ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-566/19 от 21.05.2019 Приморско-ахтарского районного суда (Краснодарский край)

Дело а-566/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 21 мая 2019 года

Приморско-Ахтарский районный суд <адрес> в составе:

судьи Петренко А.П.,

при секретаре ФИО8,

с участием административного истца - помощника Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> - ФИО10,

ФИО12 административных ответчиков ФИО5, ФИО3 по <адрес>, ФКУ ИК-11 ФИО3 по <адрес> - ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе исполнения наказания ФИО6, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний ФИО6 по <адрес>, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний ФИО6 по <адрес>» о признании незаконным бездействия и понуждении ФИО5, ФИО3 по <адрес>, ФКУ ИК ФИО3 по <адрес> устранить в ФКУ ИК ФИО3 по <адрес> нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов,

у с т а н о в и л:

Краснодарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в <данные изъяты> районный суд <адрес> с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний ФИО6 по <адрес> и Федерального казенного учреждения «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>».

В обосновании иска указано, что Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ИК-11 ФИО3 по <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения закона. Проверкой установлено, что объекты социальной инфраструктуры в ФКУ ИК-11, а именно помещение для приема осужденных по личным вопросам не оборудовано пандусом или иным специальным приспособлением для доступа в помещения инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы и иных категорий маломобильных граждан; отсутствуют входные площадки при входах в объекты социальной инфраструктуры оборудованные навесом и водоотводом; имеющиеся пандусы не оборудованы бортиками высотой не менее 0,05 м. по продольным краям маршей; вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, отсутствуют ограждения с поручнями; отсутствуют световые обозначения для слабовидящих осужденных; отсутствует кабина оборудованная для инвалида на кресле-коляске, перед которой следует предусматривать пространство для проезда кресла-коляски; отсутствует универсальная кабина уборной общего пользования с наличием пространства для размещения кресла-коляски, крючков для одежды, костылей и других принадлежностей, а также возможности установки в случае необходимости поручней, штанг, поворотных или откидных сидений. На ФИО5 и ФИО3 по <адрес> возложена обязанность по оказанию подведомственным учреждениям, в том числе и ФКУ ИК-11 необходимого содействия в устранении выявленных специализированной прокуратурой нарушений требований закона. В целях устранения вышеуказанных нарушений Краснодарским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> начальнику ФКУ ИК-11 ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, однако нарушения закона не устранены, и не устраняются на протяжении длительного времени, что свидетельствует о явном бездействии руководителей учреждений по устранению допускаемых нарушений закона.

В судебном заседании помощник Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес>ФИО10 поддержал административные исковые требования, просил суд признать незаконными бездействие Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний ФИО6 по <адрес> и Федерального казенного учреждения «Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» в части соблюдения ФИО5, ФИО3 по <адрес> и ФКУ ИК-11 ФИО3 по <адрес> требований законодательства о социальной защите инвалидов (осужденных). ФИО1, ФИО3 по <адрес> и ФКУ ИК-11 ФИО3 по <адрес> в течении 6 месяцев вступления решения суда в законную силу оборудовать помещение для приема осужденных по личным вопросам пандусом или иным специальным приспособлением для доступа в помещения инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы и иных категорий маломобильных граждан; оборудовать навесом и водоотводом входные площадки при входах в объекты социальной инфраструктуры; оборудовать имеющиеся пандусы бортиками высотой не менее 0,05 м. по продольным краям маршей; вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, установить ограждения с поручнями; оборудовать световые обозначения для слабовидящих осужденных; в отряде для осужденных - инвалидов в помещениях туалета и душевой кабины, оборудованные для инвалидов на кресле-коляске, перед которой следует предусматривать пространство для проезда кресла-коляски оборудовать универсальную кабину уборную общего пользования с наличием пространства для размещения кресла-коляски, крючков для одежды, костылей и других принадлежностей, а также возможности установки в случае необходимости поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.

ФИО2ФИО9 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований прокурора, пояснила, что в соответствии с п. 13 ФИО4 о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого указом Президента РФ от 13.10.2004г. , финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФИО5, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. В соответствии с п.п. 3 п. 11 ФИО4 о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ директор ФИО5 вносит Министру юстиции Российской Федерации в том числе, предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования уголовно-исполнительной системы. Порядок доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств утвержден приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГн, в соответствии с которым бюджетные данные доводятся Министерством финансов Российской Федерации до Федерального казначейства (п. 2.1.), Федеральное казначейство не позднее трех рабочих дней после получения бюджетных данных доводит их до главных распорядителей средств федерального бюджета (п. 2.2.), главные распорядители и распорядители средств федерального бюджета осуществляют распределение бюджетных данных между находящимися в их ведении распорядителями и получателями (иными получателями) средств федерального бюджета (п. 3.1.). В соответствии с письмом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ, главным распорядителем средств федерального бюджета является федеральный орган исполнительной власти или иной прямой получатель средств федерального бюджета, определенный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и имеющий право распределять ассигнования по направлениям, установленным этим федеральным законом, по распорядителям и получателям средств федерального бюджета, находящимся в его ведении. В соответствии со ст. 62 КАС РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Поскольку, у ФИО5 в настоящее время отсутствуют бюджетные средства на устранение в полном объеме нарушений законодательства о социальной защите инвалидов в ФКУ ИК – 11 ФИО3 по <адрес>, считаем что исковые требования Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> о признании незаконным бездействие ФИО5, ФИО3 по <адрес>, ФКУ ИК-11 ФИО3 по <адрес> в части несоблюдения в ФКУ ИК-11 ФИО3 по <адрес> требований законодательства о социальной защите инвалидов удовлетворению не подлежат.

ФИО3 по <адрес>ФИО9 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований прокурора, пояснила, что в соответствии с п.4 ФИО4 об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>, утвержденного приказом ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении ФИО4 о территориальных органах…» Управление является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств. В соответствии с п. 1 ФИО4, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний.

Согласно п. 13 ФИО4 о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого указом Президента РФ от 13.10.2004г. , финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФИО5, ее территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов, а также предприятий и учреждений, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. В процессе выполнения основных задач ФИО5 решает многочисленные вопросы, в том числе и вопросы материально-технического обеспечения деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Поскольку, материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы осуществляет ФИО5, ФИО3 по <адрес> направляет информацию о потребностях в бюджетных ассигнованиях, однако ввиду недостаточного бюджетного финансирования устранить в полном объеме нарушения, требующие материальных затрат не представляется возможным. Ввиду того, что ФИО3 по <адрес> перераспределяет в пределах своих полномочий и объёмов бюджетных средств бюджетные ассигнования и материально-технические средства считаем, что исковые требования Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> о признании незаконным бездействие ФИО5, ФИО3 по <адрес>, ФКУ ИК-11 ФИО3 по <адрес> в части несоблюдения в ФКУ ИК-11 ФИО3 по <адрес> требований законодательства о социальной защите инвалидов удовлетворению не подлежат.

ФИО12 ФКУ ИК-11 ФИО3 по <адрес>ФИО9 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований прокурора, пояснив, что административные исковые требования направлены на устранение нарушений прав осужденных инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы и иных, относящихся к категории маломобильных граждан. Доводы прокурора, в обоснование предъявления административного искового заявления в защиту прав неопределенного круга лиц, как - то «частота сменяемости состава лиц отбывающих наказание в ИУ» не соответствуют фактическому ФИО4 дел. В учреждении в настоящее время содержится 1150 осужденных, среднесписочная численность по итогам 2018 года –1278, при данной численности осужденных не составляет труда установить количество осужденных инвалидов, относящихся к категории маломобильных граждан с нарушениями опорно-двигательной системы и иных категорий маломобильных граждан. По данным учета, в 2017 – 2018 годах, в учреждении содержался 1 осужденный, относящийся к данной категории маломобильных граждан, который освободился ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время осужденных инвалидов, относящихся к категории маломобильных граждан в учреждении не содержится, следовательно, права осужденных содержащихся в ФКУ ИК-11 не нарушены. Таким образом, основания для обращения с административным исковым заявлением в порядке ч.1 ст.39 КАС РФ отсутствуют, поскольку в нарушение требований пп.6 ч.2 ст.125 КАС РФ не представлено доказательств нарушения прав конкретных осужденных и невозможности определения круга лиц, в защиту которых подано административное исковое заявление. Во исполнение требований представления от ДД.ММ.ГГГГ, с целью обеспечения доступности объектов ФКУ ИК-11 для осужденных инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы и иных категорий маломобильных граждан (в случае поступления таковых в учреждение) в ФКУ ИК-11 ДД.ММ.ГГГГ проведено комиссионное обследование объектов ФКУ ИК-11 на предмет доступности маломобильных граждан к объектам социальной структуры, а также расположение и проживание в отряде в соответствии с минимальной нормой положенности. Тыловым подразделением ФКУ ИК-11 были проведены расчеты и ДД.ММ.ГГГГ в Управление направлен запрос за о выделении денежных средств на сумму 400 000 руб. 00 коп. с обоснованием затрат на адаптацию объектов, для обеспечения гарантированных прав осужденных инвалидов, относящихся к категории маломобильных граждан. ДД.ММ.ГГГГ за исх./ТО/25-21525 из Управления в адрес ФКУ ИК-11 были доведены лимиты бюджетных обязательств и согласно расходного расписания от ДД.ММ.ГГГГ выделены денежные средства в сумме 145 000 рублей 00 копеек на создание условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (на проведение ремонтов душевых и туалетных комнат инвалидов). В 4 квартале 2018 года в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» были заключены Договора на поставку строительных материалов для проведения ремонта и оборудования душевых и туалетных комнат для инвалидов: ДД.ММ.ГГГГ за между ФКУ ИК-11 и ООО «Ремстройуслуги» был заключен Договор на поставку строительных материалов и оборудования на сумму 62 825руб.00коп.; ДД.ММ.ГГГГ за между ФКУ ИК-11 и ИП ФИО11 был заключен Договор на поставку строительных материалов и оборудования на сумму 82 175руб.00коп. В здании Общежитии определен отряд для проживания осужденных инвалидов, относящиеся к категории маломобильных граждан, где они будут размещены в случае поступления. Входная площадка в данное помещение оборудована навесом и водоотводом. Так же в отряде для осужденных-инвалидов оборудовано универсальное помещение уборной общего пользования с наличием пространства для проезда и размещения кресла-коляски, крючками для одежды, костылей и других принадлежностей, а также с душевой, оборудованной специализированными изделиями (поручнями, откидным сидением) и световым обозначением для слабовидящих осужденных. Материалы, используемые при капитальном ремонте помещения уборной, имеют разрешение о возможности применения данных материалов в зданиях общественного назначения. Входная площадка в Банно-прачечный комплекс имеет бетонированную и замощенную площадку, оборудована пандусом с поручнем, навесом и водоотводом. Вход в медицинскую часть оборудован пандусом с поручнем, навесом и водоотводом. Вход в Профессиональное училище оборудован пандусом с поручнем, навесом и водоотводом. Помещение для приема осужденных инвалидов по личным вопросам с нарушениями опорно-двигательной системы и иных категорий маломобильных граждан, находится в здании ПУ-192, вход в которое оборудовано пандусом с поручнем, навесом и водоотводом. Вход в столовую для осужденных имеет бетонированную и замощенную площадку, перепад поверхностей на входе практически отсутствует, в связи с чем, обустройство пандусов на входе в данные помещения не целесообразно.

Подход к ларю зоны оборудован навесом, имеет бетонированную и замощенную площадку, перепад поверхностей практически отсутствует, в связи с чем, обустройство пандусов не целесообразно. Дальнейшее обустройство помещений без привлечения дополнительных средств не представляется возможным, поскольку ФКУ ИК-11 является казенным учреждением и имеет возможность расходовать поступающие в рамках лимитов бюджетных обязательств денежные средства только по прямому назначению. Руководством ФКУ ИК-11 были предприняты исчерпывающие организационные и практические меры по недопущению нарушения прав осужденных инвалидов. Таким образом, требование прокуратуры признать незаконным бездействие ФКУ ИК-11, Управления и ФИО5 не имеет под собой оснований. Кроме того, требование о дооборудовании объектов, описываемых в административном исковом заявлении, в 6 месячный срок не соответствует критерию разумности срока исполнения, установленного ст.10 КАС РФ, поскольку ФКУ ИК-11 согласно ст. 306.4 БК РФ запрещено нецелевое расходование денежных средств при отсутствии лимитов бюджетных обязательств на данные цели. В Управление согласно расчета потребности в период с января 2019 г. по текущий период неоднократно направлялись запросы о выделении денежных средств на общую сумму 255 000 рублей 00 копеек с целью обеспечения доступности объектов ФКУ ИК-11 для осужденных инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы и иных категорий маломобильных граждан (исх. от 15.01.2019г., исх. от 04.02.2019г., исх. от 04.03.2019г., исх. от 16.04.2019г., исх. от 08.05.2019г. До настоящего времени денежные средства, в сумме 255 000 руб.00 коп., запрошенные на дооборудование объектов учреждения из Управления не поступали, просит в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ст. ст. 7, 37 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Являясь гражданами РФ, лица, отбывающие уголовное наказание, обладают правами и свободами человека и гражданина.

В соответствии с требованиями ч. 7 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Согласно п. 2 Порядка обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, утвержденных приказом Минюста ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечиваются администрацией исправительного учреждения.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно требованиям п.п.1 и 3 ч.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

3) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Результаты проверки показали, что в ФКУ ИК-11, в нарушение вышеуказанных требований закона, допускаются следующие нарушения:

- объекты социальной инфраструктуры, а именно помещение для приема осужденных по личным вопросам не оборудовано пандусом или иным специальным приспособлением для доступа в помещения инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы и иных категорий маломобильных граждан (п.п.3.13 и 3.14 Строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ (далее - СНиП);

- отсутствуют входные площадки при входах в объекты социальной инфраструктуры оборудованные навесом и водоотводом (п.3.14 СНиП);

- имеющиеся пандусы не оборудованы бортиками высотой не менее 0,05 м. по продольным краям маршей (п.3.31 СНиП);

- вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, отсутствуют ограждения с поручнями (п.3.32 СНиП);

- отсутствуют световые обозначения для слабовидящих осужденных (п.3.21 СНиП);

- отсутствует кабина оборудованная для инвалида на кресле-коляске, перед которой следует предусматривать пространство для проезда кресла-коляски (п.3.65 СНиП);

- отсутствует универсальная кабина уборной общего пользования с наличием пространства для размещения кресла-коляски, крючков для одежды, костылей и других принадлежностей, а также возможности установки в случае необходимости поручней, штанг, поворотных или откидных сидений (п.3.67 СНиП).

Согласно п.п.3 п.3 ФИО4 о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - ФИО4), одной из основанных задач ФИО5 является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

В соответствии с подп.1, 2 и 6 п.7 ФИО4 обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и лиц, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно - исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

Согласно подп.1 и 4 п. 14, подп.1 и 2 п. 15 ФИО4 об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>, утвержденного приказом директора ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, основными задачами ФИО3 по <адрес> являются обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, принудительных работ и в следственных изоляторах, безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работником уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов, а также создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, ФИО4 международных договоров Российской Федерации и федеральных законов. У ФИО5 по <адрес> обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации правопорядок и законность в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях; осуществляет меры по укреплению и развитию материально-технической базы Управления и подведомственных учреждений, материально- техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений, контроль деятельности подведомственных учреждений за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и лиц к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста.

Таким образом, на ФИО3 по <адрес> и ФИО5 возложена обязанность по оказанию подведомственным учреждениям, в том числе ФКУ ИК-11, необходимого содействия в устранении выявленных специализированной прокуратурой нарушений требований закона.

В целях устранения вышеуказанных нарушений закона, Краснодарским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес>ДД.ММ.ГГГГ за исх. начальнику ФКУ ИК-11 внесено представление, однако нарушения закона не устранены.

Как установлено в судебном заседании выявленные нарушения закона устраняются, что не свидетельствует о явном бездействии ответчиков по устранению допускаемых нарушений закона. В учреждении в настоящее время содержится 1150 осужденных, среднесписочная численность по итогам 2018 года –1278, при данной численности осужденных не составляет труда установить количество осужденных инвалидов, относящихся к категории маломобильных граждан с нарушениями опорно-двигательной системы и иных категорий маломобильных граждан. По данным учета, в 2017 – 2018 годах, в учреждении содержался 1 осужденный, относящийся к данной категории маломобильных граждан, который освободился ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время осужденных инвалидов, относящихся к категории маломобильных граждан в учреждении не содержится, следовательно, права осужденных содержащихся в ФКУ ИК-11ФИО3 пот <адрес> не были нарушены. Во исполнение требований представления от ДД.ММ.ГГГГ, с целью обеспечения доступности объектов учреждения для осужденных инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы и иных категорий маломобильных граждан (в случае поступления таковых в учреждение) в ФКУ ИК-11 ФИО3 по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ проведено комиссионное обследование объектов ФКУ ИК-11 на предмет доступности маломобильных граждан к объектам социальной структуры, а также расположение и проживание в отряде в соответствии с минимальной нормой положенности. Тыловым подразделением ФКУ ИК-11 были проведены расчеты и ДД.ММ.ГГГГ в ФИО3 по <адрес> направлен запрос за о выделении денежных средств на сумму 400 000 руб. 00 коп. с обоснованием затрат на адаптацию объектов, для обеспечения гарантированных прав осужденных инвалидов, относящихся к категории маломобильных граждан. ДД.ММ.ГГГГ за исх./ТО/25-21525 из Управления в адрес ФКУ ИК-11 были доведены лимиты бюджетных обязательств и согласно расходного расписания от ДД.ММ.ГГГГ выделены денежные средства в сумме 145 000 рублей 00 копеек на создание условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (на проведение ремонтов душевых и туалетных комнат инвалидов). В 4 квартале 2018 года в рамках Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» были заключены Договора на поставку строительных материалов для проведения ремонта и оборудования душевых и туалетных комнат для инвалидов: ДД.ММ.ГГГГ за между ФКУ ИК-11 и ООО «Ремстройуслуги» был заключен Договор на поставку строительных материалов и оборудования на сумму 62 825руб.00коп.; ДД.ММ.ГГГГ за между ФКУ ИК-11 и ИП ФИО11 был заключен Договор на поставку строительных материалов и оборудования на сумму 82 175руб.00коп. В здании Общежитии определен отряд для проживания осужденных инвалидов, относящиеся к категории маломобильных граждан, где они будут размещены в случае поступления. Входная площадка в данное помещение оборудована навесом и водоотводом. Так же в отряде для осужденных-инвалидов оборудовано универсальное помещение уборной общего пользования с наличием пространства для проезда и размещения кресла-коляски, крючками для одежды, костылей и других принадлежностей, а также с душевой, оборудованной специализированными изделиями (поручнями, откидным сидением) и световым обозначением для слабовидящих осужденных. Материалы, используемые при капитальном ремонте помещения уборной, имеют разрешение о возможности применения данных материалов в зданиях общественного назначения. Входная площадка в Банно-прачечный комплекс имеет бетонированную и замощенную площадку, оборудована пандусом с поручнем, навесом и водоотводом. Вход в медицинскую часть оборудован пандусом с поручнем, навесом и водоотводом. Вход в Профессиональное училище оборудован пандусом с поручнем, навесом и водоотводом. Помещение для приема осужденных инвалидов по личным вопросам с нарушениями опорно-двигательной системы и иных категорий маломобильных граждан, находится в здании ПУ-192, вход в которое оборудовано пандусом с поручнем, навесом и водоотводом. Вход в столовую для осужденных имеет бетонированную и замощенную площадку, перепад поверхностей на входе практически отсутствует, в связи с чем, обустройство пандусов на входе в данные помещения не целесообразно. Подход к ларю зоны оборудован навесом, имеет бетонированную и замощенную площадку, перепад поверхностей практически отсутствует, в связи с чем, обустройство пандусов не целесообразно. Дальнейшее обустройство помещений без привлечения дополнительных средств не представляется возможным, поскольку ФКУ ИК-11 является казенным учреждением и имеет возможность расходовать поступающие в рамках лимитов бюджетных обязательств денежные средства только по прямому назначению. Руководством ФКУ ИК-11 ФИО3 по <адрес> были предприняты превентивные исчерпывающие организационные и практические меры по недопущению нарушения прав осужденных инвалидов.

При таких обстоятельствах административный иск Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> подлежит удовлетворению в части.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе исполнения наказания ФИО6, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний ФИО6 по <адрес>, Федеральному казенному учреждению Исправительная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний ФИО6 по <адрес> о признании незаконным бездействия и понуждении ФИО5, ФИО3 по <адрес>, ФКУ ИК устранить в ФКУ ИК УФИСН ФИО6 по <адрес> нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов – удовлетворить в части.

ФИО1, ФИО3 по <адрес>, ФКУ ИК ФИО3 по <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу оборудовать в ФКУ ИК ФИО3 по <адрес>:

- помещение для приема осужденных по личным вопросам пандусом или иным специальным приспособлением для доступа в помещения инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы и иных категорий маломобильных граждан;

- навесом и водоотводом входные площадки при входах в объекты социальной инфраструктуры;

- все имеющиеся пандусы бортиками высотой, не менее 0,05 м по продольным краям маршей;

- вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов установить ограждения с поручнями;

- световые обозначения для слабовидящих осужденных;

- в отряде для осужденных-инвалидов в помещениях туалета и душевой кабины, оборудованные для инвалидов на кресле-коляске, перед которой следует предусматривать пространство для подъезда кресла-коляски, оборудовать универсальную кабину уборную общего пользования с наличием пространства для размещения кресла-коляски, крючков для одежды, костылей, и других принадлежностей, а также возможности установки в случае необходимости поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Приморско-Ахтарский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Приморско-Ахтарского

районного суда: А.П. Петренко