Дело №а-5461/2023
54RS0№-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2023 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Александровой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Мингазовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИНА к Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> о признании незаконным запрета на производство работ на земельном участке,
У С Т А Н О В И Л :
ИНА обратилась в суд с административным иском, в котором просит:
- признать незаконным запрет Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес>, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№-ПГ на производство до выполнения мероприятий по обеспечению сохранности «памятника археологии Поселение Крохалевка-31» любых работ на принадлежащем ей земельном участке с кадастровым номером 54:№ площадью 1 001(+/-11) кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, участок №, в части работ по ведению личного подсобного хозяйства для удовлетворения личных потребностей, в том числе работ, связанных с производством на участке сельскохозяйственной продукции, а также возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений.
В обоснование иска указано, что административный истец ИНА является собственником земельного участка с кадастровым номером 54:№ площадью 1 001(+/-11) кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, участок №. Участок относится к землям сельхозназначения и имеет разрешенное использование для личного подсобного хозяйства. Участок предоставлен истцу решением Прокудской администрации от ДД.ММ.ГГГГ№. Право собственности на участок зарегистрирован в ЕГРН в 2020 году, регистрация произведена на основании свидетельства о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ. Никаких обременений и ограничений участок не имеет.
В марте 2023 года истцом получен градостроительный план земельного участка, согласно которому отсутствует информация о нахождении в границах участка объектов, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ. В этом же месяце на земельном участке были произведены земельные работы с участием спецтехники (бульдозера). Во время этих работ на участок приехали работники административного ответчика и запретили дальнейшее производство каких-либо земельных и строительных работ, объяснив свои действия тем, что данный земельный участок находится на территории выявленного объекта архитектурного наследия <адрес>
Позже в адрес административного истца административный ответчик направил письмо от ДД.ММ.ГГГГ№-ПГ, в котором, со ссылкой на Федеральный закон № от ДД.ММ.ГГГГ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» указал, что участок находится на территории выявленного объекта архитектурного наследия «Поселение Крохалёвка-31», а поэтому до выполнения мероприятий по обеспечению сохранности памятника археологии «<адрес>» любые работы на земельном участке с кадастровым номером 54:№ запрещены.
Административный истец с данным запретом не согласна, в связи с чем обратилась в суд.
Административный истец ИНА и ее представитель БЮВ, в судебном заседании требования, изложенные в административном исковом заявлении поддержали и просили их удовлетворить.
Представители административного ответчика – ПОВ, КАА, действующие на основании доверенностей, просили в требованиях административного истца отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - администрации <адрес>, в судебное заседание не явился, извещен.
Исследовав собранные по делу доказательства в полном объеме, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В судебном заседании установлено, что ИНА на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1 001(+/-11) кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, участок №, регистрация произведена на основании свидетельства о праве собственности на землю № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-18, 19).
Актом осмотра Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по месту нахождения объекта контроля: <адрес>, в 0,135 км к северу от 5-го кордона Кудряшовского лесничества, в 2 км к северу от д. Крохалевка, являющегося объектом культурного наследия, проводятся земляные работы с использованием спецтехники (бульдозера) по выравниванию земельного участка с кадастровым номером 54№ под строительство. К акту осмотра приложены таблицы фотофиксации и план земельного участка (л.д. 121-125).
ДД.ММ.ГГГГИНА обратилась с заявлением в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия <адрес>, в котором указала, что при проведении на своем земельном участке земляных работ, приехала комиссия археологов и сказала, что указанные работы нарушают целостность ландшафта. Просила провести экспертные работы для подтверждения, что ее земельный участок не входит в археологическую зону. Кроме этого просила выдать ей заключение о том, что земельный участок не имеет археологической ценности (л.д. 129 оборот-130).
ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия <адрес> на обращение ИНА направлено в ее адрес письмо (исх. №-ПГ), в котором указано, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения Инспекцией контрольного (надзорного) мероприятия установлено, что на территории выявленного объекта археологического наследия «Поселение Крохалёвка-31» проводятся земляные работы с использованием спецтехники (бульдозер) по выравниванию земельного участка с кадастровым номером 54:№ под строительство. Земляные работы были остановлены. В результате проведенных земляных работ памятнику археологии причинен вред, выразившийся в повреждении культурного слоя объекта на площади 875,8 кв.м. До выполнения мероприятий по обеспечению сохранности памятника археологии «Поселение Крохалёвка-31» любые работы на земельном участке с кадастровым номером 54№ запрещены (л.д. 21-23).
Административный истец считает, что запрет Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> на производство работ на принадлежащем ей земельной участке, выраженный в письме, является незаконным.
Суд, основываясь на представленных в материалы дела доказательствах, полагает, что административное исковое заявление удовлетворению не подлежит ввиду следующего.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ)
В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.
Согласно пункту 1 ст. 2 Федерального закона № 73-ФЗ, правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п "О включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленного объекта культурного наследия - достопримечательного места "Кудряшовский бор", расположенного на территории Колыванского, Коченёвского и <адрес>ов <адрес>" в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов Российской Федерации) включен в качестве объектов культурного наследия - достопримечательное место "Кудряшовский бор", расположенный на территории Колыванского, Коченёвского и <адрес>ов <адрес>.
Указанное постановление с приложением карты границ территории достопримечательного места "Кудряшовский бор" размещены на официальном сайте <адрес> (http://www.nso.ru/page/2367).
В соответствии с приложением № вышеуказанного постановления, режим использования достопримечательного места запрещает проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории достопримечательного места "Кудряшовский бор", за исключением работ по сохранению объектов археологического наследия, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности достопримечательного места "Кудряшовский бор" или его частей и не создающей угрозы его повреждения, разрушения или уничтожения.
В статье 27 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что земельные участки, занятые объектами археологического наследия, ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что за нарушение требований нормативно-правовых актов в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия предусмотрена уголовная, административная и иная юридическая ответственность.
В целях государственной охраны объектов культурного наследия в границах достопримечательного места "Кудряшовский бор", Управлением по государственной охране объектов культурного наследия <адрес> уведомлен Прокудский сельсовет <адрес> и <адрес>.
При этом указано, что на территории данного объекта культурного наследия - достопримечательное место "Кудряшовский бор" располагается выявленный объект археологического наследия «Поселение Крохалевка-31», включенный в Перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории <адрес>, на основании приказа Управления по государственной охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно Приложению к приказу Управления по государственной охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, выявленный объект культурного наследия - «Поселение Крохалевка-31», находится на территории <адрес> и расположен в 0,135 км к северу от 5-го кордона Кудряшовского лесничества, в 2 км к северу от д. Крохалевка (л.д. 86-90).
Земельный участок с кадастровым номером 54:№, расположенный на территории Прокудского сельсовета <адрес> расположен в границах выявленного объекта археологического наследия - «Поселение Крохалевка-31» и, соответственно, объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательное место "Кудряшовский бор", в территорию которого также входит вышеуказанный памятник археологии.
Согласно пункту 1 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ, объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Статьей 36 Федерального закона № 73-ФЗ установлены меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, принимаемые при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ
Порядок выявления объектов культурного наследия определен ст. 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ. В пункте 5 названной статьи закона указано, что выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с указанным Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.
Таким образом, на выявленные объекты культурного наследия распространяются требования государственной охраны, как и на объекты культурного наследия, включенные в реестр.
Бремя содержания объекта археологического наследия, в соответствии со ст. 47.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ, возложено на лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве.
С учетом изложенного, отсутствие указанных сведений в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 54:№ не освобождает правообладателя этого участка – ИНА от соблюдения требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия на территории выявленного объекта культурного наследия.
В своих требованиях административный истец просит признать незаконным запрет Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> на проведение работ по ведению личного подсобного хозяйства на земельном участке, который выражен в письме от ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> не запрещено административному истцу проводить указанные работы, о чем указано в ответе на обращение.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Согласно части 2 статьи 1 названного Федерального закона установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Согласно пункту 3 статьи 5 названного Закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 указанного Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
В соответствии с частью 2 статьи 8 названного Закона письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, а согласно части 1 статьи 9 названного Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Статьей 10 названного Закона установлено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 названного Закона ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ установлено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес>, в рамках компетенции и в порядке, установленном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", было рассмотрено обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ, дан ответ разъяснительного характера по поставленным в обращении вопросам.
Каких-либо предписаний и запретов на проведении земляных работ, административному истцу выдано не было, а лишь указано, что до выполнения мероприятий по обеспечению сохранности памятника археологии любые работы на земельном участке запрещены.
Таким образом, суд не находит оснований для признании незаконным запрет Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> на производство до выполнения мероприятий по обеспечению сохранности «памятника археологии Поселение Крохалевка-31» любых работ на принадлежащем земельном участке, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ№-ПГ.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из смысла приведенной нормы права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Суд не находит ответ Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и нарушающим права и законные интересы административного истца.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления ИНА к Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> о признании незаконным запрета на производство работ на земельном участке – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес>.
Решение изготовлено судом в окончательной форме «14» ноября 2023 года
Судья Е.А. Александрова