ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-544/2021 от 14.01.2021 Люберецкого городского суда (Московская область)

Дело а-544/2021

50RS0-93

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес>

Резолютивная часть решения оглашена ДД.ММ.ГГ

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГ

Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Голочановой И.В., при секретаре Ерыгиной И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а-544/2021 по иску Сафи Зарнегар к ГУ МВД по Московской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя его тем, что является гражданской Исламской Республики Афганистан, ДД.ММ.ГГ обратилась в УВМ ГУ МВД России по Московской области с заявлением о предоставлении временного убежища на территории РФ.

Решением УВМ ГУ МВД России по Московской области от ДД.ММ.ГГФИО1 отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Не согласившись с решением, административный истец обращалась с жалобой к административному ответчику, ДД.ММ.ГГ административному истцу было отказано в удовлетворении жалобы.

Указала, что с данным решением не согласна, полагает его незаконным, так как принято без учета значимых обстоятельств, поскольку на территории Афганистана существует реальная угроза ее жизни и свободе, кроме того в настоящее время происходит серьезное ухудшение в сфере безопасности и соблюдения прав человека.

Административный истец просит признать незаконным и отменить решение УВМ ГУ МВД России по Московской области от ДД.ММ.ГГ об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, возложить на административного ответчика обязанность по предоставлению временного убежища.

Административный истец ФИО1, переводчик ФИО2, представитель по доверенности ФИО3 в судебное заседание явились, требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить, указали, что в настоящее время в Афганистане ухудшилась ситуация в сфере безопасности, родной дядя заявительницы после смерти ее родителей заставляет ее выйти замуж за своего сына. На момент проживания в Афганистане угрозы исходили только от родственников, государство безопасности ФИО1 не угрожало. В РФ истец переехала, потому что здесь живет ее сестра.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по доверенности ФИО4 в судебное заседание явился, против удовлетворения требований возражал, по мотивам, изложенным в письменных возражениях, указал, что административным истцом не представлено доказательств преследования со стороны государства, более того, на территории Афганистана у заявительницы проживают иные родственники.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, оценив собранные доказательства, суд полагает, что исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частью 1 ст. 17, ч. 1 ст. 63 Конституцией Российской Федерации определено, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации.

Названным конституционным положениям корреспондирует ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающая право каждого искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем и устанавливающая, что это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций. Право убежища закреплено также в Конвенции о статусе беженцев (1951 год) и Протоколе, касающемся статуса беженцев (1967 год), являющихся в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации составной частью российской правовой системы.

В судебном заседании установлено, что административный истец Сафи Зарнегар, ДД.ММ.ГГ г.р., является гражданкой Исламской Республики Афганистан.

ДД.ММ.ГГ заявительница прибыла территорию РФ. Предъявила однократную визу сроком действия до ДД.ММ.ГГ.

В настоящее время ФИО1 пребывает на территории РФ в Московской области по адресу: <адрес>, рп. Октябрьский, мкр. Западный, <адрес>. На миграционном учете на территории РФ не состоит.

ДД.ММ.ГГ обратилась в УВМ ГУ МВД России по Московской области с заявлением о предоставлении временного убежища на территории РФ.

Кроме того, ФИО1 сообщила, что никаких повесток либо других документов, подтверждающих, что она разыскивается властями Исламской Республики Афганистан, не получала. В инциденте с применением физического насилия вовлечена не была. Уголовному преследованию не подвергалась. Причинами, по которым заявительница не желает возвращаться в страну гражданской принадлежности, являются намерения проживать на территории РФ совместно с сестрой.

Решением УВМ ГУ МВД России по Московской области от ДД.ММ.ГГФИО1 отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Не согласившись с решением, административный истец обращалась с жалобой к административному ответчику, ДД.ММ.ГГ административному истцу было отказано в удовлетворении жалобы.

В соответствии с пп. 2п. 2 ст. 12 ФЗ «О беженцах» временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;

2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

При указанных обстоятельствах, суд полагает, что требования ФИО1 удовлетворению не подлежат, поскольку истец желает получить временное убежище с целью постоянного проживания на территории РФ. Свои требования о предоставлении убежища мотивировала личными причинами, а именно желанием родственников насильно выдать ее замуж. Вместе с тем, ранее заявитель поясняла, что на территории иностранного государства ни полицией, ни военными или властями какой-либо из стран не разыскивается. Никаких угроз со стороны властей Исламской Республики Афганистан в ее адрес не поступало. В инциденте с применением физического насилия вовлечена не была. Уголовному преследованию не подвергалась.

Отказывая в удовлетворении требований, суд также учитывает, что по информации МИД России в настоящее время за соблюдением прав человека и верховенства закона в Исламской <адрес> следит целый ряд государственных инстанций и международных организаций, таких как Министерство по делам женщин, Министерство труда, социальных дел, погибших и инвалидов, Департамент по вопросам прав человека и соблюдения прав женщин в Министерстве иностранных дел. Афганская независимая комиссия по правам человека (АНКПЧ), МООНСА. ЮНИСЕФ, ПРООН и другие. В распространяемых ими отчетных документах афганские правозащитные структуры, как правило, акцентируют внимание на своих достижениях в этой сфере за годы, прошедшие со времени падения режима талибов. Подчеркивается доступ населения к образованию и медицинской помощи, прогресс в области защиты прав женщин и их участия в политической и социальной жизни страны, работа независимых СМИ, регулярные указы руководства страны об амнистии. Безусловно позитивные сдвиги во всех этих областях, осуществленные за прошедшие 13 лет как государственными и международными организациями, так и активистами- одиночками, нельзя недооценивать.

При указанных установленных судом обстоятельствах, отсутствия подтверждения истцом наличия оснований для предоставления временного убежища, суд полагает требования не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Сафи Зарнегар к ГУ МВД по Московской области о признании незаконным и отмене решения ГУ МВД по Московской области от ДД.ММ.ГГ об отказе в предоставлении временного убежища на территории РФ, – оставить без удовлетворения, в иске отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Федеральный судья И.В. Голочанова