Дело №а-472/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2019 года г.Снежинск
Снежинский городской суд Челябинской области в составе:
- председательствующего судьи Кругловой Л.А.,
- при секретаре Ченчик Ю.А.
с участием :
старшего помощника прокурора ЗАТО г. Снежинск ФИО1,
Представителя административного ответчика администрации Снежинского городского округа Челябинской области ФИО2 (доверенность от 27.04.2018 № 03-07/12, диплом ДВС № 1958203, л.д. 44, л.д.108),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиофиксации административное дело по административному исковому заявлению прокурора закрытого административно-территориального образования города Снежинск Челябинской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Снежинского городского округа Челябинской области о признании недействующим и отмене постановления администрации Снежинского городского округа от 12.12.2018 № 1774 «Об утверждении правил содержания фасадов зданий (сооружений) на территории Снежинского городского округа», со дня его принятия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор закрытого административно-территориального образования города Снежинск Челябинской области (прокурор ЗАТО г. Снежинск) обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Снежинского городского округа Челябинской области о признании недействующим и отмене постановления администрации Снежинского городского округа от 12.12.2018 № 1774 «Об утверждении правил содержания фасадов зданий (сооружений) на территории Снежинского городского округа», со дня его принятия.
Требования мотивированы следующим: Постановлением администрации Снежинского городского округа от 12.12.2018 №1774 утверждены Правила содержания фасадов зданий (сооружений) на территории Снежинского городского округа. В соответствии с п.25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами. К вопросам местного значения г. Снежинска согласно ст. 7 Устава ЗАТО г. Снежинск, утвержденного решением городского Совета депутатов от 18.12.1996 № 37, отнесено, в том числе, утверждение Правил благоустройства территории города. Представительным органом муниципального образования г. Снежинска является Собрание депутатов Снежинского городского округа. Решением Собрания депутатов Снежинского городского округа 13.12.2018 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «Город Снежинск», в которых в разделе 12 также установлены требования к фасадам.
Принимая во внимание, что администрация Снежинского городского округа не является органом уполномоченным на утверждение Правил содержания фасадов зданий (сооружений) на территории Снежинского городского суда, по мнению административного истца, принятие оспариваемого нормативно-правового акта не относится к компетенции администрации Снежинского городского округа. С учетом уточнения административных исковых требований, просит отменить постановление администрации Снежинского городского округа от 12.12.2018 № 1774 «Об утверждении Правил содержания фасадов зданий (сооружений) на территории Снежинского городского округа» и признать недействующим со дня его принятия (л.д.4-5, 6).
Административный истец – старший помощник прокурора ЗАТО г. Снежинск ФИО1 в судебном заседании уточненный административный иск поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Снежинского городского округа ФИО2, (доверенности л.д. 44, копия диплома о юридическом образовании л.д.108) административные исковые требования не признала, просит в удовлетворении требовании отказать, по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление (л.д. 109-111).
Представитель заинтересованного лица - Собрания депутатов Снежинского городского округа в судебное заседание не прибыл, о дате слушания дела извещены, представили ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя Собрания депутатов г. Снежинска, не возражают против принятия администрацией г. Снежинска Правил содержания фасадов зданий (сооружений) на территории Снежинского городского округа и полагают, что уполномоченным органом на утверждение указанных Правил должна быть администрация г. Снежинска (л.д. 52).
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя административного истца, доводы и возражения представителя административного ответчика, суд находит заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства (КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частями 8 и 9 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статьи 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, постановлением администрации Снежинского городского округа от 12.12.2018 №1774 утверждены Правила содержания фасадов зданий (сооружений) на территории Снежинского городского округа (л.д. 7-32).
Согласно п.11 ч.10 ст.35 Федерального закона №131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся утверждение правил благоустройства территории муниципального образования. Аналогичные нормы закреплены в п.11 ч.1 ст.20 Устава муниципального образования «Город Снежинск» (утв. постановлением Снежинского городского Совета депутатов от 18.12.1996 №37 (в редакции решения Собрания депутатов Снежинского городского округа от 23.05.2019 №44) (л.д. 125 оборот).
В силу положений ч.1 ст.45.1 Федерального закона №131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
Согласно п.2,6 ч.2 ст.45.1 Федерального закона №131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок.
Как следует из статьи 7 Устава ЗАТО г. Снежинск, утвержденного решением городского Совета депутатов от 18.12.1996 № 37 к вопросам местного значения города Снежинска отнесено в том числе, утверждение Правил благоустройства территории города (п. 24 Устава, л.д. 121 оборот).
В соответствии со статьей 18 Устава муниципального образования «Город Снежинск», утвержденного постановлением Снежинского городского совета народных депутатов от 18.12.1996 № 37 представительным органом муниципального образования «Город Снежинск» является Собрание депутатов г. Снежинска (л.д. 125).
Решением Собрания депутатов Снежинского городского округа от 13.12.2018 № 136 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования «город Снежинск» утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «город Снежинск» (л.д.82-107).
Ранее действующими Правила благоустройства территории муниципального образования «Город Снежинск», утвержденные решением Собрания депутатов города Снежинска от 21.06.2012 № 90 (в редакции от 01.12.2016 № 132) пунктом 3 указанных Правил предусматривалось, что правовые акты органов местного самоуправления, регламентирующие правила проведения строительных, ремонтных, земельных работ, а также устанавливающие требования по вопросам благоустройства, не должны противоречить настоящим Правилам (л.д.59).
Аналогичные положения содержатся в Правилах, утвержденных решением Собрания депутатов города Снежинска от 13.12.2018 № 136. (п.1.4 Правил, л.д.83)
В судебном заседании установлено, прокурором города Снежинска 13.05.2019 принесен протест на постановление администрации Снежинского городского округа от 12.12.2018 № 1774 «Об утверждении Правил содержания фасадов зданий (сооружений) на территории Снежинского городского округа» (л.д. 33). Протест рассмотрен с участием представителя прокуратуры 03.06.2019. В удовлетворении протеста прокурора и отмене нормативного правового акта отказано (л.д. 34).
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Правила благоустройства территории муниципального образования утверждаются представительным органом соответствующего муниципального образования.
Под благоустройством территории (городского округа) в соответствии с пунктом 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Градостроительный кодекс РФ) понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
В соответствии с пунктом 38 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Решением Собрания депутатов Снежинского городского округа от 13.12.2018 № 136 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования «город Снежинск» утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «город Снежинск». Раздел 12 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Снежинск» определяет вопросы содержания фасадов зданий (сооружений) в пределах Снежинского городского округа (л.д. 97-98).
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В нарушение вышеуказанных требований закона администрацией Снежинского городского округа постановлением от 12.12.2018 № 1774 утверждены Правила содержания фасадов зданий (сооружений) на территории Снежинского городского округа.
При принятии оспариваемого нормативно-правового акта администрацией Снежинского городского округа не принят во внимание тот факт, что на момент принятия Правил №1774 требования к внешнему архитектурному облику объектов капитального строительства (в том числе жилых домов), включая требования по содержанию и внешнему виду фасадов и ограждений уже были определены в разделе VII Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Снежинск», утвержденных решением Собрания депутатов города Снежинска от 21.06.2012 №90 (в редакции решения Собрания депутатов Снежинского городского округа от 23.11.2017 №138)(Правила №90).
Пунктом 3 раздела I Правил №90 установлено, что правовые акты органов местного самоуправления, регламентирующие правила проведения строительных, ремонтных, земельных работ, а также устанавливающие требования по вопросам благоустройства, санитарного содержания, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования «Город Снежинск» и размещения объектов мелкорозничной торговли, рекламы и других объектов инфраструктуры, не должны противоречить настоящим Правилам.
Из анализа вышеуказанной нормы следует, что администрация Снежинского городского округа не наделялась отдельными полномочиями по принятию Правил содержания фасадов зданий (сооружений) на территории Снежинского городского округа.
Более того, 13.12.2018 Собранием депутатов Снежинского городского округа утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «Город Снежинск» (решение №136 от 13.12.2018), в которых в разделе 12 также установлены требования к фасадам.
Пунктом 1.4 Правил №136 установлено, что принимаемые органами местного самоуправления муниципального образования «Город Снежинск» правовые акты по организации благоустройства, содержания территорий и объектов благоустройства не должны противоречить настоящим правилам.
Таким образом, и в Правилах №136 полномочия на принятие оспариваемого нормативно-правового акта администрации Снежинского городского округа не делегированы.
Согласно ч.1 ст.37 Федерального закона №131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Полномочия администрации Снежинского городского округа определены статьей 38 Устава муниципального образования «Город Снежинск. Полномочий на принятие Правил содержания фасадов зданий (сооружений) на территории Снежинского городского округа уставом не закреплено.
Таким образом, принятие оспариваемого нормативно-правового акта не относится к компетенции администрации Снежинского городского округа.
Согласно части 1 статьи 39 Устава муниципального образования «Город Снежинск» глава городского округа в качестве главы администрации, в пределах своих полномочий издает муниципальные правовые акты - постановления администрации и распоряжения администрации.
В силу положений части 4 статьи 39 Устава муниципального образования «Город Снежинск» постановления нормативного характера, изданные в пределах полномочий администрации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Исследовав все доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что администрацией Снежинского городского округа Челябинской области в нарушение требований п.11 ч.10 ст.35, ч.1 ст.45.1 Федерального закона №131-ФЗ, ст.ст. 7, 18, п.11 ч.1 ст.20 Устава муниципального образования «Город Снежинск» (с изменениями), было принято постановление от 12.12.2018 № 1774 «Об утверждении правил содержания фасадов зданий (сооружений) на территории Снежинского городского округа».
Ссылка представителя административного ответчика на то, что п.3 Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Снежинск», утвержденных решением Собрания депутатов города Снежинска от 21.06.2012 №90, с изменениями от 24.04.2014 №26, 01.12.2016 №132 и 23.11.2017 №137, администрацией Снежинского городского округа Челябинской области было делегировано принятие оспариваемого постановление, судом отклоняется, поскольку данный пункт не содержит такого указания (л.д.59).
Доводы представителя административного ответчика о том, что до принятия постановления администрации от 12.12.2018, которым были утверждены Правила содержания фасадов зданий (сооружений) на территории Снежинского городского округа», проект постановления вместе с проектом Правил был направлен в прокуратуру для проведения антикоррупционной экспертизы, и по итогам проведения экспертизы прокуратура направила в адрес главы Снежинского городского округа замечания на проект Правил содержания фасадов, однако указание на принятие документа неуполномоченным лицом отсутствовало, судом отклоняются.
Действительно, в адрес прокурора ЗАТО г. Снежинск главой Снежинского городского округа был направлен проект нормативно-правового акта «Об утверждении Правил содержания фасадов зданий (сооружений) на территории Снежинского городского округа» для проведения антикоррупционной экспертизы (л.д. 114).
Прокурором города была проведения антикоррупционная экспертиза, по результатам которой прокурором в адрес главы Снежинского городского округа направлены замечания на проект Правил содержания фасадов зданий (сооружений) на территории Снежинскогого городского округа. В указанных замечаниях предлагалось привести проект Правил в соответствии требованиями законодательства, принять меры к исключению коррупционных факторов в части требований предъявляемых к рекламным конструкциям (л.д.112-113).
Вместе с тем, в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 (ред. от 27.12.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются:
соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
Таким образом, при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Довод представителя заинтересованного лица - Собрания депутатов Снежинского городского округа о том, что Собрание депутатов г. Снежинска, не возражают против принятия администрацией г. Снежинска Правил содержания фасадов зданий (сооружений) на территории Снежинского городского округа и полагают, что уполномоченным органом на утверждение указанных Правил должна быть администрация г. Снежинска, судом отклоняется, поскольку реально таких полномочий относительно оспариваемого постановления, Собрание депутатов г. Снежинска администрацию Снежинского городского округа не наделяло. Вместе с тем суд учитывает, что в настоящее время Собрание депутатов г. Снежинска не лишено такой возможности.
Утверждение Правил содержания фасадов зданий (сооружений) на территории Снежинского городского округа в нарушение требований федерального законодательства неуполномоченным органом влечет нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности. С учетом нарушения администрацией Снежинского городского округа компетенции при принятии Правил №1774, указанный нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим со дня принятия настоящего постановления.
В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя момент, с которого оспариваемое постановление администрации Снежинского городского округа от 12.12.2018 № 1774 «Об утверждении правил содержания фасадов зданий (сооружений) на территории Снежинского городского округа» должно быть признано недействующим, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 38 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50, и находит его подлежащим признанию противоречащим федеральному законодательству и не действующим с момента принятия оспариваемого нормативного правового акта.
С учетом изложенного, административные исковые требования прокурора закрытого административно-территориального образования города Снежинск Челябинской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Снежинского городского округа Челябинской области о признании недействующим и отмене постановления администрации Снежинского городского округа от 12.12.2018 № 1774 «Об утверждении правил содержания фасадов зданий (сооружений) на территории Снежинского городского округа», со дня его принятия, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования прокурора закрытого административно-территориального образования города Снежинск Челябинской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Снежинского городского округа Челябинской области о признании недействующим и отмене постановления администрации Снежинского городского округа от 12.12.2018 № 1774 «Об утверждении правил содержания фасадов зданий (сооружений) на территории Снежинского городского округа», со дня его принятия - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия и отменить постановление администрации Снежинского городского округа от 12.12.2018 № 1774 «Об утверждении правил содержания фасадов зданий (сооружений) на территории Снежинского городского округа».
Апелляционная жалоба может быть подана в административную коллегию Челябинского областного суда через Снежинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.А. Круглова