ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-558/2022 от 09.02.2022 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело а-558/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 февраля 2022 года город Севастополь Ленинский районный суд г. Севастополя в составе председательствующего судьи Истягиной Н.М.,

при секретаре Бабинец Е.М.,

с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2,

рассмотрев|розгледівши| в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному иску ФИО1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям <адрес>, в котором просит признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя ГУ-исх- от 08.09.2021 года о возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, площадью кв.м.

Заявление мотивировано тем, что административный истец обратился с заявлением к Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, площадью кв.м. К заявлению приложена схема расположения земельного участка, однако Департамент незаконно осуществил возврат заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, нарушив установленную федеральным законодательством процедуру, а также право заявителя на получение земельного участка.

Представитель административного истца настаивала на своих исковых требованиях, просила суд удовлетворить иск в полном объеме.

Административный ответчик - Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя в своих представителей для участия в судебном заседании не направили, о дате и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в связи с чем, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно положениям ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.

Судом установлено, что ФИО1 25 августа 2021 года, обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением № ГУ- о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, площадью кв.м. К заявлению приложена схема расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории.

Оспариваемым решением Департамента от 09 сентября 2021 года № ГУ-исх- поданное заявление истцу было возвращено без рассмотрения.

Из содержания обжалуемого решения следует, что оно принято на основании п.2.8 Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь», утвержденного Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям от 19.01.2018 № 223-РДЗ, а именно, в связи с отсутствием в составе представленных материалах документа подтверждающего право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, предусмотренные Приказом Росреестра от 02.09.2020 N П/0321 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".

На момент вынесения оспариваемого решения (08.09.2021 года) порядок предоставления испрашиваемой административным истцом услуги регулировался Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 19.01.2017 N 549-РДЗ (ред. от 15.08.2019) "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополь", (далее - Административным регламентом).

В качестве основания для возврата заявления и приложенных к нему документов в Административном регламенте указывается на несоответствие представленных документов перечню документов, указанных в части 2.6 настоящего административного регламента; подача документов ненадлежащим лицом (пп.2, 3, п. 2.8 Административного регламента).

Пунктом 2.6.1. указанного Административного регламента, предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем:

1) заявление (рекомендуемая форма - Приложение N 1 - не приводится);

2) документ, удостоверяющий личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического лица;

3) документ, удостоверяющий полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя;

4) в случае направления заявления о приобретении прав на земельный участок посредством почтовой связи на бумажном носителе к такому заявлению прилагается копия документа, подтверждающего личность заявителя, а в случае направления такого заявления представителем юридического или физического лица - копия документа, подтверждающего полномочия представителя юридического или физического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации в целях жилищного строительства;

6) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

7) проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;

8) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, в том числе предусмотренные Приказом N 1;

9) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

10) инвестиционная декларация и договор об условиях деятельности в свободной экономической зоне в случае, если заявителем является участник свободной экономической зоны.

Вместе с тем, из содержания представленного суду заявления о предварительном согласовании предоставлении земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности от 25.08.2021 года, следует, что участок испрашивался для индивидуального жилищного строительства, для предоставления в аренду, при этом истцом в заявлении не указывалось на то, что испрашиваемый земельный участок испрашивается в аренду без проведения торгов.

Таким образом, вопреки требованиям указанного Административного регламента, административным ответчиком заявление административного истца не было рассмотрено по существу, а оставлено без рассмотрения.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение административного ответчика является преждевременным, нарушающим право заявителя на рассмотрение его заявления о предоставлении государственной услуги по существу, в связи с чем, его нельзя признать законным.

При таких обстоятельствах суд полагает, что административный ответчик не доказал законность оспариваемого решения, при этом административный истец привел убедительные доводы свидетельствующие о нарушении его прав.

Таким образом, судом установлено, что административным ответчиком нарушены права и законные интересы административного истца в сфере земельных отношений, в связи с чем, его административные исковые требования подлежат удовлетворению в части признания незаконным обжалуемого решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя.

В данном случае, устранение нарушений прав административного истца и препятствий к их осуществлению возможно путем возложения обязанности компетентного органа повторно рассмотреть заявление административного истца. Исходя из целей и задач административного судопроизводства, именно такой способ будет надлежащим для защиты нарушенного права.

Руководствуясь ст.ст 175-189 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя – удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в рассмотрении заявления предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, площадью кв.м. от 08.09.2021 года ГУ-исх-.

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть в установленном порядке заявление ФИО1 от 24.08.2021 года, ГУ- о предварительном согласовании предоставления земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, площадью кв.м.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.

Решение в окончательной форме составлено 22 февраля 2022 года.

Судья Н.М. Истягина