26RS0№-50
№а-552/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2021 года <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего судьи Старовойтовой Н.Г.,
при секретаре Шулениной Е.А.,
с участием:
представителя истца по доверенности ФИО1,
представителя ответчика по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к комитету градостроительства администрации <адрес> о признании незаконным решения от отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, обязании принять решение о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с административным иском к комитету градостроительства администрации <адрес> о признании незаконным решения от отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, обязании принять решение о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, ссылаясь на то, что ФИО3 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В целях улучшения жилищных условий ФИО3 запланирована перепланировку и переустройство в <адрес> многоквартирном жилом <адрес> в <адрес>. Для этого она обратилась в проектную организацию ООО «Творческая мастерская архитектора ФИО4» для разработки соответствующего проекта. Проектом предусматривается выполнение следующих видов работ по перепланировке и переустройству: демонтаж оконного блока и подоконного простенка между лоджией и кухней; демонтаж ненесущей кирпичной перегородки, разделяющей туалет и ванную; демонтаж унитаза в туалете; демонтаж радиатора отопления, расположенного между кухней и лоджией; установка унитаза в помещении санузла с переподключением к существующей системе водоснабжения и канализации; закладывание дверного проема в туалете керамическим кирпичом толщ. 120 мм., установка радиатора отопления на боковой стене лоджии с подключением к существующей системе топления. ФИО3 в Комитет градостроительства администрации <адрес> был передан пакет документов, предусмотренный частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, что подтверждается распиской о получении документов от 28.07.2020г. Однако истицей было получено решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме от дата№, на основании отсутствия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в многоквартирном доме на присоединение к вышеуказанному помещению части общего имущества. Истец не согласна с отказом административного ответчика, поскольку решение общего собрания требуется, когда реконструкция предполагает уменьшение размера общего имущества. Демонтированный оконный блок, подоконный простенок не являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку не являются внешней ограждающей несущей или ненесущей конструкцией данного многоквартирного жилого дома (в качестве внешней ограждающей конструкции дома в данном случае выступает внешняя стена другого изолированного помещения - лоджии), не были предназначены для обслуживания других жилых помещений (помимо квартиры истца выход на лоджию из других жилых или нежилых помещений дома отсутствует), в связи, с чем права и охраняемые законом интересы иных собственников помещений данного многоквартирного жилого дома указанной перепланировкой затронуты не будут. Согласно проекта ООО «Творческая мастерская архитектора ФИО4» предусмотренные настоящим проектом работы по перепланировке и переустройству <адрес> многоквартирном жилом <адрес> в <адрес> не затрагивают конструктивных и других характеристик надежности и безопасности существующего здания многоквартирного жилого дома и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, установленные градостроительным регламентом, полностью отвечают требованиям 334-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», а также не влияет на несущую способность и эксплуатационную безопасность существующего здания многоквартирного жилого дома и не создает угрозу жизни и здоровья третьих лиц. Таким образом, истицей были представлены все документы, предусмотренные п.2, п. 3 ст. 26 ЖК РФ, в связи с чем она просит решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме от 17.08.2020г. № признать незаконным и обязать Комитет градостроительства администрации <адрес> принять решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Административный истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, о причинах своей неявки не сообщил. Поскольку явка административного истца не является обязательной в силу требований КАС РФ, а также не признавалась таковой судом, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца в порядке ст. 150 КАС РФ.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО1 административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила его удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2 административный иск не признала и пояснила, что административный иск может быть удовлетворен судом только в случае, если решение было принято органом местного самоуправления не в соответствии с законом и данным решением действительно нарушены права и свободы человека. Административный регламент комитета градостроительства по предоставлению муниципальной услуги «Согласование переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, выдача документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме», утвержден приказом заместителя главы администрации <адрес>, руководителя комитета градостроительства от дата№-од, в котором определен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, <адрес>, муниципальными правовыми актами <адрес> для предоставления услуги заявителям, порядок их представления, в том числе в электронной форме. В силу частьи 5 статьи 15 ЖК РФ площадь балконов и лоджий не входит в общую площадь жилого помещения. Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Переустройство либо перепланировка жилых помещений должны осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого находится жилое помещение. Согласование осуществляется посредством принятия соответствующим органом местного самоуправления решения о перепланировке или переустройстве жилого помещения. В состав общего имущества включаются, в том числе ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома, включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции. Ограждающие несущие конструкции, в том числе и несущие стены, включаются в состав общего имущества как конструктивные части здания, обеспечивающие его прочность и устойчивость. С учетом данных технических особенностей этих конструкций несущие стены, плиты балконов и лоджий отвечают основному признаку общего имущества как предназначенные для обслуживания нескольких или всех помещений в доме. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. Если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к измененному помещению части общего имущества многоквартирного дома, и, как следствие, увеличение доли собственника такого помещения в общем имуществе многоквартирного дома. В рассматриваемом случае в результате присоединения лоджии квартиры произойдет изменение параметров многоквартирного жилого дома, где находится спорная квартира, проведение ФИО3 работ увеличат площадь жилого помещения. При этом доказательств того, что общим собранием собственников помещений в указанном многоквартирном жилом доме принималось решение о согласии на такое увеличение за счет общего имущества при обращении в комитет градостроительства не представлено. Кроме того, действующие строительно-технические нормы и правила (пункт 6 Постановления Правительства РФ от дата№, пункт 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от дата№) запрещают использование балконов, эркеров и лоджий не по назначению, не допускают к использованию в качестве жилых помещений помещения вспомогательного использования, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Перенесение радиаторов отопления на лоджию могут нарушать права соседей, являются потенциально-аварийными в холодное время года, нарушают тепловой контур дома, увеличивают затраты других жителей дома на подогрев воды в радиаторах отопления. Учитывая изложенное, оспариваемое решение является законным и не нарушающим права и законные интересы административного истца. Просит в удовлетворении требований ФИО3 отказать в полном объеме.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Заявление может быть удовлетворено судом только в случае, если решение было принято органом местного самоуправления не в соответствии с законом и данным решением действительно нарушены права и свободы человека (статья 227 КАС РФ).
Административный регламент комитета градостроительства по предоставлению муниципальной услуги «Согласование переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, выдача документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме», утвержден приказом заместителя главы администрации <адрес>, руководителя комитета градостроительства от дата№-од, в котором определен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, <адрес>, муниципальными правовыми актами <адрес> для предоставления услуги, подлежащих представлению заявителем, порядок их представления, в том числе в электронной форме.
Так, в силу п.2 ст. 30 вышеуказанного Приказа основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещения является несоответствие предоставленного проекта переустройства и (или)перепланировки помещения в МКД требованиям действующего законодательства.
Как установлено по делу, ФИО3 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕРГН.
Как следует из доводов административного иска, ФИО3 в целях улучшения жилищных условий запланирована перепланировку и переустройство принадлежащей ей <адрес> многоквартирном жилом <адрес> в <адрес>, в связи с чем она обратилась в проектную организацию ООО «Творческая мастерская архитектора ФИО4» для разработки соответствующего проекта.
Вышеуказанным проектом предусматривается выполнение следующих видов работ по перепланировке и переустройству: демонтаж оконного блока и подоконного простенка между лоджией и кухней; демонтаж ненесущей кирпичной перегородки, разделяющей туалет и ванную; демонтаж унитаза в туалете; демонтаж радиатора отопления, расположенного между кухней и лоджией; установка унитаза в помещении санузла с переподключением к существующей системе водоснабжения и канализации; закладывание дверного проема в туалете керамическим кирпичом толщ. 120 мм., установка радиатора отопления на боковой стене лоджии с подключением к существующей системе топления.
Также судом установлено, что ФИО3 с целью получения согласования перепланировки и переустройства своей квартиры обратилась в комитет градостроительства администрации <адрес>, представив в том числе и указанный проект.
Решением № от 17.08.2020г. комитет градостроительства администрации <адрес> отказал ФИО3 в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме. Основанием для отказана послужило отсутствие протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников помещений в МКД на присоединение к вышеуказанному помещению части общего имущества.
Суд не находит оснований для признания указанного решения незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Таким образом, площадь балконов и лоджий не входит в общую площадь жилого помещения.
Согласно части 4 статьи 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 2 раздела I «Определение состава общего имущества» Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата№, в состав общего имущества включаются, в том числе ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
В силу п. 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от дата N 170, использование балконов и лоджий не по назначению не допускается.
Таким образом, плиты балконов и лоджий отвечают основному признаку общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. п. 1.7.1 - 1.7.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от дата N 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни: через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров. Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Перепланировка квартир, ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.
В силу частей 2 и 3 статьи 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных ЖК РФ и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из положений приведенных правовых норм, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к измененному помещению части общего имущества многоквартирного дома, и, как следствие, увеличение доли собственника такого помещения в общем имуществе многоквартирного дома.
Согласно представленного проекта ООО «Творческая мастерская архитектора ФИО4», в квартире административного истца планируется демонтаж оконного блока и подоконного простенка между лоджией и кухней с переносом радиатора отопления на боковую стену лоджии, в результате чего фактически произойдет присоединение площади лоджии к площади кухни, что приведет к увеличению общей площади квартиры за счет площади общего имущества МКД в виде лоджии и, соответственно, приведет к уменьшению общего имущества МКД. При этом доказательств того, что общим собранием собственников помещений в указанном многоквартирном жилом доме принималось решение о согласии на такое уменьшение общего имущества МКД ФИО3 при обращении в комитет градостроительства представлено не было. Не представлено таких решений общего собрания и суду при рассмотрении дела.
Таким образом, представленный ФИО3 в комитет градостроительства администрации <адрес> проект перепланировки и переустройства помещения при отсутствии согласия всех собственником помещений в МКД не соответствует действующему законодательству, в связи с чем отказ административного ответчика в предоставлении муниципальной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки помещения соответствует требованиям п.2 ст. 30 административного регламента комитета градостроительства по предоставлению муниципальной услуги «Согласование переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, выдача документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме» (утв. Приказом заместителя главы администрации <адрес>, руководителя комитета градостроительства от дата№-од).
При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО3 к комитету градостроительства администрации <адрес> о признании незаконным решения от отказе в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, обязании принять решение о согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Мотивированное решение составлено 19.01.2021г.
Судья Н.<адрес>