Дело №а-4727/2022
УИД 55RS0№-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2022 года
Кировский районный суд в составе председательствующего Командыкова Д.Н., при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Администрации о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Кировский районный суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в обоснование указав, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: кадастровым номером 55:36:110208:319 с ДД.ММ.ГГГГ, на основании договора кули-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Распоряжением Департамента имущественных отношений Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-р была утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером 55:36:110208:43.
По факту обращения ДД.ММ.ГГГГ представителя административного истца в Департамент имущественных отношений Администрации , Распоряжением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№ отказано в выкупе земельного участка в связи с тем, что на данном земельном участке расположено одноэтажное деревянное руинированное строение.
Полагает, что данный отказ нарушает права административного истца, поскольку ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного на земельной участке, а имеющееся строение (жилой дом), в котором проходит ремонт, не может считаться не соответствующему виду разрешенного использования земельного участка.
С учетом изложенного просит признать незаконным отказ Департамента имущественных отношений Администрации в предоставлении в собственность ФИО1 земельного участка с кадастровым номером 55:36:110208:43, общей площадью 1259 кв.м., расположенного по адресу: , возложить обязанность предоставить указанный земельный участок в собственность административного истца за плату без проведения торгов.
Определением Кировского районного суда т ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Росреестра по , Администрация КАО , департамент архитектуры и градостроительства Администрации .
Административный истец ФИО1 в судебном заседании участие не принимала, о месте и времени его проведения судом извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснив, что строение, расположенное по адресу Кировском АО является жилым домом, в котором ведутся ремонтные работы, что подтверждается заключением №-Э по результатам строительно-технической экспертизы жилого дома по адресу: Кировском АО . Полагает, что фотографии из акта осмотра земельного участка Департамента имущественных отношений Администрации , на которые ссылается административный ответчик в отзыве на административное исковое заявление, не свидетельствуют о том, что дом является руинированным.
Представитель административного ответчика департамента имущественных отношений Администрации в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения судом извещен надлежащим образом.
Представители заинтересованных лиц Администрации , Администрации КАО , Управления Росреестра по , департамента архитектуры и градостроительства Администрации в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения судом извещены надлежащим образом.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 15 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником жилого помещения, назначение: жилое, площадь: общая 20,8 кв.м., этаж: 1, адрес местоположения: , кадастровый №, согласно выписке Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Данный жилой дом расположен в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 55:36:110208:43.
Административный истец обратилась в департамент имущественных отношений Администрации с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность, в чем ей было отказано, поскольку лицо, обратившееся с заявлением, не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, а также на испрашиваемом земельном участке расположено одноэтажное деревянное руинированное строение.
Не соглашаясь с данным распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ, полагая, что в удовлетворении заявления о предоставлении испрашиваемого земельного участка необоснованно отказано, административный истец обратилась в суд с заявленными требованиями.
В силу ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пп.5), сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (пп. 11).
Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Как указывалось ранее в соответствии с положениями ст. 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего ЗК РФ.
Согласно п.п. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 данного кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
По правилам подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении без торгов земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Подпунктами 1 и 19 статьи 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Свое обращение с заявлением в департамент имущественных отношений Администрации административный истец мотивировала тем, что она просит предоставить ей в собственность земельный участок, на котором расположен вышеуказанный жилой дом, собственником которого она является.
В соответствии с «Положением о департаменте имущественных отношений Администрации », утвержденным Решением Омского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ№, департамент является специально уполномоченным структурным подразделением Администрации , осуществляющим муниципальный земельный контроль на территории .
Из отзыва на административное исковое заявление Департамента имущественных отношений Администрации следует, что отказ в предоставлении земельного участка в собственность ФИО1 является законным и обоснованным. Сотрудниками отдела муниципального земельного контроля департамента было проведено обследование спорного участка, в результате которого обнаружено, что на участке расположено руинированное одноэтажное деревянное строение. В соответствии с подпунктами 1,6 статьи 39.16 ЗК РФ, департаментом было принято решение об отказе в предоставлении в собственность ФИО1 земельного участка.
Между тем, согласно заключению №-Э по результатам строительно-технической экспертизы жилого дома по адресу: Кировском АО на земельном участке с кадастровым номером 55:36:110208:43 по адресу: Кировском АО расположен жилой дом. В указанном жилом доме произведены следующие изменения: выполнен снос холодных пристроек – Литер а,а1, выполнен демонтаж печи, выполнена установка электрического котла, выполнен ремонт кровли, выполнен демонтаж перегородки между помещением 1 и 2, выполнен косметический ремонт внутри жилого дома.
При рассмотрении спора судом, позиция стороны административного истца основывается на том, что указанное деревянное строение является жилым домом, в котором ведутся ремонтные работы.
В силу ч. 3 ст. 16 Жилищного кодекса РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.
Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации от ДД.ММ.ГГГГ№-р уточнен вид пользования испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 55:36:110208:43 – для жилищных нужд, для размещения домов индивидуальной жилой застройки, земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов.
Земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность для целей эксплуатации уже существующих зданий, сооружений.
Таким образом, вышеуказанный жилой дом (индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем), принадлежащий на праве собственности административному истцу, является объектом, для эксплуатации которого может быть предоставлен земельный участок в собственность без проведения торгов в соответствии со ст.39.3 и 39.20 ЗК РФ.
В ходе производства по делу установлено, стороной административного ответчика доказательств обратного не представлено, что на момент обращения с заявлением представителя административного истца в интересах ФИО1 в департамент имущественных отношений Администрации о предоставлении земельного участка в собственность, на испрашиваемом земельном участке был расположен жилой дом.
Указанный жилой дом подлежит использованию для жилищных нужд, в целом, как и состояние жилого дома, в котором выполнен снос холодных пристроек – Литер а,а1, выполнен демонтаж печи, выполнена установка электрического котла, выполнен ремонт кровли, выполнен демонтаж перегородки между помещением 1 и 2, выполнен косметический ремонт внутри жилого дома, свидетельствует о том, что объект недвижимости использовался собственником по назначению.
Доводы стороны административного истца о том, что на земельном участке расположено жилое строение, в котором ведутся ремонтные работы, суд находит обоснованными.
В силу положений ч. 1 ст. 218, ч. 9 ст. 226, п.п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ в их взаимосвязи, регламентирующих порядок рассмотрения административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет соответствие обжалуемого решения обстоятельствам и нормативным правовым актам, существующим и действующим соответственно на момент его принятия.
Поскольку на момент обращения представителя административного истца с заявлением о предоставлении земельного участка и вынесения департаментом имущественных отношений Администрации оспариваемого распоряжения на спорном земельном участке находился жилой дом, то суд считает, что оспариваемое распоряжение, согласно которому на испрашиваемом земельном участке расположено руинированное строение не соответствовало обстоятельствам и нормативным правовым актам, существующим и действующим на момент его принятия, в связи с чем у суда имеются правовые основания для признания его незаконным.
Поскольку судом требование административного истца о признании незаконным оспариваемого распоряжения департамента имущественных отношений Администрации подлежит удовлетворению, следовательно требование о возложении обязанности на административного ответчика предоставить административному истцу земельный участок в собственность без проведения торгов, как вытекающее из основного требования, также подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 286-290 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Администрации о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:110208:43, общей площадью 1259 кв. м расположенного по адресу: удовлетворить.
Обязать Департамент имущественных отношений Администрации повторно рассмотренть заявление ФИО1 о предоставлении в собственность за плату без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером 55:36:110208:43, общей площадью 1259 кв. м расположенного по адресу: .
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Омский областной суд через Кировский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Д.Н. Командыков
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.