Дело №а-4727/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 ноября 2021 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Теркулова Х.А.
при помощнике судьи Шведове Р.Н.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению СНТ «Юбилейный» к Солнечногорскому отделу Управления Росреестра по Московской области о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по заявлению об обязании осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности,
УСТАНОВИЛ:
СНТ «Юбилейное « обратилось в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Московской области, в котором просит признать незаконным Решение (уведомление) №КУВД-001/2020-17060722/3 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права, обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права и постановку на кадастровый учет объекта недвижимости - дома сторожа, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Солнечногорск, д. Хоругвино, тер. СНТ «Юбилейный» на основании заявления №MFC№ и представленных документов.
В обоснование административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцом подано заявление о государственной регистрации права и постановки на кадастровый учет объекта недвижимости - дома сторожа, расположенного по адресу: Московская область, г.о. Солнечногорск, д. Хоругвино, тер. СНТ «Юбилейный». ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком вынесено оспариваемое решение. По мнению административного истца, данное решение вынесено незаконно, поскольку объект недвижимости - дом сторожа, расположенный по адресу: Московская область, г.о. Солнечногорск, д. Хоругвино, тер. СНТ «Юбилейный» не является вспомогательным и отсутствие иного основного строения на земельном участке не является препятствием для регистрации права собственности.
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика, уведомленный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Рассмотрев материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу приведенной нормы, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов лица, обжалующего данный акт.
В силу части 2 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ СНТ «Юбилейный» обратился к Управление Росреестра по Московской области с заявлением о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации прав здания, а именно дома сторожа, расположенного по адресу Московская область, городской округ Солнечногорск, д. Хоругвино, тер.
ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком вынесено уведомление № КУВД-001/2020-17060722/1 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объектов недвижимости, в связи с тем, что «согласно ст. 135 Гражданского кодекса РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи. Вместе с тем в актуальных сведениях ЕГРН, а также в представленных документах отсутствует информация о том, что на земельном участке с кадастровым номером 50:090020550:115 расположено основное здание, сооружение, по отношению к которому новое сооружение выполняет вспомогательную функцию. Критерием для отнесения строений вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию». Управление Росреестра просит устранить указанную в уведомлении причину, препятствующую осуществлению своих функций и по истечению срока, уведомляет об отказе в постановке на кадастровый учет и государственной регистрации прав
Согласно техническому плану здания, подготовленного кадастровым инженером, критерием для отнесения строений и сооружением к вспомогательным является наличие на земельном участке основного здания, строения или сооружения, с которым вспомогательное строение или сооружение имеет непосредственную связь (технологическую, функциональную, целевую, эксплуатационную) и выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию.
Согласно письму Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ№-ИП/08 «О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства» под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения.
Пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности отнесены здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания, или сооружения, либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ГОСТ Р 54257-210 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования» к сооружениям пониженного уровня ответственности относятся теплицы, парники, мобильные здания (сборно-разборные и контейнерного типа), склады временного содержания, бытовки вахтового персонала и другие подобные сооружения с ограниченными сроками службы и пребыванием в них людей.
Объекты вспомогательного назначения не имеют самостоятельного функционального назначения, а рассматриваются в качестве улучшения того земельного участка, для обслуживания которого возведены, а потому следуют его судьбе.
Для постановки на кадастровый учет заявлено нежилое здание, наименование - Дом сторожа. Согласно позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>, порядок присвоения наименования объектам капитального строительства законодательством Российской Федерации не установлен. Кроме того, характеристика "наименование" является дополнительной. Наименование объекта внесено на основании Декларации об объекте недвижимости, и не противоречит виду разрешенного использования земельного участка.
Характеристики здания: материал наружных стен: деревянные; этажность: 1; год завершения строительства: 2003.
В соответствии со ст. 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Исчерпывающий перечень оснований приостановления государственной регистрации установлен статьей 26 Закона №218-ФЗ.
Согласно ст. 27 Закона №218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 Закона № 218-ФЗ.
Таким образом, из ст.ст. 26 и 27 Закона № 218-ФЗ определенно следует, что причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, безусловно первоначально должны быть основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, и только после их не устранения заявителем должны быть основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Суд приходит к выводу о том, что административный ответчик при вынесении обжалуемого решения не учел, что заявленное здание по своему назначению является самостоятельным объектом недвижимости, объект не связан с осуществлением строительства или реконструкции зданий и сооружений, расположенных на земельном участке, по отношению к которым данное строение выполняет вспомогательную функцию, ограничения по сроку его службы или по сроку пребывания в нем людей не имеется, в связи с чем, данный объект недвижимости не является вспомогательным и отсутствие иного основного строения на участке не является препятствием для регистрации права собственности.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственной регистрации недвижимости" Статья 70 - Особенность осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях п. 10. В срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовка технического плана в целях осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд зданий, сооружений, относящихся к имуществу общего пользования и созданных до дня вступления в силу Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании декларации, составленной и заверенной председателем садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и правоустанавливающего документа на земельный участок общего назначения, на котором расположены такие здания, сооружения. При этом для подготовки технического плана предоставление разрешения на строительство и (или) разрешения на ввод в эксплуатацию таких зданий, сооружений, а также иных документов не требуется.
Здание построено до введения в действие Градостроительного Кодекса. Указано описание местоположения здания в соответствии с ФИАС (пп.7 п.43 Требований). Так как в программе ПКЗО невозможно полностью структурировать адрес в соответствии с ФИАС, то дополнительная часть адреса, которую не удалось структурировать, в виде слов "городской округ Солнечногорск" указана в поле Other (При отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства заполняется строка "Местоположение объекта недвижимости", в которой в структурированном в соответствии с ФИАС виде указывается местоположение здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства с указанием: слов "Российская Федерация", наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, населенного пункта (город, село), улицы (проспект, шоссе, переулок, бульвар) - при наличии, номера здания (сооружения), номера помещения, в том числе с учетом сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 20 Требований. В строке "Дополнение местоположения объекта недвижимости" указываются сведения местоположении здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, в случае если оно не указано в структурированном в соответствии с ФИАС виде). Адрес по сведениям, предоставленным оператором информационной адресной системы, осуществляющим ведение государственного адресного реестра, не совпадает с адресом земельного участка, в границах которого расположено здание (обл. Московская, р-н Солнечногорский, с/<адрес>, в районе д. Хоругвино, СНТ "Юбилейный").
Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 50:09:0020550:115, вид разрешенного использования по сведениям из ЕГРН: Для садоводства. Данный вид разрешенного использования соответствует целевому использованию земельного участка, на котором размещено нежилое здание. Так как порядок установления вида разрешенного использования объекта недвижимости не установлен, то в Декларации в строке 1.9 указан вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание: Для садоводства. Технический план подготовлен на основании Декларации об объекте недвижимости, и в соответствии с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ - Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ Н 592. вступила в силу новая форма декларации, Подстрока "Площадь" утратила силу.
Здание представляет собой нежилое здание, наименование - Дом сторожа. Контур здания определен как замкнутая линия, образуемая проекцией внешних границ ограждающих конструкций такого здания на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания такого здания к поверхности земли. Сведения о состоянии(сохранности) соответственно наружного знака пункта, центра пункта, марки на дату выполненного при проведении кадастровых работ обследования содержатся в текстовой части технического плана в Приложении. Площадь здания составляет 23,7 кв.м. (посчитана в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения" в пределах внутренних поверхностей наружных стен).
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
В соответствии с ч. 10 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Согласно ч. 12 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Управления Росреестра по Московской области не соответствует действующему законодательству РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, следовательно, требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в целях устранения допущенных ответчиком нарушений законных прав и интересов заявителя, суд считает необходимым обязать Управление Росреестра по Московской области в десятидневный срок с даты вступления решения в законную силу, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца в установленном законом порядке, посредством оказания запрошенных государственных услуг.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление СНТ «Юбилейное» удовлетворить.
Признать незаконным Решение (уведомление) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области № КУВД-001/2020-17060722/3 от 12.07.2021г. об отказе в постановке на кадастровый учет и государственной регистрации прав.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области осуществить государственную регистрацию права и постановку на кадастровый учет объекта недвижимости, а именно: дом сторожа, расположенного по адресу: Московская область, городской округ Солнечногорск, д. Хоругвино, тер. СНТ «Юбилейный» на основании Заявления №MFC№ и представленных документов.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда через Солнечногорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Х.А. Теркулов