ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-5428/18 от 20.09.2018 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело а-5428/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2018 года г. Архангельск

Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Машутинской И.В.,

при секретаре Кузнецовой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации муниципального образования «Город Архангельск», Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд о признании незаконными действий комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации муниципального образования «Город Архангельск», выразившихся в предоставлении недостоверных сведений о привлечении истца к административной ответственности, возложении обязанности предоставить достоверные сведения.

В обоснование административного иска указала, что она обратилась к ответчику с заявлением об участии в конкурсе на получение диплома «Признательность», который выдается многодетным семьям. Порядок участия в конкурсе на поощрение дипломом прописан в Положении о специальном дипломе «Признательность», утвержденным Постановлением Правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ-пп «О мерах по реализации областного закона «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области». По результатам рассмотрения заявления на участие в конкурсе было отказано, по причине привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 20.22 КоАП РФ и ч.1. ст. 5.35 КоАП РФ. Вместе с тем, решением Архангельского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу р-757/17 было отменено Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ломоносовского территориального округа Администрации МО «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности по ч.1. ст. 5.35 КоАП РФ. Решениями Архангельского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу р-757/17 и р-758/17 были отменены Постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ломоносовского о привлечении к ответственности по ч.1. ст. 5.35 КоАП РФ и ст. 20.22 КоАП РФ соответственно. Просит суд признать незаконным решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации муниципального образования «Город Архангельск», выразившиеся в предоставлении недостоверных сведений о привлечении ФИО1 к административной ответственности, направленном Начальнику управления по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации МО «Город Архангельск»; возложении обязанности устранить допущенные нарушения путем предоставления достоверных сведений.

По инициативе суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Администрация МО «Город Архангельск».

Административный истец ФИО1 судебное заседание не явилась, извещалась о дне и времени судебного заседания.

Представитель административного ответчика Администрация МО «Город Архангельск» ФИО2 с административными исковыми требованиями не согласилась. Указала, что ответ комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации муниципального образования «Город Архангельск» на запрос был направлен уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленной процедуры, соответствует положениям действующего законодательства, прав и законных интересов административного истца не нарушает. Кроме того, административным истцом пропущен срок для обращения с настоящим иском, предусмотренный ст. 219 КАС РФ.

Представитель административного ответчика комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав Администрации муниципального образования «Город Архангельск» ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена о дне и времени судебного заседания надлежащим образом. В предварительном судебном заседании с административным иском не согласилась, просила в удовлетворении требований отказать.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Принимая во внимание меры, предпринятые судом к извещению, лиц, участвующих в деле, которые суд находит исчерпывающими, сокращенный срок рассмотрения и разрешения судом дел данной категории, в соответствии с правилами, установленными ст. ст. 150 и 152 КАС РФ, суд определил признать явку не уважительной и рассмотреть дело в отсутствие административного истца и административного ответчика.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Судом установлено, что в феврале 2018 года административный истец ФИО1 обратилась с заявлением к административному ответчику в Администрацию муниципального образования «Город Архангельск» об участии в конкурсе на получение диплома «Признательность», который выдается многодетным семьям.

Порядок участия в конкурсе на поощрение дипломом установлен Положением о специальном дипломе «Признательность», утвержденным Постановлением Правительства Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ-пп «О мерах по реализации областного закона «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области» и Порядком проведения конкурса по отбору семей для представления к поощрению специальным дипломом «Признательность», утвержденным Постановлением Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями и дополнениями).

Пунктом 2.2 Постановления Администрации муниципального образования «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ установлен перечень документов необходимых представить до 01 февраля текущего года в Управление по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации МО «Город Архангельск» по месту регистрации многодетной семьи.

В частности, п.п. «и» указанного пункта предусмотрено, что необходимо справки из органов и учреждений системы профилактики (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации муниципального образования «Город Архангельск», УМВД России по городу Архангельску) о наличии (отсутствии) фактов привлечения к ответственности и действующей судимости членов многодетной семьи.

Пунктом 2.3 Порядка установлено, что копии документов, представляемых субъектами выдвижения участников конкурса, указанными в пункте 2.1 настоящего Порядка, должны быть заверены не ранее 1 декабря года, предшествующего году их рассмотрения комиссией по отбору многодетных семей и подготовке представлений об их награждении государственными наградами и поощрении знаками признательности (далее - конкурсная комиссия).

Пунктом 3.2 УВСОП установлено, что готовит пакет документов, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, и направляет его в конкурсную комиссию не позднее 10 февраля года, следующего за годом размещения объявления о проведении конкурса.

Рассмотрение документов, представленных в соответствии с пунктами 2.2 и 3.2 настоящего Порядка, осуществляется на заседании конкурсной комиссии не позднее 20 февраля текущего года (п. 3.4).

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по подготовке представлений о награждении семей, проживающих на территории МО «Город Архангельск», государственными наградами и знаками признательности.

Конкурсной комиссией было принято решение об отклонении кандидатуры ФИО1 для поощрения дипломом, указывая, что последней был представлен пакет документов в том числе справка из комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации МО «Город Архангельск» о наличии фактов привлечения к ответственности членов ее семьи.

Оценив представленные сторонами доказательства, проанализировав запрос Управления по вопросам семьи, опеки и попечительства от ДД.ММ.ГГГГ, ответ Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации МО «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ, руководствуясь вышеизложенными нормами материального права, суд приходит к выводу, что все действия, совершенные Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации МО «Город Архангельск» соответствуют требованиям законодательства.

Фактически комплекс всех необходимых и возможных действий по направлению ответа заместителем председателя Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации МО «Город Архангельск» производится надлежащим образом, какого-либо незаконного бездействия либо незаконных действий с ее стороны в этой части не установлено.

Ссылки стороны административного истца о том, что постановления Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации МО «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ и решения Ломоносовского районного суда г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ решениями Архангельского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ были отменены, производство по делу прекращено в связи с истечением срока давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, на правомерно оспариваемого ответа не влияют.

Должностными лицами Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации МО «Город Архангельск» были совершены действия в пределах предоставленных им законом полномочий, и, принимая во внимание, что заявитель не представила доказательств фактического нарушения ее прав, создания ей препятствий к их осуществлению, незаконного возложения на нее обязанности или незаконного привлечения к ответственности в рамках действующего исполнительного производства, основания для признания данных действий незаконным, отсутствуют.

Сам факт нахождения несовершеннолетнего в состоянии опьянения, потребление (распитие) им спиртных напитков подвержен письменным материалами дела.

Доводы административного истца о том, что оспариваемыми действиями нарушено ее право как многодетной матери участвовать в различных конкурсах и получать дополнительные меры социальной поддержки по результатам конкуров, на правомерность выводов суда о признании законными действий Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации МО «Город Архангельск» не влияют.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании вышеизложенного, суд считает, что ответ дан Администрации муниципального образования «Город Архангельск» с соблюдением установленной процедуры, соответствует положениям действующего законодательства, прав и законных интересов заявителя не нарушает, в связи с чем административное исковое требование ФИО1 подлежит оставлению без удовлетворения, равно как и не подлежит удовлетворению производное требование об обязании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации МО «Город Архангельск» отозвать письмо от ДД.ММ.ГГГГ, направленное Начальнику управления по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации МО «Город Архангельск», с предоставлением достоверных сведений о том, что ФИО1 к административной ответственности не привлекалась.

В судебном заседании представители административных ответчиков заявили ходатайство о применении срока исковой давности, установленного ст. 219 КАС РФ.

В силу статьи 219 КАС Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (части 1, 5, 8).

Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, ФИО1 обратилась в суд с настоящим административным иском ДД.ММ.ГГГГ.

Из письменных пояснений административного истца, пояснений представителя административного истца следует, что о существовании оспариваемого ответа ФИО1 узнала в начале июля 2018 года, когда обратилась в Управление по вопросам семьи, опеки и попечительства узнать результаты конкурса, в связи с чем полагает, что срок на обжалование ею не пропущен.

К данным доводам суд относится критически.

Административный истец не учитывает, что закон связывает начало течения срока обращения в суд не с получением официального правоприменительного документа, который является предметом обжалования, а с тем, когда административный истец узнал о нарушении своих прав, свобод и законных интересов оспариваемым решением.

Как следует из материалов дела и подтверждается объяснениями административного истца, ею в начале февраля 2018 года были поданы документы в Управление по вопросам семьи, опеки и попечительства Администрации МО «Город Архангельск».

Как следует из раздела 3 Порядка организации и проведения конкурса по отбору семей для представления к поощрению, объявление о проведении конкурса размещается на официальном информационном Интернет-портале МО «Город Архангельск»…рассмотрение документов осуществляется на заседании конкурсной комиссии не позднее 20 февраля текущего года…о решении, принятом конкурсной комиссии, участники конкурса извещаются в 10-дневный срок.

Во исполнение указанного Порядка, административным ответчиком от ДД.ММ.ГГГГ был направлен письменный ответ об отклонении заявки для участия в конкурсе.

ДД.ММ.ГГГГ простым письмом посредством почтовой связи данный ответ был направлен ФИО1

Доказательств того, что ответ административным истцом получен не был, материалы дела не содержат.

Вместе с тем, административный истец располагала сведениями и сроках рассмотрения комиссии для принятия соответствующих решений в рамках проведения конкурса, однако обращений в Администрацию города с целью узнать результаты конкурса от нее не поступало.

Соответственно, полагая о нарушении своих прав, либо узнать результаты конкурса, Административный истец могла обратиться в Администрацию с ДД.ММ.ГГГГ, что ею сделано не было.

Иной подход к исчислению срока обращения в суд препятствовал бы обеспечению стабильности и определенности публичных правоотношений, способствовал искусственному увеличению таких сроков без наличия к тому предусмотренных законом оснований.

На наличие уважительных причин пропуска срока административный истец не ссылалась, из материалов дела их наличие не усматривается.

В соответствии с ч. 5 ст. 180, ч. 8 ст. 219 КАС Российской Федерации установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Пропуск срока обращения в суд исключает возможность удовлетворения требований независимо от обоснованности заявленных требований по существу.

В связи с тем, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административные исковые требования ФИО1 к комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации муниципального образования «Город Архангельск», Администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Председательствующий И.В. Машутинская

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.