ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-499/2022 от 02.08.2022 Гурьевского городского суда (Кемеровская область)

Дело а-499/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 августа 2022 года

Гурьевский городской суд

в составе председательствующего судьи Метелица Е.В.,

при секретаре Тарановой Ю.С.,

с участием:

представителя административного истца помощника Гурьевского межрайонного прокурора Вдовина В.М.,

представителя административного ответчика администрации Гурьевского муниципального округа Фишер О.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:

ООО Хартия, Митряйкина Д.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по -Кузбассу в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по в городе Гурьевске, городе Салаире и Черепенько О.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

с извещением иных участников процесса,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Гурьевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Гурьевского муниципального округа о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Гурьевский межрайонный прокурор обратился с иском к администрации Гурьевского муниципального округа, в котором просит:

1. Признать незаконным бездействие администрации Гурьевского муниципального округа, выразившиеся в непринятии мер по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для жителей жилых домов расположенных по адресам: -Кузбасса.

2. Обязать администрацию Гурьевского муниципального округа создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей жилых домов расположенных по адресам: , д.Кузбасса в соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-21 и оборудовать данные места (площадки) контейнерами для сбора твердых коммунальных отходов.

3. В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Административные исковые требования мотивированы тем, что Межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению жителей по не установки контейнеров накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.

На территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО.

Как установлено проверкой, согласно схеме размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Гурьевского муниципального округа места (площадка) накопления ТКО к жилым домам по адресу: находится на расстоянии более 100м., что свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления требований предусмотренных пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 4 статьи 8, частью 3 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, пунктом 4 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-21.

В связи с изложенными нарушениями главе Гурьевского муниципального округа ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.

Представление рассмотрено, требования прокурора не удовлетворены, нарушения в сфере обращения ТКО не устранены.

Таким образом, администрация Гурьевского муниципального округа не соблюдая требования санитарных правил, нарушает тем самым права граждан на надлежащее предоставление услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, создавая угрозу вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

В судебном заседании представитель административного истца помощник Гурьевского межрайонного прокурор Вдовин В.М. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика Фишер О.А. возражала против удовлетворения административного иска, указала, что уже имеется решение Гурьевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу , которым на администрацию Гурьевского муниципального округа возложена обязанность оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории частного сектора, в том числе и . Полагала, что данный иск имеет идентичное требование, только с указанием адреса.

Представитель третьего лица ООО «Хартия», Митряйкин Д.В., не возражал против удовлетворения административного иска, указал, что при создании места накопления отходов необходимо соблюсти все требования безопасности, поскольку там не имеется сквозного проезда на другую улицу и разворотной площадки.

Представитель третьего лица территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по в городе Гурьевске, городе Салаире и Черепенько О.В. не возражала против удовлетворения административного иска.

Представитель третьего лица ООО «Чистый », в судебное заседание не явился, в отзыве на административное исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также при вынесении решения учесть, что проезд по в районе домой не является сквозным и не имеет площадку для разворота автотранспорта. В случае организации там места накопления ТКО, транспортирование ТКО с использованием специализированного транспорта будет невозможным.

Суд, выслушав явившихся участников процесса, изучив представленные материалы дела, находит иск обоснованным, подлежащим удовлетворению.

В Гурьевскую межрайонную прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, обратились жители , в котором просят разобраться с законностью обращения в суд на жителей данной улицы о взыскании денежных средств за неуплату услуг по обращению с ТКО, ведь на улице нет контейнеров для сбора мусора (л.д.6-8).

Согласно письму ООО «Чистый » от ДД.ММ.ГГГГ, в ответ на требование Гурьевского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, договор на оказание услуг по обращению с ТКО, относится к числу публичных договоров, форма договора и порядок его заключения установлены Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. В целях исполнения действующего законодательства РФ региональный оператор (ООО «Чистый ») разместил предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и типовую форму договора на своем официальном сайте www.sibtko.ru, а также в областной газете «Кузбасс» от ДД.ММ.ГГГГ(26785). Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным с потребителем, путем конклюдентных действий считается заключенным с момента начала оказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО из мест накопления ТКО, организованных в установленном законом порядке. Из требований законодательства РФ (ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), следует, что на регионального оператора не возложена обязанность по созданию и содержанию мест накопления ТКО, в том числе по приобретению и оснащению потребителей контейнерами и бункерами. В соответствии с п. 13 Правил обращения с ТКО, региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Ближайшее место (площадка) накопления ТКО к жилым домам по адресам: , в , организовано администрацией Гурьевского муниципального округа по адресу: , и включено в муниципальный реестр мест накопления ТКО (номер строки 423). Указанный реестр размещен в открытом доступе в сети «Интернет» на сайте Администрации Гурьевского муниципального округа. Региональный оператор регулярно осуществляет вывоз ТКО из указанного места накопления в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями по мере накопления ТКО.

Таким образом, между ООО «Чистый » (региональный оператор) и собственниками жилых домов по адресам: , в с 01.07.2019г. договоры на обращение с ТКО заключены конклюдентными действиями в силу закона, на условиях типовой формы договора, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 641». Порядок оплаты и перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО установлен Правилами предоставления коммунальных услуг. В связи с тем, что жители указанных домов по в не оплачивают услуги по обращению с ТКО региональный оператор направил досудебные уведомления о необходимости оплатить образовавшуюся задолженность (л.д. 9-12).

Согласно ответу администрации Гурьевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ на требование Гурьевского межрайонного прокурора, по обращению жителей в о незаконных действиях ООО «Чистый », ДД.ММ.ГГГГ был установлен контейнер в районе . Также мусорные контейнеры есть около домов и . Новый контейнер был установлен только у , так как дальше по улице нет возможности для проезда спецтехники (мусоровоза), что подтверждается актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13,14).

Главе Гурьевского муниципального округа Черданцеву С.А. ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, выявленных при проведении и проверки по обращению жителей , по не установки контейнеров накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства (л.д.15-17).

Однако в нарушение указанного требования администрацией Гурьевского муниципального округа данные мероприятия не выполнены.

Согласно ответу администрации Гурьевского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ на представление Гурьевского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, по установлению контейнеров по адресу: , в связи с невозможностью заезда спецтехники, плотной застройки и узкого проезда, организация контейнерной площадки на данном участке невозможна, что подтверждается актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18,19).

Административным истцом в материалы дела представлены фотоиллюстрации (л.д.21-32), из которых усматривается наличие 1 контейнера для сбора ТКО.

Также в материалы дела был представлен акт от ДД.ММ.ГГГГ об определении места сбора и накопления ТКО, по результатам которого установлено, что по № домов нет возможности организовать контейнерную площадку и установить контейнер, в связи с тем, что рельеф местности не позволяет установить контейнер и нет достаточно места для разворота специальной техники. Организация контейнерной площадки возможна при выполнении мероприятий по устройству разворотной площадки в районе размером 20*20м (л.д.36).

Решением Гурьевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, на Администрацию Гурьевского муниципального округа возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории частного сектора (л.д.38-45).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Прокурор в силу ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно ч. 1 ст. 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Правовое регулирование в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно ст. 8 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ст. 13.4 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (ч.1).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (ч.3).

В соответствии с п. 2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.1 ст.22 вышеуказанного Федерального закона).

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п. 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21), на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).

Согласно п. 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям

Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра (далее - Правила) включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.2 Правил, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В соответствии с п.3 Правил, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

С учетом изложенного установлено, что администрация Гурьевского муниципального округа нарушает права граждан на надлежащее предоставление услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, создавая угрозу вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает срок, обязывающий ответчика совершить определенные действия в соответствии с решением суда.

По мнению суда, указанный в административном исковом заявлении срок для совершения устранения нарушений законодательства: в течении 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу является достаточным для их совершения.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Гурьевского межрайонного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Гурьевского муниципального округа удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Гурьевского муниципального округа, выразившиеся в непринятии мер по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для жителей жилых домов расположенных по адресам: , дома №-Кузбасса.

Обязать администрацию Гурьевского муниципального округа создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей жилых домов расположенных по адресам: , дома -Кузбасса в соответствии с требованиями СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-21 и оборудовать данные места (площадки) контейнерами для сбора твердых коммунальных отходов.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий в течение 2 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Гурьевский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья: /подпись/ Метелица Е.В.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Подлинный документ находится в материалах гражданского дела а-499/2022 (УИД RS0-66) Гурьевского городского суда