ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-537/18 от 22.11.2018 Менделеевского районного суда (Республика Татарстан)

Дело а-537/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2018 года г. Менделеевск

Менделеевский районный суд Республики Татарстан

в составе:

председательствующего судьи Г.Р. Маннаповой

при секретаре Ю.А.Басаркиной

а также с участием представителя административного истца – ФИО1,

представителя административного ответчика - ФИО2,

соответчика - государственного инспектора труда в Республике Татарстан ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Аммоний» к Государственной инспекции труда в Республике Татарстан, государственному инспектору труда в Республике Татарстан о признании незаконным и отмене предписания об устранении нарушений трудового законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец акционерное общество «Аммоний» обратился в суд с административным исковым заявлением Государственной инспекции труда в Республике Татарстан о признании незаконным и отмене предписания, указав, что в период с 10.09.2018г. по ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки № НЧ-18/ИЕ-02/170 от ДД.ММ.ГГГГ. На основании акта проверки вынесено предписание № НЧ-18/95-04/61 с возложением обязанности на АО «Аммоний» устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно: обеспечить контроль за обеспечением средств индивидуальной защиты работников, а также за ведением карточек учета выдачи средств индивидуальной защиты, в том числе в вопросах износа и возврата выданных средств индивидуальной защиты (п.1 предписания), обеспечить контроль за ведением журнала регистрации обучения по электробезопасности, журналов регистрации инструктажа на рабочем месте по производственным участкам (п.2); в соответствии с п. 7 Методических требований по разработке инструкций пересмотреть действующие по видам работ и профессиям в связи с введением в действие новых межотраслевых правил; провести внеплановую специальную оценку условий труда рабочего места, в связи с происшедшем несчастным случаем (п.3); места для ремонта транспортных средств обеспечить достаточным количеством лежаков для проведения ремонта с пола, упоров козелки для подкладывания под вывешенный груз и приспособлений для установок снятых с транспорта крупногабаритных частей и узлов (п.5). Административный истец АО «Аммоний» не согласен с вынесенным предписанием и актом проверки. Акт проверки не пронумерован, не прошит, подпись государственного инспектора имеется только на последней странице. При составлении акта ДД.ММ.ГГГГ второй государственный инспектор труда, проводивший проверку ФИО3 отсутствовал, в связи с чем в акте его подпись отсутствует. Государственным инспектором труда ФИО2 при составлении акта допущены описки и ошибки. Акт содержит не существующие факты и фамилию работника, не состоящего в трудовых отношениях с АО «Аммоний». На втором листе акта указаны ИНН, КПП, ОГРН иного юридического лица, не АО «Аммоний». При этом, АО «Аммоний» ведет контроль за обеспечением средств индивидуальной защиты работников, а также за ведением карточек учета выдачи средств индивидуальной защиты. Журналы регистрации обучения по электробезопасности и инструктажа на рабочем месте по производственным участкам регистрации ведутся надлежащим образом, заполняются своевременно, контроль по ведению журналов обеспечен. Инструкции по видам работ и профессиям разработаны с учетом новых отраслевых правил. Внеплановая специальная оценка условий труда рабочего места, проведена, что подтверждается картой . Ремонт транспортных средств производится в смотровых ямах. Для проведения ремонтных работ в транспортном цехе имеются лежаки. Также в цехе есть козелки, подставки под узлы и оборудование. Приспособления аккуратно сложены в специально отведенном месте. Считают, что п. 82,83,90 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГн АО «Аммоний» не нарушены. При вынесении предписания инспектором труда не исследования все документы. Административный истец просит предписание государственного инспектора труда в Республике Татарстан ФИО3 №НЧ-18/95-04/61 от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить.

Определением суда от 22 ноября 2018 года соответчиком по административному делу привлечен государственный инспектор труда в Республике Татарстан ФИО3.

В судебном заседании представитель административного истца АО «Аммоний» ФИО1 требования поддержала.

Представитель административного ответчика ФИО2 и соответчик государственный инспектор труда в Республике Татарстан ФИО3 с административным иском не согласны, считают, что оспариваемое предписание вынесено в соответствии с требованиями закона.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Согласно ст. 16 указанного Закона по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Согласно ст. 20 указанного Закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, и
Согласно п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 (ред. от 24.03.2016) "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Государственной инспекции труда в Республике Татарстан в период с 10.09.2018 по 03.10.2018 в акционерном обществе «Аммоний» Государственной инспекции труда в Республике Татарстан проведена плановая выездная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих трудового права.

Установлено, что государственными инспекторами труда в РТ ФИО2 и ФИО3 выезд для проведения проверки в АО « Аммоний» осуществлен 20.09.2018.

03.10.2018 государственными инспекторами труда в Республике Татарстан ФИО2 и ФИО3 был составлен акт проверки АО «Аммоний».

Из данного акта следует, что в ходе проверки АО «Аммоний» выявлено следующее: отсутствует контроль за обеспечением средств индивидуальной защиты работников, а также за ведением карточек учета выдачи этих средств, в том числе в вопросах износа и возврата выданных средств индивидуальной защиты; не обеспечен контроль за ведением журнала регистрации обучения по электробезопасности, журналов регистрации инструктажа на рабочем месте по производственным участкам; в соответствии с п. 7 Методических требований по разработке инструкций необходимо пересмотреть действующие по видам работ и профессиям в связи с введением в действие новых межотраслевых правил; в соответствии с п.6 ФЗ « О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 №м 426-ФЗ необходимо провести внеплановую специальную оценку условий труда рабочего места, в связи с происшедшем несчастным случаем; места для ремонта транспортных средств необходимо не обеспечены достаточным количеством «лежаков» для проведения ремонта с пола, упоров «козелки» для подкладывания под вывешенный груз и приспособлений для установок снятых с транспорта крупногабаритных частей и узлов.

Из представленного акта проверки представителем административного ответчика в ходе рассмотрения административного дела следует, что акт проверки от 03.10.2018 подписан государственными инспекторами труда в Республике Татарстан ФИО2 и ФИО3, проводившими проверку. Однако акт проверки, который был вручен представителю АО «Аммоний» 03.10.2018 государственным инспектором труда в Республике Татарстан ФИО3 не подписан.

Из пояснений государственного инспектора труда в РТ ФИО3 следует, что 03.10.2018 по результатам проведенной проверки в АО « Аммоний» им было вынесено предписание об устранении нарушений трудового законодательства, которое вручено представителю АО «Аммоний» в этот день. При этом, акт проверки им был подписан позже, поскольку он был вынужден уехать по служебным делам.

Таким образом, до подписания акта проверки государственным инспектором труда в РТ в отношении АО « Аммоний» было вынесено предписание об устранении нарушений трудового законодательства.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предписание выдано контролирующим органом ранее даты фиксации нарушений в акте проверки.

Согласно п.6 ст. 20 вышеуказанного Закона к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных ч.4 ст. 16 настоящего Федерального закона ( в части непредставления акта проверки).

Нарушение требований к представлению акта проверки относится к категории грубых нарушений требований к организации и проведению проверок ( ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ), влекущих за собой отмену результатов проверки по заявлению проверяемого лица.

Результаты такой проверки не могут рассматриваться в качестве доказательств нарушения обществом требований закона, поэтому оспариваемое предписание государственного инспектора труда в Республике Татарстан является незаконным.

С учетом исследованных доказательств по делу, суд приходит к выводу о том, что административный иск АО «Аммоний» обоснован, предписание государственного инспектора труда в Республике Татарстан ФИО3 № НЧ-18/95-04/61 от 03 октября 2018 года об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права необходимо признать незаконным и отменить.

На основании изложенного руководствуясь ст. 175-176, 179-180, 227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление акционерного общества «Аммоний» удовлетворить.

Признать предписание государственного инспектора труда в Республике Татарстан ФИО3 № НЧ-18/95-04/61 от 03 октября 2018 года об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Г.Р. Маннапова