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности» и приложений к нему.
В соответствии с пунктом 12 Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обеспечивают привлечение представителей общественных объединений инвалидов к разработке проектов планов мероприятий и их общественное обсуждение.
Привлечение представителей общественных объединений инвалидов к разработке проектов планов мероприятий и их общественное обсуждение осуществлено в соответствии с Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, которым создана Межведомственная комиссия по координации деятельности в сфере формирования доступной среды для жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, в состав которой входят руководители общественных организаций инвалидов (ВОИ, ВОГ, ВОС) <адрес>.
Проект Плана мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых в них услуг («дорожная карта») Всеволожского муниципального района <адрес> рассмотрен на заседании Комиссии (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ).
В обсуждении Плана мероприятий приняли участие представители районных общественных организаций: председатель Сертоловской городской организации <адрес> организации Всероссийского общества инвалидов, председатель <адрес>ной организации инвалидов «Всероссийское ордена трудового Красного Знамени общество слепых», председатель <адрес>ной организации «Всероссийское общество глухих». Комиссией рекомендовано утвердить список объектов, подведомственных администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, подлежащих приспособлению для доступности инвалидов на 2017 и последующие годы и План мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых в них услуг («дорожная карта») Всеволожского муниципального района <адрес>.
В связи с чем административный истец считает, что при разработке Плана мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых в них услуг («дорожная карта») Всеволожского муниципального района <адрес> было обеспечено привлечение представителей общественных объединений инвалидов и его общественное обсуждение.
В 2016 году на комплектование фондов 19 библиотек администрациями городских и сельских поселений было выделено 560000 рублей. В среднем, из бюджетов поселений, на одну библиотеку приходится около 30000 рублей. Из бюджета МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> выделяются финансовые средства на комплектование книжных фондов МКУ «ВМБ» в рамках реализации подпрограммы «Наша библиотека» муниципальной программы «Развитие культуры Всеволожского муниципального района <адрес>» на комплектование фондов редкими краеведческими изданиями.
Для реализации гарантированного права инвалидов на получение необходимой информации, в том числе, посредством приобретения периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, а также во исполнение полномочий, МКУ «Всеволожская межпоселенческая библиотека» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ с СПб ГБУК «Государственная библиотека для слепых и слабовидящих» на организацию работы библиотечного пункта при МКУ «Всеволожская межпоселенческая библиотека», предметом которого является сотрудничество по организации библиотечного пункта выдачи во Всеволожской межпоселенческой библиотеке, с целью обеспечения литературой, в том числе, в специальных форматах, слепых и слабовидящих граждан, которое осуществляется на базе Всеволожской городской центральной библиотеки им. ФИО4<адрес>.
На ДД.ММ.ГГГГ данный фонд составляет 260 документов: 120 аудиокассет, 71 CD-диск, 69 флешкарт, пользователями которого являются слепые и слабовидящие инвалиды, которыми осуществлено за 2016 год 150 посещений и выдано 260 документов. При условии обращения слепых и слабовидящих граждан в городские и сельские библиотеки за специальной литературой, их заявки удовлетворяются посредством фонда специального книжного фонда ЦГБ им. Слепухина.
Административный истец полагает, что нарушения федерального законодательства, гарантирующего права лиц, с ограниченными физическими возможностями, на обеспечение равных возможностей в реализации гражданских, экономических политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, администрацией МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> не допущены.
В связи с чем административный истец просит суд:
- признать незаконным и отменить представление Всеволожской городской прокуратуры <адрес> от 09.02.2017г. № об устранении нарушений федерального законодательства, принятое в отношении администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>.
В настоящем судебном заседании представитель административного истца исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в административном иске, просила суд их удовлетворить.
Помощник Всеволожского городского прокурора <адрес>ФИО5 возражала против удовлетворения административных исковых требований, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административный иск.
Представитель заинтересованного лица Комитета по социальным вопросам администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>, поддержала административные искровые требования, просила суд их удовлетворить, поддержала письменные объяснения, представленные в материалы настоящего дела.
Выслушав мнение участников процесса, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения административных исковых требований, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ст.6 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации», требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.ст.9.1, 2, 27, 30, 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» в качестве одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона названо представление об устранении нарушений закона.
В п.3 ст.22 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п.1 ст.21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно п.1 ст.24 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации», представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В силу п.2 ст.1 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительнымиорганами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В соответствии с п.1 ст.21 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации», предметом надзора являются:соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Согласно п.1 ст.27 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении возложенных на него функций прокурор:рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
В силу положений пунктов 1,2 и 3 ст.6 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Материалами административного дела установлено, ДД.ММ.ГГГГ за исходящим номером 07-38-<адрес> прокуратурой, в том числе и в адрес Всеволожской городской прокуратуры <адрес>, было дано задание о проведении проверки соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления законодательства при использовании средств федерального бюджета, выделенных на государственную поддержку инвалидов, в том числе на реализацию государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы.
ДД.ММ.ГГГГ за исходящим номером 07-36 Всеволожской городской прокуратурой <адрес> всем главам администраций муниципальных образований Всеволожского муниципального района <адрес>, во исполнение указанного поручения <адрес> прокуратуры, было направлено письмо о проведении проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства при использовании средств федерального бюджета, выделенных на государственную поддержку инвалидов, в том числе на реализацию государственной программы «Доступная среда» на 2011-2012 годы.
Письмом от 07.2017 г. исходящий № Комитет финансов МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в адрес Всеволожской городской прокуратуры <адрес> предоставил истребуемую информацию.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем Всеволожского городского прокурора <адрес> – ФИО6 в адрес главы администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> - ФИО7 внесено Представление об устранении нарушений Федерального законодательства.
Указанное Представление административный истец просит признать не законным и отменить, по основаниям, изложенным в административном иске.
В обоснование оспариваемого Представления, указано, что ДД.ММ.ГГГГ принят Федеральный Закон №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов». Указанным Законом, статья 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры» - изложена в новой редакции, в соответствии с которой на органы местного самоуправления возлагаются дополнительные обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа к объектам инженерной и транспортной инфраструктур. Согласно части 3 статьи 26 ФЗ №419-ФЗ, изменения вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ Частью 4 статьи 26 определено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. Порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности». Согласно пункту 2 утвержденных Правил, в целях поэтапного обеспечения для инвалидов условий доступности объектов и услуг, определенных статьей 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», иными законами и муниципальными правовыми актами, мероприятия, указанные в пункте 1 настоящих Правил, включается в план мероприятий («дорожную карту») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг, предусматривающий сроки их реализации и ответственных исполнителей. При этом пунктом 7 Правил утверждены требования к содержанию Плана мероприятий, а также форма таблицы повышения значений показателей доступности для инвалидов. Постановлением администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден план мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых в них услуг («дорожная карта»). Вместе с тем в прилагаемой таблице показатели, дифференцируемые в зависимости от стойких расстройств функций организма (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата) отсутствуют. Наименование мероприятий носит общий характер и не конкретизированы. Предоставленные отчеты свидетельствуют о том, что основное внимание уделено лишь адаптации зданий, в которых расположены объекты, в которых осуществляется работа с лицами, на которых распространяет действие муниципальная программа по защите определенных групп населения. <адрес> в целом мероприятиями не охватывается. В соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства РФ №, органы местного самоуправления обеспечивают привлечение представителей общественных объединений инвалидов к разработке проектов планов мероприятий и их общественное обсуждение. Постановление администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> принято в нарушение указанных требований без привлечения общественного объединения и общественного обсуждения проекта, что могло негативно сказаться на значимости запланированных мероприятий, которые приняты без учета мнения представителей лиц с ограниченными физическими возможностями, которые и являются конечными потребителями специальной инфраструктуры района. С учетом изложенного, указанный нормативный правовой акт является противоречащим действующему законодательству ввиду несоблюдения установленной формы обязательных приложений и процедуры его принятия, с учетом чего он нуждается в доработке. Статьей 14 ФЗ №181-ФЗ государством гарантировано право инвалидов на получение необходимой информации. Данное право должно реализовываться в том числе, посредством приобретения периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе для издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля. При этом, согласно требованиям приведенной статьи, приобретение указанной литературы для муниципальных библиотек является расходным обязательством органа местного самоуправления. В соответствии с вышеприведенной статьей ФЗ №181-ФЗ, органами местного самоуправления создаются условия в подведомственных учреждениях для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового языка; обеспечиваются подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка преподавателей и переводчиков русского жестового языка, развитие русского жестового языка. Вместе с тем, согласно представленных выписок из бюджета на 2015, 2016, а также на 2017 год, расходные обязательства на реализацию указанных мероприятий бюджетом МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> не предусмотрены, с учетом чего указанные мероприятия не реализуются. Выявленные нарушения свидетельствуют о неполноте реализуемых органами местного самоуправления района полномочий в сфере адаптации объектов инфраструктуры для потребностей лиц с ограниченными физическими возможностями, предусмотренных статьей 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», следствием чего является нарушение прав указанной категории граждан на обеспечение равных возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В связи с чем, вынесено требование о рассмотрении представления с участием представителя Всеволожской городской прокуратуры <адрес> с обязательным ведением протокола, с предварительным согласованием с Всеволожским городским прокурором <адрес> времени и даты рассмотрения данного представления; о принятии мер к устранению указанных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, в установленный законом месячный срок; о решении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст.192 ТК РФ лиц, допустивших указанные нарушения закона, с предоставлением копий приказов о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности во Всеволожскую городскую прокуратуру <адрес>.
Однако установленные в оспариваемом Представлении Всеволожской городской прокуратуры <адрес> обстоятельства не основаны на фактических обстоятельствах дела и опровергнуты в ходе рассмотрения настоящего административного дела.
Так, Постановлением администрации МО «Всеволожский муниципальныйрайон» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден план мероприятий поповышению значений показателей доступности для инвалидов объектов ипредоставляемых в них услуг («дорожная карта››).
В оспариваемом Представлении заместитель Всеволожского городского прокурора <адрес> пришел к выводу о том, что в прилагаемойтаблице показатели, дифференцируемые в зависимости от стойких расстройствфункций организма (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата) отсутствуют; наименование мероприятий носит общий характер и не конкретизированы».
Между тем, Постановление администрации МО «Всеволожский муниципальный район»<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении плана мероприятий поповышению показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых в нихуслуг («дорожной карты››) Всеволожского муниципального района Ленинградскойобласти» принято в связи свступлением в силу с ДД.ММ.ГГГГ изменений в ст.15 ФЗ РФ №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «Осоциальной защите инвалидов в РФ». Изменения в указанную статью внесены ФЗ РФ№-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в отдельные законодательные актыРоссийской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи сратификацией Конвенции о правах инвалидов».
План мероприятий по повышению показателей доступности для инвалидовобъектов и предоставляемых в них услуг («дорожной карты››) разработан в соответствии стребованиями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке и срокахразработки федеральными органами исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значенийпоказателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферахдеятельности»и приложений к нему.
В приложенной к Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ№ таблице повышениязначений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых в нихуслуг Всеволожского муниципального района <адрес> (раздел 2 контрольные показатели реализации дорожной карты) наряду с общими показателями,характеризующими доступность объектов и услуг для всех инвалидов, перечисленыпоказателидифференцируемые в зависимости от стойких расстройств функций организма (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата) - п.п.1.2., 1.3., 1.12., 1.13. (всфере образования), п.п.2.1., 2.9., 2.11. (в социальной сфере), п.п.3.2., 3.3., 3.12 (в сфере культуры), п.п.4.2., 4.12. (в сфере транспортного обслуживания).
В разделе 3перечня мероприятий, реализуемых для достижения запланированныхзначений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых в нихуслуг Всеволожского муниципального района <адрес> указанымероприятия по поэтапному повышению значений показателей доступностипредоставляемых инвалидам услуг с учетом имеющихся у них нарушенных функцийорганизма, а также по оказанию помощи в преодолении барьеров, препятствующихпользованию объектами и услугами (раздел ІІІ). Перечисленные мероприятиясоответствуют требованиям действующего законодательства в сфере обеспечениядоступности для инвалидов объектов и предоставляемых в них услуг и максимальноконкретизированы.
Также в оспариваемом Представлении заместитель Всеволожского городского прокурора <адрес> указала, что инфраструктура района в целом мероприятиями не охватывается.
Между тем, в соответствии с пунктом 6 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, разработка планамероприятий муниципального образования осуществляется местной администрацией всоответствии с полномочиями органов местного самоуправления по решениювопросов местного значения.
В связи с чем, в список объектов инфраструктуры Всеволожского муниципальногорайона <адрес> по сферам деятельности (Приложение 2 к Постановлению)включены объекты Всеволожского муниципального района в социальной сфере,сфере культуры, образования и транспорта, включенные в реестр имущества,принадлежащего администрации Всеволожского муниципального района,подведомственные администрации района с учетом полномочий органа местногосамоуправления, установленных ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Обобщих принципах местного самоуправления в Российской Федерации». Иные объекты, находящиеся на территории Всеволожского муниципального района, в том числе в сферездравоохранения, труда и занятости, информации и связи, торговли и др., в дорожнуюкарту не включаются.
В частности, учреждения здравоохранения переданы в собственность<адрес> на основании распоряжения Правительства Ленинградскойобласти от ДД.ММ.ГГГГ№-р «О принятии в государственную собственность<адрес> муниципальных учреждений здравоохранения муниципальногообразования «Всеволожский муниципальный район».
Также заместитель Всеволожского городского прокурора <адрес> указала, что в соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства РФ №, органы местного самоуправления обеспечивают привлечение представителейобщественных объединений инвалидов к разработке проектов планов мероприятий и их общественное обсуждение, а Постановление администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> принято в нарушение указанных требований без привлечения общественногообъединения и общественного обсуждения проекта.
Указанное обстоятельство не нашло своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и опровергнуто представленными документами.
В соответствии с пунктом 12 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ федеральныеорганы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, органы местного самоуправления обеспечивают привлечениепредставителей общественных объединений инвалидов к разработке проектовпланов мероприятий и их общественное обсуждение.
В свою очередь, общественное обсуждение - это публичное обсуждение общественно значимыхвопросов, а также проектов решений органов местного самоуправления с обязательнымучастием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и представителейграждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваютсясоответствующим решением.
Привлечение представителей общественных объединений инвалидов к разработкепроектов планов мероприятий и их общественное обсуждение осуществлено всоответствии с Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№, которымсоздана Межведомственная комиссия по координации деятельности в сфереформирования доступной среды для жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, в состав которой входятруководители общественных организаций инвалидов Всеволожскогорайона:Сертоловской городской организации Общественной организации Ленинградскойобластной организации Всероссийского общества инвалидов; общественной организации инвалидов по зрению; общественной организации инвалидов по слуху.
Комиссия имеет право определять приоритетные объекты социальнойинфраструктуры и координировать деятельность в сфере формирования доступной средыжизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения; приниматьрешения о необходимости выполнения работ по адаптации объектов социальнойинфраструктуры для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения, и о включении ОСИ, доступных для инвалидов, в информационныйресурс «Карта доступности».
Проект Плана мероприятий по повышению значений показателейдоступности для инвалидов объектов и предоставляемых в них услуг, был рассмотрен назаседании Комиссии, что следует из Протокола от ДД.ММ.ГГГГ.
В обсуждении приняли участие и выступили представители районных
общественных организаций: председатель Сертоловской городской организации<адрес> организации Всероссийского общества инвалидов, председатель <адрес>ной организации инвалидов «Всероссийскоеордена трудового Красного Знамени общество слепых»,председатель <адрес>ной организации «Всероссийское общество глухих».
Комиссией было рекомендовано утвердить список объектов, подведомственныхадминистрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>,подлежащих приспособлению для доступности инвалидов на 2017 и последующие годы иПлан мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидовобъектов и предоставляемых в них услуг («дорожная карта») <адрес>.
Проект плана мероприятий по повышению значений показателей доступности дляинвалидов объектов и предоставляемых в них услуг («дорожная карта») <адрес> направлялся Комитетом в общественныеорганизации инвалидов для ознакомления и предоставления письменных предложений.
От общественных организаций инвалидов получены письменные ответы попроекту.
Также заместитель Всеволожского городского прокурора <адрес> указывает, что ст.14 ФЗ №І81-ФЗ государством гарантированоправо инвалидов на получение необходимой информации. Данное право должнореализовываться в том числе, посредством приобретения периодической, научной,учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературыдля инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля. Расходные обязательства на реализацию указанных мероприятийбюджетом МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> не предусмотрены, с учетомчего указанные мероприятия не реализуются.
Действительно, в соответствии с п.11 ст.14 ФЗ РФ отДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправленияв Российской Федерации», полномочия по организации библиотечногообслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечныхфондов библиотек поселения относятся к вопросам местного значения городских исельских поселений.
Согласно п.19 ст.15 ФЗ РФ отДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления вРоссийской Федерации», организация библиотечного обслуживания населениямежпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности ихбиблиотечных фондов, относится к полномочиям муниципального района.
В материалы настоящего административного дела представлены сведения о том, что в муниципальном образовании «Всеволожский муниципальный район» <адрес> действует 28 библиотек, расположенных на территориях городских и сельских поселений.
В общем количестве библиотек действует муниципальное казенное учреждение«Всеволожская межпоселенческая библиотека», созданное для реализации полномочийМО «Всеволожский муниципальный район» ЛО по организации библиотечногообслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектованию иобеспечению сохранности их библиотечных фондов.
На основании решений Совета депутатов о передаче осуществления частиполномочий по решению вопросов местного значения, поселения передаютмуниципальному образованию «Всеволожский муниципальный район» ЛО, амуниципальное образование «Всеволожский муниципальный район» ЛО на основанииРешения Совета депутатов Всеволожского муниципального района о принятииосуществления муниципальным образованием «Всеволожский муниципальный район»<адрес> части полномочий по решению вопросов местного значения отмуниципальных образований городских и сельских поселений, принимает полномочия поорганизации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечениюсохранности библиотечных фондов библиотек: МО «<адрес>», МО«Рахьинское городское поселение», МО «Кузьмоловское городское поселение», МО«Агалатовское сельское поселение», МО «Куйвозовское сельское поселение», МО«Лесколовское сельское поселение», МО «Романовское сельское поселение», МО«Щегловское сельское поселение», МО «Токсовское городское поселение», МО«Сертолово», МО «Свердловское городское поселение».
В соответствии с решениями представительных органов администрациямимуниципальных образований заключаются соглашения о передаче иных межбюджетныхтрансфертов и субсидий в бюджет муниципального образования «<адрес>» ЛО. При этом в расчет необходимых средств на реализациюполномочий, включаются финансовые средства на приобретение новой литературы икомплектование фондов библиотек.
Сторона административного истца, и заинтересованное лицо представили суду сведения о том, что в 2016 году на комплектование фондов 19 библиотек администрациямигородских и сельских поселений было выделено 560000 рублей. В среднем, избюджетов поселений, на одну библиотеку приходится около 30000 рублей. Из бюджетаВсеволожского муниципального района <адрес> выделяются финансовые средства накомплектование книжных фондов МКУ «Всеволожская межпоселенческая библиотека» врамках реализации подпрограммы «Наша библиотека» муниципальной программы«Развитие культуры Всеволожского муниципального района <адрес>» накомплектование фондов редкими краеведческими изданиями.
Исполняя полномочия по организации библиотечного обслуживания населенияпоселений, МКУ «Всеволожская межпоселенческая библиотека», осуществляет не толькокомплектование книжных фондов библиотек района, но и оказывает информационно-методическую помощь библиотекам, одним из направлений которой, являетсямежбиблиотечный абонемент (обмен книгами).
Для реализации гарантированного права инвалидов на получениенеобходимой информации, в том числе, посредством приобретения периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественнойлитературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах ирельефно-точечным шрифтом Брайля, а также во исполнение полномочий и в целяхрационального использования бюджетных средств, МКУ «Всеволожскаямежпоселенческая библиотека» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ с СПб ГБУК«Государственная библиотека для слепых и слабовидящих» на организацию работыбиблиотечного пункта при МКУ «Всеволожская межпоселенческая библиотека»,предметом которого является сотрудничество по организации библиотечного пунктавыдачи во Всеволожской межпоселенческой библиотеке, с целью обеспечениялитературой, в том числе в специальных форматах, слепых и слабовидящих граждан,которое осуществляется на базе Всеволожской городской центральной библиотеки им.ФИО4<адрес>.
При этом Всеволожская ГЦБ им.Слепухина имеетвозможность через обменный фонд предоставлять специальную литературу любомуслепому и слабовидящему читателю, проживающему в <адрес> и <адрес>.
На ДД.ММ.ГГГГ данный фонд составляет 260 документов: 120 аудиокассет, 71 СД-диск, 69 флешкарт. Пользователями фонда являются 4 слепых и 19 слабовидящихинвалидов, которыми осуществлено за 2016 год 150 посещений и выдано 260 документов.
В целях организации работы с инвалидами по зрению по обеспечению ихзапросов в предоставлении специальной литературы, до заведующих городских исельских библиотек Всеволожского муниципального района <адрес> доводится информация обимеющемся книжном фонде специальной литературы Всеволожской ГЦБ им.Слепухина,необходимости организации индивидуального обслуживания инвалидов по зрению. Приусловии обращения слепых и слабовидящих граждан в библиотеки за специальнойлитературой, их заявки удовлетворяются посредством фонда специального книжногофонда ЦГБ им.Слепухина.
МКУ «Всеволожская межпоселенческая библиотека» имеет официальный сайт,который адаптирован версией для слабовидящих, с информацией о получении услуг дляинвалидов. Также в 2017 году запланировано обучение специалистов МКУ«Всеволожская межпоселенческая библиотека» по обеспечению доступности дляинвалидов и предоставлению услуг.
В соответствии с ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации повопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правахинвалидов», требования по обеспечению доступности в предоставлении инвалидам услугпо библиотечному обслуживанию населения учтены в административных регламентах попредоставлению муниципальных услуг: «Предоставление услуг по организациибиблиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками», утвержденного постановлением администрации МО «Всеволожский муниципальныйрайон» ЛО № от ДД.ММ.ГГГГ и «Предоставление доступа к справочно-поисковому аппарату библиотек, базам данных», утвержденному постановлениемадминистрации от ДД.ММ.ГГГГ№.
С целью оказания услуг инвалидам, имеющим стойкие нарушения функциизрения и самостоятельного передвижения, и оказанию им помощи в преодолениибарьеров, препятствующих пользованию услугами, в рамках муниципальнойпрограммы «Социальная поддержка граждан Всеволожского муниципальногорайона <адрес>», утвержденной постановлением администрации МО«Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в2016 г. за счет средств местного бюджета прошли обучение по дополнительнойпрофессиональной программе повышения квалификации «Организация деятельностиучреждений по обеспечению доступности для инвалидов объектов и предоставляемыхуслуг» 14 сотрудников Комитета по социальным вопросам и организаций, подведомственных Комитету.
В рамках государственной программы <адрес> «Социальнаяподдержка отдельных категорий граждан <адрес>» за счет средствобластного бюджета с целью повышения квалификации в 2015 году обучение на семинаре«Особенности работы с людьми с одновременным нарушением слуха и зрения(слепоглухонемыми)›› прошли 3 сотрудника подведомственных Комитету по социальнымвопросам учреждений, а в 2016 году - по программе повышения квалификации понаправлению «Сурдоперевод» прошли итоговую аттестацию 2 сотрудника указанныхучреждений.
В пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» указано, что исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Исследовав основания, указанные заместителем Всеволожского городского прокурора <адрес>, положенные в основу оспариваемого Представления, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о несоответствии изложенных в Представлении выводов фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем Представление Всеволожской городской прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным.
В тоже время, административные исковые требования администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в части отмены Представления удовлетворению не подлежат, так как после вступления настоящего решения суда в законную силу, Всеволожский городской прокурор <адрес> должен самостоятельно отменить внесенное в адрес административного истца Представление.
При таком положении дела, административные исковые требования администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> о признании незаконным и отмене Представления Всеволожской городской прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подлежат частичному удовлетворению, по вышеизложенным судом основаниям.
НА основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 218-226 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> к Всеволожской городской прокуратуре <адрес> о признании незаконным и отмене Представления № от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить частично.
Признать незаконным Представление заместителя Всеволожского городского прокурора – ФИО6№ от ДД.ММ.ГГГГ
В удовлетворении административных исковых требований Администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.
Судья: