ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-488/17Г от 23.10.2017 Кизлярского городского суда (Республика Дагестан)

Дело а-488/17г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 23 октября 2017 года

Кизлярский городской суд в составе: председательствующего судьи Магомедова У.М., с участием помощника прокурора <адрес> Рамазанова И.Т., представителя Администрации городского округа «<адрес>» ФИО1, действующей на основании доверенности от 10.08.2016г., при секретаре Мусаевой В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> дело по административному иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа «<адрес>» о признании их бездействие незаконным и об обязании разработать и утвердить местные нормативы градостроительного проектирования и документацию по планировке территории,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой <адрес> проанализировано состояние исполнения Администрацией городского округа «<адрес>» градостроительного законодательства. Проведенной проверкой установлено, что в нарушение указанных требований закона администрацией городского округа «<адрес>» нормативно - правовые акты, определяющие порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования, а также местные нормативы градостроительного проектирования не приняты. Кроме того, органами местного самоуправления городского округа не реализованы полномочия по утверждению документации по планировке территории. В соответствии с положениями ст.41 Градостроительного кодекса РФ к документации по планировке территории относятся, в частности, проект планировки территории и проект межевания территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. 2) положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры. Материалы по обоснованию проекта планировки территории содержат: карту (фрагмент карты) планировочной структуры территорий городского округа с отображением границ элементов планировочной структуры; результаты инженерных изысканий в объеме, предусмотренном разрабатываемой исполнителем работ программой инженерных изысканий, в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с ГрК РФ; обоснование определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства; схему организации движения транспорта (включая транспорт общего пользования) и пешеходов, отражающую местоположение объектов транспортной инфраструктуры и учитывающую существующие и прогнозные потребности в транспортном обеспечении на территории, а также схему организации улично-дорожной сети; схему границ территорий объектов культурного наследия; схему границ зон с особыми условиями использования территории; схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; схему вертикальной планировки территории, инженерной подготовки и инженерной защиты территории; иные материалы для обоснования положений по планировке территории. Подготовка проекта межевания территории осуществляется с целью определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков и установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования. Проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта. Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории. Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя: 1) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования; 2) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или изъятие для государственных или муниципальных нужд; 3) вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ. На чертежах межевания территории отображаются: 1) границы планируемых (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории) и существующих элементов планировочной структуры; 2) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи; 3) линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 4) границы образуемых и (или) изменяемых земельных участков, условные номера образуемых земельных участков, в том числе в отношении которых предполагаются их резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд; 5) границы зон действия публичных сервитутов. Материалы по обоснованию проекта межевания территории включают в себя чертежи, на которых отображаются: 1) границы существующих земельных участков; 2) границы зон с особыми условиями использования территорий; 3) местоположение существующих объектов капитального строительства; 4) границы особо охраняемых природных территорий; 5) границы территорий объектов культурного наследия. Между тем, установлено, что администрацией городского округа «<адрес>» проекты планировок территории и проекты межевания территории, также не утверждены. Таким образом, администрацией города не исполнены требования Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в части утверждения местных нормативов градостроительного проектирования и документации по планировке территории. В этой связи прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы городского округа «<адрес>» внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства. Как следует из ответа главы городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за , в связи с недостаточностью средств в местном бюджете в 2017 году и значительной стоимостью работ по подготовке проектов межевания и планировки территории, администрация городского округа «<адрес>» в текущем году не имеет возможности подготовить указанные проекты. Между тем, полномочия по утверждению документации по планировке территории к органам местного самоуправления отнесены п. 4 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ, введенного в действие в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 № 191-ФЗ. Просит суд признать бездействие администрации городского округа «<адрес>», выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению местных нормативов градостроительного проектирования, проектов планировок и межевания территории незаконным. Обязать администрацию муниципального образования городского округа «<адрес>» разработать и утвердить местные нормативы градостроительного проектирования, проекты планировки и межевания территории муниципального образования.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Рамазанов И.Т. поддержал административный иск прокурора <адрес> и просил удовлетворить их в полном объеме.

В судебном заседании представитель Администрации городского округа «<адрес>» ФИО1 административные исковые требования прокурора <адрес> признала и суду пояснила, что проект у них есть, нормативы будут утверждены. Все зависит от финансирования, как им их выделят.

Заслушав объяснения сторон участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора <адрес> Республики Дагестан к Администрации городского округа «<адрес>» в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании их бездействие незаконным и об обязании разработать и утвердить местные нормативы градостроительного проектирования и документацию по планировке территории, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Представлением от ДД.ММ.ГГГГ прокурор <адрес> Григорьянц С.В. требует главу городского округа «<адрес>» ФИО4, принять необходимые меры к устранению нарушений градостроительного законодательства, недопущению в дальнейшем указанных нарушений законом.

Письмом за от ДД.ММ.ГГГГ, глава городского округа «<адрес>» ФИО4 сообщает, что представление от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено на совещании ДД.ММ.ГГГГ. МБУ «УАГиЗО» поручено в кратчайшие сроки завершить работу по составлению проекта местных нормативов градостроительного проектирования, который будет утвержден на ближайшей сессии Депутатов Собрания городского округа «<адрес>». В связи с недостаточностью средств в местном бюджете в 2017 году и значительной стоимостью работ по подготовке проектов межевания и планировке территории, администрация ГО «<адрес>» в текущем году подготовить указанные проекты не имеет возможности. Соответствующие предложения будут внесены при составлении проекта бюджет на 2018 год.

Из протокола рассмотрения представления прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что присутствующие обсудив информацию решили: директору МБУ «УАГиЗО» ФИО5 до ДД.ММ.ГГГГ завершить работу по подготовке проекта Решения Собрания депутатов ГО «<адрес>» «Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования» и представить для утверждения; подготовить предложения по внесению в бюджет на 2018 год необходимых сумм для подготовки проектов межевания и планировке территории городского округа «<адрес>».

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений относится к вопросам местного значения.

Одновременно в силу п. 4 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.

Согласно ч.8 ст.29.4 Градостроительного кодекса РФ порядок подготовки, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования и внесения изменений в них устанавливается муниципальными правовыми актами с учетом положений настоящего Кодекса.

Администрацией городского округа «<адрес>» нормативно - правовые акты, определяющие порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования, а также местные нормативы градостроительного проектирования не приняты.

В соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии, линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства, а также положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.

В силу положений статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (часть 1). Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (часть 2). Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (часть 3). При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами (часть 4).

Из материалов дела усматривается, что администрацией городского округа «<адрес>» проекты планировок территории и проекты межевания территории не утверждены.

Таким образом, судом установлена обязанность органа местного самоуправления подготовить и утвердить местные нормативы градостроительного проектирования, проекты планировки и межевания территории муниципального образования.

Данная обязанность сторонами не оспаривалась в ходе рассмотрения дела.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п.9 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В силу положений подпункта 19 пункта 1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Следовательно, Администрация городского округа «<адрес>» освобождена от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления, и не может быть отнесена к числу субъектов, являющихся в установленном законом порядке плательщиками государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.175 -181 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск прокурора <адрес> Республики Дагестан в защиту интересов неопределенного круга лиц – жителей городского округа «<адрес>» к Администрации городского округа «<адрес>» о признании их бездействие незаконным и об обязании разработать и утвердить местные нормативы градостроительного проектирования и документацию по планировке территории – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского округа «<адрес>», выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению местных нормативов градостроительного проектирования, проектов планировок и межевания территории.

Обязать Администрацию городского округа «<адрес>» разработать и утвердить местные нормативы градостроительного проектирования, проекты планировки и межевания территории муниципального образования.

Администрации городского округа «<адрес>» не позднее чем в течение месяца со дня получения решения сообщить в суд об исполнении решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд Республики <адрес> в течение месяца со дня его провозглашения.

Судья У.М. Магомедов