ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-531/2018 от 30.05.2018 Кочубеевского районного суда (Ставропольский край)

а – 531 / 2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кочубеевское 30 мая 2018 года

Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Душко Д.А.,

при секретаре судебного заседания Ращупкиной О.С.,

рассмотрев в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кочубеевского района Ставропольского края к Администрации муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, обязании обратиться с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кочубеевского района Ставропольского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, обязании обратиться с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества.

В обоснование административного иска указано, что прокуратурой в соответствии с планом работы на 1 полугодие 2018 года проведена проверка исполнения на территории района законодательства о водных объектах, в том числе о гидротехнических сооружениях.

Согласно данным геоинформационной системы гидротехнических сооружений, размещенной на официальном сайте в информационно –коммуникационной сети «Интернет» (https://stavkray.ibgts.ru/) на территории Кочубеевского района находится 199 ГТС, 76 из которых – бесхозяйные, в отношении 51 объекта собственник не определен, 62 объекта находятся в собственности физических лиц, 10 объектов находятся в собственности юридических лиц.

В границах Муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края расположены следующие бесхозяйные гидротехнические сооружения (далее – ГТС):

<данные изъяты>, географические координаты: северная широта: 44°34"15.6"", восточная долгота: 41°50"26.88"",

- <данные изъяты>, географические координаты: северная широта: 44°31"46.92"", восточная долгота: 41°44"12.48"",

- ГТС пруда в 2,4 км. З <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°31"40,04"", восточная долгота: 41°48"00,41"",

- ГТС пруда в 2,8 км. ЮЗ <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°33"47.16"", восточная долгота: 41°50"5.28"",

- ГТС пруда в 2,4 км. З <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°31"37,14"", восточная долгота: 41°47"51,18"",

- ГТС пруда в 2,8 км. ЮЗ <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°33"50.4"", восточная долгота: 41°49"58.8"",

- ГТС пруда в 2,4 км. З <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°31"29,94"", восточная долгота: 41°47"39,75"",

- ГТС пруда в 2,8 км. ЮЗ <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°33"48.24"", восточная долгота: 41°49"29.64"",

- ГТС пруда – накопителя в 3,1 км. З <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°34"13.44"", восточная долгота: 41°49"45.48"".

В нарушение ст.ст. 8, 9, 15 Федерального закона № 117-ФЗ и Правил безопасности гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении данных ГТС отсутствует собственник и эксплуатирующая организация, отвечающие за безопасное состояние и эксплуатацию ГТС; отсутствуют проект на строительство и эксплуатацию ГТС, выполненный в установленном порядке и экспертиза промышленной безопасности проекта (нормативно – правовые акты и нормативно – технические документы на строительство и эксплуатацию ГТС); не составлена декларация безопасности ГТС; не определены критерии безопасности ГТС и его класс; не разработаны и не согласованы с территориальным органом Ростехнадзора России инструкции, обеспечивающие безопасное ведение работ.

Таким образом, безопасность гидротехнических сооружений надлежащим образом не обеспечена, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с наступлением тяжких последствий. В случае разрушения гидротехнических сооружений возможно затопление прилегающей территории, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде.

По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (Межмуниципальный отдел по г. Невинномысску, Кочубеевскому и Андроповскому районам) право собственности на указанные выше ГТС прудов не зарегистрированы.

Отсутствие собственника и эксплуатирующей организации вышеуказанных гидротехнических сооружений не позволяет обеспечить соблюдение вышеуказанных требований Федерального закона № 117-ФЗ по поддержанию их надлежащего технического состояния, обеспечивающего безопасность эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка, затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей природной среде. Безопасность гидротехнических сооружений не может быть обеспечена до устранения неопределенности их правового статуса и балансовой принадлежности.

В соответствии с п. 8 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ч. 3 ст. 9 Закона Ставропольского края от 02 марта 2005 года № 12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» полномочия по решению вопросов местного значения сельских поселений в части участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, отнесены к вопросам местного значения сельских поселений.

Порядок принятия на учет бесхозяйной вещи закреплен в ч. 3 ст. 225 ГК РФ, согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и регламентируется Приказом МЭР РФ от 10 декабря 2015 года № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее – Приказ № 931).

Согласно п. 2 Приказа № 931 принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. На основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение.

В соответствии с п. 3 Приказа № 931 на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение № 1 к настоящему Порядку) органа местного самоуправления сельских поселений в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований (п. 5 Приказа № 931).

Таким образом, наличие на территории Кочубеевского муниципального района Ставропольского края объектов повышенной опасности – гидротехнического сооружения, безопасность которых не обеспечена в соответствии с законом, влечет также неисполнение органом местного самоуправления – Администрацией муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края обязанности по решению вопроса местного значения в части участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Поскольку гидротехнические сооружения расположены в границах Муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края, то не обращение администрации муниципального образования в уполномоченный орган с заявлением о принятии гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч. 3 ст. 225 ГК РФ.

Просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений:

- ГТС пруда в 1,8 км. З с. Ивановское, географические координаты: северная широта: 44°34"15.6"", восточная долгота: 41°50"26.88"",

- ГТС пруда в 1,9 км. СВ х. Петровский, географические координаты: северная широта: 44°31"46.92"", восточная долгота: 41°44"12.48"",

- ГТС пруда в 2,4 км. З <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°31"40,04"", восточная долгота: 41°48"00,41"",

- ГТС пруда в 2,8 км. ЮЗ <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°33"47.16"", восточная долгота: 41°50"5.28"",

- ГТС пруда в 2,4 км. З <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°31"37,14"", восточная долгота: 41°47"51,18"",

- ГТС пруда в 2,8 км. ЮЗ <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°33"50.4"", восточная долгота: 41°49"58.8"",

- ГТС пруда в 2,4 км. З <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°31"29,94"", восточная долгота: 41°47"39,75"",

- ГТС пруда в 2,8 км. ЮЗ <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°33"48.24"", восточная долгота: 41°49"29.64"",

- ГТС пруда – накопителя в 3,1 км. З <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°34"13.44"", восточная долгота: 41°49"45.48"".

Обязать Администрацию муниципального образования Ивановского сельсовета <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда обратиться Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений:

- ГТС пруда в 1,8 км. З <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°34"15.6"", восточная долгота: 41°50"26.88"",

- ГТС пруда в 1,9 км. СВ <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°31"46.92"", восточная долгота: 41°44"12.48"",

- ГТС пруда в 2,4 км. З <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°31"40,04"", восточная долгота: 41°48"00,41"",

- ГТС пруда в 2,8 км. ЮЗ <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°33"47.16"", восточная долгота: 41°50"5.28"",

- ГТС пруда в 2,4 км. З <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°31"37,14"", восточная долгота: 41°47"51,18"",

- ГТС пруда в 2,8 км. ЮЗ <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°33"50.4"", восточная долгота: 41°49"58.8"",

- ГТС пруда в 2,4 км. З <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°31"29,94"", восточная долгота: 41°47"39,75"",

- ГТС пруда в 2,8 км. ЮЗ <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°33"48.24"", восточная долгота: 41°49"29.64"",

- ГТС пруда – накопителя в 3,1 км. З <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°34"13.44"", восточная долгота: 41°49"45.48"".

В судебное заседание административный истец прокурор <адрес>, административный ответчик представитель Администрации муниципального образования Ивановского сельсовета <адрес>Дерипаско Н.С., заинтересованное лицо представитель ООО «Колхоз – племзаводу имени Чапаева» не явились, о причинах неявки суд не уведомили.

При этом ранее от административного ответчика Администрации муниципального образования Ивановского сельсовета <адрес> представлен отзыв, в котором административные исковые требования не признала, считает их не подлежащими удовлетворению, так как все гидротехнические сооружения находятся на земельных участках сельскохозяйственного назначения, принадлежащих ООО «Колхоз – племзаводу имени Чапаева». Общество осуществляет правомочия собственника непрерывно и добросовестно владеет и пользуется ими на протяжении долгих лет и планирует оформление права собственности на вышеуказанные объекты.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся.

Исследовав представленные материалы, оценив относимость, допустимость, достоверность представленных доказательств, а так же достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Ст. 1 КАС РФ регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Из ч. 2 КАС РФ следует, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций; и т.д.

В силу требований ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие – либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 4 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие – либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 1 ВК РФ водный объект – природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.

В силу ст. 5 ВК РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико – географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся, в частности, водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).

Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехническими сооружениями являются плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водоспускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов. и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

К вопросам местного значения в соответствии с п. 8, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений регулируются положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

Из анализа положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ следует, что гидротехнические сооружения направлены на обеспечение защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов при условии соблюдения безопасности такого гидротехнического сооружения.

Под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения в соответствии со ст.ст. 3 и 9 Федерального закона № 117-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности гидротехнических сооружений».

Соответственно, в силу указанной нормы, обязанность предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организации и осуществления мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера возложена на органы местного самоуправления, поэтому именно администрация поселения несет ответственность по поддержанию надлежащего технического состояния ГТС, обеспечивающего безопасность эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения на территории <адрес> законодательства о водных объектах, в том числе о гидротехнических сооружениях, установлено, что в границах Муниципального образования Ивановского сельсовета <адрес> расположены следующие бесхозяйные гидротехнические сооружения:

- ГТС пруда в 1,8 км. З <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°34"15.6"", восточная долгота: 41°50"26.88"",

- ГТС пруда в 1,9 км. СВ <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°31"46.92"", восточная долгота: 41°44"12.48"",

- ГТС пруда в 2,4 км. З <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°31"40,04"", восточная долгота: 41°48"00,41"",

- ГТС пруда в 2,8 км. ЮЗ <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°33"47.16"", восточная долгота: 41°50"5.28"",

- ГТС пруда в 2,4 км. З <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°31"37,14"", восточная долгота: 41°47"51,18"",

- ГТС пруда в 2,8 км. ЮЗ <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°33"50.4"", восточная долгота: 41°49"58.8"",

- ГТС пруда в 2,4 км. З <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°31"29,94"", восточная долгота: 41°47"39,75"",

- ГТС пруда в 2,8 км. ЮЗ <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°33"48.24"", восточная долгота: 41°49"29.64"",

- ГТС пруда – накопителя в 3,1 км. З <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°34"13.44"", восточная долгота: 41°49"45.48"".

При этом, в отношении данных ГТС отсутствует собственник и эксплуатирующая организация, отвечающие за безопасное состояние и эксплуатацию ГТС; отсутствуют проект на строительство и эксплуатацию ГТС, выполненный в установленном порядке и экспертиза промышленной безопасности проекта (нормативно – правовые акты и нормативно – технические документы на строительство и эксплуатацию ГТС); не составлена декларация безопасности ГТС; не определены критерии безопасности ГТС и его класс; не разработаны и не согласованы с территориальным органом Ростехнадзора России инструкции, обеспечивающие безопасное ведение работ и др.

Суд приходит к выводу, что безопасность вышеназванных гидротехнических сооружений надлежащим образом не обеспечена, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуации с наступлением тяжких последствий, поскольку в случае их разрушения возможно затопление прилегающей территории, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей среде.

Ст.ст. 8, 9 Федерального закона № 117-ФЗ определены требования обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, обязанности и полномочия собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации.

При этом, полномочия по решению вопросов местного значения сельских поселений в части участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в соответствии с п. 8 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ч. 3 ст. 9 Закона Ставропольского края от 02 марта 2005 года № 12-кз (ред. от 07 ноября 2014 года) «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» с 01 января 2015 года отнесены к вопросам местного значения сельских поселений.

Согласно сообщению заместителя руководителя отдела водных ресурсов по Ставропольскому краю Долинского Г.Ф. в государственном водном реестре сведения о вышеуказанных гидротехнических сооружениях отсутствуют.

Кубанское бассейновое водное управление также не располагает сведениями о собственнике, эксплуатирующей организации спорных ГТС, также в ответе указано о принадлежности к бесхозяйным вышеуказанных гидротехнических сооружений.

Из сообщения Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору следует, что по данным представленным главой Кочубеевского района Ставропольского края, данные гидротехнические сооружения являются бесхозяйными.

Согласно сведениям, представленным директором ООО «Колхоз – племзавод имени Чапаева» Кальницким Е.А., указанные объекты частично находятся на земельных участках, принадлежащих ООО «Колхозу – племзаводу имени Чапаева». Общество осуществляет правомочия собственника в отношении указанных гидротехнических сооружений, открыто, непрерывно и добросовестно владеет и пользуется ими на протяжении нескольких лет. Данные ГТС ранее находились во владении и пользовании СПК колхоза – племзавода им. Чапаева, универсальным правоприемником которого является ООО «Колхоз – племзавод имени Чапаева». В настоящий момент принято решение об оформлении права собственности на указанные гидротехнические сооружения в установленном законом порядке.

Согласно сведениям Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества в отношении расположенного на территории Ставропольского края федерального имущества (включая земельные участки), принадлежащего на соответствующем вещном праве юридическим лицам, зарегистрированным на территории иных субъектов Российской Федерации, и физическим лицам, проживающим на территории иных субъектов Российской Федерации, осуществляют территориальные органы Федерального агентствва по управлению государственным имуществом в соответствующих субъектах Российской Федерации.

Из справки руководителя отдела имущественных и земельных отношений Администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края Ростовцевой Л.П. следует, что в реестре муниципального имущества Кочубеевского муниципального района Ставропольского края объекты недвижимого имущества, находящиеся в границах Муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края, указанные как ГТС, не значатся.

Согласно собщению заместителя министра Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Чумакова И.В. сведениями о правообладателях указанных гидротехнических сооружений министерство не располагает.

По данным Министерства имущественных отношений Ставропольского края в реестре государственного имущества Ставропольского края указанные гидротехнические сооружения не значатся.

Таким образом, суд приходит к выводу, что указанные гидротехнические сооружения являются бесхозяйными.

Вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной в соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Суд считает, что представленные административным истцом доказательства в их совокупности позволяют суду сделать вывод о том, что отсутствие собственника и эксплуатирующей организации спорных гидротехнических сооружений не позволяет обеспечить соблюдение требований закона по поддержанию их надлежащего технического состояния, обеспечивающего безопасность эксплуатации, поддержание в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций с серьезными последствиями, особенно в период паводка, затопление прилегающих территорий, причинение вреда неопределенному кругу лиц и окружающей природной среде. Безопасность гидротехнических сооружений не может быть обеспечена до устранения неопределенности их правового статуса и балансовой принадлежности.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Доводы административного ответчика о том, что ООО «Колхоз – племзавод им. Чапаева» осуществляет правомочия собственника непрерывно и добросовестно владеет и пользуется гидротехническими сооружениями на протяжении долгих лет и планирует оформление права собственности на вышеуказанные объекты носит предположителный характер и более ни чем не подтверждается.

Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию бесхозяйнных гидротехнических сооружений, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные гидротехнические сооружения.

Судом приходит к выводу об обоснованности заявленных административных исковых требований именно к Администрации муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края, так как именно на ее на территории располагаются объекты повышенной опасности – гидротехнические сооружения, безопасность которых не обеспечена в соответствии с законом, что влечет также неисполнение органом местного самоуправления обязанности по решению вопроса местного значения в части участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

На момент рассмотрения административного дела Администрацией муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края не приняты меры по принятию на учет вышеуказанного бесхозяйного недвижимого имущества, т.е. не устранены нарушения, указанные в административном исковом заявлении.

Указанные нарушения нарушают права неопределенного круга лиц.

В связи с изложенным, суд считает, что заявленные прокурором Кочубеевского района Ставропольского края административные исковые требования о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, обязании обратиться с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества подлежат удовлетворению с установлением срока для устранения нарушений - в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Кочубеевского района Ставропольского края к Администрации муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, обязании обратиться с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края, выразившееся в не обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений:

- ГТС пруда в 1,8 км. З <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°34"15.6"", восточная долгота: 41°50"26.88"",

- ГТС пруда в 1,9 км. СВ <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°31"46.92"", восточная долгота: 41°44"12.48"",

- ГТС пруда в 2,4 км. З <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°31"40,04"", восточная долгота: 41°48"00,41"",

- ГТС пруда в 2,8 км. ЮЗ <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°33"47.16"", восточная долгота: 41°50"5.28"",

- ГТС пруда в 2,4 км. З <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°31"37,14"", восточная долгота: 41°47"51,18"",

- ГТС пруда в 2,8 км. ЮЗ <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°33"50.4"", восточная долгота: 41°49"58.8"",

- ГТС пруда в 2,4 км. З <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°31"29,94"", восточная долгота: 41°47"39,75"",

- ГТС пруда в 2,8 км. ЮЗ <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°33"48.24"", восточная долгота: 41°49"29.64"",

- ГТС пруда – накопителя в 3,1 км. З <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°34"13.44"", восточная долгота: 41°49"45.48"".

Обязать Администрацию муниципального образования Ивановского сельсовета <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнических сооружений:

- ГТС пруда в 1,8 км. З <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°34"15.6"", восточная долгота: 41°50"26.88"",

- ГТС пруда в 1,9 км. СВ <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°31"46.92"", восточная долгота: 41°44"12.48"",

- ГТС пруда в 2,4 км. З <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°31"40,04"", восточная долгота: 41°48"00,41"",

- ГТС пруда в 2,8 км. ЮЗ <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°33"47.16"", восточная долгота: 41°50"5.28"",

- ГТС пруда в 2,4 км. З <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°31"37,14"", восточная долгота: 41°47"51,18"",

- ГТС пруда в 2,8 км. ЮЗ <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°33"50.4"", восточная долгота: 41°49"58.8"",

- ГТС пруда в 2,4 км. З <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°31"29,94"", восточная долгота: 41°47"39,75"",

- ГТС пруда в 2,8 км. ЮЗ <адрес>, географические координаты: северная широта: 44°33"48.24"", восточная долгота: 41°49"29.64"",

- ГТС пруда – накопителя в 3,1 км. З с. Ивановское, географические координаты: северная широта: 44°34"13.44"", восточная долгота: 41°49"45.48"".

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд Ставропольского края в течение месяца со дня его принятия.

Судья Д.А. Душко