копия
Р Е Ш Е Н И Е дело №а-53/2019
ИФИО1
<адрес> 10 января 2019 года
Дорогобужский районный суд <адрес>
в составе:
Председательствующего (судьи): ФИО4
при секретаре: ФИО5.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о признании незаконным предписания
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации МО «<адрес>» <адрес> (далее - Администрация) о признании незаконным предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ (Далее - Предписание) на том основании, что ДД.ММ.ГГГГ он получил от Администрации Предписание, согласно которого ему необходимо устранить нарушение в виде самовольного занятия земельного участка площадью 255,66 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>Г в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
С Предписанием не согласен и считает его незаконным по следующим основаниям: Статья 71 ЗК РФ регулирует государственный земельный надзор. Должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право, в том числе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки. Статья 72 ЗК РФ регулирует муниципальный земельный контроль. Статья 72 ЗК РФ, а также другие федеральные законы не предоставляют права должностным лицам органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль выдавать гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, в отличии от должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного земельного надзора. Более того, п. 5 ст. 72 ЗК РФ устанавливает, что в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения, и должностные лица органов местного самоуправления должны направить копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.
Положениями п. 2 ст. 72 ЗК РФ субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать порядок осуществления муниципального земельного контроля, но не предоставлять дополнительные права должностным лицам органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль выдавать гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства. Органы местного самоуправления, принимая в соответствии с нормативным правовым актом субъектов Российской Федерации, нормативный правовой акт о муниципальном земельном контроле органа местного самоуправления также должны руководствоваться положениями ст. 72 ЗК РФ.
Согласно статьи 4 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 102-3 «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории <адрес>» Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проверок, предметом которых является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, областного законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, областным законодательством предусмотрена административная и иная ответственность.
Таким образом, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 102-3 «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории <адрес>», также не предусмотрено право должностных лиц органа муниципального земельного контроля на вынесение предписаний в отношении физических лиц об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства.
Предписание должно содержать обязательное указание на конкретные и определенные действия, которое должно совершить лицо, которому предписание адресовано, по устранению выявленных нарушений. В оспариваемом Предписании каких-либо указаний на способ устранения выявленного нарушения не указано, как исполнить Предписание неизвестно, а следовательно, исполнить требования Администрации невозможно.
В связи с тем, что должностные лица Администрации грубо нарушили требования закона, руководители муниципального образования не осуществляют контроль за соблюдением исполнительской дисциплины, им было принято решение обратиться сразу в суд. В связи с чем ему пришлось воспользоваться юридическими услугами стоимость которых составляет 12500 рублей. Поэтому просит суд признать незаконным Предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушения требований земельного законодательства и обязать Администрацию МО «<адрес>» <адрес> устранить нарушения его прав, свобод и законных интересов путем отмены Предписания об устранении нарушения требований земельного законодательства и взыскать понесенные судебные расходы на услуги представителя 12500 рублей и 300 рублей госпошлину.
В судебном заседании ФИО2 и его представитель ФИО6 полностью поддержали доводы указанные в административном исковом заявлении.
Представитель Администрации МО «<адрес>» <адрес> по доверенности ФИО7 с исковыми требованиями не согласилась и показала, что была проведена внеплановая проверка земельного контроля и по выявленному нарушению вынесено предписание, предусмотренное административным регламентом осуществления земельного контроля на территории МО «<адрес>».
Определением Дорогобужского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика привлечена ФИО3.
В судебном заседании ФИО3 с исковыми требованиями не согласилась и показала, что о внеплановой проверке земельного контроля ФИО2 был извещен, но на проверку не явился. По выявленному нарушению она вынесла предписание, которое считает законным.
Суд отказывает ФИО2 в удовлетворении требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Соответственно суд удовлетворяет такое административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод административного истца
Под муниципальным земельным контролем согласно статье 72 Земельного кодекса Российской Федерации понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением в том числе гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии указанного акта проверки обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пункты 5, 6 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
Этой же статьей Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений данной статьи (пункт 2).
Согласно ч.2 и п.п.1, 2 ч.3 ст.3 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 102-3 «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории <адрес>» (2) Определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального земельного контроля на территории соответствующего муниципального образования <адрес> (далее - органы муниципального земельного контроля), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иными муниципальными правовыми актами. (3) К полномочиям органов муниципального земельного контроля относятся: 1) организация и осуществление муниципального земельного контроля на территории соответствующего муниципального образования <адрес>; 2) разработка и принятие административного регламента осуществления муниципального земельного контроля.
МО «<адрес>» <адрес> разработан и принят административный регламент осуществления муниципального земельного контроля.
В соответствии с п.1.5 Административного регламента осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «<адрес>» <адрес>, утвержденного Постановлением Администрации МО «<адрес>» <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ: уполномоченные лица при осуществлении муниципального земельного контроля обязаны выдавать предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленный срок.
Пунктом 3.5.1 указанного Административного регламента установлено, что результаты внеплановых проверок в отношении физических лиц оформляются актом проверки использования земель. При установлении в действии гражданина нарушения земельного законодательства под роспись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении выдается предписание об устранении нарушения земельного законодательства с указанием срока устранения указанного нарушения.
В судебном заседании установлено
Председатель комитета по имущественным и земельным правоотношениям Администрации МО «<адрес>» обратилась к Главе МО «<адрес>» со служебной запиской о проведении внеплановой проверки соблюдения земельного законодательства, т.к. в ходе осмотра выявлено, что ФИО2 являясь собственником части жилого дома и земельного участка под ней в нарушение п.1 ст.25, п.1 ст.26 ЗК РФ, ст. 7.1 КоАП РФ осуществил захват земельного участка под всем жилым <адрес> и использует земельный участок без оформления прав в установленном порядке.
Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером 67:06:0000000:652 площадью 312+/-6 по адресу: <адрес>.
Администрацией МО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ было вынесено распоряжение №-р о проведении проверки соблюдения земельного законодательства на земельном участке расположенном по адресу: <адрес> по служебной записке председателя комитета по имущественным и земельным правоотношениям в период с 26 по ДД.ММ.ГГГГ. Проверка поручена специалистам ФИО8 и ФИО3.
ДД.ММ.ГГГГФИО2 почтовым отправлением направлено уведомление о проведении мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля в 10-00 часов ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Уведомление получено ФИО2ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в 10-00 часов по адресу: <адрес> на проведение мероприятий по осуществлению муниципального земельного контроля ФИО2 не явился.
Специалистами ФИО8 и ФИО3ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт проверки соблюдения земельного законодательства № о том, что <адрес> является двухквартирным. ФИО2 является собственником части жилого дома, использует земельный участок под своей частью площадью 312 кв.м и под другой частью жилого дома. Земельный участок под ней не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, никому не предоставлен. Согласно обмеру площади земельного участка используемого ФИО2 составляет 567,77 кв.м. На захваченном земельном участке он расположил ульи для пчел.
ДД.ММ.ГГГГ специалистом ФИО3 выдано ФИО2 предписание № об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, проверкой, в результате которой установлено использование земельного участка без надлежаще оформленных прав на земельный участок: самовольное занятие земельного участка площадью 255,66 кв.м расположенного по адресу: <адрес> и предписано устранить указанное нарушение в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Акт проверки соблюдения земельного законодательства № и Предписание № об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации направлены ФИО2ДД.ММ.ГГГГ и получены им ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено в судебном заседании федеральное законодательство, законодательство <адрес>, как субъекта Российской Федерации не исключают возможности выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений земельного законодательства при осуществлении муниципального земельного контроля.
Поэтому ведущий специалист комитета по имущественным и земельным правоотношения администрации МО «<адрес>» <адрес>ФИО3 вправе была в соответствии с Административным регламентом осуществления муниципального земельного контроля на территории МО «<адрес>» <адрес> выдать ФИО2 Предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства.
Также суд не соглашается с доводом ФИО2 о том, что из Предписания не понятно, какие действия он должен совершить, чтобы устранить выявленное нарушение.
В Предписании указано, что ФИО2 самовольно занял земельный участок площадью 255,66 кв.м без надлежаще оформленных прав на земельный участок.
Кроме того, в силу закона в отличие от органов, осуществляющих государственный земельный надзор, должностные лица органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах МО «<адрес>» <адрес> объектов земельных отношений, не имеют права составлять протоколы об административных правонарушениях и привлекать к административной ответственности, а равно и выносить в отношении граждан обязательные для исполнения предписания. Так как в случае неисполнения требований указанного предписания в установленный срок, информация о неисполнении предписания будет направлена в ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> для принятия мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Сама по себе выдача оспариваемого предписания должностными лицами администрации МО «<адрес>» <адрес>, осуществляющего муниципальный контроль, никаких негативных последствий для истца не порождает, поскольку данный акт фактически не носит властно-распорядительного характера, не содержит обязательных предписаний или распоряжений, влекущих какие-либо юридические последствия, не устанавливает, не изменяет и не прекращает прав и обязанностей истца, не определяет их меру ответственности. Такое предписание носит исключительно предупредительный характер и имеет целью информирование лица, в отношении которого оно вынесено, о возможных неблагоприятных последствиях в случае неустранения нарушений земельного законодательства в добровольном порядке.
Таким образом, поскольку предписание Администрации МО «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ не является обязательным для исполнения, оно не нарушает прав, свобод и законных интересов ФИО2
Руководствуясь ст., ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ФИО2 в удовлетворении административного искового заявления к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> и ФИО3 о признании незаконным предписания и его отмене.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Дорогобужский районный суд.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ года
Копия верна
Судья Дорогобужского районного суда
<адрес>ФИО9