ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-543/20 от 26.05.2020 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

Дело а-543/2020

83RS0001-01-2020-000525-49

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 мая 2020 года город Нарьян-Мар

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Яровицыной Д.А.,

при помощнике ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа, государственному бюджетному учреждению Ненецкого автономному округу «Региональный центр молодежной политики и военно – патриотического воспитания молодежи» о признании бездействия незаконным,

установил:

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» (далее по тексту – УРФИНГРАМ) обратилось в суд с административным иском к Департаменту образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа (далее по тексту – Департамент), ГБУ НАО «Региональный центр молодежной политики и военно – патриотического воспитания молодежи» о признании бездействия незаконным.

В обоснование заявленных требований указав, что 18.01.2020 в адрес Департамента направлено обращение, в котором было указано об оказании содействии в проведении мероприятий по финансовой грамотности в целях подготовки к 75 – летию Победы в Великой Отечественной войне. В ответ на обращение, Департаментом 17.02.2020 дан ответ, в соответствии с которым истцу сообщено о незаинтересованности в проведении вышеуказанных мероприятии, а также в межсекторном взаимодействии. Полагает, что ответчиками допускается бездействие в части исполнения поручений Президента РФ, поскольку отказ административных ответчиков от межсекторного взаимодействия в организации благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия «Военный Заем 1942 – 1945», которое проводится во исполнение Послания Президента РФ и поручений Государственного Совета РФ предусмотренного распоряжения Правительства РФ от 25.09.2017, нарушает права, свободы и законные интересы детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также нуждающихся в помощи и защите государства, работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечения реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков. В связи с чем, просит признать незаконным бездействие Департамента и ГБУ НАО «Региональный центр молодежной политики и военно – патриотического воспитания молодежи» незаконным.

Административный истец УРФИНГРАМ о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно направленного заявления просит провести судебное заседание в отсутствие своего представителя, настаивая на заявленных требованиях.

Административные ответчики Департамент образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа, ГБУ НАО «Региональный центр молодежной политики и военно – патриотического воспитания молодежи» своих представителей в судебное заседание не направили, просили рассмотреть дело в свое отсутствие. Согласно представленного отзыва, Департамент указывает на несогласие с заявленными требованиями.

По определению суда дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит следующему.

На основании ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из материалов дела следует, что УРФИНГРАМ 18.01.2020 в адрес Департамента по средствам электронной почты направлено обращение, содержащее информацию о деятельности Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности», а также о просветительской добровольческой деятельности на благотворительной платформе УРФИНГРАМ. Кроме того, административный истец проинформировал ответчика о проведении в целях подготовки к 75 – летию Победы в Великой Отечественной войне добровольческим движением УРФИНГРАМ открытых мероприятий по финансовой грамотности на одноименной цифровой платформе, в связи с чем просил оказать содействие в определении даты и время мероприятия, ответственное должностное лицо за регистрацию участников и межсекторное взаимодействие, предусмотренное распоряжениями Правительства РФ и поручениями Президента РФ.

Письмом и.о. руководителя Департамента от 17.02.2020, истцу дан ответ, что Департамент не заинтересован в проведении вышеуказанных мероприятии, а также в межсекторном взаимодействии, а кроме того в силу особенностей региона организовать активное участие в мероприятии не представляется возможным. Также УРФИНГРАМ дополнительно сообщено, что Департамент проинформировал подведомственные учреждения о данном мероприятии.

В последующем, 10.03.2020 и 14.03.2020 административным истцом в адрес Департамента и директора ГБУ НАО «Региональный центр молодежной политики и военно – патриотического воспитания молодежи» по средствам электронной почты направлены обращения, содержащие информацию о просветительской добровольческой деятельности на благотворительной платформе УРФИНГРАМ и о проводимом благотворительном просветительском мероприятии «Военный заем 1942 – 1945». Также в обращении содержалась просьба обеспечить участие не менее 100 человек в интерактивном мероприятии согласно расписанию.

Письмом заместителя руководителя Департамента – начальника управления образования от 06.04.2020, административному истцу сообщено, что Департамент не заинтересован в обеспечении участников в предлагаемом интерактивном мероприятии. Также УРФИНГРАМ дополнительно сообщено, что Департамент проинформировал подведомственные учреждения о данном мероприятии.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, УРФИНГРАМ полагает, что ответчиками допускается бездействие в части исполнения поручений Президента РФ, поскольку отказ административных ответчиков от межсекторного взаимодействия в организации благотворительного, интерактивного, инклюзивного, просветительского мероприятия «Военный Заем 1942 – 1945», которое проводится во исполнение Послания Президента РФ и поручений Государственного Совета РФ предусмотренного распоряжения правительства РФ от 25.09.2017, нарушает права, свободы и законные интересы детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также нуждающихся в помощи и защите государства, работу по проведению профориентационных мероприятий и обеспечения реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков.

Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами административного истца на основании следующего.

Пунктом «ж» ч. 1 ст.1 Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципом самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.

Статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами следующих видов деятельности: оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина; благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства).

В силу ст.1 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Статьей 3 указанного Закона установлено, что Законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Содержащиеся в других законах нормы, регулирующие благотворительную деятельность, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.

Пунктом 2 Общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями и перечня видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2018 № 1425 (далее – Порядок взаимодействия органов государственной власти с добровольческими организациями) организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее - предложение), которое содержит определенную информацию, указанную в данном пункте.

Пунктами 3 и 4 указанного Порядка предусмотрено, что орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.

Орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию о принятом решении почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в соответствии со способом направления предложения в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения предложения.

В силу п. 1 Положения о Департаменте образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа, утвержденного Постановлением администрации НАО от 28.11.2014 № 463-п Департамент является исполнительным органом государственной власти Ненецкого автономного округа, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и реализации государственной политики в сфере образования, молодежной политики, физической культуры, спорта, культуры и искусства, охраны и использования объектов культурного наследия Ненецкого автономного округа, координацию деятельности подведомственных организаций Ненецкого автономного округа, а также переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.

Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, иными государственными органами Российской Федерации, органами государственной власти Ненецкого автономного округа, государственными органами иных субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа, должностными лицами, организациями и гражданами (п. 2).

В соответствии п.п. 1, 11 п. 20 Положения Департамент исполняет поручения и указания Президента Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения, в соответствии с требованиями, предъявляемыми к организации исполнения поручений и указаний Президента Российской Федерации; осуществляет правовое информирование и правовое просвещение населения по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения.

Из содержания указанных норм права следует, что Департамент самостоятельно реализует предоставленные ему полномочия, в том числе, вправе самостоятельно определять формы и порядок реализации своих полномочий, в том числе по поддержке и сотрудничеству организациями.

Таким образом, указанные нормы права предусматривают возможность органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать предложения от добровольческих организаций о взаимодействии или отказывать в таком взаимодействии.

При таких обстоятельствах, отказ от межсекторного взаимодействия, в том числе и в части проведения благотворительного просветительского мероприятия «Военный заем 1942 – 1945», который оформлен письмом Департамента от 17.02.2020, в котором выражено отсутствие заинтересованности в проведении во взаимодействии с УРФИНГРАМ, соответствует вышеприведенным нормам права.

Кроме того, истцом не учтено, что пунктами 24 и 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций, утвержденных перечнем поручений по итогам заседания Государственного совета, Перечнем мероприятий Министерства образования и науки Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Российской Федерации на 2017-2021 годы, Планом мероприятий («дорожная карта») Банка России и Министерства Финансов Российской Федерации по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы и Планом мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года такая обязанность на административных ответчиков не возлагается. Указанные акты носят рекомендательных характер и нормой права не являются.

Более того, распоряжением Департамента от 21.12.2017 № 1191-р в рамках Соглашения о сотрудничестве Департамента образования, культуры и спорта НАО и Центрального банка РФ в области повышения финансовой грамотности населения НАО от 13.11.2017, утвержден Перечень мероприятий Департамента и Центрального банка РФ в области повышения финансовой грамотности обучающихся (воспитанников) образовательных организаций НАО на 2018 – 2021 годы.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным, необходимо как установление несоответствие оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, так и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод истца.

При этом суд принимает во внимание разъяснения, содержащиеся в п. 62 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что само по себе несогласие административного истца в отказе ответчиков в межсекторном взаимодействий, когда такое поведение административных ответчиков отнесено к их усмотрению, не свидетельствует о нарушении закона либо о бездействии со стороны административных ответчиков.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания полагать о допущенном ответчиками бездействии, при этом суд также отмечает, что вопреки ст. 62 КАС РФ истцом не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов как непосредственно УРФИНГРАМ так и детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также нуждающихся в помощи и защите государства, в связи с чем, исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Департаменту образования, культуры и спорта Ненецкого автономного округа, государственному бюджетному учреждению Ненецкого автономному округу «Региональный центр молодежной политики и военно – патриотического воспитания молодежи» о признании бездействия незаконным оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.

Председательствующий подпись Д.А.Яровицына

Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2020 года

Решение не вступило в законную силу __________2020 года

Подлинный документ подшит в материалах административного дела № 2а-543/2020 УИД 83RS0001-01-2020-000525-49, находящегося в производстве Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа