№а-480/20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Наурский районный суд Чеченской Республики в составе:
судьи Тазабаева Р.Х.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
представителя административного истца ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора <адрес> ЧР ФИО4 в интересах неопределенного круга лиц к администрации Левобережненского сельского поселения Наурского муниципального района ЧР, о непринятии мер направленных на повышение квалификации муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции,
У С Т А Н О В И Л:
Исполняющий обязанности прокурора <адрес> Чеченской Республики ФИО4 в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Левобережненского сельского поселения Наурского муниципального района ЧР, о непринятии мер направленных на повышение квалификации муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, обосновывая свои требования следующим.
<адрес> проведен анализ деятельности администрацией Левобережненского сельского поселения Наурского муниципального района ЧР (далее – Администрация) о противодействии коррупции при принятии и реализации муниципальных программ в названной сфере.
Так, пунктом 38 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) наряду с другими вопросами местного значения поселения, в компетенцию входит осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что по вопросам местного значения муниципальных образований органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления должны приниматься муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить федеральному законодательству.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № ФЗ) органы местного самоуправления осуществляют деятельность по предупреждению коррупции.
Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ определены основные принципы противодействия коррупции в Российской Федерации, основывающиеся на приоритетном применении мер по предупреждению коррупции и комплексном использовании политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий, предусмотренных частью 4 статьи 5 Федерального закона № ФЗ.
В развитие упомянутых федеральных законов пунктом 30 Национального плана противодействия коррупции на 201 – 2020 годы, утвержденного ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ№, рекомендовано руководителям органов местного самоуправления и главам муниципальных образований обеспечить ежегодное повышение квалификации муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.
Ранее проведенной проверкой установлено, что вопреки изложенным требованиям федерального законодательства, в Администрации меры направленные на повышение квалификации муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, не приняты.
Выявленные в ходе проверки нарушения законов послужили основанием для внесения ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации представления об устранении нарушений законов, причин и условий, им способствующих.
Согласно полученному ответу акт прокурорского реагирования рассмотрен и по существу и удовлетворен, а виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Вместе с тем повторная проверка показала, что Администрацией фактически требования, изложенные в акте прокурорского реагирования, с момента его получения не выполнены.
Соответственно, отсутствие вышеуказанного правового акта, направленного на противодействие коррупции, позволяющего создать механизмы внедрения профилактических мер, а также рычагов воздействия на субъекты профилактики, создает в поселении благоприятные условия для совершения правонарушений (преступлений) и коррупционных проявлений в различных сферах деятельности.
Круг лиц, в защиту которых выступает прокурор района, является неопределенным, поскольку его невозможно индивидуализировать, привлечь к участию в деле в качестве истцов, решить вопрос о правах каждого из них при разрешении дела.
В соответствии с частью 4 статьи 125 КАС РФ обстоятельства, на которых истец основывает свои требования и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, являются: объяснение главы сельского поселения; справка старшего помощника прокурора района о результатах мониторинга и иные материалы проверки.
Таким образом, неисполнение Администрацией требований рассматриваемого законодательства нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования.
На основании части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Представитель административного истца ФИО5 в судебном заседании административные исковые требования поддержал.
Административный ответчик по делу глава администрации Левобережненского сельского поселения Наурского муниципального района ЧР, будучи надлежащим образом уведомлён о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился и своего представителя в суд не направил.
Однако в заявлении в адрес суда с административными исковыми требованиями согласен и просит рассмотреть дело без его участия.
В связи, с чем, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие и принять по делу предусмотренное законом решение.
Выслушав представителя административного истца исследовав письменные доказательства, суд считает административно-исковые требования обоснованными и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 3,5 ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В силу положений ч.1 и 2 ст. 157 КАС РФ заявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным ответчиком, его представителем. Изложенные в письменной форме заявление о признании административного иска приобщается к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
Если по данной категории административных дел не допускается признание административного иска, суд поясняет это административному ответчику. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия признания административного иска.
Согласно ч. 4 ст. 2 КАС РФ в случае отсутствия нормы процессуального права регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует, исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия закона) В главах 15 и 22 КАС РФ норма процессуального права, регулирующая порядок принятия решения судом в случае признания административного иска административным ответчиком, отсутствует. В указанных главах также не имеется нормы, препятствующей признанию административного иска административным ответчиком по данной категории административных дел.
В ч. 2 ст. 304 КАС РФ предусмотрено, что в случае признания административным ответчиком иска и принятия его судом апелляционной инстанции принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Согласно ст. ч. 4 ст. 194 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд, руководствуясь положениями ч. 4 ст. 2, ч. 2 ст. 304 КАС РФ, ч. 4 ст. 194 ГПК РФ, считает возможным решить вопрос о принятии административного иска административным ответчиком и указать в решении суда только на признание административного иска и принятия его судом.
Представитель административного ответчика глава администрации Левобережненского сельского поселения административные исковые требования признал в полном объеме, письменное заявление о признании административного иска приобщено к материалам административного дела, последствия непризнания административного иска, предусмотренные ст. 157 КАС РФ, ему разъяснены и понятны.
Суд принимает признание административного иска административным ответчиком, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Оценивая в совокупности, приведённые по делу доказательства, суд считает необходимым административно исковые требования прокурора <адрес> Чеченской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Левобережненского сельского поселения о признании незаконным бездействие администрации Левобережненского сельского поселения Наурского муниципального района ЧР, в непринятии мер направленных на повышение квалификации муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции в удовлетворить.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования и.о. прокурора <адрес> ЧР удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Левобережненского сельского поселения Наурского муниципального района ЧР, в непринятии мер направленных на повышение квалификации муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.
Обязать администрацию Левобережненского сельского поселения Наурского муниципального района ЧР принять меры направленные на повышение квалификации муниципальных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Наурский районный суд Чеченской Республики в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики в месячный срок со дня его вынесения.
Судья Р. Х.Тазабаев
Решение вступило в законную силу « » ____________2020 года.
Подлинник решения суда хранится в материалах административного дела
№а-480/2020 в Наурском районном суде Чеченской Республики.
Судья Р.Х.Тазабаев