Административное дело №а-5132/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Ногинск Московской области 19 октября 2023 года
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьиЕрмаковой С.Е.,
с участием адвоката Глазкова М.Е.,
при помощнике судьи Частухиной О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Стрекалева А. Н. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Комитету Лесного хозяйства Московской области, Министерству Экологии и природопользования Московской области, ООО «Леспром» о признании решений о выдаче лицензий недействительными,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Стрекалев А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Комитету Лесного хозяйства Московской области, Министерству Экологии и природопользования Московской области, ООО «Леспром» о признании решений о выдаче лицензий недействительными, просил суд: признать недействительным лицензию № на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию отходов IV класса опасности, выданную Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области ООО «ЛЕСПРОМ»; признать недействительным лицензию МСК № ТЭ для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых – песков; строительных на месторождении «Кашино» площадью <данные изъяты> га, выданную Министерством экологии и природопользования Московской области ООО «ЛЕСПРОМ», расторгнуть договор аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ между Комитетом лесного хозяйства Московской области и ООО «ЛЕСПРОМ».
Требования мотивированы тем, что Комитетом лесного хозяйства Московской области передан в аренду ООО «Леспром» лесной участок площадью <данные изъяты> гектар по адресу: <адрес>, кадастровый №. по договору аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ вцелях использования лесов для строительства и эксплуатации водохранилищ и иныхискусственных водных объектов, создание и расширение морских и речных портов, строительство, реконструкция и эксплуатация гидротехнических сооружений.
Данный лесной участок относится к категории земель «Земли лесного фонда» и имеет статус защитных лесов - лесопарковые зоны.
В настоящее время лесной участок представляет собой разработанный карьер площадью около 15 гектар и глубиной около 12 метров, в котором ООО «Леспром» продолжает добычу песка. В результате добычи песка вскрыт подземный водоносный горизонт на глубине около 6 метров, являющийся единственным источником питьевого водоснабжения для домохозяйств <адрес>, а также садоводческих товариществ на близлежащих территориях.
В целях добычи песка на глубине ниже естественного уровня подземного водоносного горизонта ООО «Леспром» производится откачка и понижение уровня грунтовых вод. В результате такой деятельности ушла вода из колодцев и водяных скважин, нарушено водоснабжение близлежащих домохозяйств и садоводческих товариществ на близлежащих территориях. Грунтовые воды откачиваются за пределы лесного участка в близлежащий заброшенный карьер, откуда попадают на соседние лесные участки, в результате этого происходит заболачивание лесных участков, что может привести к гибели лесных насаждений на таких лесных участках.
На въезде на территорию карьера (лесного участка) оборудовано два контрольно-пропускных пункта (КПП): один КПП, действующий, для контроля вывоза песка, второй КПП, не действующий, оборудованный пунктом весового контроля, предположительно для контроля ввоза отходов.
Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области выдана лицензия № № Обществу с ограниченной ответственностью ООО «Леспром» <данные изъяты> на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию отходов IV класса опасности, с местом осуществления деятельности - лесной участок по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №
При выдаче лицензии ООО «Леспром» на утилизацию отходов на указанном лесном участке Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области нарушен ряд законодательных актов Российской Федерации, а именно:
Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ, статья 25 которого устанавливает исчерпывающий перечень разрешенных видов использования лесов и не допускает возможности использования лесов для утилизации отходов;
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно п. 5 статьи 12 которого запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения,
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно части 1 статьи 2 которого санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательногособлюдения санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде ипитьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям,эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, объекты размещения отходов должны располагаться на территориях с глубиной залеганияподземных вод на глубине более 20 метров ;
Согласно п.1 ст.59 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ, физические лица, юридические лица, деятельность которыхоказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водныхобъектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засоренияподземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленныенормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.
Комитетом лесного хозяйства Московской области не обеспечивается должным образом предусмотренный ст.36 ЛК РФ федеральный государственный лесной контроль (надзор) за соблюдением требований лесного законодательства на лесном участке <адрес> в частности:
- не принято мер по факту нарушения ООО "ЛЕСПРОМ" Лесного законодательствапри уничтожении лесных насаждений на территории лесного участка Ногинского лесничества (<адрес>).
В период апрель - июнь 2021года на указанном лесном участке в нарушение лесного законодательства, условий договора аренды лесного участкаи проекта освоения лесов ООО «Леспром» были уничтожены лесные насаждения преимущественно лиственных пород с диаметром стволов до 12 см и высотой до 12 метров на площади около10 га. Валка деревьев и расчистка лесных участков от лесных насаждений производилась с использованием бульдозера, при этом верхний плодородный слой вместе с остаткамиуничтоженных деревьев грузились на самосвалы и вывозились на земляной холм на юго-восточной границе лесного участка, крометого были захламлены древесными остаткамиприграничные полосы на северной стороне карьера.
Не принято мер по факту нарушения Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации при выдаче лицензии № № ООО «Леспром» на утилизацию отходов IV класса опасности, с местом осуществления деятельности на лесном участке <адрес>- <адрес>
Комитетом лесного хозяйства Московской области не обеспечивается контроль соблюдения ООО «Леспром» условий договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, в том числе: лесной участок передан ООО «Леспром» в аренду с целью строительства и эксплуатации искусственного водоема, информация о строительстве водного объекта отсутствует; не принято мер по факту деятельности ООО «Леспром» по откачке и понижению уровня грунтовых вод на территории указанного участка.
Административный истец Стрекалев А.Н. и его представитель адвокат Глазков М.Е. в судебном заседании, заявленные требования поддержали в полном объеме, дав суду объяснения, аналогичные доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области - Ушанов С.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель административного ответчика Комитета лесного хозяйства Московской области - Провидохина С.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель административного ответчика ООО «Леспром»- Дергачев А.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Проверив материалы административного дела, в оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст.84 КАС РФ, исследовав доводы административного искового заявления, выслушав свидетелей – суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Между ООО «Леспром» и Комитетом лесного хозяйства Московской области заключен договор аренды лесного участка для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов за № от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 1.2 Договора установлено, что лесной участок, предоставляемый по настоящему Договору, имеет следующие характеристики: местоположение: <адрес>, кадастровый №. Данный земельный участок был предоставлен на основании Приказа Комитета лесного хозяйства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ за №- №.
ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован Договор № от ДД.ММ.ГГГГ Управлением государственной регистрации кадастра и картографии <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Приказом №-П-2385 было утверждено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Министерство экологии и природопользования Московской области выдало Заключение №-Т Государственной Экспертной комиссии по проведению Экспертизы Запасов полезных ископаемых.
ДД.ММ.ГГГГ было открыто месторождение «<данные изъяты>», площадью <данные изъяты> га песков строительных в <данные изъяты> км западнее д. <адрес>.
Данный факт подтвержден Свидетельством об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых № № от ДД.ММ.ГГГГ.Запасы полезных ископаемых поставлены на государственный баланс в Территориальный фонд геологической информации по ЦФО.
ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области №-РМ ООО «Леспром» предоставлено право пользования участком недр местного значения месторождения «<данные изъяты>», площадью <данные изъяты> га песков строительных в <данные изъяты> км. западнее д. <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Леспром» получило лицензию <данные изъяты>, зарегистрирована за № Министерством экологии иприродопользования <адрес>, на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых- песков строительных месторождения «<данные изъяты>», площадью <данные изъяты> га расположенное в <данные изъяты> км. западнее д. <адрес>.
Срок действия лицензии до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области за №-РМ был согласован технический проект разработки песков строительных месторождения «<данные изъяты>», площадью <данные изъяты> га. расположенное в <данные изъяты> км западнее д. <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № Комитетом лесного хозяйства <адрес> был согласован и утвержден Проект рекультивации участка «Кашино», площадью <данные изъяты> га, расположенное в <данные изъяты> км. западнее д. <адрес>, разработанный ООО «Леспром».
ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением Министерства экологии и природопользования <адрес> - выдан Горноотводный Акт.
ДД.ММ.ГГГГ Центральным Управлением Ростехнадзора по ЦФО Зарегистрирована Проектная документация Горного отвода (горноотводный акт) участка «<данные изъяты>» за №.
Внесены изменения в лицензию на недропользование в части горного отвода.
Центральным Управлением Ростехнадзора по ЦФО утвержден План развития горных работ.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством жилищно-коммунального хозяйства МО выдана лицензия Л020-00113-50/00622654 по обращению с отходами на основании приказа №- РВ от 27.10.22г.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № Комитетом лесного хозяйства <адрес> был согласована и утверждена Корректировка Проекта рекультивации участка «<данные изъяты>», площадью <данные изъяты> га расположенное в <данные изъяты> км западнее д. <адрес>- под лесовосстановление.
Соответственно, исходя из этих документов - Общество находится на земельном участке на законных основаниях и в соответствии с правоустанавливающими документами проводит законный полный комплекс мероприятий и работ согласно принятым проектным решениям.
Одним из обязательных условий пользования участком производстваработ является разработка Проектной документации на разработку участка и Проекта рекультивации территории(участка), согласование проектной документации в различных государственных органах, к которым относятся Министерство Экологии и природопользования Московской Области, ФА Лесного хозяйства( Рослесхоз) в лице Комитет лесного хозяйства Московской области, ЦУ Ростехнадзора, МУ Росприроднадзора по Московской и Смоленской области и другие.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № Комитетом лесного хозяйства <адрес> был согласован и утвержден Проект рекультивации участка «<данные изъяты>», площадью <данные изъяты> га расположенное в <данные изъяты> км западнее д. <адрес>, разработанный ООО «ЛЕСПРОМ» под лесовосстановление.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № Комитетом лесного хозяйства <адрес> был согласована и утверждена Корректировка Проекта рекультивации участка «<данные изъяты>», площадью <данные изъяты> га расположенное в <данные изъяты> км. западнее д. <адрес>.
В связи с чем, произведенные работы в рамках проектных решений, утвержденные Экспертной комиссией Комитета ЛХ МО на территории участка работ, не могут привести к масштабному нарушению лесной территории и негативному воздействию на окружающую среду, а должны привести только к восстановлению данной территории и лесовосстановлению.
При этом, согласно проекта, рекультивация будет проводиться только рекультиватным материалом, в связи с чем, ООО «Леспром» получена лицензия на утилизацию отходов IV класса, на V класс лицензия не выдается, так как являются малоопасными отходами.
На участке производства работ, находящемся в пользовании ООО «Леспром» при подготовке мероприятий по вводу объекта в строй произведена зачистка территории от мусорных навалов, порослей сорных растений и кустарника, собран плодородный слой для дальнейшего использования при рекультивации, административно-хозяйственные мероприятия, подготовительно-капитальные работы, вывешен паспорт объекта.
Установлен шлагбаумы, пункт охраны объекта производства работ, который на данный момент оснащен комплексом фото-видео фиксации. Осуществлены мероприятия по подключению фото-видео комплекса фиксации к единой региональной системе сбора и хранения видеоданных в электронном виде ЕРИС-ВН (Министерство экологии и природопользования Московской области).
На данный момент работы по принятию грунтов (обращению с отходами) не производятся, так как организация поэтапно выполняет мероприятия по подключению участка к системе ОССиГ и постановке участка(объекта) в реестр предприятий приема ОССиГ, так же заключается соглашение об информационном взаимодействии с Министерством ЭиПП МО.
По ходатайству административного истца и его представителя в судебном заседании был допрошен свидетель Мышак Д.Ю, который показал, что со слов Стрекалева А.Н., ему известно, что он обратился с исковыми требованиями к государственному органу, который выдал лицензию на ведение деятельности ООО «Леспром», так как был нанесен вред окружающей природе, и он считает себя пострадавшим, он тоже считает себя пострадавшим. Рядом со <адрес> ООО «Леспром» стал добывать песок, начал откачивать из карьера воду, стал падать уровень подземной воды, исчезла вода из скважин и колодцев, по его мнению это связано с откачиванием воды, нанесен ущерб окружающей природе, затоплен лес, уничтожены деревья и насаждения.
Свидетель Конченкова О.А. в судебном заседании показала, что рядом с СНТ имеется лесная зона, раньше там находился лес затоплений и пустот не было, так же было внутренне озеро, когда ООО «Леспром» начал деятельность, деревья выкорчевали, добывался песок, пруд был наполнен водой, в настоящее время он иссушен, в СНТ есть проблемы с водой.
Свидетель Гусаров А.А. в судебном заседании показал, что в 2020 году он приобрел дом, с 2021 года в доме проживает постоянно вместе с двумя детьми, проблемы с водой в СНТ возникли с 2021 года, дороги разбиты, разрыт карьер, производится вывоз большого объема песка, вырубаются насаждения.
В силу статьи 22 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 года № 2395-1 пользователь недр обеспечивает выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами, техническим проектом.
В соответствии с п. 3. 12 Условий пользования недрами (Приложение 1 к лицензии на пользование недрами МСК 80307 ТЭ), недропользователь обязан осуществлять разработку участка недр в строгом соответствии с техническим проектом, получившим положительное заключение экспертизы (в случаях, установленных действующим законодательством), согласованным и утвержденным в установленном действующим законодательством порядке, соблюдать решения и требования проекта при выполнении работ, своевременно вносить необходимые изменения в технический проект, получать по ним согласования и экспертизы, предусмотренные законодательством.
Так же ООО «Леспром» при производстве работ на объекте и проведении мероприятий по рекультивации, на основании ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В связи с чем, ООО «Леспром» внесено в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду за №.
Согласно данных реестра третье лицо отнесено ко II категории, то есть объект, оказывающий умеренное негативное воздействие на окружающую среду. Согласно поданной заявке, выбросы в атмосферу выделяются в результате работы двигателей самосвалов и экскаватора, от процесса работы ДГУ, поступают в атмосферу через трубу ДГУ.
Согласно пункту 1 статьи 16.1 Закона плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Платеж за год осуществляется не позднее 1 марта следующего года.
При осуществлении указанной деятельности ООО «Леспром» осуществляет работы на участке (объекте) в строгом соответствии с техническим проектом разработки, проектом рекультивации и в установленном действующим законодательством порядке, дополнительно проводятся проверки государственными органами власти- Министерством ЭиПП МО, Комитетом ЛХ МО, Ногинским Лесхозом, прокуратурой.
ООО «Леспром» соблюдает решения и требования проектов при выполнении работ, проводит в полной мере все мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности, в нашем случае предусмотренные законодательством Российской Федерации - проводиться поэтапная рекультивация.
Таким образом, ООО «Леспром» выполняет все положенные меры по обеспечению обязательных требований, установленных Федеральным законом № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Законом РФ «О недрах» от 21.02.1992 №2395-1.
Согласно ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, системы веб-конференции, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов.
Показания свидетелей не противоречат собранным и исследованным доказательствам и не противоречат выводам суда. оценены судом в соответствии с ст.84 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Стрекалева А. Н. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Комитету Лесного хозяйства Московской области, Министерству Экологии и природопользования Московской области, ООО «Леспром» о признании решений о выдаче лицензий недействительными отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Ногинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.Е.Ермакова