Дело №а-498/2018
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
27 апреля 2018 года <адрес>, Чеченская Республика
Гудермесский городской суд Чеченской Республики в составе:
председательствующей - судьи Бошаевой Л.Л.,
с участием:
представителя административного истца - старшего помошника прокурора <адрес> Чеченской Республики советника юстиции - ФИО4
при секретаре - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №-а-498/2018 по административному иску прокурора о признании бездействия должностных лиц Бильтой-Юртовского сельского поселения Гудермесского муниципального района Чеченской Республики незаконным и обязании устранить допущенные нарушения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии коррупции», ФЗ №8-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Чеченской Республики обратился в суд с административным иском о признании бездействия должностных лиц Бильтой-Юртовского сельского поселения Гудермесского муниципального района Чеченской Республики незаконным и обязании устранить допущенные нарушения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии коррупции», ФЗ №8-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
<адрес> Чеченской Республики проведена проверка исполнения требований действующего законодательства по результатам которой установлено, что Решением Совета депутатов Бильтой-Юртовского сельского поселения Гудермесского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете Бильтой-Юртовского сельского поселения на 2018 год» принят бюджет сельского поселения на 2018 год. В функциональной структуре расходов бюджета сельского поселения на 2018 год не исключены резервные средства, предусмотренные подразделом классификации расходов 0309 «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона». Таким образом, принятое Решение содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подп. «а» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, то есть широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц).
Данное бездействие старший помощник прокурора <адрес> Чеченской Республики ФИО4 считает незаконным и необоснованным, просит удовлетворить административный иск.
Административный ответчик - глава администрации Бильтой-Юртовского сельского поселения Гудермесского муниципального района Чеченской Республики, отзыв на заявление, документы в обоснование своей позиции по делу не представил.
Дело рассмотрено в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Так, согласно ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.
На основании ст. 9 Бюджетного Кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся в том числе: составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.
В соответствии ст. 15 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Согласно ст. 14 Федерального закона №-ФЭ организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не входит в перечень вопросов местного значения сельских поселений, а отнесены к вопросам местного значения муниципального района.
Пунктом 3.2 Приказа Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» установлены правила отнесения расходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов.
Однако, несмотря на то, что статьей 14 Федерального закона №-ФЭ организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не отнесены к вопросам местного значения сельского поселения, в функциональной структуре расходов бюджета сельского поселения на 2018 год по подразделу классификации расходов 0309 «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона» предусмотрены резервные средства.
Принятие нормативного правового акта об утверждении бюджета, который предусматривает средства, направляемые на исполнение расходных обязательств поселения, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления мероприятий, не входящих в их полномочия, может повлечь нецелевое использование бюджетных средств, тогда как указанные средства должны быть направлены на мероприятия, входящие в вопросы местного значения сельского поселения.
При этом в соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
В ходе прокурорской проверки установлено, что в функциональной структуре расходов бюджета Бильтой-Юртовского сельского поселения Гудермесского муниципального района Чеченской Республики на 2018 год не исключены резервные средства, предусмотренные подразделом классификации расходов 0309 «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона».
Как установлено в суде, своим бездействием должностные лица администрации Бильтой-Юртовского сельского поселения Гудермесского муниципального района Чеченской Республики нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
Совокупность всех вышеприведенных обстоятельств суд расценивает как достаточную для признания бездействия администрации Бильтой-Юртовского сельского поселения Гудермесского муниципального района, незаконным и необоснованным.
Таким образом, признание бездействие администрации Бильтой-Юртовского сельского поселения Гудермесского муниципального района, выразившиеся в неисполнении требований действующего законодательства о муниципальной службе, об общих принципах организации местного самоуправления незаконным и необоснованным неправомерным влечет для них обязанность устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
ДД.ММ.ГГГГ<адрес> Чеченской Республики была проведена проверка исполнения требований действующего законодательства по вопросам исполнения администрацией Бильтой-Юртовского сельского поселения Гудермесского муниципального района, законодательства о противодействии коррупции, а в суд прокурор (административный истец) обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного законом срока.
На основании ст.227 ч.3 п.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) суд указывает на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Руководствуясь статьями 175-181, 226-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора о признании бездействия должностных лиц Бильтой-Юртовского сельского поселения Гудермесского муниципального района Чеченской Республики незаконным и обязании устранить допущенные нарушения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии коррупции», ФЗ №8-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», удовлетворить.
Признать бездействие администрации Бильтой-Юртовского сельского поселения Гудермесского муниципального района, выразившиеся в неисполнении требований законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, незаконным и необоснованным.
Обязать администрацию Бильтой-Юртовского сельского поселения Гудермесского муниципального района устранить допущенные нарушения действующего законодательства путем исключения из функциональной структуры расходов бюджета сельского поселения на 2018 год резервных средств, предусмотренных подразделом классификации расходов 0309 «Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона», а также сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в Гудермесский городской суд Чеченской Республики в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чеченской Республики через Гудермесский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: