Дело №а-5629/19 08 августа 2019 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
Всеволожский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Береза С.В.
при секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к администрации МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской, Главе администрации МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> – ФИО8, инспектору по использованию и охране земель, ведущему специалисту отдела землеустройства администрации МО «Юкковское сельское поселение» <адрес> – ФИО9 о признании незаконным и отмене акта №П от ДД.ММ.ГГГГ, предписания № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Уточнив в порядке ст.46 КАС РФ административные исковые требования, ФИО2 обратился в суд с административным иском к администрации МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской, Главе администрации МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> – ФИО8, инспектору по использованию и охране земель, ведущему специалисту отдела землеустройства администрации МО «Юкковское сельское поселение» <адрес> – ФИО9, в обоснование требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано предписание № об устранении нарушения требований земельного законодательства РФ, а именно: оформить права на самовольно занятый земельный участок не разграниченной государственной собственности, площадью 851 кв.м. или освободить его путем переноса границы своих владений ограждения и иного имущества, расположенного на нем, на земельном участке по адресу: <адрес>, уч.42, принадлежащем административному истцу на праве собственности. Предписание было вынесено Главой администрации МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> – ФИО8
С указанным предписанием административный истец не согласен, полагает его неисполнимым и незаконным.
В оспариваемом предписании указано, что основанием к его проведению послужили результаты проверки соблюдения требований земельного законодательства РФ осуществляемым в порядке муниципального земельного контроля, проведенной ведущим специалистом отдела землеустройства администрации МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> – ФИО9, также выявлено, что самовольно занят земельный участок неразграниченной государственной собственности, площадью 851 кв.м., что не соответствует действительности.
Сам акт плановой проверки соблюдения земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ составлен с процессуальными нарушениями, а именно: в акте проверки не указаны: дата проведения проверки; что от точки Е до точки Б имеется ограждение в виде сигнальной ленты, следовательно участок, принадлежащий административному истцу на праве собственности, находится в своих границах; в акте проверки не указано, что в заборе от точки А до точки Б имеется проем, обеспечивающий свободный доступ третьих лиц на территорию, ограниченную точками Е, А и Б, через который ФИО5 проходил, следовательно, доступ третьих лиц на участок не разграниченной государственной собственности не ограничен; к акту проверки не были приложены фотографии с ограждением от точки Е до точки Б (данные фотографии были предъявлены только в ходе рассмотрения настоящего дела), а также фотографии проема для свободного доступа третьих лиц; отсутствует «расчет площади» участка, что является нарушением формы 1.3.2 Постановления Правительства ЛО от ДД.ММ.ГГГГ№, следовательно, заявленная площадь 851 кв.м. не подтверждается никакими расчетами.
Само предписание вынуждает выкупить земельный участок, который административный истец не занимает и не использует.
В связи с чем административный истец просит суд:
- признать Предписание Главы администрации МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ незаконным;
- обязать административного ответчика отменить Предписание № от ДД.ММ.ГГГГ;
- признать акт плановой проверки соблюдения требований земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ№-П незаконным;
- обязать административного ответчика отменить акт плановой проверки соблюдения требований земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ№-П.
В настоящее судебное заседание административный истец, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения административного дела, не явился, направил в суд своего представителя, который уточненные административные исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить, по мотивам, изложенным в административных исках.
Представитель административного ответчика – администрации МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> возражала против удовлетворения административных исковых требований, полагая их необоснованными, по мотивам, изложенным в письменных возражениях на административный иск.
Представитель заинтересованного лица Управления Росеестра по <адрес>, вопрос об удовлетворении административных исковых требований оставил на усмотрение суда, представил письменный мотивированный отзыв на иск.
Административный ответчик - Глава администрации МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении административного дела в его отсутствие, просит об отказе в удовлетворении иска.
Административный ответчик инспектор по использованию и охране земель, ведущий специалист отдела землеустройства администрации МО «Юкковское сельское поселение» <адрес> – ФИО9 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела, давал пояснения суду в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ, в которых пояснил, что не признает административные исковые требования, полагая оспариваемые ненормативные правовые акты законными.
При таких обстоятельствах, суд приступает к рассмотрению административного дела в отсутствие не явившихся лиц, применительно к положениям ст.ст.150, 226 КАС РФ, так как их явка не была признана судом обязательной.
Выслушав мнение участников процесса, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Материалами административного дела установлено, что административный истец ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером 47:07:0410010:94, расположенном по адресу: <адрес>, уч.42, рядом с данным земельным участком расположен смежный земельный участок с кадастровым номером 47:07:0410010:31, по адресу: <адрес>, уч.40, который также принадлежит ФИО2
Распоряжением Главы администрации МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> – ФИО8№ от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении плановой документарной выездной проверки ФИО2» назначено проведение проверки в отношении ФИО2, адрес регистрации: СПб, <адрес>.2, <адрес>; назначен лицом, уполномоченным на проведение проверки – ведущий специалист отдела землеустройства администрации МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> - ФИО9; задача, объект проверки, правообладатель: проверка соблюдения требований земельного законодательства на земельных участках и объектах недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>, уч.40, кадастровый №, <адрес>, уч.42, кадастровый №, <адрес>, уч.42, кадастровый №, правообладатель ФИО2; срок проведения проверки: 3 рабочих дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; правовые основания проведения проверки: ст.72 ЗК РФ, план проверок соблюдения земельного законодательства гражданами на 2019 г. (утвержден постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ№); в процессе проверки провести: изучение документов, обследование (обмер, фотофиксация) участков и объектов, установление их фактической площади и фактического использования.
Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ (входящий №) ФИО2 обратился к Главе администрации МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, просил провести проверку земельного участка: <адрес>, уч.40 и 42 с 22 апреля по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с убытием в служебную командировку с ДД.ММ.ГГГГ Проверка проводится в соответствии с распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ Главой администрации МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> – ФИО8 издано распоряжение №, в соответствии с которым, на основании плана проверок соблюдения земельного законодательства гражданами на 2019 г. (утвержден постановлением администрации МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№), распоряжения администрации МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении плановой документарной выездной проверки ФИО2 (вх.н. от ДД.ММ.ГГГГ№) провести проверку в отношении ФИО2 в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 5 рабочих дней.
Актом плановой проверки соблюдения требований земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ№П, составленного в 10.00 часов, место составления: д.Юкки, инспектором по использованию и охране земель, ведущим специалистом отдела землеустройства администрации МО – ФИО9 на основании распоряжения администрации МО от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, в присутствии ФИО2, провел плановую документарную выездную проверку соблюдения требований земельного законодательства на земельном участке с кадастровым номером 47:07:0410010:94, <адрес>, д.Юкки, <адрес>, уч.42 и объектах недвижимости, расположенных на нем, правообладатель ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения <адрес>, адрес: СПб, <адрес>.2, <адрес>. Перед началом проверки участвующим лицам разъяснены их права, ответственность, а также порядок проведения проверки. Документарной проверкой установлено: согласно ЕГРН и публичной кадастровой карты участок: площадь 1799 кв.м., земли населенных пунктов, для ведения ЛПХ, границы установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, образован из земельного участка кадастровый №; граничит: север и восток – земли неразграниченной государственной собственности, юг – земельный участок с кадастровым номером 47:07:0410010:31, земли не разграниченной государственной собственности; запад земельный участок с кадастровым номером 78:36:0013383:3157; в пределах участка не зарегистрированы объекты недвижимости. Выездной проверкой установлено: привязка к границам земельного участка на местности произведена по данным ПКК, программы «kadastr.ru», ориентиров местности, ограждения земельного участка и показаний ФИО6 Земельный участок не благоустроен, проезд с запада, доступ третьих лиц ограничен, расположен объект недвижимости: 2 эт., жилой дом, пятном 450 кв.м. Обмер фактических границ земельного участка проводился лазерным дальномером Leica DISTO D5, госреестр №, заводской №. По результатам обмера фактические границы (ограждение) земельного участка и их длины следующие: север (т.А-т.Б) – деревянный забор на фундаменте, 39 м.; юг – ограждения нет, 44 м. (т.В-т.Г) и сигнальная лента, 17 м. (т.Г-т.Д); запад (т.Д-т.Е-т.А) – сигнальная лента, 72 м. При определении фактических границ земельного участка учтено, что земельный участок с кадастровым номером 78:36:0013383:3157 (образован из земельного участка с кадастровым номером 78:36:0013383:48), правообладатель ФИО2 и имеет единое ограждение с земельным участком, а именно: т.В-т.Б-т.А-т.Ж-т.З-т.И – деревянный забор на фундаменте, установленный гр.ФИО10. <адрес> земельного участка исчислена по длинам его фактических границ (ограждения) и составляет 2650 кв.м., что на 851 кв.м. превышает его кадастровую площадь (2650-1799). Превышение площади земельного участка допущено за счет земель не ограниченной государственной собственности, площадью 851 кв.м. путем установки ФИО10 ограждения за пределами кадастровых границ земельного участка. Доступ на земельный участок не разграниченной государственной собственности, площадью 851 кв.м. со стороны земельного участка с кадастровым номером 78:360013383:3157 ограничен для третьих лиц. Таким образом ФИО2 самовольно занял земельный участок не разграниченной государственной собственности, площадью 851 кв.м., что является нарушением требований ст.ст.25, 26 Земельного Кодекса Российской Федерации и квалифицируется как административное правонарушение по ст.7.1 КоАП РФ – самовольное занятие земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок.
Предписанием от ДД.ММ.ГГГГ, составленным в порядке осуществления муниципального земельного контроля в период с 22 по ДД.ММ.ГГГГ, инспектором по использованию и охране земель, ведущим специалистом отдела землеустройства администрации МО – ФИО9, который провел проверку соблюдения требований земельного законодательства РФ на земельном участке с кадастровым номером 47:07:0410010:94, по адресу: <адрес>, д.Юкки, <адрес>, уч.42, правообладатель ФИО2 В результате проверки выявлено, что самовольно занят земельный участок не разграниченной государственной собственности, площадью 851 кв.м., что является нарушением требований ст.ст.25, 26 ЗК РФ, квалифицируемым как административное правонарушение по ст.7.1 КоАП РФ – самовольное занятие земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок (акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№П). Указанное правонарушение допущено ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения: <адрес>, руководствуясь ст.17.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ, ст.17 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ, п.11.5.1 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> (утвержден решением Совета депутатов МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№), предписано: ФИО2 в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения требований земельного законодательства РФ, а именно оформить права на самовольно занятый земельный участок не разграниченной государственной собственности площадью 851 кв.м. или освободить его путем переноса в границы своих владений ограждения и иного имущества, расположенного на нем.
Указанные акт и предписание административный истец просит признать незаконными, по мотивам, изложенным в административном иске.
В силу ст. 72 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления наделены полномочиями по осуществлению муниципального земельного контроля, т.е. по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Решением Совета депутатов МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории МО «Юкковсое сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>.
Согласно пункту 4 Порядка, организация и проведение проверок соблюдения установленных требований в отношении ЮЛ и ИП проводится в соответствии с положениями ФЗ № и настоящего Порядка, а в отношении ОГВ, ОМСУ, граждан в соответствии с положениями закона ЛО № и настоящего Порядка (4.1). Проверка проводится на основании распоряжения Главы администрации, издаваемого в отношении ЮЛ и ИП – по форме, утвержденной уполномоченным органом Российской Федерации, а в отношении ОГВ, ОМСУ, граждан – по форме, утвержденной <адрес>. Проверка проводится должностными лицами, указанными в распоряжении (4.2). О проведении проверки субъекты уведомляются администрацией посредством доведения копии распоряжения (4.3). Срок проведения, условия приостановления и основания продления проверки устанавливаются в отношении ЮЛ и ИП в соответствии с положениями ст.13 ФЗ № и в отношении ОГВ, ОМСУ и граждан в соответствии с положениями ст.7 Закона ЛО № (4.4). Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном п.7 и 8 настоящего Порядка (п.4.5).
Предметом плановой проверки является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, обязательных требований (п.5.1). Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых проверок, который составляется должностными лицами отдельно, в отношении ОГВ, ОМСУ и граждан в соответствии с положениями ст.6 закона <адрес>№ (п.5.2). О проведении плановой проверки, субъект уведомляется администрацией не позднее 3-х рабочих дней до начала ее проведения (п.5.4).
Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах субъекта проверки, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с выполнением ими установленных требований, предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (7.1). В процессе проведения документарной проверки должностными лицами администрации в первую очередь рассматриваются документы субъекта контроля, имеющиеся в распоряжении администрации, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих субъектов контроля государственного контроля (надзора), муниципального контроля (7.3). Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные субъектом контроля, его представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов, либо при отсутствии пояснений администрация установит признаки нарушения установленных требований, должностные лица администрации вправе провести выездную проверку.
Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах субъекта контроля сведения, а также состояние объектов контроля и принимаемые ими меры по выполнению установленных требований, предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля (п.8.1). Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения субъектов контроля, по месту фактического осуществления их деятельности или по месту нахождения объекта контроля. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении администрации документах субъекта контроля и (или) оценить соответствие деятельности субъекта контроля установленным требованиям.
При таких обстоятельствах, исходя из совместного трактования пунктов 7.7 и 8.3 Порядка осуществления муниципального земельного контроля на территории МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, суд делает вывод о том, что выездная проверка может быть назначена только после проведения документарной проверки, при наличии условий, указанных в пункте 7 Порядка.
Между тем, как установлено судом выше, в нарушение пунктов 7.7 и 8.3 Порядка Главой администрации МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО7 назначено одновременное проведение документарной и выездной проверок, что не основано на нормах федерального законодательства и прямо противоречит вышеуказанным положениям Порядка.
При таких обстоятельствах, у Главы администрации МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> очевидно не имелось законных оснований для издания ДД.ММ.ГГГГ распоряжения № «О проведении плановой документарной проверки ФИО2», что повлекло за собой незаконные действия должностного лица - ведущего специалиста отдела землеустройства администрации МО «Юкковское сельское поселение» <адрес> – ФИО9, выразившиеся в составлении акта плановой проверки соблюдения требований земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ№П, а в дальнейшем к вынесению Главой администрации МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> в адрес административного истца Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ
Также суд принимает во внимание и то обстоятельство, что в нарушение типовой формы акта проверки соблюдения требований земельного законодательства, применяемого должностными лицами органов местного самоуправления <адрес> при осуществлении муниципального земельного контроля на территории <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Типовых форм документов, применяемых должностными лицами органов местного самоуправления <адрес> при осуществлении муниципального земельного контроля на территории <адрес>», в оспариваемом акте не указана дата и время проверки.
В то же время, в нарушение положений ч.2 ст.62 КАС РФ, стороной административного ответчика не доказано обстоятельство, изложенное в оспариваемом акте от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, что правообладатель ФИО10 имеет единое ограждение с земельным участком, а именно: т.В-т.Б-т.А-т.Ж-т.З-т.И – деревянный забор на фундаменте, установленный ФИО10, то есть не доказано, что ФИО2 незаконно занял земельный участок площадью 851 кв.м., то есть нарушил ст.ст.25, 26 ЗК РФ.
При том, что данные обстоятельства, оспаривались и отрицались административным истцом в ходе рассмотрения административного дела.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконными оспариваемых акта от ДД.ММ.ГГГГ и предписания от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с положениями ст.ст.178, 227 КАС РФ, суд определяет способ восстановления нарушенного права административного истца как обязать административного ответчика в десятидневный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения суда отменить Предписание об устранении нарушения требований земельного законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Главой администрации МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> – ФИО8 в отношении ФИО2
При таком положении дела, административные исковые требования ФИО2 подлежат частичному удовлетворению по вышеизложенным судом основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 150, 218-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО2 к администрации МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской, Главе администрации МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> – ФИО8, инспектору по использованию и охране земель, ведущему специалисту отдела землеустройства администрации МО «Юкковское сельское поселение» <адрес> – ФИО9 о признании незаконным и отмене акта от ДД.ММ.ГГГГ, предписания № от ДД.ММ.ГГГГ – удовлетворить частично.
Признать незаконным акт плановой проверки соблюдений требований земельного законодательства №П от ДД.ММ.ГГГГ, составленный инспектором по использованию и охране земель, ведущему специалисту отдела землеустройства администрации МО «Юкковское сельское поселение» <адрес> – ФИО9
Признать незаконным Предписание об устранении нарушения требований земельного законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Главой администрации МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> – ФИО8 в отношении ФИО2.
Обязать администрацию МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> в десятидневный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения суда отменить Предписание об устранении нарушения требований земельного законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Главой администрации МО «Юкковское сельское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> – ФИО8 в отношении ФИО2.
В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.
Судья: