ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-494/2022 от 01.04.2022 Зеленодольского городского суда (Республика Татарстан)

Дело а-494/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 апреля 2022 года г. Зеленодольск РТ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Загитовой Л.В.

при секретаре Набиуллиной Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО6 к Зеленодольскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан Степановой Лилии Фаритовне о признании незаконными действия об отказе в государственной регистрации уточнения границ и площади земельного участка, об обязании осуществить государственную регистрацию,

Заинтересованные лица: Председатель СНТ «...» ФИО3, ФИО4, государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан Шавалиева Эльвира Камилевна,

установил:

ФИО6 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Зеленодольскому отделу Управлению Росреестра по Республике Татарстан о признании незаконными действия по отказу в регистрации уточнения границ и площади земельного участка с кадастровым номером :6, расположенного по адресу: <адрес>; об обязании осуществить государственную регистрацию уточнения границ земельного участка площадью 457,00 кв. м, с кадастровым номером :6, расположенного по адресу: <адрес>

В обоснование требований административным истцом указано, что на основании свидетельства о праве собственности совместно с ФИО4 (по 1/2 доле каждой) ей принадлежит земельный участок с постройками, расположенный по адресу: <адрес>. Для уточнения границ и площади земельного участка и оформления межевого плана собственники земельного участка обратились к кадастровому инженеру. В ходе межевания выяснилось, что площадь земельного участка значительно больше, чем указано в правоустанавливающих документах. При этом его границы были согласованы со всеми правообладателями смежных земельных участков, с председателем СНТ «...», а также с МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» РТ. После изготовления межевого плана с уточненными границами обратились в Росреестр с заявлением об изменении площади земельного участка и описания местоположения его границ, однако Росреестр уведомил, что возвращает прилагаемые к заявлению документы о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав без рассмотрения, указав, что представленный XML-файл не соответствует требованиям пункта 5 XML-схемы, рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру. Кадастровым инженером было разъяснено, что площадь земельного участка значительно отличается (более 10%) от площади земельного участка, право собственности на который ранее зарегистрировано в Росреестре по РТ, в связи с чем, отказано во внесении изменений площади земельного участка и определении описания его местоположения. По мнению административного истца, отказ Росреестра по РТ в описании местоположения границ земельного участка и уточнении его площади противоречит требованиям закона. В 2013 году за ФИО6 и ФИО4 было зарегистрировано право собственности на земельный участок и расположенные на нем постройки по 1/2 доле за каждой, тогда постановка на кадастровый учет и регистрация права собственности проводились без предоставления межевого плана на основании документов, которые подтверждали факт владения недвижимостью. Хотя в правоустанавливающих документах указана площадь земельного участка 352,00 кв. м, фактически площадь земельного участка, предоставленного в 1966 году, составляет 457,00 кв. м, и он существует в таком виде более 15 лет, как это установлено законом. В 1969 году на земельном участке был построен садовый домик, а также постройки – баня, сарай. Земельный участок прошел согласование местоположения границ земельного участка со смежными земельными участками, органом местного самоуправления, председателем садоводческого товарищества, что является подтверждением существования его границ на местности более 60-ти лет.

Протокольным определением от 04.02.2022 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Росреестра по РТ (л.д.84-88).

Протокольным определением от 02.03.2022 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен государственный регистратор Управления Росреестра по РТ Степанова Л.Ф., в качестве заинтересованного лица государственный регистратор Управления Росреестра по РТ Шавалиева Э.К. (л.д.102-103).

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.108).

В судебном заседании представитель административного истца ФИО12, действующий по доверенности (л.д.120), на требованиях настаивал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административных ответчиков Управления Росреестра по РТ и Зеленодольского отдела Управления Росреестра по РТ ФИО13, действующая на основании доверенности (л.д.79), возражала против удовлетворения требований, поддержала доводы, изложенные в ранее представленном возражении на заявление (л.д.74-78), пояснив, что в Правилах землепользования и застройки территориальной зоны, в которой расположен земельный участок, минимальный и максимальный размеры не установлены, площадь земельного участка увеличится более, чем на 10%, что является недопустимым. Устранить указанные недостатки возможно до 17.08.2022.

Административный ответчик государственный регистратор Управления Росреестра по РТ Степанова Л.Ф. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела без её участия, в удовлетворении административного искового заявления просит отказать (л.д.114).

Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, конверт заказного письма возвращен с отметкой «истек срок хранения» (л.д.111).

Заинтересованное лицо председатель СНТ «...» ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, конверт заказного письма вернулся с отметкой «истек срок хранения» (л.д.112), представлено заявление (ходатайство) о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.122).

Заинтересованное лицо государственный регистратор Управления Росреестра по РТ Шавалиева Э.К. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела без её участия, в удовлетворении административного искового заявления просит отказать (л.д.115).

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд определил рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся административного истца с участием его представителя, административного ответчика государственного регистратора Управления Росресстра по Республике Татарстан Степановой Л.Ф., заинтересованных лиц ФИО4, председателя СНТ «...» ФИО3 государственного регистратора Управления Росреестра по РТ Шавалиевой Э.К.

Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административных ответчиков Управления Росреестра по РТ и Зеленодольского отдела Управления Росреестра по РТ, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу пункта 1 статьи 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Часть 1 статьи 218 КАС РФ предусматривает, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

При этом частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании из материалов дела установлено следующее.

ФИО6 на основании свидетельства о праве собственности от 17.06.2013, удостоверенного нотариусом <адрес>ФИО14, наследственное дело , реестровый номер , на праве общей долевой собственности, доля в праве 1/2, является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: садоводство, общая площадь 352 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый номер: :6, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11.10.2013 сделана запись регистрации (л.д.36).

ФИО4 на основании договора дарения доли земельного участка с долей жилого строения без права регистрации проживания, расположенного на садовом земельном участке, является собственником земельного участка (1/2 доля в праве), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: садоводство, общая площадь 352 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, кадастровый номер: :6, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 11.10.2013 сделана запись регистрации (л.д.37).

Для уточнения местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером :6, расположенного по адресу: <адрес>, собственники данного земельного участка обратились к кадастровому инженеру, которым 09.09.2020 был подготовлен межевой план (л.д.9-54) и составлено заключение (л.д.16-17).

В заключении кадастровым инженером указано, что в процессе подготовительных работ получены сведения о земельном участке с кадастровым номером :6, расположенном по адресу: <адрес>, в виде выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 09.09.2020 и кадастрового плана территории от 12.08.2020. В соответствии с ч.8 ст.22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», местоположение земельного участка с кадастровым номером :6 определено по фактическим границам. По факту земельный участок с кадастровым номером :6 граничит с т. н2 до т. н4 с земельным участком с кадастровым номером :2932, с т. н4 до т. н8 с земельным участком с кадастровым номером :7, с т. н10 до т. н.13 с земельным участком с кадастровым номером :15, с т. н13 до т. н.1 с земельным участком с кадастровым номером :5. Исходя из Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей №РТ- от 24.02.1995, земельный участок существует на местности 15 и более лет. Акт согласования местоположения границ земельного участка оформлен в соответствии со ст.39-40 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в соответствии с Письмом Минэкономразвития РФ от 04.09.2014 №Д23и-3079) и соответствует требованиям ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Согласование проведено согласно ч.7 ст.39 Закона о кадастре. Местоположение границ земельного участка устанавливалось в соответствии с п.п.7,8 ст.22 №218-ФЗ посредством определения координат характерных точек границ, с использованием пунктов опорно-межевой сети: №ОМЗ , , , предоставленных Государственным фондом данных и полученных в результате проведения землеустройства по заявлениям от 24.01.2020, от 24.01.2020. Уточненная площадь земельного участка с кадастровым номером :6 составила 457 кв. м. Согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования «Октябрьское сельское поселение» ЗМР РТ, утвержденным Решением Совета Октябрьского сельского поселения от 11.03.2013 с изменениями, внесенными Решением Совета Октябрьского сельского поселения от 20.09.2017 , предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков с видом разрешенного использования – для ведения гражданами садоводства и огородничества, и предельные параметры разрешенного строительства в зоне СХ3 (СХ 3 – зона коллективного садоводства и огородничества) не определены. Фактически земельный участок с кадастровым номером :6 существует на местности в приведенной на чертеже межевого плана конфигурации, расположен в пределах квартала 16: и соответствует сложившемуся порядку пользования земельным участком. По факту и по сведениям ЕГРН в пределах земельного участка расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами :52, :83. Из анализа документов, полученных сведений и проведенных кадастровых работ кадастровым инженером, подготовлен межевой план для осуществления кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением его уникальных характеристик.

30.09.2020 ФИО6 и ФИО4 по заявлениям №КУВД- были представлены документы на осуществление действий по государственному кадастровому учету изменений площади и описания местоположения границ на объект недвижимости – земельный участок с кадастровым номером :6, общей площадью 352 кв.м, адрес: <адрес> 6.

07.10.2020 государственным регистратором Управления Росреестра по Республике Татарстан Степановой Л.Ф., в соответствии п.1 ст.25 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вынесено уведомление ФИО6, ФИО4 о возврате без рассмотрения документов, прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав от 30.09.2020 №КУВД- в отношении объекта недвижимости: <адрес>, поскольку было выявлено, что представленный ХМL-файл не соответствует требованиям п.5 ХМL-схемы, используемой для формирования ХМL-документа - межевого плана в форме электронного документа, утвержденного Приказом Росреестра от 06.04.2016 №П/0159: в представленном ХМL-файле присутствует недопустимое значение, а именно - CodeDocument-558301990000. С целью получения надлежащим образом оформленного документа для осуществления государственного кадастрового учета рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру (л.д.66,67).

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке, которые должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1 статьи 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Частью 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрены документы и обстоятельства, являющиеся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе, межевой план, который представляется в орган регистрации прав в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера (часть 4 статьи 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке утверждены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 года № 921.

Согласно пункту 18 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных вышеуказанным Приказом межевой план подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, и оформляется в виде файлов в формате XML (далее - XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.

Формат представления документов в электронном виде на дату обращения административного истца с заявлением №КУВД- от 30.09.2020 был указан в пункте 9 Порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, порядка представления заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, установленного Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 № 883 (Приказом Минэкономразвития России от 31.03.2021 № 154 признан утратившим силу), согласно которому необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, направляемые в форме электронных документов, представлялись в одном из следующих форматов: в виде файлов в формате XML-документов, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных (пункт 1); в виде электронных образов документов в формате PDF (пункт 2).

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, кроме прочего, прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов (пункт 1); возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона (пункт 2); проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3).

Согласно статье 25 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, возвращаются без рассмотрения, если:

1) такие заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования;

1.1) заявление о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, и прилагаемые к нему документы представлены в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, и при этом не соблюдены требования, установленные статьей 36.2 настоящего Федерального закона;

2) такие заявление и документы представлены в форме документов на бумажном носителе и имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание;

3) информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти рабочих дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем;

4) в Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на государственную регистрацию прав представлено иным лицом, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4.5 части 1 и пунктом 5 части 3 статьи 15, частью 1.1 статьи 19 настоящего Федерального закона, а также случая государственной регистрации прав в порядке наследования;

4.1) в Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или об обременении такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации;

5) заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не подписано заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из письменных возражений Зеленодольского отдела Управления Росреестра по РТ на административное исковое заявление следует, что в представленном межевом плане кадастровый инженер указывает код 558301990000 как код, соответствующий коду протокола отчетно-перевыборного собрания садового некоммерческого товарищества «...» № б/н от 21.06.2020, выписки из протокола очередного общего собрания членов СНТ «...» № б/н от 15.09.2020, постановления от 13.05.2019. При этом, согласно Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 24.12.2018 № П/0510 «Об утверждении Сборника классификаторов, используемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости и признании утратившим силу приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 12.10.2011 № П/389», указанный код соответствует значению «Иной документ» в разделе «Документы, содержащие описание заявителя или его представителя» (код 558.3). Однако, для данных документов, указанных кадастровым инженером в межевом плане, имеются другие действующие коды - код 558402990000, соответствующий коду «Иной документ» в разделе «Документы о правах, сделках, ограничениях (обременениях)» - код 558.4. При описании реквизитов документов используются соответствующие классификаторы и коды документов Сборника классификаторов: документы, содержащие описание объекта - код классификатора 558.2; документы, содержащие описание заявителя или его представителя - код классификатора 558.3; документы о правах, сделках, ограничениях (обременениях) - код классификатора 558.4; при необходимости виды документов, удостоверяющих личность физического лица - код классификатора 8.1. Таким образом, возврат документов без рассмотрения был осуществлен органом регистрации прав из-за ошибок, допущенных кадастровым инженером при составлении XML-файла межевого плана. Несоответствие формату, установленному действующим законодательством, может выражаться в следующем: межевой план составлен и представлен в регистрирующий орган не в формате XML-документов, созданных с использованием XML-схем и представленный XML-документ не обеспечивает считывание и контроль представленных данных (л.д.74-78).

С учетом изложенного, уведомление государственного регистратора Управления Росреестра по Республике Татарстан Степановой Л.Ф. о возврате документов без рассмотрения является законным и обоснованным, права, свободы и законные интересы административного истца указанным решением не нарушаются. Кроме того, возврат документов без рассмотрения не лишает заявителя права обратиться в орган регистрации права с заявлением и документами, соответствующими требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, чем воспользовались ФИО6 и ФИО4

20.12.2021 ФИО6 и ФИО4 по заявлениям №КУВД- были представлены документы на осуществление действий по государственному кадастровому учету изменений площади и описания местоположения границ принадлежащего им земельного участка (л.д.96-98, 99-101).

27.12.2021 государственным регистратором Управления Росреестра по Республике Татарстан Шавалиевой Э.К., в соответствии п.7 ч.1 ст.26, п.32 ч.1 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вынесено уведомление ФИО6, ФИО4 о приостановлении, начиная с 27.12.2021 до 27.03.2022, осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером :6, расположенного по адресу: <адрес>, поскольку по результатам правовой экспертизы выявлено, что в составе межевого плана отсутствует документ, подтверждающий полномочия ФИО15 на согласование границ на земельный участок :2932; в результате увеличения местоположения границ земельного участка :6 площадь увеличивается более, чем на 10%. Площадь земельного участка согласно сведениям, содержащимся в межевом плане, составляет 457 кв. м, а в сведениях ЕГРН – 352 кв. м. Территориальная зона, в которой расположен земельный участок – СХЗ. Предельный минимальный размер для вида разрешенного использования «садоводство» не установлен, что подтверждается Правилами землепользования и застройки МО «Октябрьское сельское поселение ЗМР» РТ. Для устранения причин приостановления рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру (л.д.92,93).

В соответствии с частью 4 статьи 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий, в частности:

государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 1);

уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистраций прав (пункт 2).

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Пунктом 32 части 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, в том числе на основании карты-плана территории, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (содержались в Едином государственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении границ была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона), на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (содержались в Едином государственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении границ была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона).

В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

На основании части 1 статьи 30 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав могут быть приостановлены не более чем на шесть месяцев однократно на основании заявления лиц, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Федеральный закон «О кадастровой деятельности») местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии со статьей 40 Федерального закона «О кадастровой деятельности» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1).

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ (часть 2).

Как усматривается из актов согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером :6, площадью 457 кв.м, имеющихся в составе межевого плана, местоположение земельного участка согласовано с собственниками земельных участков ФИО16, ФИО17, ФИО18, являющихся смежными с земельным участком административного истца, а также с председателем СНТ «...» (л.д.24,26). Местоположение границ земельного участка :6 со смежным земельным участком :2932 согласовано с ФИО15, не представившей полномочия на его согласование (л.д.28).

Пунктом 16 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, разъяснено, что увеличение площади земельного участка при уточнении его границ возможно, если превышение площади земельного участка не выходит за пределы величины минимальной площади земельного участка, установленной для земель данного целевого назначения и разрешенного использования, а если он не установлен - десять процентов от указанной в государственном кадастре недвижимости площади этого земельного участка.

Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Октябрьское сельское поселение ЗМР» РТ предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков с видом разрешенного использования – для ведения гражданами садоводства и огородничества, и предельные параметры разрешенного строительства в зоне СХ3 не определены.

При уточнении границ земельного участка административного истца установлено, что фактическая площадь участка составляет 457 кв. м, а по сведениям ЕГРН - 352 кв. м, то есть более чем на 10% превышает декларированную площадь.

В силу части 10 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В судебное заседание представителем административного истца представлено заключение Правления СНТ «...» (л.д.123) за подписью председателя ФИО3, согласно которому ФИО6 действительно является членом СНТ «...» с 1966 года. Земельный участок существует на местности в указанных границах с 1966 года. Претензий по границам земельного участка нет, задолженностей по платежам и взносам нет. Прилегающие земельные участки: участок ФИО16, участок ФИО17, участок ФИО18

17.02.2022 государственным регистратором Управления Росреестра по Республике Татарстан Шавалиевой Э.К., в соответствии ч.1 ст.30 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вынесено уведомление ФИО6, ФИО4 (л.д.94,95) о приостановлении, начиная с 17.02.2022, осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером :6, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с представленным 17.02.2022 заявлением №КУВД- для сбора документов. Осуществление действий по государственному кадастровому учету приостанавливается до 17.08.2022 (л.д.96-98, 99-101).

В соответствии с частью 9 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» приостановление осуществления государственного кадастрового учета (в тех случаях, когда настоящий Федеральный закон допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или приостановление осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 7 - 10, 19 - 21, 24 - 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 настоящей статьи, могут быть обжалованы в порядке, установленном статьей 26.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности».

Согласно части 1 статьи 26.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» решение о приостановлении осуществления кадастрового учета или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах в установленном настоящей статьей порядке. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

Апелляционная комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении, созданным при Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальных органах в соответствующих субъектах Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 26.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» заявление подается в апелляционную комиссию в течение тридцати дней с даты принятия решения о приостановлении.

При этом из содержания части 4 статьи 26.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» следует, что заявление об обжаловании решения о приостановлении, представленное с нарушением требований, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, не принимается к рассмотрению апелляционной комиссией, о чем в течение трех рабочих дней информируется лицо, представившее такое заявление.

В соответствии с частью 5 статьи 26.1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» при рассмотрении заявления об обжаловании решения о приостановлении апелляционной комиссией оценивается обоснованность принятия органом регистрации прав решения о приостановлении (наличие оснований для принятия такого решения установлено статьей 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

На основании части 1 статьи 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Во исполнение решения о приостановлении осуществления действий по государственному кадастровому учету, административным истцом в состав межевого плана взамен отсутствующего документа, подтверждающего полномочия ФИО15 на согласование границ на земельный участок :2932, представлен акт согласования местоположения границ земельного участка :6 площадью 457 кв. м со смежным земельным участком :2932 от т. н2 до т. н4 горизонтальное проложение 8,48 м – МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района» РТ (л.д.124).

28.03.2022 государственным регистратором Управления Росреестра по Республике Татарстан Шавалиевой Э.К. в связи с предоставлением заявления и документов от 25.03.2022 №КУВД- для устранения причин приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, ФИО6 уведомлена о не устранении причин приостановления осуществления действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером :6, расположенного по адресу: <адрес>, а именно – по результатам правовой экспертизы выявлено, что в результате уточнения местоположения границ земельного участка :6 площадь увеличивается более чем на 10%. Площадь земельного участка согласно сведениям, содержащимся в межевом плане, составляет 457 кв. м, а сведениях ЕГРН – 352 кв. м. Территориальная зона, в которой расположен земельный участок – СХЗ. Предельный минимальный размер для вида разрешенного использования «садоводство» не установлен, что подтверждается Правилами землепользования и застройки МО «Октябрьское сельское поселение ЗМР» РТ. Осуществление действий по государственному кадастровому учету приостановлено до 17.08.2022 (л.д.125).

Необходимо отметить, что административным истцом не представлено доказательств полного устранения причин, послуживших основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, при этом само решение о приостановлении им не оспаривается. Поскольку срок приостановления не истек, решение об отказе в государственной регистрации прав в настоящее время Управлением Росреестра по РТ не принято.

Таким образом, основания для признания действий регистрирующего органа об отказе в регистрации уточнения границ и площади земельного участка незаконными, отсутствуют. В административном иске необходимо отказать.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180, 218, 226, 227, частью 1 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО6 к Зеленодольскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике ФИО19, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, государственному регистратору Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан Степановой Лилии Фаритовне о признании незаконными действия об отказе в регистрации уточнения границ и площади земельного участка с кадастровым номером :6, расположенного по адресу: <адрес>, об обязании Зеленодольского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан осуществить государственную регистрацию уточнения границ земельного участка площадью 457 кв. м с кадастровым номером :6, расположенного по адресу: <адрес>6, отказать.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ 12.04.2022.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: подпись

Решение20.04.2022