УИД: 50RS0№-30 №а-4773/2020
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
30 июля 2020 г. <адрес>,
<адрес>
Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Климовского Р.В.,
при ведении протокола секретарем ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО2 к ФИО3 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании действий незаконными, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Перевертайло ФИО4 (в связи со сменой фамилии – ФИО8) обратилась в Красногорский городской суд <адрес> с административным иском к ФИО3 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее также – ФИО3 по МО), в котором просила признать незаконным действия административного ответчика по вынесению отказа в учете изменений объекта недвижимости - <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, Красногорский бульвар, <адрес>, принадлежащую на праве собственности ФИО9, на основании вступившего в законную силу определения Арбитражного суда <адрес>; обязать административного ответчика произвести регистрацию права собственности ФИО9 на <адрес> расположенную по адресу: <адрес>, Красногорский бульвар, <адрес>.
В обоснование заявленных требований указала, что определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ были удовлетворены требования истца о включении в реестр требований о передаче жилого помещения относительно квартиры, расположенной по строительному адресу: МО, <адрес>, Павшинская пойма, мкр.4, <адрес>, блок А, секция 2, этаж 4 № пп1, тип слева, проектной площадью 94,49 кв.м. (дело № А41 -1022/16 в отношении к-«СУ-155»).
Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО9 было признано право собственности на <адрес>, расположенную адресу: <адрес>, Красногорский бульвар, <адрес>.
Как оказалось впоследствии, номер квартиры был указан судом неверно. В связи с чем, административным истцом было подано ходатайство об исправлении опечатки в решении.
Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанная опечатка была исправлена. Как указано в тексте определения: «исправить опечатку, допущенную в определении Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № и при указании номера квартиры ФИО9 вместо «310» читать по тексту «216».
С учетом данного определения административный истец обратилась к административному ответчику с целью регистрации права собственности и учета объекта недвижимости, однако ДД.ММ.ГГГГ административным истцом было получено решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № MO-20/HRA-66092 по делу № от ДД.ММ.ГГГГ.
Основанием для приостановлении государственного кадастрового учета в отношении <адрес>, а затем и вынесения отказного решения является то обстоятельство, что на основании определения арбитражного суда <адрес> от 10.01 2019 в ЕГРН внесена запись о государственной регистрации права собственности ФИО9 на <адрес>. Указанная регистрация произошло до исправления опечатки.
Истец до настоящего времени лишен возможности оформить право собственности на <адрес> по указанному ранее адресу в установленном законом порядке, а также зарегистрироваться в ней, хотя несет все расходы по ее содержанию, полагает действия административного ответчика по вынесению спорного уведомления незаконными, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Административный ответчик иск не признал, представил отзыв, в котором пояснил, что административный истец обратился с заявлением об изменении адреса в отношении <адрес> причем обе <адрес>№ стоят на кадастровом учете в ЕГРН, каждой присвоен адрес, внести изменения в отношении одной из квартир не представляется возможным, с заявлением о прекращении права собственности на <адрес> регистрации права собственности на <адрес> административный истец не обращался.
В судебное заседание административный истец не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
ФИО3 по МО по доверенности ФИО6 явилась, против удовлетворения иска возражала по доводам, изложенным в отзыве на иск.
Заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав имеющиеся в материалах административного дела письменные доказательства, суд считает заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 12 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд помимо прочего, выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом бремя доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В свою очередь, административный истец обязан доказать соблюдение сроков обращения в суд и нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми действиями (бездействием), решениями (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Действия административного ответчика, которые обжалует административный истец, были совершены при вынесении отказа ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 в суд обратилась с административным иском (по конверту) ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, сроки обращения в суд (ч. 1 ст. 219 КАС РФ) административным истцом соблюдены.
Деятельность органов исполнительной власти основана на принципе законности. Следовательно, при осуществлении действий, принятии решений, уполномоченный орган должен действовать строго в соответствии с установленной нормативными правовыми актами процедурой в пределах своих полномочий.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона № 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч. 3, 7 ст. 1 Закона № 218-ФЗ).
В соответствии с п. 21 ч. 5 ст. 8 Закона № 218-ФЗ адрес объекта недвижимости (при его наличии) относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества, которые вносятся в кадастр недвижимости.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в ч. 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с ч.ч. 1 - 3 ст. 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (ч. 3 ст. 8 Закона № 218-ФЗ).
Внесение изменений в сведения ЕГРН осуществляется органом регистрации прав в порядке, предусмотренном ст. 13 Закона № 218-ФЗ, по основаниям, перечисленным в ст. 14 названного федерального закона, в частности на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости, а также на основании судебных актов, (п.п. 1, 5 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ).
В силу п. 4 ч. 4 ст. 18 Закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона № 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно порядку ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки, утвержденного приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Порядок), адрес помещения вносится в кадастр недвижимости в структурированном в соответствии с ФИАС виде.
Оператор ФИАС, осуществляющий ведение государственного адресного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такой реестр сведений о присвоении адресов объектам адресации, об изменении или аннулировании адресов объектов адресации обеспечивает предоставление органу регистрации прав соответствующих сведений для внесения в ЕГРН (ч. 5 ст. 32 Закона N 218-ФЗ).
В силу п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Исходя из содержания п. 7 ч. 1 ст 26 Закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей (ч. 2 ст. 26 Закона № 218-ФЗ).
В соответствии со ст. 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в ст.26 данного Закона.
Как усматривается из материалов дела, определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО9 было признано право собственности на <адрес>, расположенную адресу: <адрес>, Красногорский бульвар, <адрес>; определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исправлена опечатка, допущенная в определении Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в номере квартиры ФИО9 вместо «310» указано «216».
В связи с указанными обстоятельствами административный истец ДД.ММ.ГГГГ подала заявление в ФИО3 по МО о государственном кадастровом учете изменений в адресе названной выше квартиры. Административный ответчик уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ приостановил государственный кадастровый учет, на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Закона № 218-ФЗ на срок до устранения причин, но не более чем на 3 месяца. Заявителю разъяснено, что в настоящий момент в ЕГРН зарегистрированы как <адрес>, собственник – ФИО9 (ДД.ММ.ГГГГ), так и <адрес> сведения о правах на объект отсутствуют. При наличии в ЕГРН записи о двух объектах недвижимости с самостоятельными кадастровыми номерами, изменить адрес одного на адрес другого не представляется возможным.
В связи с тем, что указанные недостатки не был устранены, решением от ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик принял решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
В данном случае не произошло изменение адреса объекта, необходимость внесения изменений в ЕГРН возникла в связи с допущенной опечаткой в определении суда. Оснований, предусмотренных, ч. 5 ст. 32 Закона N 218-ФЗ для внесения изменений в адрес объекта недвижимости не установлено. Между тем, с заявлением об исправлении реестровой ошибки, административный истец также не обращался.
Как пояснила ФИО7 с заявлением о прекращении права собственности на <адрес> она не обращалась, на дату обращения в суд числится титульным собственником указанной квартиры. Также, как следует из определений Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГФИО2, является собственником <адрес>.
Таким образом, административный ответчик имел предусмотренные законом основания для приостановления и в последующем отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности административного истца на указанный объект недвижимого имущества.
С учетом изложенных обстоятельств, оснований для удовлетворения административного иска не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск ФИО2 к ФИО3 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным действий по вынесению отказа в учете изменений объекта недвижимости- <адрес> расположенной по адресу: <адрес>, Красногорский бульвар, <адрес>, принадлежащую на праве собственности ФИО9, на основании вступившего в законную силу определения Арбитражного суда <адрес>; возложении обязанности произвести регистрацию права собственности ФИО9 на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, Красногорский бульвар, <адрес>, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Климовский Р.В.