К делу №а-51-2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 25 января 2018 года
Калининский районный суд в составе председательствующего Чахова Г.Н., при секретаре Белоцерковской Л.В., с участием помощника прокурора <адрес>Гришин Е.Е., представителя административного ответчика – администрации МО <адрес> по доверенности Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению И.о. прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО <адрес> о признании постановления недействующим в части,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора <адрес> обратился в Калининский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации МО <адрес> о признании постановления недействующим в части, в котором указано, что Администрацией МО <адрес>ДД.ММ.ГГГГ принято постановление № «Об утверждении административного регламента по исполнению муниципальной функции осуществление муниципального земельного контроля» (далее - Постановление), которое противоречит действующему законодательству. Так, согласно п.2 ст.72 ЗК РФ, муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи. Порядок осуществления муниципального земельного контроля в <адрес> регламентирован <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-K3 (ред. от 06.04.2016г.) «О порядке осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории <адрес>» (далее - <адрес>№-KЗ). Согласно п.4 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294-ФЗ) под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами. В силу положений ч.1 и п.1 ч.2 ст.6 Закона №294-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль относится определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом. К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования. При этом до настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления <адрес> не принимался. Ответственными должностными лицами полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля Советом муниципального образования <адрес> не определены. Вместе с тем, согласно положениям Закона №294-ФЗ, <адрес>№-KЗ и Земельного кодекса РФ, полномочия по осуществлению государственного и муниципального земельного контроля возлагаются на ответственных должностных лиц, в чьи должностные обязанности входит осуществление данных функций. Администрацией МО <адрес> для указанных целей распоряжением главы муниципального образования за №-р от ДД.ММ.ГГГГ создан отдел земельного контроля в структуре управления сельского хозяйства администрации муниципального образования <адрес> в составе 2 человек. При этом в составе указанного отдела специалист управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования <адрес> не включен. Вместе с тем положениями п.2 Постановления на ведущего специалиста отдела архитектуры и градостроительства управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования <адрес>, не обладающего полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля и не состоящего в должности работника отдела земельного контроля управления сельского хозяйства, возлагаются обязанности по осуществлению контрольных функций в сфере соблюдения земельного законодательства при застройке земельных участков, которые не отнесены к должностным обязанностям указанного лица. В случае проведения мероприятий по контролю неуполномоченным лицом, их результаты в соответствии с Законом №294-ФЗ могут быть признаны незаконными, а виновные должностные лица привлечены к административной ответственности по ст.19.6.1 КоАП РФ. При проведении проверок, в случае необходимости использования специальных познаний в сфере градостроительной деятельности, должностное лицо органа муниципального земельного контроля на основании положений Закона №294-ФЗ вправе привлекать соответствующих специалистов. Таким образом, возложение п.2 Постановления обязанностей по осуществлению контрольных функций на должностных лиц управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования <адрес> на постоянной основе противоречит вышеуказанным требованиям законодательства и является неправомерным. Указанное отмечалось в заключении прокуратуры района, направленном ДД.ММ.ГГГГ за №, а также в протесте прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ№, внесенных в администрацию МО <адрес>, которые проигнорированы. Данные обстоятельства являются коррупциогенным фактором, предусмотренным пп.И п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», выразившиеся в наличии внутренних противоречий, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае. В силу ч.4 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Вышеназванные нарушения требований законодательства недопустимы, поскольку не обеспечивают соблюдение интересов граждан, общества и государства при осуществлении мер, направленных на защиту юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального земельного контроля, в связи с чем в настоящее время Постановление не соответствует закону. Указанные обстоятельства в соответствии со ст.208 КАС РФ дают прокурору право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц. В силу ч.4 ст.216 КАС РФ, в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
На основании изложенного, и с учетом уточненных требований, сторона административного истца просит суд:
1) Признать постановление администрации МО <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента по исполнению муниципальной функции осуществление муниципального земельного контроля» недействующим в части, а именно п.2 постановления администрации МО <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ.
2) Обязать администрацию МО <адрес> устранить допущенные нарушения Закона №294-ФЗ, приняв новый нормативный правовой акт, которым п.2 постановления администрации МО <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента по исполнению муниципальной функции осуществление муниципального земельного контроля» (в действующей редакции) исключить.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>Гришин Е.Е. поддержал доводы, а также уточненные требования указанные в административном исковом заявлении, дал объяснения аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации МО <адрес> по доверенности Р. возражала против удовлетворения заявленных прокурором требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, об удовлетворении уточненных требований, по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ стороной административного ответчика принято постановление № «Об утверждении административного регламента по исполнению муниципальной функции осуществление муниципального земельного контроля» (далее - Постановление), которое противоречит действующему законодательству.
Согласно п.2 ст.72 ЗК РФ, муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
Порядок осуществления муниципального земельного контроля в <адрес> регламентирован <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-K3 (ред. от 06.04.2016г.) «О порядке осуществления органами местного самоуправления муниципального земельного контроля на территории <адрес>» (далее - <адрес>№-KЗ).
Согласно п.4 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон №294-ФЗ) под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами
Согласно ч.1 и п.1 ч.2 ст.6 Закона №294-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль относится определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования.
При этом до настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления <адрес> не принимался. Ответственными должностными лицами полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля Советом МО <адрес> не определены.
Вместе с тем, согласно положениям Закона №294-ФЗ, <адрес>№-KЗ и Земельного кодекса РФ, полномочия по осуществлению государственного и муниципального земельного контроля возлагаются на ответственных должностных лиц, в чьи должностные обязанности входит осуществление данных функций.
Администрацией МО <адрес> для указанных целей распоряжением главы муниципального образования за №-р от ДД.ММ.ГГГГ создан отдел земельного контроля в структуре управления сельского хозяйства администрации муниципального образования <адрес> в составе 2 человек. При этом в составе указанного отдела специалист управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования <адрес> не включен.
Согласно п.2 Постановления, на ведущего специалиста отдела архитектуры и градостроительства управления градостроительства и благоустройства администрации муниципального образования <адрес>, не обладающего полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля и не состоящего в должности работника отдела земельного контроля управления сельского хозяйства, возлагаются обязанности по осуществлению контрольных функций в сфере соблюдения земельного законодательства при застройке земельных участков, которые не отнесены к должностным обязанностям указанного лица.
В случае проведения мероприятий по контролю неуполномоченным лицом, их результаты в соответствии с Законом №294-ФЗ могут быть признаны незаконными, а виновные должностные лица привлечены к административной ответственности по ст.19.6.1 КоАП РФ.
При проведении проверок, в случае необходимости использования специальных познаний в сфере градостроительной деятельности, должностное лицо органа муниципального земельного контроля на основании положений Закона №294-ФЗ вправе привлекать соответствующих специалистов.
При указанных обстоятельствах, возложение п.2 Постановления обязанностей по осуществлению контрольных функций на должностных лиц управления градостроительства и благоустройства администрации МО <адрес> на постоянной основе противоречит вышеуказанным требованиям законодательства и является неправомерным, при этом данные обстоятельства были ранее указаны в заключении прокуратуры <адрес> (18.07.2017г. №), а также в протесте прокуратуры <адрес> (27.07.2017г. №), внесенных в администрацию МО <адрес>, однако должных мер принято не было.
Данные обстоятельства являются коррупциогенным фактором, предусмотренным пп.И п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», выразившиеся в наличии внутренних противоречий, между нормами, создающие для органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
Согласно ч.4 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
При указанных обстоятельствах, на администрацию МО <адрес> федеральным законодательством возложена обязанность по осуществлению муниципального земельного контроля, в свою очередь в судебном заседании установлены вышеуказанные нарушения требований законодательства, что не обеспечивает соблюдение интересов граждан, общества и государства при осуществлении мер, направленных на защиту юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального земельного контроля, в связи с чем, в настоящее время оспариваемое постановление не соответствует закону и заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180,208,228,298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1) Признать постановление администрации МО <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента по исполнению муниципальной функции осуществление муниципального земельного контроля» недействующим в части, а именно п.2 постановления администрации МО <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ.
2) Обязать администрацию МО <адрес> устранить допущенные нарушения Закона №294-ФЗ, приняв новый нормативный правовой акт, которым п.2 постановления администрации МО <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении административного регламента по исполнению муниципальной функции осуществление муниципального земельного контроля» (в действующей редакции) исключить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Калининский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.