ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-5540/17 от 30.11.2017 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело а-5540/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего: Сташковой Ю. С.

при секретаре: Артёменко Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>

30 ноября 2017г.

дело по административному иску ФИО1 к инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> о признании незаконными действий налогового органа по начислению налога на имущество и производстве перерасчета,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> о признании незаконными действий налогового органа по начислению налога на имущество и производстве перерасчета.

Просит признать незаконным действия налогового органа по начислению налога на имущество за нежилое помещение гаража-стоянки а, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>А за 2015 год в размере 39 954 руб. и за 2016 г. в размере 39954 руб., из расчета2% налоговой ставки. Обязать налоговый орган произвести перерасчет налога на имущество из расчета 0,1 % налоговой ставки.

Требования мотивированы тем, что ФИО1 является владельцем нежилого помещения гаража-стоянки а, с кадастровым номером 42:30:0301068:4607, расположенного по адресу: <адрес>А. Получив налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ.2017 г. она обнаружила, что ей начислили налог за 2015 г. по данному объекту недвижимости в размере 39954 руб., хотя по налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ за 2015 г. налог составил 42 руб.

Данное решение было обжаловано в инспекцию Федеральной налоговой службы по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 получила ответ, из которого следует, что данный налог рассчитан правомерно, ссылаясь на распоряжение Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р, от ДД.ММ.ГГГГ-р и ст. 387.2 НК РФ, налоговая ставка на имущество физических лиц к данному объекту составляет 2%.

Кроме того, согласно налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГФИО1 должна заплатить налог теперь и за 2016 г. по гаражу-стоянке с кадастровым номером в размере 39954 руб., хотя в налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ налог составлял 1998 руб., с чем ФИО1 не согласна и налог заданный объект недвижимости по налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ за 2015 г., который составляет 42 руб. уплачен в полном объеме.

Налоговая ставка в размере 2% по данному объекту не обоснованно.

Налоговая ставка на имущество физических лиц устанавливается по правилам ст. 406 НК РФ и на данный объект не должна превышать 0,1% (п.п. 1 п. 2 ст. 406 НКРФ). Налоговая ставка в размере 2% (п.п. 2 п. 2 ст. 406 НК РФ) устанавливается в отношении двух категорий объектов налогообложения. Имущество, кадастровая стоимость которого превышает 300 миллионов рублей и имущества, которое используется или может быть использовано для предпринимательской деятельности. Гараж-стоянка с кадастровым номером не подходит под эти критерии, так как стоимость его гораздо ниже (кадастровая стоимость 1997860 руб.), вид фактического использования, уполномоченным органом исполнительной власти <адрес>, для использования в предпринимательской деятельности не определен (п. 9 ст. 378.2 НК РФ), гараж-стоянка не отвечает условиям, указанным в п.п. 3-5 ст. 378 НК РФ и не используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. По сведениям Росреестра, свидетельства о праве собственности, вид фактического использования (ОКС) Тип: Нежилое помещение, Гараж-стоянка, то есть вид фактического использования четко прописан – гараж-стоянка и может использоваться только для хранения транспорта.

Налоговая ставка в размере 2% устанавливается в отношении имущества, находящегося в собственности физических лиц, только при использовании в предпринимательской деятельности.

Ссылка налогового органа на ст. 378.2 НК РФ, которое определяет налоговую базу по налогу на имущество организаций и на имущество физических лиц, которое используется в предпринимательской деятельности незаконна.

В ответе налоговый орган указывает, что в отношении спорного гаража применяется налоговая ставка на имущество физических лиц в размере 2% на основании распоряжения Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р «О внесении изменения в распоряжение Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об определении на 2015 г. перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость». Однако, указанное распоряжение определяет налоговую базу по налогу на имущество организаций, а не физических лиц, в перечне объектов недвижимости принадлежащий ей объект не указан, под указан объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>А, который ей не принадлежит.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, дополнительно пояснила, что согласно Постановления Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О Реализации закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О налоге на имущество организаций и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (Положений законодательных актов) <адрес>» перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость подлежит официальному опубликованию. Принадлежащий ей на праве собственности гараж-стоянка А с кадастровым номером в указанном перечне отсутствует.

Представитель административного ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования не признала по следующим основаниям. Относительно перерасчета налога за 2015 год пояснила, что в связи с поздним поступлении в налоговый орган информации о кадастровой стоимости объекта, административным ответчиком изначально был рассчитан налог исходя из инвентаризационной стоимости объекта, в последующем был произведен перерасчет налога исходя из кадастровой стоимости. Считает, что доначисления за 2015 год произведены налоговым органом правомерно.

По доводу о применении ставки 2%. Трактовка ст. 406 НК РФ в административном исковом заявлении дана истцом неверно, так как дословно: пп.2 п.2 ст.406 НК РФ в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.

Статьей 378.2 НК РФ установлены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

Аналогичная норма содержится и в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ­03 «О налоге на имущество организаций и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) <адрес>», а именно в абз. 1 ст.5-2, согласно которой, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений).

Ни в одном из перечисленных законов не установлено, что указанные нормы распространяются на юридические лица, либо имущество, используемое в предпринимательских целях, как указывает административный истец.

Помещение, расположенное по адресу <адрес>А, в котором располагается гараж, принадлежащий административному истцу, представляет собой торгово - развлекательный центр «Глобус».

В соответствии с пп.1 п.7 ст.378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Согласно абз. 2 ст.5-<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 60-03 налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества применяется к указанным в абзаце первом настоящей статьи объектам недвижимого имущества, включенным в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый Коллегией <адрес>.

Во исполнение указанных норм Коллегией <адрес> от -р вынесено Распоряжение «Об определении на 2015 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость», согласно которому в перечне включено и помещение (гараж) с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>А, 107-107а.

Считает, что административным ответчиком правомерно применена ставка налога в размере 2%.

Ссылку административного истца на абз.2 п.10 ст.378.2 НК РФ считает необоснованной, так как раздела объектов в рассматриваемом случае не было.

Полагает необоснованным довод административного истца о наличии оплаты налога на имущество. Так в «Налоговом уведомлении» в таблице «Расчет налога на имущество физических лиц» указываются сведения об объекте налогообложения, налоговая база, налоговая ставка и другая информация, приводится расчет соответствующего налога. При этом ниже указанной таблицы имеется информация «Сумма налога к уплате, с учетом переплаты». Сведения об уплаченных суммах, переплатах содержится в данной строке, в связи с чем, сумма налога к уплате по уведомлению ниже, чем приводится в таблице с расчетами. Просит административное исковое заявление ФИО1 оставить без рассмотрении.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав стороны, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Правовой статус Федеральной налоговой службы установлен Положением о Федеральной налоговой службе (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ред. От ДД.ММ.ГГГГ).

Так, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов (в ред. Постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) (п. 1).

Согласно ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Конституция Российской Федерации провозглашает возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46). Данная норма носит общий (абстрактный) характер и гарантирует потенциальную возможность передать на рассмотрение и разрешение суда правовой конфликт, возникший в результате решений, действий или бездействия указанных в ней лиц.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является владельцем частью отдельно стоящего нежилого здания общей площадью 36,3 кв. м с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>А, гараж-стоянка а на основании договора купли-продажи части отдельно стоящего нежилого здания от ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации и выдано свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно налоговым уведомлениям ФИО1 начислен налог: по налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ за 2016 г. в размере 37956 руб., по налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ за 2015 г. в размере 384 руб.

Не согласившись с решениями налогового органа ФИО1 обратилась к налоговому органу на официальный сайт Федеральной налоговой службы через Личный кабинет налогоплательщика.

Из ответа административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в отношении объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> А гараж-стоянка 107-107А с кадастровым номером за 2015 г. применяется налоговая ставка в размере 2% согласно п.п. 2 п. 2 ст. 406 НК РФ на основании распоряжения Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об определении на 2015 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость» и налоговым органом правомерно произведен перерасчет по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 39954 руб. по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ.

Из ответа административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Инспекцией правомерно применена налоговая ставка в размере 2% и исчислен налог на имущество физических лиц за 2015-2016 г.г., отсутствуют основания для пересмотра сумм налога, исчисленного по ставке 2%. Поскольку ФИО1 является собственником имущества с конкретным назначением как гараж-стоянка без описания его границ и расположенном на объекте, включенном в перечень, то данный объект не может рассматриваться как «машино-место» для применения пониженной ставки налога.

Своим ответом от ДД.ММ.ГГГГ на обращение налогоплательщика ФИО1 административный ответчик сообщает, что Инспекцией правомерно применена налоговая ставка в размере 2% и исчислен налог на имущество физических лиц за 2015-2016 года по объекту недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>А, гараж-стоянка 107-107А (здания, строения, сооружения) кадастровый номер объекта , актуальная кадастровая стоимость объекта 1997680,84 руб. Сумма исчисленного налога составила: за 2015 г. 39954 руб. по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ, за 2016 г. 39954 руб. по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ Актуальные налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на уплату налога на имущество физических лиц за 2015-2016 года по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ отражены в Интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» раздел Начислено.

Судом установлено, что согласно электронного бюллетеня коллегии <адрес>, находящегося в общем доступе сети Интернет, в Перечне объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, сведения о недвижимом имуществе гаража-стоянки а, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>А отсутствуют, поскольку к физическим лицам данные положения не относятся.

Налоговая ставка в размере 2% устанавливается в отношении имущества, находящегося в собственности физических лиц, только при использовании в предпринимательской деятельности.

Гараж-стоянка не отвечает условиям, указанным в п.п. 3-5 ст. 378 НК РФ и не используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. По сведениям Росреестра, свидетельства о праве собственности, вид фактического использования (ОКС) Тип: Нежилое помещение, Гараж-стоянка, то есть вид фактического использования четко прописан – гараж-стоянка и может использоваться только для хранения транспорта.

Таким образом, ссылка административного ответчика на ст. 378.2 НК РФ, которая определяет налоговую базу по налогу на имущество организаций и на имущество физических лиц, которое используется в предпринимательской деятельности - незаконна.

В своём ответе налоговый орган указывает, что в отношении спорного гаража применяется налоговая ставка на имущество физических лиц в размере 2% на основании распоряжения Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р «О внесении изменения в распоряжение Коллегии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об определении на 2015 г. перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость».

Указанное распоряжение определяет налоговую базу по налогу на имущество организаций, а не физических лиц, в перечне объектов недвижимости принадлежащий ей объект не указан, под указан объект недвижимости с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>А, который ФИО1 не принадлежит, сведений об официальном опубликовании перечня, содержащего сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> суду не представлено, судом не установлено, в связи с чем доводы административного ответчика о необоснованности заявленных требований суд находит несостоятельными.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными действия инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> по начислению налога на имущество за нежилое помещение гаража-стоянки а с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> А за 2015 год в размере 39954 (тридцать девять тысяч девятьсот пятьдесят четыре) рубля, за 2016 год в размере 39954 (тридцать девять тысяч девятьсот пятьдесят четыре) рубля из расчета 2% налоговой ставки.

Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по <адрес> произвести перерасчёт налога на имущество из расчёта 0,1 % налоговой ставки.

Решение может обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решений суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 30.11.2017г.

Председательствующий (подпись) Ю. С. Сташкова

Копия. Верно

Судья: Ю. С. Сташкова