ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-4880/20 от 21.12.2020 Ногинского городского суда (Московская область)

Дело а-4880/2020

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

21 декабря 2020 года Ногинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Карабалиевой С.В.

при помощнике Барсегян А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Смирновой Т. В. к Администрации Богородского городского округа <адрес>, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», об обязании предварительно согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка,

у с т а н о в и л:

Смирнова Т.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации Богородского городского округа <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», об обязании предварительно согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка.

Свои требования административный истец обосновывает тем, что Смирнова Т.В. является собственником объекта недвижимости - здания с кадастровым номером <данные изъяты> кв.м., назначение: нежилое здание, расположенного по адресу: <адрес>, д. Молзино, <адрес>.

В целях оформления в собственность земельного участка под зданием, административный истец обратилась в Администрацию Богородского городского округа <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с приложением схемы, для последующего предоставления в собственность за плату без проведения торгов.

Решением Администрации Богородского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что предоставление земельного участка на заявленном виде права не допускается, поскольку на испрашиваемом земельном участке здание магазина отсутствует.

Вместе с тем, Администрация Богородского городского округа <адрес> в отказе констатирует наличие нежилого здания на испрашиваемом земельном участке, которое не используется и земельного участка, который также не используется по целевому назначению.

Административный истец считает решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» незаконным, поскольку в силу положений ст. 39.3 ЗК РФ, Смирнова Т.В. как собственник здания относится к категории лиц, имеющих право на приобретение земельного участка без проведения торгов. В силу положений ст. 39.20 ЗК РФ административным истцом заявлен предусмотренный законом вид права на котором он желает приобрести земельный участок- в собственность за плату, что соответствует подп.7 п.1 ст.39.15 Земельного кодекса РФ и п. 5 Приложения к Административному регламенту предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденному Распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от 26.12.2018г. .

Административный истец указывает, что в нарушение п.17 ст.39.15 Земельного кодекса РФ решение Администрации Богородского городского округа <адрес> от 20.11.2020г. по заявлению № Р об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» не содержит указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

Наименование объекта недвижимости относится к дополнительным сведениям об объекте в соответствии с подп.11 пункта 5 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и его отсутствие не означает, что нежилое здание не может использоваться под магазин. Кроме того, сведения о наименовании здания могут быть внесены в ЕГРН.

Использование или неиспользование здания и земельного участка как условия предоставления земельного участка законом не установлены.

Образуемый земельный участок, площадью 713 кв.м в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Богородский, утвержденными решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. находится в многофункциональной общественно-деловой зоне О-1.

Одним из основных видов разрешенного использования для многофункциональной общественно-деловой зоны О-1 является вид разрешенного использования–магазины. Предельные размеры земельных участков с видом разрешенного использования-магазины составляют минимальный -<данные изъяты> кв.м, максимальный - <данные изъяты> кв.м.

Таким образом, заявленный вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка –магазины соответствует градостроительным регламентам применительно к территориальной зоне О-1.

Незаконность отказа в предоставлении госуслуги по основанию- «предоставление земельного участка на заявленном виде права не допускается», заключается в том, что заявленный вид права на котором заявитель желает приобрести земельный участок – в собственность за плату, соответствует ст. 39.20 Земельного Кодекса РФ и положениям п. 5 Приложения к Административному регламенту предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденному Распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. .

Оспариваемым решением нарушено исключительное право административного истца как собственника здания на приобретение земельного участка без проведения торгов.

На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным отказ Администрации Богородского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» по заявлению № Р и обязать Администрацию Богородского городского округа <адрес> предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, д. Молзино, <адрес>, с видом разрешенного использования- магазины, в собственность за плату без проведения торгов и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Административный истец -Смирнова Т.В. исковые требования поддержала в полном объеме, дала суду объяснения, аналогичные доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Администрации Богородского городского округа <адрес> в суд не явился, о явке извещен.

Выслушав объяснения административного истца, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

По смыслу части 9 и 11 ст.226, ст.62 КАС РФ на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

Судом установлено, что Смирновой Т.В. принадлежит на праве ДД.ММ.ГГГГ 05.10.2020г.

Решением Администрации Богородского городского округа <адрес> от 20.11.2020г. по заявлению № Р было отказано в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

Обоснование отказа: предоставление земельного участка на заявленном виде права не допускается, разъяснение причин отказа –на испрашиваемом земельном участке здание магазина отсутствует.

Дополнительно из решения об отказе, судом усматривается, что Администрацией признается наличие нежилого здания на образуемом земельном участке, которое не используется под магазин и содержится предложение обратиться за услугой «предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» при этом выбрав вид права- аренда без проведения торгов.

Суд на основе исследованных доказательств, приходит к выводу о том, что административным ответчиком, в нарушение ч.2 ст. 62 КАС РФ не представлено доказательств обоснованности принятого решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

В соответствии с п.1, подп.6. п.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

2. Без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.1

Согласно п. 5 Приложения к Административному регламенту предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденному Распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от 26.12.2018г. предоставление земельного участка без проведения торгов на основании подп.6.п.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ осуществляется собственникам зданий на виде права- в собственность за плату.

Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 36258) утверждены категории лиц и перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов. Согласно п.6 Приложения к приказу Минэкономразвития N 1 от ДД.ММ.ГГГГ, собственник здания имеет право на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса на приобретении в собственность за плату земельного участка на котором расположено здание, сооружение.

Из анализа вышеуказанных норм права, суд приходит к выводу, что Смирнова Т.В., являясь собственником здания, имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.

В силу п.1 ст. 39.14 Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В соответствии с подп.7,8 п.1 ст.39.15 Земельного кодекса РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются в числе иных сведений: вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав; цель использования земельного участка.(подп.7,8 п.1 ст.39.15 Земельного кодекса РФ)

Таким образом, суд приходит к выводу, что заявитель вправе самостоятельно определить вид права, на котором желает приобрести земельный участок, а также указать цель использования земельного участка для присвоения вида разрешенного использования земельного участка.

В силу положений подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ, Смирнова Т.В. как собственник здания относится к категории лиц, имеющих право на приобретение земельного участка без проведения торгов. В силу положений ст. 39.20, 39.3 Земельного кодекса РФ административным истцом заявлен предусмотренный законом вид права на котором истец вправе приобрести земельный участок- в собственность за плату, что соответствует подп.7 п.1 ст.39.15 Земельного кодекса РФ и п. 5 Приложения к Административному регламенту предоставления государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утвержденному Распоряжением Министерства имущественных отношений <адрес> от 26.12.2018г. .

Заключением кадастрового инженера Кононыхина А.С. от 18.12.2020г. подтверждается, что здание с кадастровым номером 50:16:0104004:2850 находится в пределах образуемого земельного участка, площадью 713 кв.м, который в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Богородский, утвержденными решением Совета депутатов от 29.09.2020г. расположен в многофункциональной общественно-деловой зоне О-1.

В соответствии со ст. 29 Правил землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Богородский, утвержденными решением Совета депутатов от 29.09.2020г. (далее- ПЗЗ Богородского городского округа МО) одним из основных видов разрешенного использования для многофункциональной общественно-деловой зоны О-1 является вид разрешенного использования–магазины. Предельные размеры земельных участков с видом разрешенного использования-магазины составляют минимальный -450 кв.м, максимальный - 10000 кв.м.

В силу положений земельного и градостроительного законодательства, использование земельных участков должно осуществляться в соответствии с установленными видами разрешенного использования таких земельных участков, отнесенных к соответствующей территориальной зоне, в соответствии с градостроительными регламентами.

Поскольку заявленный административным истцом вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка –магазины, соответствует градостроительным регламентам применительно к территориальной зоне О-1 ПЗЗ Богородского городского округа МО, то суд приходит к выводу, что заявитель вправе заявить такую цель использования земельного участка как под магазины.

В соответствии с п.8 ст.39.15 Земельного кодекса РФ Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно п.17 ст.39.15 Земельного кодекса РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

Судом установлено, что решение Администрации Богородского городского округа <адрес> от 20.11.2020г. по заявлению № Р39894472 об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» в нарушение п.17 ст.39.15 Земельного кодекса РФ не содержит указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

Отсутствие у здания наименования – магазин, не может являться законным основанием для отказа в предоставлении госуслуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», так как в соответствии с подп.11 пункта 5 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" наименование объекта недвижимости относится к дополнительным сведениям об объекте и не входит в перечень оснований для отказа.

Условия неиспользование заявителем здания и образуемого земельного участка под магазин также не являются законным основанием для отказа в предоставлении в предоставлении госуслуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», поскольку не относятся к законодательно установленным основаниям для отказа.

Исследовав в совокупности, представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что административный истец-Смирнова Т.В. относится к категории лиц, имеющих право на приобретение земельного участка без проведения торгов, заявленный вид права- в собственность за плату соответствует ст. 39.20 ЗК РФ, подп.6. п.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ, заявленный вид разрешенного использования земельного участка- магазины, соответствует основным видам разрешенного использования для территориальной зоны, в которой расположен образуемый земельный участок, в соответствии с Правилами землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Богородский, утвержденными решением Совета депутатов от 29.09.2020г. , решение об отказе в нарушение п.17 ст.39.15 Земельного кодекса РФ не содержит указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска Смирновой Т. В. к Администрации Богородского городского округа <адрес>, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

Руководствуясь ст.ст. 175-176,178-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Смирновой Т. В. к Администрации Богородского городского округа <адрес>, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», об обязании предварительно согласовать предоставление земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации Богородского городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» по заявлению № Р.

Обязать Администрацию Богородского городского округа <адрес> предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью 713 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, с видом разрешенного использования- магазины, в собственность за плату без проведения торгов и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ногинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: