ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-497/2022 от 02.09.2022 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

УИД OS0-78

а-497/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 сентября 2022 года г. Ижевск УР

Верховный Суд Удмуртской Республики в составе

судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Багаутдиновой Г.Р.,

при секретаре судебного заседания Гирбасовой С.И.,

с участием

прокурора прокуратуры Удмуртской Республики ***,

представителя административного истца Октябрьской территориальной избирательной комиссии г.Ижевска Удмуртской Республики - ***,

представителя административного ответчика ****. - ***,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Октябрьской территориальной избирательной комиссии г.Ижевска об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республике седьмого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу ****,

установил:

Октябрьская территориальная избирательная комиссия г.Ижевска (далее - Октябрьская ТИК г.Ижевска) обратилась в суд с административным иском об отмене регистрации **** (далее – **** кандидат, административный истец) кандидатом в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республике седьмого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу , выдвинутому избирательным объединением «Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ» в Удмуртской Республике, указывая следующее.

ДД.ММ.ГГГГ кандидатом ****. изготовлен печатный агитационный материал - брошюра «Мир и достаток каждой семье», тираж 18 000 экз. В правом нижнем углу брошюры имеется Quick Response code (QR-код), в который зашифрован URL-адрес сайта: https://zharkova2022.ru (далее по тексту – сайт). Тот же URL-адрес сайта указан на последней странице Брошюры.

ДД.ММ.ГГГГ**** изготовлен печатный агитационный материал – информационный бюллетень «Вестник «Центрального» округа», тираж 18 000 экз. (далее по тексту – информационный бюллетень). В правом нижнем углу первой полосы информационного бюллетеня расположен QR-код, в который зашифрован URL-адрес сайта. Тот же URL-адрес сайта указан текстом на первой полосе вверху, а также на четвёртой полосе внизу.

ДД.ММ.ГГГГ****. изготовлен печатный агитационный материал – карманный календарь, тираж 18 000 экз. (далее по тексту – календарь). В правом нижнем углу лицевой стороны календаря текстом указан URL-адрес сайта.

В целях реализации требований пункта 3 статьи 54 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №67-ФЗ) **** уведомила Октябрьскую ТИК г.Ижевска о начале распространения брошюры, информационного бюллетеня и календаря. Указывая в брошюре, информационном бюллетене, календаре, оплаченных за счёт средств избирательного фонда, прямую ссылку на сайт, **** признаёт, что является владельцем сайта.

Постановлением Октябрьской ТИК г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ «Об обращении кандидата в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики седьмого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу *** о нарушении кандидатом в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики седьмого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу **** законодательства Российской Федерации при проведении предвыборной агитации» сайт признан незаконным агитационным материалом ****

Из визуального осмотра сайта следует, что в правой части хэддера сайта (верхняя часть сайта) размещены видоизменённые логотипы социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники», являющиеся зарегистрированными товарными знаками.

В футере сайта (нижней части) также размещены обозначенные выше товарные знаки.

Товарный знак, включающий в себя иконку, состоящую из квадратной подложки с закруглёнными краями в цвете #0077FF (HEX) и монограмму «VK» в белом цвете, а также текст «ВКонтакте» (далее по тексту – Знак ВК) зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности. Регистрационный .

Правообладателем на Знак ВК является Общество с ограниченной ответственностью «В КОНТАКТЕ».

Использование ****В. Знака ВК в агитационных материалах, в том числе на сайте, без согласия ООО «В КОНТАКТЕ» нарушает законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Учитывая, что **** в Октябрьскую ТИК г.Ижевска не представлено доказательств согласия ООО «В КОНТАКТЕ», использование Знака ВК в агитационных материалах является основанием для отмены регистрации кандидата.

Как следует из Правил использования Знака ВК (далее по тексту – Правила), размещённых по адресу: https://vk.com/brand; https://www.figma.com/proto/s1mds7qZO2cdLXUBxVGxXU/VK-·-Brandbook?nodeid=7%3A81&viewport=326%2C503%2C0.&scaling=contain использование логотипа (Знака ВК) разрешено только в фирменных цветах ВКонтакте: абсолютно белая монограмма VK на фирменной синей иконке и чёрная надпись. Изменение цвета монограммы или иконки недопустимо. Из Правил следует, что «использовать любые цвета, кроме фирменного синего и абсолютно белого» недопустимо. Также указано, что «запрещено менять форму иконки или вписывать монограмму в любую форму, отличающуюся от фирменной иконки». Визуальный осмотр сайта позволяет сделать вывод о том, что кандидатом нарушены Правила как в хэддере, так и футере сайта, а именно: монограмма вписана в форму окружности, что отличается от фирменной иконки; Знак ВК выполнен в цвете, запрещённом правообладателем.

Приведённые нарушения являются самостоятельным основанием для отмены регистрации кандидата в силу подпункта «д» пункта 7 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ.

Из агитационных материалов ****. следует, что она является председателем Удмуртского регионального отделения общественно-государственной организации «Союза женщин России».

Из ответа Общероссийской общественно-государственной организации «Союза женщин России» (далее по тексту – Союз женщин России) от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Октябрьской ТИК также следует, что ****. является председателем Регионального отделения Союза женщин России в Удмуртской Республике. Сайт является агитационным материалом кандидата. На главной странице сайта (URL: https://zharkova2022.ru) имеется обращение кандидата к избирателям, которое начинается со слов: «Уважаемые избиратели!» и заканчивается словами «С уважением, кандидат в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики VII созыва по «Центральному» одномандатному округу ****». Заканчивается главная страница сайта блоком «Контакты» следующего содержания: «Общественная приёмная **** Моб. тел.: +. Время работы: понедельник, среда, пятница с 14 до 18 часов». Аналогичная информация содержится на странице сайта «Контакты» (URL: https://zharkova2022.ru/contacts). На странице Союза женщин Удмуртии на сайте Союза женщин России в сети «Интернет» (https://wuor.ru/department/wuorudmurtiya/) адресом регионального отделения Союза женщин Удмуртии указан адрес: «Удмуртская Республика, телефоном: +79992278373; официальным адресом сайта в сети «Интернет» - адрес группы Союза женщин Удмуртии в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/wuorudmurtiya). В разделе «Информация» группы Союза женщин Удмуртии в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/wuorudmurtiya) адресом Союза женщин Удмуртии указан адрес: «Красногеройская, 18, офис 153, Ижевск»; телефоном: +7 (999) 227-83-73. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ****. на своей личной странице в социальной сети «Контакте» опубликовала пост (https://vk.com/ovzharkova?w=wall676287206_65) следующего содержания: «Напоминаю, что общественная приемная регионального отделения Союза женщин России открыта по адресу: Я провожу прием граждан по личным вопросам каждый второй и четвертый четверг месяца, с 15.00 до 18.00 (по предварительной записи). Подать заявку на вступление в Союз женщин России в Удмуртии также можно по ссылке на сайте: https://wuor.ru/department/wuorudmurtiya». Таким образом, помещение по адресу: является помещением Союза женщин Удмуртии. Использование кандидатом помещения Союза женщин Удмуртии для целей своей избирательной кампании без предоставления указанного помещения на равных условиях иным кандидатам является в силу подпункта «в» пункта 7 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ основанием для отмены регистрации кандидата.

Кандидатом ****. в брошюре, информационном бюллетене и календаре указан номер телефона Союза женщин Удмуртии. Использование такого телефона кандидатом возможно лишь в случае оплаты телефонной связи за счёт средств избирательного фонда кандидата. Учитывая, что такая оплата кандидатом произведена не была, это является самостоятельным основанием для отмены регистрации кандидата. Ответом на запрос от ДД.ММ.ГГГГ Союз женщин России подтвердил, что использованная кандидатом **** в печатных агитационных материалах эмблема является переработанной эмблемой Союза женщин России, описание которой содержится в пункте 1.8. Устава Союза женщин России, размещённого в сети «Интернет» по адресу: https://www.wuor.ru/about/rule/#:~:text=1.1.,условий%20для%20реализации%20возможностей%20личности. Использование кандидатом **** эмблемы Союза женщин России в агитационных материалах является неправомерным. Учитывая, что правообладателем эмблемы является Союз женщин России, указание со стороны Союза женщин России на неправомерность использования кандидатом эмблемы Союза в агитационных материалах свидетельствует о нарушении ****. законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Ссылаясь на положения пункта 5 статьи 40, пункт 1.1. статьи 56, подпункты «в», «д» пункта 7 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Октябрьская территориальная избирательная комиссия города Ижевска просит отменить регистрацию кандидата в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики седьмого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу ****.

В судебном заседании представитель административного истца Октябрьской ТИК г.*** доводы административного иска поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика ****. - *** просила отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на необоснованность доводов административного иска.

****., представитель заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики, представитель заинтересованного лица избирательного объединения «Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ» в Удмуртской Республике, представитель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, будучи извещены о времени и месте судебного разбирательства, не явились.

Согласно части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.

В силу изложенных обстоятельств дело рассмотрено в отсутствие **** представителя заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики, представителя заинтересованного лица избирательного объединения «Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ-ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ» в Удмуртской Республике, представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в порядке части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Прокурор *** дала заключение по делу об обоснованности заявленных требований и наличии оснований для удовлетворения административного иска.

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, заслушав заключение прокурора Прокуратуры Удмуртской Республики ***, полагавшей необходимым заявленные требования удовлетворить, исследовав представленные доказательства, Верховный Суд Удмуртской Республики считает, что требования подлежат удовлетворению.

Обсуждая соблюдение сроков обращения в суд с названным административным исковым заявлением, суд приходит к следующему.

Согласно части 5 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд - не позднее чем за восемь дней до первого дня голосования).

Аналогичная норма содержится и в Федеральном законе № 67-ФЗ.

Так, заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее, чем за восемь дней до дня (первого дня) голосования (в том числе повторного). Решение суда должно быть принято не позднее, чем за пять дней до дня (первого дня) голосования (пункт 5 статьи 78 Федерального закона №67-ФЗ).

Административный иск поступил в Верховный Суд Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ вх. (л.д.9), с соблюдением предусмотренных частью 5 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сроков подачи административного искового заявления о защите избирательных прав.

Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).

Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 7 июня 2022 года № 1263-VI «О назначении выборов депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики седьмого созыва» на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики седьмого созыва.

Постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики от 15 февраля 2022 года №1162-VI «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики» утверждена схема одномандатных избирательных округов.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики (далее – ЦИК УР, ЦИК Удмуртии) от ДД.ММ.ГГГГ «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики седьмого созыва на территориальные избирательные комиссии» полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики седьмого созыва по Металлургическому , Колтоминскому , Холмогоровскому , Центральному одномандатным избирательным округам возложены на Октябрьскую территориальную избирательную комиссию города Ижевска.

В силу части 1 статьи 29 Закона Удмуртской Республики от 13 апреля 2007 № 18-РЗ «О выборах депутатов Государственного Совета Удмуртской Республики» (далее по тексту – Закон УР № 18-РЗ) регистрация кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией.

Как следует из материалов дела

ДД.ММ.ГГГГ****, выдвинутая избирательным объединением «Региональное отделение социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ПАТРИОТЫ - ЗА ПРАВДУ» в Удмуртской Республике», представила в Октябрьскую ТИК города Ижевска документы, предусмотренные частью 6 статьи 24 Закона УР № 18-РЗ, в силу чего приобрела правовой статус выдвинутого кандидата.

ДД.ММ.ГГГГ кандидатом ****. изготовлен печатный агитационный материал - брошюра «Мир и достаток каждой семье», тираж 18 000 экз. В правом нижнем углу брошюры имеется Quick Response code (QR-код), в который зашифрован URL-адрес сайта: https://zharkova2022.ru. Тот же URL-адрес сайта указан на последней странице Брошюры.

ДД.ММ.ГГГГ**** изготовлен печатный агитационный материал – информационный бюллетень «Вестник «Центрального» округа», тираж 18 000 экз. В правом нижнем углу первой полосы информационного бюллетеня расположен QR-код, в который зашифрован URL-адрес сайта. Тот же URL-адрес сайта указан текстом на первой полосе вверху, а также на четвёртой полосе внизу.

ДД.ММ.ГГГГ**** изготовлен печатный агитационный материал – карманный календарь, тираж 18 000 экз. В правом нижнем углу лицевой стороны календаря текстом указан URL-адрес сайта.

В целях реализации требований пункта 3 статьи 54 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №67-ФЗ) ****. уведомила Октябрьскую ТИК г.Ижевска о начале распространения брошюры, информационного бюллетеня и календаря. Указывая в брошюре, информационном бюллетене, календаре, оплаченных за счёт средств избирательного фонда, прямую ссылку на сайт, **** признаёт, что является владельцем сайта.

Постановлением Октябрьской территориальной избирательной комиссии г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ кандидатом в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики седьмого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу была зарегистрирована ****, выдвинутая избирательным объединением «Региональное отделение Социалистической политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ПАТРИОТЫ-ЗА ПРАВДУ» в Удмуртской Республике.

Постановлением Октябрьской ТИК г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ «Об обращении кандидата в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики седьмого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу *** о нарушении кандидатом в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики седьмого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу **** законодательства Российской Федерации при проведении предвыборной агитации» сайт признан незаконным агитационным материалом ****

Из визуального осмотра сайта следует, что в правой части хэддера сайта (верхняя часть сайта) размещены видоизменённые логотипы социальных сетей «ВКонтакте» и «Одноклассники», являющиеся зарегистрированными товарными знаками.

В футере сайта (нижней части) также размещены обозначенные выше товарные знаки.

Товарный знак, включающий в себя иконку, состоящую из квадратной подложки с закруглёнными краями в цвете #0077FF (HEX) и монограмму «VK» в белом цвете, а также текст «ВКонтакте» (далее по тексту – Знак ВК) зарегистрирован в Федеральной службе по интеллектуальной собственности. Регистрационный .

Правообладателем на Знак ВК является Общество с ограниченной ответственностью «В КОНТАКТЕ».

Использование **** Знака ВК в агитационных материалах, в том числе на сайте, без согласия ООО «В КОНТАКТЕ» нарушает законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Как следует из Правил использования Знака ВК (далее по тексту – Правила), размещённых по адресу: https://vk.com/brand; https://www.figma.com/proto/s1mds7qZO2cdLXUBxVGxXU/VK-·-Brandbook?nodeid=7%3A81&viewport=326%2C503%2C0.&scaling=contain использование логотипа (Знака ВК) разрешено только в фирменных цветах ВКонтакте: абсолютно белая монограмма VK на фирменной синей иконке и чёрная надпись. Изменение цвета монограммы или иконки недопустимо. Из Правил следует, что «использовать любые цвета, кроме фирменного синего и абсолютно белого» недопустимо. Также указано, что «запрещено менять форму иконки или вписывать монограмму в любую форму, отличающуюся от фирменной иконки». Визуальный осмотр сайта позволяет сделать вывод о том, что кандидатом нарушены Правила как в хэддере, так и футере сайта, а именно: монограмма вписана в форму окружности, что отличается от фирменной иконки; Знак ВК выполнен в цвете, запрещённом правообладателем.

Приведённые нарушения являются самостоятельным основанием для отмены регистрации кандидата в силу подпункта «д» пункта 7 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ.

Из агитационных материалов **** следует, что она является председателем Удмуртского регионального отделения общественно-государственной организации «Союза женщин России».

Из ответа Общероссийской общественно-государственной организации «Союза женщин России» (далее по тексту – Союз женщин России) от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Октябрьской ТИК г.Ижевска также следует, что ****. является председателем Регионального отделения Союза женщин России в Удмуртской Республике. Сайт является агитационным материалом кандидата. На главной странице сайта (URL: https://zharkova2022.ru) имеется обращение кандидата к избирателям, которое начинается со слов: «Уважаемые избиратели!» и заканчивается словами «С уважением, кандидат в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики VII созыва по «Центральному» одномандатному округу ****». Заканчивается главная страница сайта блоком «Контакты» следующего содержания: «Общественная приёмная **** Моб. тел.: +. Время работы: понедельник, среда, пятница с 14 до 18 часов». Аналогичная информация содержится на странице сайта «Контакты» (URL: https://zharkova2022.ru/contacts). На странице Союза женщин Удмуртии на сайте Союза женщин России в сети «Интернет» (https://wuor.ru/department/wuorudmurtiya/) адресом регионального отделения Союза женщин Удмуртии указан адрес: «Удмуртская Республика, телефоном: +79992278373; официальным адресом сайта в сети «Интернет» - адрес группы Союза женщин Удмуртии в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/wuorudmurtiya). В разделе «Информация» группы Союза женщин Удмуртии в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/wuorudmurtiya) адресом Союза женщин Удмуртии указан адрес: «Красногеройская, 18, офис 153, Ижевск»; телефоном: +7 (999) 227-83-73. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ****. на своей личной странице в социальной сети «Контакте» опубликовала пост (https://vk.com/ovzharkova?w=wall676287206_65) следующего содержания: «Напоминаю, что общественная приемная регионального отделения Союза женщин России открыта по адресу: . Я провожу прием граждан по личным вопросам каждый второй и четвертый четверг месяца, с 15.00 до 18.00 (по предварительной записи). Подать заявку на вступление в Союз женщин России в Удмуртии также можно по ссылке на сайте: https://wuor.ru/department/wuorudmurtiya». Таким образом, помещение по адресу: Удмуртская Республика, является помещением Союза женщин Удмуртии. Использование кандидатом помещения Союза женщин Удмуртии для целей своей избирательной кампании без предоставления указанного помещения на равных условиях иным кандидатам является в силу подпункта «в» пункта 7 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ основанием для отмены регистрации кандидата.

Кандидатом **** в брошюре, информационном бюллетене и календаре указан номер телефона Союза женщин Удмуртии. Использование такого телефона кандидатом возможно лишь в случае оплаты телефонной связи за счёт средств избирательного фонда кандидата. Учитывая, что такая оплата кандидатом произведена не была, это является самостоятельным основанием для отмены регистрации кандидата. Ответом на запрос от ДД.ММ.ГГГГ Союз женщин России подтвердил, что использованная кандидатом ****. в печатных агитационных материалах эмблема является переработанной эмблемой Союза женщин России, описание которой содержится в пункте 1.8. Устава Союза женщин России, размещённого в сети «Интернет» по адресу: https://www.wuor.ru/about/rule/#:~:text=1.1.,условий%20для%20реализации%20возможностей%20личности. Использование кандидатом **** эмблемы Союза женщин России в агитационных материалах является неправомерным. Учитывая, что правообладателем эмблемы является Союз женщин России, указание со стороны Союза женщин России на неправомерность использования кандидатом эмблемы Союза в агитационных материалах свидетельствует о нарушении **** законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В соответствии с пунктом 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения (подпункт «в»); несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона (подпункт «д»).

Согласно пункту 1.1. статьи 56 Федерального закона №67-ФЗ запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 35 Постановления от 31 марта 2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует, что при применении пункта 1.1 статьи 56 Федерального закона №67-ФЗ о запрете агитации, нарушающей законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности, судам следует учитывать, что с 1 января 2008 года отношения в сфере интеллектуальной собственности (охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации) регулируются частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Несоблюдение требований, установленных частью четвертой названного Кодекса (в частности, использование результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации без согласия автора или иного правообладателя, а в случае, когда допускается их использование без согласия автора или иного правообладателя - несоблюдение условий такого использования), должно квалифицироваться судами как нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации товарные знаки и знаки обслуживания являются результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью).

Пунктом 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными названным Кодексом), если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную названным Кодексом, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается названным Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (статья 1478 ГК РФ).

На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак (пункт 1 статьи 1481 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 названного Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 названной статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

При этом никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.

Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в «Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (утверждён Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017) зарегистрированные товарные знаки социальных сетей могут быть использованы кандидатом в агитационных материалах с согласия правообладателей этих товарных знаков.

Учитывая, что **** в Октябрьскую ТИК г.Ижевска не представлено доказательств согласия ООО «В КОНТАКТЕ», использование Знака ВК в агитационных материалах является основанием для отмены регистрации кандидата.

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Федерального закона «Об основных гарантиях» кандидаты, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами, журналистами, другими творческими работниками организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.

При этом под использованием преимуществ своего должностного или служебного положения в силу пункта 5 приведённой статьи понимается использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях (подпункт «б»); использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума (подпункт «в»).

Относительно довода об использование Знака ВК и его изменение без согласия правообладателя, суд отмечает следующее.

По адресу https://vk.com/terms в сети «Интернет» размещены Правила пользования сайтом ВКонтакте (далее по тексту – Правила).

Согласно пункту 4.4. Правил никакие положения настоящих Правил не предоставляют Пользователю право на использование фирменного наименования, товарных знаков, доменных имен и иных отличительных знаков Администрации Сайта. Право на использование фирменного наименования, товарных знаков, доменных имен и иных отличительных знаков Администрации Сайта может быть предоставлено исключительно по письменному соглашению с Администрацией Сайта.

В контексте предмета административного иска такое соглашение должно содержать право на: использование товарных знаков; изменение товарных знаков.

Отсутствие у **** письменного соглашения с ООО «В КОНТАКТЕ» является неоспоримым фактом нарушения Правил и, как следствие, законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Знак ВК размещён на аудиовизуальном агитационном материале, является кликабельным и переводит на страницу Кандидата, на которой содержатся агитационные материалы, что установлено Постановлением Октябрьской ТИК города Ижевска.

Суд также отмечает, что по смыслу пункта 1.1. статьи 56 Федерального закона №67-ФЗ основанием для отмены регистрации кандидата являет любое нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности: авторское право или смежное, имущественное или личное неимущественное.

В системе действующего законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности действует презумпция невозможности изменения результата интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя.

В соответствии с пунктом 6.2. Устава Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России» (далее по тексту – Союз) на территории субъектов Российской Федерации Союз имеет структурные подразделения – региональные и местные отделения. На территории субъекта Российской Федерации может быть создано не более одного регионального отделения.

Высшим руководящим органом регионального отделения, имеющего в своем составе местные отделения, является Конференция регионального отделения, которая созывается Правлением регионального отделения один раз в пять лет (пункт 6.6. Устава).

В период между Конференциями регионального отделения постоянно действующим руководящим органом регионального отделения является Правление регионального отделения, избираемое Конференцией регионального отделения сроком на пять лет. Количественный состав и порядок избрания членов Правления определяется Конференцией (пункт 6.10 Устава). Председатель регионального отделения является единоличным исполнительным органом регионального отделения и избирается Правлением регионального отделения из своего состава сроком на пять лет (пункт 6.15 Устава). При этом в силу пункта 5.8. Устава Союза председатель регионального отделения по должности входит в Правление Союза.

Как следует из ответа Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России» от ДД.ММ.ГГГГ****. является Председателем регионального отделения Союза в Удмуртской Республике (далее по тексту – отделение Союза в Удмуртии).

Аналогичная позиция представлена Кандидатом в отзыве на обращение кандидата *** Аналогичные сведения указаны на агитационном сайте **** в печатных агитационных материалах.

Суд приходит к выводу, что при таких обстоятельствах, на ****. распространяются ограничения, предусмотренные статьёй 40 Федерального закона №67-ФЗ.

Вопреки доводам представителя административного ответчика, представленные в материалы дела доказательства позволяют сделать однозначный вывод о том, что помещение, расположенное по адресу: является помещением отделения Союза в Удмуртии; телефон: – телефоном отделения Союза в Удмуртии.

При этом не имеет правового значения, кто является собственником приведённых помещения и телефона.

Более того, подобная деятельность является незаконной независимо от того, воспользовались ли избиратели фактически приглашением кандидата обращаться по указанному адресу или по служебному телефону. Поскольку такое предложение направлено избирателям, кандидатом использованы преимущества должностного и служебного положения. Те обстоятельства, воспользовались ли избиратели предложенной им возможностью обращаться в служебное помещение или по служебному телефону или проигнорировали такое предложение, на правовые последствия совершенных кандидатом действий не влияют.

Согласно сведениям о поступлении денежных средств в избирательный фонд кандидата оплата использования **** приведённого помещения и телефона не производилась.

При таких обстоятельствах суд считает, что обстоятельство неоднократного использования ****. преимуществ своего должностного (служебного) положения является доказанным и влечёт отмену регистрации кандидата.

В силу пунктов 1, 2 статьи 1255 Гражданского кодекса Российской Федерации интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

Автору произведения принадлежат следующие права: исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения. Произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства являются объектами авторских прав независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (пункт 1 статьи 1259 ГК РФ).

Учитывая, что эмблема является произведением изобразительного искусства (графики и дизайна), её использование: против воли правообладателя; без указания имени автора – влечёт отмену регистрации кандидата.

Приведенные законоположения в системе действующего правового регулирования призваны гарантировать единые условия участия кандидатов в избирательной кампании и реализацию на практике положений статьи 39 Федерального закона №67-ФЗ.

Проанализировав представленные документы, в том числе, ответ Председателя Союза женщин России *** от ДД.ММ.ГГГГ; протоколы осмотра доказательств с приложениями от ДД.ММ.ГГГГ иные письменные доказательства, суд считает, что материалы дела содержат убедительные доказательства того, что кандидатом ****. не были соблюдены ограничения, предусмотренные пунктом 1 или 1.1 статьи 56 Федерального закона № 67-ФЗ, а также неоднократно использовалось преимущество своего должностного или служебного положения, что в силу подпункта «д» пункта 7 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ является основанием для отмены регистрации кандидата в депутаты.

При таких обстоятельствах, суд приходит выводу об удовлетворении административных исковых требований и отмене регистрации **** в качестве кандидата в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики седьмого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу .

Руководствуясь статьями 175 - 180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Удмуртской Республики

решил:

административное исковое заявление Октябрьской территориальной избирательной комиссии г.Ижевска об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республике седьмого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу ****, удовлетворить.

Отменить регистрацию **** кандидатом в депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики седьмого созыва по Центральному одномандатному избирательному округу .

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, через Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 5 (пяти) дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 00 минут.

Судья Верховного Суда

Удмуртской Республики Г.Р. Багаутдинова