ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-5187/2022 от 15.09.2022 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело а-5187/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский 15 сентября 2022 года

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

судьи Фоменко С.В.,

при секретаре Олейниковой В.А.,

с участием представителя административного ответчика Саблина Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дальневосточного межрегионального Управления Росприроднадзора к Министерству природных ресурсов и экологии Камчатского края об оспаривании действий по направлению исх. № 26.04/2942 от 24 мая 2022 года для исполнения в адрес Управления заявлений ООО "Камчатская нефтебаза" об актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

УСТАНОВИЛ:

Дальневосточное межрегиональное Управление Росприроднадзора обратилось в суд с административным иском о признании незаконными действий Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края по направлению исх. № 26.04/2942 от 24 мая 2022 года для исполнения в адрес Управления заявлений ООО "Камчатская нефтебаза" об актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В обоснование указав, что с 2021 года Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края перенаправляет на рассмотрение в Управление заявления юридических лиц об актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоящих на учете в региональном реестре объектов, но которые подлежат федеральному экологическому надзору. Так, Министерством было перенаправлено заявление КФ ООО "Камчатская нефтебаза" для актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду. Указанный объект был поставлен на государственный учет в региональный реестр объектов, так как не попадал под "Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору". По мнению Министерства, актуализацию сведений по таким объектам должно осуществлять Управление. Административный истец не согласен с указанной позицией административного ответчика, поскольку Управление не уполномочено на внесение изменений в региональный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не может перенаправить заявления юридических лиц в Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края, в связи с их возвратами обратно в Управление. Административный истец полагает, что действия Министерства создают непреодолимые препятствия для осуществления государственной услуги.

Определениями от 28 июля 2022 года, 24 августа 2022 года к участию в деле привлечены административные ответчики министр природных ресурсов и экологии Камчатского края Кумарьков А.А., Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, заинтересованное лицо ООО "Камчатская нефтебаза".

Административный истец Дальневосточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, представителя для участия в судебном заседании не направил.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Камчатского края Саблина Н.С. в судебном заседании полагала требования административного иска не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том числе, ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - HBOC) и подлежащих региональному государственному экологическому надзору. Диспозиция абзаца тринадцатого части 1 статьи 6 Федерального закона № 7-ФЗ устанавливает однозначно трактуемую норму, согласно органами государственной власти субъекта Российской Федерации закреплено право ведения учета только тех объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации. Согласно указанной норме, органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе осуществлять учет объектов HBOC, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору). Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 65 Федерального закона № 7-ФЗ региональному государственному экологическому контролю (надзору) подлежат объекты HBOC, не подлежащие федеральному государственному экологическому контролю (надзору). Пунктом 4 статьи 65 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор). Вышеуказанные нормы свидетельствуют о том, что поднадзорность объектов HBOC определяется не только исходя из характеристик каждого в отдельности объекта HBOC, но и в совокупности таких объектов, эксплуатируемых одним хозяйствующим субъектом. При этом, по мнению Министерства, осуществление учета объектов HBOC, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в региональном реестре является прямым нарушением нормы закона и превышением полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации (Камчатского края) в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определен правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572 (далее - Правила). В соответствии с пунктом 9 Правил региональные государственные реестры содержат сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, при этом, согласно пункту 8 Правил федеральный государственный реестр содержит сведения об объектах, подлежащих в соответствии со статьей 65 Федерального закона № 7-ФЗ федеральному государственному экологическому надзору. Министерство акцентирует внимание на том, что при определении поднадзорности объекта HBOC при его постановке на учет учитываются положения всех норм статьи 65 Федерального закона № 7-ФЗ, в том числе норма, закрепленная пунктом 4 указанной статьи, а не только подпунктом 1 пункта 2 указанного закона, как ошибочно трактует административный истец. В соответствии с пунктом 30 Правил в случае, если при актуализации учетных сведений об объекте HBOC принято решение о его включении в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, сведения об объекте, включенные в региональный государственный реестр в электронном виде с использованием средств государственного реестра, в течение 5 рабочих дней после актуализации учетных сведений об объекте направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Таким образом, законодателем установлен механизм правового регулирования процедуры включения в реестры объектов HBOC и актуализации сведений об объектах HBOC в реестрах с изменением поднадзорности и передачей сведений из регионального государственного реестра в федеральный (и наоборот). При этом Министерство обращает внимание на тот факт, что обязанность природопользователя представлять иные (дополнительные) документы (заявления, дополнения к заявлению и пр.), необходимые для выполнения процедур при предоставлении государственной услуги по актуализации сведений об объекте HBOC в государственном реестре нормативно не закреплена. Министерство акцентирует внимание на ошибочное разделение Управлением реестра учета объектов HBOC на: реестр учета (региональный и федеральный) объектов HBOC и реестр поднадзорности (региональный и федеральный). В указанной сфере общественных отношений законодателем определено два реестра: в первый (федеральный) вносятся только объекты федерального контроля (надзора), во второй (региональный) - только регионального. Данная позиция закреплена в статье 69 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ. Кроме того, по мнению Министерства, Управление ошибочно считает, что допускается постановка на учет объектов HBOC в региональном реестре при осуществлении в отношении таких объектов федерального государственного экологического контроля (надзора), что противоречит требованиям статей 65, 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ и пунктов 8, 9 Правил. Статья 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ содержит однозначно трактуемые нормы, согласно которым разграничение уровней реестра объектов HBOC прямо соотносится с уровнем надзора и осуществляется строго с учетом требований статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ. В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется, в том числе, в целях планирования осуществления государственного экологического надзора. Согласно пункту 3 статьи 69 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами. Согласно части 5 статьи 17 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ) информационные системы контрольных (надзорных) органов создаются, в том числе, в целях планирования и (или) проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий и использования специальных режимов государственного контроля (надзора). Министерство, наделенное контрольными (надзорными) полномочиями, обязано осуществлять учет контролируемых лиц в целях планирования и осуществления профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий. Министерство обращает внимание, что в соответствии с требованиями пункта 7 части 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ в целях информирования контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет", в том числе, перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска. В декабре 2021 года Министерством выполнен анализ имеющихся сведений и данных, содержащихся в информационной системе Росприроднадзора, в части правильности отнесения объектов к уровню контроля (надзора), а также сформирован перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска. Данный перечень утвержден приказом Министерства от 14.12.2021 № 409-П, опубликован на официальном сайте Правительства Камчатского края и включает в себя объекты, подлежащие исключительно региональному государственному экологическому контролю (надзору) в Камчатском крае. По мнению Министерства, аналогичный подход должен применяться при формировании перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору), с использованием информационной системы, с помощью которой ведется учет объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, поскольку объекты, исключенные на основании статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ из перечня объектов регионального надзора и не включенные в перечень объектов федерального надзора, выпадают из перечня проверяемых. В отношении таких объектов не представляется возможными проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, что, в свою очередь, может повлечь за собой систематические нарушения природоохранного законодательства хозяйствующими субъектами, эксплуатирующими объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Доводы Министерства подтверждаются новыми Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 № 830 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" (далее - новые Правила), вступающих в силу с 01 сентября 2022 года с признанием утратившими силу Правил. Вышеуказанным постановлением урегулирован предмет настоящего судебного разбирательства. Пунктом 6 новых Правил предусмотрено, что сведения об объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору) в соответствии с пунктом 4 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, включенных, в том числе, в региональные государственные реестры, подлежат включению в федеральный государственный реестр. В соответствии с пунктом 36 новых Правил при включении сведений об объекте в федеральный государственный реестр в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 10 рабочих дней с использованием средств государственного реестра информирует органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении сведений об объекте в федеральный государственный реестр. В связи с изложенным, документы представленные в Министерство природопользователем ООО "Камчатская нефтебаза", для актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, были перенаправлены в Управление для рассмотрения на основании их отнесения к объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю (надзору) в соответствии с нормами статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ.

Административный ответчик министр природных ресурсов и экологии Камчатского края Кумарьков А.А. о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд представителя не направил.

Заинтересованные лица Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, ООО "Камчатская нефтебаза" о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом. В суд представителей не направили.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 26.03.2022) "Об охране окружающей среды" (далее – Федеральный закон №7), под объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду понимается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

На основании ст. 6 Федерального закона №7 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды относится в том числе ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, за которыми осуществляется региональный государственный экологический надзор.

Постановлением Правительства Камчатского края от 12 апреля 2011 года №137-П утверждено положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Камчатского края, согласно пункту 1.1 которого, Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по выработке региональной политики и нормативному правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды и управления особо охраняемыми природными территориями регионального значения, в сфере отношений, связанных с обращением отходов производства и потребления, охраны атмосферного воздуха, радиационной безопасности, использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы, недр, водных объектов, безопасностью гидротехнических сооружений, а также в сфере осуществления отдельных полномочий Российской Федерации, переданных органам государственной власти Камчатского края в области экологической экспертизы в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" и в области водных отношений в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Камчатского края от 25.10.2021 N 453-П "Об утверждении Положения о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) в Камчатском крае", государственный экологический контроль осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края.

На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 65 Федерального закона №7, объектом регионального государственного экологического контроля (надзора) является соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и федеральных законах, законах субъектов, в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).

В силу пункта 4 статьи 65 Федерального закона №7, при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор).

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора (пункт 1 статьи 69 Федерального закона №7).

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему, создание и эксплуатация которой осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами (пункт 3 статьи 69 Федерального закона №7).

В соответствии с пунктом 8 статьи 69 Федерального закона №7, ведение федерального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих в соответствии со статьей 65 настоящего Федерального закона федеральному государственному экологическому контролю (надзору), осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов. Ведение региональных государственных реестров объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору), осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Доступ должностных лиц уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к внесению сведений в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

Постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений) утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – Правила).

Согласно пунктам 7-11 Правил, государственный реестр состоит из федерального государственного реестра и региональных государственных реестров. Федеральный государственный реестр содержит сведения об объектах, подлежащих в соответствии со статьей 65 Федерального закона №7 федеральному государственному экологическому надзору. Региональные государственные реестры содержат сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору. Ведение федерального государственного реестра осуществляется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объектов. Ведение региональных государственных реестров осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту нахождения объектов.

Согласно п. 1 ст. 69.2 Федерального закона №7, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта (пункт 4 указанной статьи).

В силу части 5 статьи 17 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №248), информационные системы контрольных (надзорных) органов создаются в том числе в целях планирования и (или) проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий и использования специальных режимов государственного контроля (надзора).

В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 46 указанного Федерального закона, контрольный (надзорный) орган обязан размещать и поддерживать в актуальном состоянии на своем официальном сайте в сети "Интернет" в том числе перечень объектов контроля, учитываемых в рамках формирования ежегодного плана контрольных (надзорных) мероприятий, с указанием категории риска.

В соответствии с пунктом 30 Правил, в случае если при актуализации учетных сведений об объекте принято решение о включении объекта в перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, сведения об объекте, включенные в региональный государственный реестр, в электронном виде с использованием средств государственного реестра в течение 5 рабочих дней после актуализации учетных сведений об объекте направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции включают информацию об актуализации сведений об объекте в федеральный или региональные реестры в течение 10 рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих необходимость актуализации сведений об объекте, и выдают юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство об актуализации сведений об объекте (пункт 31 Правил).

Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370" утверждено положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

Пунктом 1 указанного Положения установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы.

Как установлено в судебном заседании, 31 марта 2022 года ООО "Камчатская нефтебаза" обратилось в Министерство природных ресурсов и экологии Камчатского края (далее – Минприроды Камчатского края) с заявлением о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объекте НВОС, содержащихся в региональном государственном реестре. Код объекта , адрес объекта: <адрес>, 30701000.

Указанное заявление Минприроды Камчатского края письмом от 24 мая 2022 года №26.04/2942 перенаправило для рассмотрения в адрес Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Дальневосточное межрегиональное управление Росприроднадзора).

Согласно сведениям государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, расположенного на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (https://uonvos.rpn.gov.ru/rpn/pto-uonvos/onv_registry), объект с номером 30-0241-001179-П, принадлежащий ООО "Камчатская нефтебаза" включен в региональный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1096 "О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)" (вместе с "Положением о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)"), утверждено положение о федеральном государственном экологическом контроле (надзоре).

В соответствии с подпунктом "з" пункта 8 указанного положения, объектом государственного экологического контроля является производственный объект, соответствующий следующим критерию "является портом, расположенным на внутренних водных путях Российской Федерации, допускающим проход судов водоизмещением 1350 тонн и более".

Как следует из заявления ООО "Камчатская нефтебаза", объект с кодом 30-0241-001179-П декларируется в соответствии с вышеуказанным пунктом.

Исходя из анализа положений пункта 8 статьи 69 и пункта 1 статьи 69.2 Федерального закона №7, суд приходит к выводу, что проведение актуализации государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, входит в компетенцию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта, в данном случае – Минприроды Камчатского края, которое в свою очередь, после проведения актуализации учетных сведений об объекте и выявлении, что объект подлежит федеральному государственному экологическому надзору, в течение 5 рабочих дней после актуализации учетных сведений об объекте должно было направить указанную информацию в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на основании пункта 30 Правил.

Однако, с 01 сентября 2022 года вступили в силу правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2022 года №830, пунктом 36 которых предусмотрено, что, если при осуществлении юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому контролю (надзору), в отношении всех таких объектов и таких юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществляется федеральный государственный экологический контроль (надзор), то территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 10 рабочих дней с использованием средств государственного реестра информирует органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении сведений об объекте в федеральный государственный реестр.

Таким образом, внесение сведений в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с 01 сентября 2022 года относится к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в связи с чем, признание незаконными действий Минприроды Камчатского края по направлению в адрес Дальневосточного межрегионального управления для исполнения заявления ПАО "Ростелеком" о постановке на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, повлечет неисполнимость решения суда, учитывая вступившие в силу с 01 сентября 2022 года правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, что противоречит принципам справедливости и разумности судопроизводства.

На основании изложенного, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, об отсутствии оснований для удовлетворения требований Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

отказать в удовлетворении административного иска Дальневосточного межрегионального Управления Росприроднадзора к Министерству природных ресурсов и экологии Камчатского края об оспаривании действий по направлению исх. № 26.04/2942 от 24 мая 2022 года для исполнения в адрес Управления заявлений ООО "Камчатская нефтебаза" об актуализации сведений об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение составлено 29 сентября 2022 года.

Судья