Дело №а-5582/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 октября 2018 года
Центральный районный суд г.Читы в составе:
председательствующего судьи Аксаненко Р.Т.
при секретаре Никитиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите административное дело по иску заместителя председателя Правительства Забайкальского края по социальным вопросам ФИО1 о признании незаконным и отмене предостережения первого заместителя прокурора Забайкальского края Шипицына М.В.,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в суд с указанным выше административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить предостережение первого заместителя прокурора Забайкальского края Шипицына М.В. о недопустимости нарушения закона. Согласно предостережению, проведенной прокуратурой забайкальского края анализ исполнения органами государственной власти Забайкальского края законодательства об образовании, имеющиеся факты приобретения рабочих тетрадей родителями. свидетельствует о том. что несвоевременное и недостаточное финансирование учебных расходов может повлечь массовое нарушение права на образование учащихся в новом 2018-2019 учебном году, что влечет за собой ответственность. предусмотренную частью 1 статьи 5.57 КоАП РФ.
Просит признать действия. решения первого заместителя прокурора Забайкальского края Шипицына М.В. по объявлению предостережения ФИО2 незаконными, а предостережение-недействительным.
В судебное заседание административный истец не явился, представитель истца ФИО3, административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Представитель прокуратуры Забайкальского края Вецина Т.А. требования административного истца не признала, просила в иске отказать, представив возражения на иск согласно которым считает, что имелись основания для принятия меры прокурорского реагирования в виде предостережения не недопустимости нарушения федерального законодательства, порядок предостережения не нарушен, административным истцом не представлено доказательств нарушения прав истца в связи с принятием меры прокурорского реагирования, в результате применения которой были бы созданы препятствия к осуществлению и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.
Представитель заинтересованного лица министерства образования науки и молодежной политики Забайкальского края ФИО4 поддержала обоснованность административного иска.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, прокурор или его заместитель направляет на основании части 1 статьи 25.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке (часть 2 статьи 25.1 Федерального закона).
Документом прокурорского реагирования, мерой профилактического воздействия является предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. ст. 22, 25.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации»).
Предостережение - это правовое средство особой целевой направленности, оно имеет превентивный (предупредительный, профилактический) характер. Цель предостережения - предупреждение правонарушений путем официального указания на необходимость изменения модели своей юридически значимой деятельности.
Порядок применения прокурором предостережения о недопустимости нарушения закона определен Указанием Генпрокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с которым основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемых законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность. По результатам проверки сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений применяется предостережение.
Распоряжением губернатора Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ 158-р к полномочиям заместителя председателя Правительства Забайкальского края по социальным вопросам отнесено осуществление координация деятельности исполнительных органов государственной власти забайкальского края в сфере образования. Наделенные полномочия в сфере социальных вопросов в Правительстве Забайкальского края на должностное лицо ФИО2 является определяющим при вынесении предостережения.
Предостережение содержит ссылку на обязанность ФИО2 соблюдать Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Требования указанного федерального закона на административного истца не распространяются. На заместителя председателя Правительства Забайкальского края по социальным вопросам ФИО2 распространяет действие Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Закон Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗЗК «О Правительстве Забайкальского края».
Между тем, Правительство Забайкальского края организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава Забайкальского края, законов Забайкальского края и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Забайкальского края, осуществляет систематический контроль за их исполнением исполнительными органами государственной власти Забайкальского края, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации и Забайкальского края, что прямо предусмотрено ст.2 Закона Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗЗК «О Правительстве Забайкальского края».
Частью 2 ст.8 названного Закона установлена обязанность Правительства Забайкальского края осуществлять в пределах своих полномочий мер по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств.
Таким образом, наличие в предостережении ссылки на закон не распространяющий свое действие на административного истца не является основанием для признания предостережения незаконным. Обязанность соблюдения ФИО2 требований закона предусмотрена иным законодательством.
Анализируя исследованные материалы дела, приведенные выше правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое предостережение первого заместителя прокурора Забайкальского края М.В. Шипицына является законным и обоснованным, поскольку перечисленные выявленные нарушения могут повлечь нарушение конституционных прав несовершеннолетних, неблагоприятных социальных последствий, предостережение несет по содержанию предупредительный характер.
При этом учитывается, что предостережение о недопустимости нарушения закона никаких юридических последствий для лица, которому оно объявлено, не влечет. Если лицо, которому ранее было объявлено предостережение, все же совершит в дальнейшем правонарушение, о недопустимости которого оно предостерегалось, то правовые последствия для него породят иные меры прокурорского реагирования, принятые в связи с последним нарушением законности, но не предостережение. С учетом изложенного, несостоятельны доводы представителя истца о нарушении его прав в связи с принятием меры прокурорского реагирования.
Руководствуясь ст.175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования заместителя председателя правительства Забайкальского края по социальным вопросам ФИО2 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Р.Т.Аксаненко