ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-5547/2021 от 18.10.2021 Кировского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело а-5547/2021

55RS0-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2021 года

Кировский районный суд

в составе председательствующего судьи Командыкова Д.Н.,

помощника судьи ФИО2,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации Новоомского сельского поселения Омского муниципального района о признании действия должностного лица незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации Новоомского сельского поселения Омского муниципального района о признании действия должностного лица незаконным.

В обоснование требований указано, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратился в Администрацию Новоомского сельского поселения Омского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на строительство ангара для размещения, хранения сельскохозяйственной авиационной техники на земельных участках с кадастровым номером , местоположение которого определено примерно в 400 м по направлению на юго-запад относительно объекта недвижимости, имеющего почтовый адрес: , д. Калачёво, ; кадастровым номером , местоположение которого определено примерно в 568 м по направлению на юго-запад относительно объекта недвижимости, имеющего почтовый адрес: , категория земель - сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - обеспечение сельскохозяйственного производства. ДД.ММ.ГГГГ получен ответ с отказом в выдаче разрешения на строительство, в обоснование указав, что указанные земельные участки расположены за границами населенного пункта и градостроительные правила, предусмотренные Правилами землепользования застройки, на данные участки не распространяются. Административный истец полагает указанные доводы необоснованными. Отказ в выдаче разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Новоомского сельского поселения, препятствует развитию и ведению сельскохозяйственной деятельности на данной территории и существенно нарушает его права. Главой Новоомского сельского поселения утвержден Градостроительный план земельного участка на строительство ангара для сельскохозяйственной авиационной техники местоположение, которого определено как примерно 400 м по направлению на юго-запад относительно объекта недвижимости, имеющего почтовый адрес: , а также Градостроительный план земельного участка на строительство ангара для сельскохозяйственной авиационной, техники местоположение, которого определено как примерно в 568 м по направлению на юго-запад относительно жилого дома, имеющего почтовый адрес: . Заказчиком Градостроительных планов являлся - ФИО1 Полагает, довод Администрации Новоомского сельского поселения о том, что земельные участки с кадастровыми номерами ; расположены за границами населенного пункта и градостроительные правила предусмотренные Правилами землепользования и застройки муниципального образования Новоомского сельского поселения Омского муниципального района , утверждённые решением Совета Новоомского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, применительно к части территории поселения - несостоятелен. Часть территории принадлежащей ФИО1, а именно земельные участки с кадастровыми номерами и арендуется организацией ООО «Авиабаза», данная организация ведет деятельность связанную с сельским и лесным хозяйством. Также истец полагает не состоятельным довод Администрации об использовании земельных участков не по целевому назначению. Согласно справкам, выданным Администрацией Новоомского сельского поселения Омского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок также используется как личное подсобное хозяйство для выращивания домашних животных. На земельных участках с кадастровыми номерами и производятся такие виды деятельности, как разведение домашних животных, используются в виде пастбищ для животных и заготовки для них кормов, также размещена сельхозтехника, используемая в заготовке кормов; сверхлегкие самолеты, используемые для контроля обработки полей, что соответствует виду разрешенного использования. Для перечисленной техники должны быть построены ангары. Ввиду изложенного, использование земельного участка соответствует принципу сохранения целевого использования земельных участков, закрепленного пп. 1 п. З ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

На основании изложенного просит признать незаконными действия Администрации Новоомского сельского поселения Омского муниципального района выразившиеся в виде отказа о выдаче разрешения на строительство ФИО1 на земельных участках с кадастровыми номерами ; , находящихся в собственности, возложить обязанность на административного ответчика - Администрацию Новоомского сельского поселения Омского муниципального района - устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод административного истца путем выдачи разрешения на строительство ангара для размещения, хранения сельскохозяйственной авиационной техники на земельных участках с кадастровым номером , местоположение которого определено примерно в 400 м по направлению на юго-запад относительно объекта недвижимости, имеющего почтовый адрес: ; кадастровым номером , местоположение которого определено примерно в 568 м по направлению на юго-запад относительно объекта недвижимости, имеющего почтовый адрес: .

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, его представитель по доверенности ФИО4 требования административного иска поддержал по изложенным выше основаниям.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО5 против удовлетворения иска возражала, указав о невозможности выдачи разрешения на строительство в границах земельного участка с кадастровым номером .

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в Администрацию Новоомского сельского поселения Омского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на строительство ангара для сельскохозяйственной авиационной техники на земельном участке с кадастровым номером , местоположение которого определено примерно в 568 м по направлению на юго-запад относительно объекта недвижимости, имеющего почтовый адрес: , сроком на 4 месяца.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Новоомского сельского населения Омского муниципального района направлено письмо, согласно которому земельный участок с кадастровым номером относится к землям сельскохозяйсвтенного назначения. Земельные участки с кадастровыми номерами ; расположены за границами населенного пункта и градостроительные правила, предусмотренные Правилами землепользования застройки, на данные участки не распространяются.

Административный истец считает, что указанные действия Администрации Новоомского сельского поселения Омского муниципального района выразившиеся в виде отказа в выдаче разрешения на строительство нарушают его права, поскольку отказ в выдаче разрешения на строительство препятствуют развитию и ведению сельскохозяйственной деятельности на данной территории.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером , местоположение которого определено примерно в 568 м по направлению на юго-запад относительно объекта недвижимости, имеющего почтовый адрес: имеет категорию земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного производства.

Согласно выпискам из Управления Росреестра по земельный участок с кадастровым номером относится к сельскохозяйственным угодьям.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. ч. 2 и 3 ст. 36).

Согласно п. 2 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, договорах, предметом которых являются земельные участки, государственном кадастре недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Из абз. 1 п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок.

В соответствии с ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

В соответствии с п. 4 ст. 78 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с нуждами сельского хозяйства и сельскохозяйственным производством, за исключением строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи и осуществления деятельности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно ст. 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В соответствии с ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения

Согласно ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.

В соответствии с ч. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. Использование земельных участков в границах особых экономических зон определяется органами управления особыми экономическими зонами. Использование земель или земельных участков из состава земель лесного фонда, земель или земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий (за исключением территорий населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий), определяется соответственно лесохозяйственным регламентом, положением об особо охраняемой природной территории в соответствии с лесным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях.

В связи с изложенным, земли сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения не могут быть изменены, поскольку градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются.

Согласно п. 3 ч.1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний. Указанные общественные обсуждения или публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3, 4, 7 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.

Из указанных норм в их взаимосвязи следует, что строительство объектов должно осуществляться исключительно на отведенных для этого земельных участках соответствующей категории и разрешенного использования.

Несоблюдение данного требования закона при возведении объектов недвижимости влечет возникновение у объектов недвижимости признаков самовольной постройки.

Частью 1 ст. 4 КАС РФ предусмотрено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

Избранный способ защиты не должен нарушать права и законные интересы иных лиц. Если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения только определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд за защитой своего права, вправе применять лишь этот способ.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В силу ч. 11, п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС Российской Федерации лицо, обратившееся в суд, должно доказать нарушение своих прав, свобод и законных интересов.

Суд считает, что административным истцом не доказано нарушение его прав оспариваемыми действиями Администрации Новоомского сельского поселения Омского муниципального района выразившиеся в виде отказа о выдаче разрешения на строительство ФИО1 на земельном участках с кадастровыми номерами ; находящихся в собственности, поскольку отказ в выдаче разрешения на строительство вынесен в соответствии с действующим законодательством РФ.

В связи с изложенным, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Администрации Новоомского сельского поселения Омского муниципального района о признании действия должностного лица незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи апелляционной жалобы в Кировский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в мотивированном виде.

Председательствующий Д.Н. Командыков

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.