№а-485/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 апреля 2022 года <адрес>
Каякенсткий районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Алибулатова З.И. с участием представителя административного истца ФИО7- ФИО2, представителя административного ответчика администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО4, при секретаре ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО7 к администрации МР «<адрес>» о признании незаконным бездействие администрации МР «<адрес>» РД, выразившиеся в невыполнении кадастровых работ в отношении вновь образованного земельного участка, площадью 0,09 га в границах земельного участка с кадастровым номером 05:08:000065:65, расположенного на побережье Каспийского моря с западной стороны земельного участка с кадастровым номером 05:08:000065:65/5, о признании незаконным бездействие администрации МР «<адрес>» РД, выразившееся в не проведении торгов по продаже права на заключение договора долгосрочной аренды вновь образованного земельного участка, площадью 0,9 га в границах земельного участка с кадастровым номером 05:08:000065:65, расположенного на побережье Каспийского моря с западной стороны земельного участка с кадастровым номером 05:08:000065:65/5, об обязании администрации МР «<адрес>» РД устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО7 обратился в суд с административным иском к администрации МР «<адрес>» о признании незаконным бездействие администрации МР «<адрес>» РД, выразившиеся в невыполнении кадастровых работ в отношении вновь образованного земельного участка, площадью 0,09 га в границах земельного участка с кадастровым номером 05:08:000065:65, расположенного на побережье Каспийского моря с западной стороны земельного участка с кадастровым номером 05:08:000065:65/5, о признании незаконным бездействие администрации МР «<адрес>» РД, выразившееся в не проведении торгов по продаже права на заключение договора долгосрочной аренды вновь образованного земельного участка, площадью 0,9 га в границах земельного участка с кадастровым номером 05:08:000065:65, расположенного на побережье Каспийского моря с западной стороны земельного участка с кадастровым номером 05:08:000065:65/5, об обязании администрации МР «<адрес>» РД устранить допущенные нарушения по тем основаниям, что в соответствии с постановлением <адрес> РД от ДД.ММ.ГГГГ№, в связи с поступившим от него заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в долгосрочную аренду земельного участка, площадью 0,09 га из земель особо охраняемых территорий рекреационного назначения, находящихся в собственности MP "<адрес>" под строительство базы отдыха, утверждена схема размещения вновь образуемой части земельного участка площадью 0,09 га в границах земельного участка с кадастровым номером 05:08:000065:65, расположенного на побережье Каспийского моря с западной стороны земельного участка кадастровым номером 05:08:000065:65/5.
Отделу архитектуры было поручено отвести данный земельный участок в натуре, Отделу по управлению муниципальным имуществом - обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении вновь образованного земельного участка.
Между тем, договор аренды в предусмотренном законом порядке до сих пор не заключен, считает бездействие администрации MP "<адрес>" незаконным.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию района с заявлением о заключении в предусмотренном законом порядке договора аренды вышеуказанного земельного участка.
Однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № и.о. главы <адрес> отвечает ему, что администрация MP "<адрес>" не располагает информацией по дальнейшему исполнению данного постановления, тем самым признавая, что вынося постановление, представители администрации района не в состоянии контролировать ее дальнейшее исполнение, что привело к нарушению его прав и интересов.
В этом же ответе указано, что постановление об образовании новых частей земельного участка с кадастровым номером 05:08:000065:65 вынесено в ДД.ММ.ГГГГ, а в соответствии с п. 15 ст. 11.10 ЗК РФ, срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет 2 года. Между тем, постановление об образовании новых частей земельного участка и решение об утверждении схемы расположения земельного участка совершенно разные документы и указанная норма закона не имеет никакого отношения к постановлению об образовании новых частей земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Так же, представитель администрации в своем ответе поясняет, что для заключения договора долгосрочной аренды земельного участка, после постановки на кадастровый учет, необходимо в соответствии со ст.ст. 39.11; 39.12; 39.13 ЗК РФ провести аукционную процедуру и по итогам аукциона с победителем заключается договор аренды. О данной процедуре указано и в самом постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ, однако никто не исполнил проведение торгов по продаже права на заключение договора долгосрочной аренды вновь образованного земельного участка.
Бездействиями и необоснованными, невнятными ответами на его обращения администрацией MP "<адрес>" нарушаются его права и для зашиты своих интересов он вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Просит удовлетворить его административные исковые требования.
Административный истец ФИО3-Ш. А. при рассмотрении дела в судебном заседании участие не принимал, хотя был надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела. В своем письменном заявлении, адресованном суду он просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании полностью поддержал административные исковые требования ФИО3-Ш-А. и просил их удовлетворить по основаниям указанным в административном иске. При этом пояснил, что по заявлению ФИО3-Ш. А. главой МР «<адрес>» было вынесено постановление № от 07.09.2010г., однако заявителю указанное постановление не было направлено. ФИО3А. не был поставлен в известность о вынесении указанного постановления, не был извещен о принятии решения по его заявлению, ему не отправили ответ. После вынесения указанного постановления администрацией района не были выполнены кадастровые работы, не был отведен земельный участок в натуре ФИО3-Ш.А., не было обеспечено проведение торгов. ФИО3-Ш.А. не были пропущены сроки давности обращения в суд, так как ФИО8 обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до истечения трех месяцев после получения ответа из администрации района. Просит удовлетворить исковые требования ФИО3-Ш.
Представитель административного ответчика МР «<адрес>» ФИО4 административные исковые требования ФИО3-Ш.А. не признал и пояснил, что с момента утверждения схемы прошло 10 лет. ФИО3-Ш. имел возможность участвовать на торгах. Его права не были нарушены. Он должен был следить в средствах массовой информации. Он не может в суд представить какие-либо документы по указанному постановлению, так как прошло много времени. Считает, что ФИО3-Ш. обратился в суд с пропуском срока давности. Просит отказать в удовлетворении иска в связи с пропуском срока давности обращения в суд.
Из письменного заявления представителя административного ответчика ФИО4 усматривается, что согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Административному истцу стало известно о нарушении его прав 08.12.2021г. и согласно ст.39.18 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение в срок не превышающий 30(тридцать) дней, то установленный срок на оспаривание действий и бездействий административного ответчика закончился на обращение в суд.
Кроме того, представителем административного ответчика ФИО4 в суд представлены письменные возражения на административное исковое заявление, из которых следует, что в производстве Каякентского районного суда находится административное дело №а-485/2022 по административному исковому заявлению ФИО3-Ш.А. к Администрации MP «<адрес>» о признании незаконным бездействия ответчика, выразившееся в невыполнении кадастровых работ в отношении вновь образованного земельного участка, площадью 0,09 га в границах земельного участка с кадастровым №, о признании незаконным бездействия в не проведении торгов по продаже права на заключение договора долгосрочной аренды вновь образованного земельного участка площадью 0,09 га в границах земельного участка с кадастровым №, расположенного на побережье Каспийского моря с западной стороны земельного участка с № и обязании ответчика устранить допущенные нарушения.
Истец обращался с заявлением от 22.11.2021г. в адрес администрации MP «<адрес>» с просьбой заключить договор долгосрочной аренды на образуемый земельный участок постановлением районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ за №, на который получил письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ за №.
По существу, заявленных требований истца и его доводов, как считает сам истец, у него нарушено право на участие в аукционе на право заключение договора аренды земельного участка, образованного в границах земельного участка с кадастровым №, схема расположения которого была утверждена постановлением ответчика администрации MP «<адрес>»от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Администрация MP «<адрес>» не согласна с доводами истца и считает их незаконными по следующим основаниям.
Согласно п. 15 ст. 11.10 ЗК РФ срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года. Схема расположения земельного участка была утверждена постановлением MP «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Образуемый в 2010 году земельный участок располагался в границах земельного участка с кадастровым № и являлся его частью, соответственно и имел отношение в вышеуказанному постановлению. В случае постановки его на учёт он имел бы учётный номер, вписанный с кадастровым номером № через дробь, например, 05:08:000065:65/5.
На сегодняшний день схема расположения земельного участка не актуальна и не применима при постановке земельного участка на кадастровый учёт.
По смыслу статьи 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" по состоянию законодательства на 2010 год индивидуализация земельного участка осуществляется посредством его государственного кадастрового учета, поэтому до тех пор, пока земельный участок не прошел государственный кадастровый учет, он не может являться объектом гражданско-правовых отношений, то есть быть предметом сделок.
Предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка, т.е. в следующем порядке:
-проведение работ по формированию земельного участка:
выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;
-определение разрешенного использования земельного участка;
-определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);
-принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
-публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:
3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора.
Утверждение Истца, что нарушено его право на заключения договора долгосрочной аренды земельного участка тоже безосновательны.
Согласно п.4 ст.38 ЗК РФ (в редакции 22.07.2010г.), порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Согласно п.1 ст.447 ГК РФ (в редакции 22.07.2010г.) Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В соответствии с п.2 ст.448 ст.447 ГК РФ (в редакции 22.07.2010г.) Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. В случае, если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.
Администрацией MP «<адрес>» начиная с 2009 года заключено посредством публичных (открытых) торгов (аукционов) до 200 договоров аренды земельных участков, являющихся частями земельного участка №, собственником которого является MP «<адрес>». Указанные торги (аукционы) проведены с соблюдением требований законодательства на момент их проведения, т.е. торги проводились и проводятся после извещения всех желающих принять участие через средства массовой информации- районная газета, официальный сайт администрации района (собственника имущества), соответственно. Истец не был лишён возможности участия в аукционе (торгах) на право заключения договора аренды земельного участка, образованных и образуемых из земельного участка № и являющихся его частями.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к вывощу об удовлетворении административных исковых требований ФИО3-Ш.А. по следующим основаниям.
В удовлетворении заявления представителя административного ответчика ФИО4 о применении срока давности обращения в суд и об отказе в удовлетворении административных исковых требований в связи с припуском истцом срока обращения в суд следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска(ч.8).
Как усматривается из постановления главы МР «<адрес>» за № от 07.09.2010г., оно вынесено главой МР «<адрес>» 07.09.2010г. по заявлению ФИО3-Ш.А.
Из заявления ФИО3-Ш.А. адресованного главе МР «<адрес>» усматривается, что он просит обеспечить в предусмотренном законом порядке заключить договор долгосрочной аренды в соответствии с постановлением главы МР «<адрес>» от 07.09.2010г. №. Указанное заявление зарегистрировано в администрации МР «<адрес>» за входящим номером 290 от 26.11.2021г.
Из ответа на вышеуказанное заявление ФИО3-Ш.А. за № от 03.12.2021г. и.о. главы ФИО5 усматривается, что постановление администрацией МР «<адрес>» об образовании новых частей земельного участка с кадастровым номером 05:08:000065:65 за № вынесено 07.09.2010г. Для заключения долгосрочной аренды земельного участка, после постановки на кадастровый учет, необходимо в соответствии со статьями 39.11, 39.12., 39.13 ЗК РФ провести аукционную процедуру. По итогам аукциона, с победителем заключается договор долгосрочной аренды.
Также в указанном письме указано, что администрация района не располагает информацией по дальнейшему исполнению данного постановления.
Как усматривается из почтового конверта о направлении указанного выше ответа в адрес ФИО3-Ш.А., оно администрацией МР «<адрес>» сдано в организацию почтовой связи 07.12.2021г.
Из административного искового заявления ФИО3-Ш.А. следует, что оно зарегистрировано в канцелярии Каякентского районного суда РД ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом Каякентского районного суда и подписью ответственного работника суда, датированной ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, суд приходит к выводу, что о нарушении своих прав ФИО3-Ш.А. стало известно после получения им письма администрации района за № от 03.12.2021г, в котором было указано, что администрация района не располагает информацией по дальнейшему исполнению данного постановления.
После получения им указанного письма, он до истечения трех месяцев обратился в суд с административным исковым заявлением.
Каких-либо данных о направлении вышеуказанного постановления МР «<адрес>», а также доведения сведений по дальнейшему исполнению данного постановления административному истцу ФИО3-Ш.А. ранее, административным ответчиком в суд не представлены.
При таких обстоятельствах, доводы представителя административного ответчика о пропуске административным истцом срока давности обращения в суд являются несостоятельными.
Бремя доказывания указанных обстоятельств лежит на административном ответчике, который заявил о применении срока давности обращения в суд.
В соответствии со статьями 2 и 18, частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Кроме того, согласно пунктам 2 и 4 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В силу ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Аналогичный порядок оспаривания решения, действия(бездействия) органа местного самоуправления был предусмотрен ст.ст.254-258 ГПК РФ, которые действовали на момент обращения заявителя в администрацию МР «<адрес>».
В соответствии со ст.29 ЗК РФ( в ред. от 22.07.2010г.) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10, и 11 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 30 ЗК РФ(ред. от ДД.ММ.ГГГГ) действовавшей на момент вынесения постановления главы МР «<адрес>» от 07.09.2010г. № установлен порядок предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности:- без предварительного согласования мест размещения объектов; - с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с ч.3 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов осуществляется в аренду.
В силу ч.5 ст.30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятия в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.31 ЗК РФ( ред. отДД.ММ.ГГГГ) гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями( ч.2 ст.31 ЗК РФ).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами выбора(ч.5 ст.31 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе размещения объекта(ч.6 ст.31 ЗК РФ).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения(ч.7 ст.31 ЗК РФ).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет( ч.8 ст.31 ЗК РФ).
В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещение от исполнительного органа государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса и принявших такое решение, понесенных убытков(ч.9 ст.31 ЗК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.32 ЗК РФ(ред. от ДД.ММ.ГГГГ) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (ч.2 ст.32 ЗК РФ).
Из смысла приведенных выше правовых норм следует, что процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта установлена вышеперечисленными нормами ЗК РФ.
Основанием для совершения органом местного самоуправления соответствующих действий является заявление заинтересованного лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется только в аренду.
Лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, обращается в орган власти, обладающий соответствующим правом, с заявлением, в котором указываются назначение объекта, предполагаемое место его размещения, испрашиваемое право на земельный участок, а также прилагается технико-экономическое обоснование проекта строительства.
Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования территории.
Если размещение объекта на испрашиваемой территории представляется возможным, результаты выбора земельного участка в соответствии с п. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ оформляются актом о выборе земельного участка для строительства.
Приложением к акту выбора земельного участка является проект границ земельного участка( схема расположения).
Орган местного самоуправления на основании представленного комплекта документов должен принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Решение о предварительном согласовании, а также утвержденный проект границ земельного участка являются основанием для проведения межевых работ по установлению на местности границы испрашиваемого земельного участка в порядке.
После проведения межевания земельного участка и составления межевого плана необходимо осуществить государственный кадастровый учет этого участка в соответствии с Законом "О государственном земельном кадастре".
Следующая стадия предоставления земельного участка - принятие соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка заинтересованному лицу.
Следующей стадией является принятие решения о проведении торгов(конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов( конкурсов, аукционов).
Публикация сообщения о проведении торгов(конкурсов, аукциона) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов(конкурсов, аукционов).
Далее подписание протокола о результатах торгов(конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов.
Из исследованного в судебном заседании постановления главы МР «<адрес>» за № от 07.09.2010г. следует, что ФИО3-Ш.А. 06.09.2010г. обратился в администрацию МР «<адрес>» с заявлением о предоставлении ему в долгосрочную аренду земельного участка, площадью 0,09 га из земель особо охраняемых территорий рекреационного назначения, находящихся в собственности МР «<адрес>» под строительство базы отдыха, и главой МР утвержден согласованную схему размещения вновь образуемой части земельного участка, площадью 0,09 га в границах земельного участка с кадастровым номером 05:08:000065:65, находящегося в собственности МР «<адрес>», предлагаемого для передачи в долгосрочную аренду на 49 лет и расположенного на побережье Каспийского моря с западной стороны земельного участка с кадастровым номером 05:08:000065:65/5 под строительство базы отдыха.
Этим же постановлением глава МР обязал отдел архитектуры и капитального строительства отвести участок в натуре.
Этим же постановлением глава МР обязал отдел по управлению муниципальным имуществом обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении вновь образованного земельного участка, а также обязал обеспечить проведение торов по продаже права на заключение договора долгосрочной аренды вновь образованного земельного участка.
Из ответа и.о. главы МР «<адрес>» за № от 03.12.2021г. адресованного ФИО3-Ш. А. усматривается, что для заключения долгосрочной аренды земельного участка, после постановки на кадастровый учет, необходимо в соответствии со статями 39.11, 39.11, 39.13 Земельного кодекса РФ провести аукционную процедуру. По итогам аукциона с победителем заключается договор долгосрочной аренды. В указанном же ответе указано, что администрация МР «<адрес>» не располагает информацией по дальнейшему исполнению данного постановления.
Вместе с тем, администрацией МР «<адрес>» и структурными подразделениями администрации МР «<адрес>» в полной мере не выполнены требования ст.ст.29, 30, 31, 32 и 38 ЗК РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), а также само постановление главы МР «<адрес>» за № от 07.09.2010г., в частности после издания указанного выше постановления не обеспечен выбор земельного участка, не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, не выполнены в отношении земельного участка кадастровые работы, не принято решение о предоставлении земельного участка для строительства заявителю ФИО3-Ш.А., не отведен земельный участок в натуре, не выдано заявителю в семидневный срок со дня утверждения решения о предварительном согласовании земельного участка на кадастровом плане либо об отказе в размещении объекта, не принято решение о проведении торгов(конкурсов, аукционов), не осуществлена публикация сообщения о проведении торгов или о приеме заявлений о предоставлении земельного участка без проведения торгов, не проведены торги( конкурс, аукцион) о предоставлении земельного участка.
К решениям относятся акты органов местного самоуправления, их должностных лиц, муниципальных служащих, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающие правовые последствия для конкретных лиц.
К действиям органов местного самоуправления или муниципальных служащих относятся властное волеизъявление указанных лиц, которое облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан, создало препятствия к их осуществлению.
К бездействию относятся невыполнение органом местного самоуправления, муниципальными служащими обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
Бездействие может быть признано незаконным, если орган местного самоуправления, или муниципальный служащий имел возможность совершить необходимые действия и принимать необходимые меры, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований закона в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушены права и законные интересы заявителя.
Поскольку, с заявлением о предоставлении земельного участка в долгосрочную аренду 06.09.2010г. в администрацию района обратился именно ФИО3-Ш.А., вышеуказанное постановление № от 07.09.2019г. было вынесено именно по заявлению ФИО3-Ш.А.,то не выполнение администрацией МР «<адрес>» требований ст.ст.29,30,31,32 и 38 ЗК РФ, а также самого постановления главы МР «<адрес>» за № от ДД.ММ.ГГГГ существенно нарушены права и интересы заявителя ФИО3-Ш.А. на своевременное получение в долгосрочную аренду земельного участка в порядке, установленном действующим законодательством.
Административным ответчиком в суд не представлены надлежащие доказательства того, что администрацией МР «<адрес>» и ее структурными подразделениями надлежащим образом выполнены требования ст.ст.29, 30, 31, 32, 39 ЗК РФ по обращению ФИО3-Ш.А., а также само постановление главы МР «<адрес>» за № от 07.09.2010г., о своевременном направлении в адрес заявителя соответствующих решений и документов по его обращению.
Доводы административного ответчика о том, что администрация МР «<адрес>» не располагает информацией по дальнейшему исполнению данного постановления являются не состоятельными, поскольку на административном ответчике лежит обязанность предоставить соответствующие доказательства о выполнении им требований действующего законодательства по обращению заявителя.
Следовательно, суд приходит к выводу, что административным ответчиком и его структурными подразделениями без наличия уважительных причин не выполнены требования действующего законодательства по выполнению процедур предоставления земельного участка для строительства, не изданы соответствующие нормативные акты, не проведены кадастровые работы по формированию земельного участка, не организовал торги( конкурс, аукцион) по предоставлению земельного участка, не опубликовал сообщение о проведении торгов, чем лишил заявителя ФИО3-Ш.А. его права на получение земельного участка в долгосрочную аренду в порядке установленным законом.
Следовательно, бездействие административного ответчика является незаконным, и административные исковые требования ФИО3-Ш.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования ФИО3-Ш.А. удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МР «<адрес>» Республики Дагестан, выразившиеся в невыполнении кадастровых работ в отношении вновь образованного земельного участка, площадью 0,09 га в границах земельного участка с кадастровым номером 05:08:000065:65, расположенного на побережье Каспийского моря с западной стороны земельного участка с кадастровым номером 05:08:000065:65/5 под строительство базы отдыха.
Признать незаконным бездействие администрации МР «<адрес>» Республики Дагестан, выразившееся в не обеспечении проведении торгов по продаже права на заключение договора долгосрочной аренды вновь образованного земельного участка, площадью 0,9 га в границах земельного участка с кадастровым номером 05:08:000065:65, расположенного на побережье Каспийского моря с западной стороны земельного участка с кадастровым номером 05:08:000065:65/5.
Обязать администрации МР «<адрес>» РД устранить допущенные нарушения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через районный суд.
Судья: З.И. Алибулатов