ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-5446/2022 от 06.09.2022 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело а-5446/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский 06 сентября 2022 года

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

судьи Фоменко С.В.,

при секретаре Олейниковой В.А.,

с участием представителя административного ответчика, заинтересованного лица ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 о признании незаконными действий Управления имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, выразившихся в отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности рассмотреть заявление

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным иском о признании незаконным действий Управления имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, выразившихся в отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка №13-02-02-00/12338/2022 от 30 июня 2022 года, возложении обязанности рассмотреть обращение.

В обоснование указав, что с рождения воспитывался в детском доме для инвалидов с ДЦП, где ему была установлена вторая группа инвалидности, в 2009 году окончил профессиональное техническое училище, в 2011 году выехал за пределы Камчатского края для получения дальнейшего образования, в связи с чем утратил собственное жилое помещение, в 2012 году вернулся в Камчатский край, ему установлена первая группа инвалидности бессрочно, живет один, самостоятельно ведет хозяйство, снимает жилое помещение по договору возмездного найма. В качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит, поскольку жилое помещение могут дать в районе, который ему не подходит. В настоящее время решил реализовать свое право инвалида на первоочередное получение земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, выбранного поданным публичной кадастровой карты для создания собственной семьи, 07 февраля 2022 года обратился в Управление имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, 09 марта 2022 года ему направлен ответ, согласно которому отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с вклиниванием схемы выбранного земельного участка в зону зеленых насаждений общего пользования. После личного приема Главы Петропавловск-Камчатского городского округа, административный истец узнал, что зона зеленых насаждений проходит по существующей дороге и совершенно не мешает образовать выбранный земельный участок для индивидуального жилищного строительства, о чем ему было направлено письмо. 30 июня 2022 года административный истец повторно обратился с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, приложив документы, подтверждающие отсутствие какого-либо жилья. 07 июля 2022 года в адрес ФИО2 направлено письмо без рассмотрения обращения по существу, согласно которому, наличие критерия нуждаемости в улучшении жилищных условий необходимо для первоочередного права предоставления земельного участка для строительства индивидуального дома. С данным ответом не согласен, поскольку положениями земельного законодательства, не предусмотрено основание для отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, в связи с отсутствием инвалида на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Определением от 08 августа 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Петропавловск-Камчатского городского округа.

Административный истец о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимал, просил рассматривать дело в свое отсутствие.

Представитель административного ответчика и заинтересованного лица ФИО1 в судебном заседании полагала требования административного иска не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве, согласно которому 07 февраля 2022 года в службу "Одного окна" поступило обращение ФИО2 № 13-02-02-00/2123/22 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, для индивидуального жилищного строительства. Предоставление муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства осуществляется в соответствии со статьей 39.18 ЗК РФ, административным регламентом, утвержденным постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 02.07.2020 № 1189 (далее – Регламент № 1189). В рамках рассмотрения такого заявления о предоставлении муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, Управление, в соответствии с подпунктом 3.3.5 пункта 3.3 Регламента № 1189, направляет запрос в адрес Управления архитектуры и градостроительства администрации Петропавловск-Камчатского городского округа для предоставления градостроительного заключения. Исходя из представленного градостроительного заключения Управления архитектуры следует, что образование испрашиваемого для индивидуального жилищного строительства земельного участка в границах жилой зоны, площадью 960 кв.м, на территории в районе , в соответствии с приложенной схемой расположения, может быть осуществлено. В своем обращении истец указал право первоочередного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства инвалиду 1 группы в силу положений статьи 17 Федерального закона № 181 -ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В соответствии с положениями действующего законодательства Российской Федерации право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с учетом цели использования земельного участка установлено в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов; соответственно, указанное право ставится в зависимость от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий. При рассмотрении обращения ФИО2, Управлением 23 мая 2022 года направлен запрос в адрес Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о наличии нуждаемости в улучшении жилищных условий. Согласно полученному ответу Управления коммунального хозяйства от 27 мая 2022 года № 01-12-01/4863/22 следует, что ФИО2 на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит. Основанием для принятия на учет нуждающихся является признание граждан малоимущими, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Учитывая вышесказанное, наличие у истца инвалидности 1 группы само по себе, в отсутствие установленного критерия нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий, не может выступать безусловным основанием для предварительного согласования предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления такого земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами.

Выслушав представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

ФИО2 обжалует действия, выразившиеся в отказе Управления имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, выразившиеся в отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку административный истец обжалует длящееся действие, срок обращения с административным иском в суд не пропущен.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 – 11 настоящего Кодекса.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов урегулирован статьей 39.14 ЗК РФ.

Согласно части 1 указанной статьи, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 ст. 39.14 ЗК РФ).

Постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 02.07.2020 N 1189 утвержден административный регламент предоставления администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа муниципальной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и садоводства в границах Петропавловск-Камчатского городского округа.

Согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22, 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 с детства является инвалидом первой группы бессрочно.

07 февраля 2022 года ФИО2 обратился в Управление имущественных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.

Согласно ответу и.о. руководителя Управления имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, ФИО3 от 09 марта 2022 года №01-02-02-01/1418/22, ФИО2 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку в зоне зеленых насаждений, в которой частично расположен испрашиваемый земельный участок, предусмотрено только размещение объектов общественного назначения, функционально связанных с объектами рекреации и зелеными насаждениями. В зоне зеленых насаждений не предусмотрено размещение объектов жилого назначения.

16 марта 2022 года ФИО2 обратился с жалобой на вышеуказанный ответ к руководителю Управления имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.

Аналогичную жалобу ФИО2 направил в адрес Главы Петропавловск-Камчатского городского округа.

Согласно ответу руководителя Управления имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, ФИО4 от 24 марта 2022 года №0106-01/1946/22, отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в районе , оформленный письмом от 09 марта 2022 года №01-02-02-01/1418/22, не нарушает прав и законных интересов ФИО2 как инвалида первой группы.

Согласно ответу заместителя Главы Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО7, отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в районе , оформленный письмом от 09 марта 2022 года №01-02-02-01/1418/22, не нарушает прав и законных интересов ФИО2 как инвалида первой группы. Основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

11 марта 2022 года ФИО2 обратился в Управление с заявлением о заключении договора аренды земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.

23 марта 2022 года ФИО2 направлен ответ за подписью руководителя Управления имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО4 №01-02-02-01/1789/22, согласно которому ФИО2 отказано в предварительном согласовании земельного участка по аналогичным основаниям, указанным в ответе от 09 марта 2022 года.

24 марта 2022 года ФИО2 обратился в Управление имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о заключении договора аренды земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.

Как следует из ответа руководителя Управления имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО4 от 22 апреля 2022 года №01-06-01/2668/22, ФИО2 отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка по аналогичным основаниям, указанным в ответах от 09 марта 2022 года №01-02-02-01/1418/22 и от 23 марта 2022 года №01-02-02-01/1789/22. Кроме того, ФИО2 указано, что наличие инвалидности первой группы само по себе не может выступать безусловным основанием для предварительного согласования предоставления земельного участка.

10 мая 2022 года ФИО2 обратился в Управление имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о заключении договора аренды земельного участка для строительства индивидуального жилого дома без проведения торгов.

24 июня 2022 года заявителю направлен ответ, согласно которому, отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в связи с тем, что для первоочередного права предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства инвалиду первой группы, ФИО2 необходимо наличие критерия нуждаемости в улучшении жилищных условий, в целях предоставления данного критерия, заявитель вправе обратиться в Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации ПКГО с соответствующим заявлением и приложением необходимых документов.

30 июня 2022 года ФИО2 обратился в Управление имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с заявлением о заключении договора аренды земельного участка для строительства индивидуального жилого дома без проведения торгов.

Ответ руководителя Управления имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО4 от 07 июля 2022 года №01020201/5025/22, ФИО2 аналогичен ответу от 24 июня 2022 года.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий в жилищной сфере относятся положения статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилой площадью (часть 1); на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (часть 16).

Исходя из толкования во взаимосвязи части 1 статьи 17 указанного Федерального закона, согласно которой инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и части 16 статьи 17 этого же Федерального закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с учетом цели использования земельного участка установлено в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов; соответственно, указанное право ставится в зависимость от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.

При этом предоставление гражданину земельного участка для строительства жилого дома является основанием для снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении (пункт 5 части 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что одной из форм обеспечения инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилой площадью является реализация им права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Согласно ответу руководителя Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО2 на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит.

Таким образом, наличие у ФИО2 инвалидности само по себе в отсутствие установленного критерия нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий не может выступать безусловным основанием для предварительного согласования предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в порядке подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, согласно которому договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления такого земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами.

Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 №21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ), то есть независимо от доводов административного иска (заявления) суд, в том числе по своей инициативе, выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца (заявителя) или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление.

Пункт 17 указного Постановления Пленума Верховного суда РФ содержит в себе указания, что решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение).

На основании изложенного, исследовав материалы дела, учитывая позицию Верховного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу, что действия Управления имущественных и земельных отношений администрации ПКГО, выразившиеся в отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка являются законными, обоснованными, выполненными им в рамках полномочий, предоставленных федеральным законодательством, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного иска ФИО2 не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

отказать в удовлетворении административного иска ФИО2 о признании незаконными действий Управления имущественных и земельных отношений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, выразившихся в отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности рассмотреть заявление.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение составлено 20 сентября 2022 года.

Судья