копия
дело №а-580/2020
УИД: 62RS0№-25
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 30 октября 2020 года
Рыбновский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Князева П.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1 - адвоката ФИО8,
представителя административного ответчика администрации МО - Рыбновский муниципальный район ФИО4,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район <адрес> о признании незаконным уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке,
установил:
ФИО1 обратился в суд с указанным выше административным иском.
В обоснование иска указал, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 62:13:0400101:55, общей площадью 1489 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: <адрес>, д. Зубово, на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. С целью строительства жилого дома он ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию муниципального образования - Рыбновский муниципальный район с уведомлением о панируемом строительстве жилого дома на вышеуказанном земельном участке, представив полный комплект документов, предусмотренный ч.3 ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ, а именно: правоустанавливающий документ на земельный участок, схему планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
ДД.ММ.ГГГГ администрация Рыбновского муниципального района выдала заявителю уведомление №, в котором сообщено о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, так как данный земельный участок расположен в границах зоны охраняемого природного ландшафта, установленной Постановлением <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении границ государственного музея-заповедника ФИО3 на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны государственного музея-заповедника ФИО3», в которой, по мнению администрации, строительство запрещено.
Ссылаясь на то, что данное уведомление не содержит оснований, предусмотренных ч.10 ст.51.1 ГрК РФ, и действующим законодательством не установлен запрет на строительство в зоне охраняемого природного ландшафта, а также, что земельный участок имеет вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство, и расположен в зоне жилой застройки индивидуальными жилыми домами (Ж), административный истец просил признать незаконным указанное уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное администрацией Рыбновского муниципального района, и обязать административного ответчика в установленном действующем порядке рассмотреть вопрос о выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 62:13:0400101:55, расположенном по адресу: <адрес>, д. Зубово.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ГКУ РО «Центр градостроительного развития <адрес>».
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца адвокат ФИО8 в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район <адрес> по доверенности ФИО4 административные исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заинтересованное лицо - государственная инспекция по охране объектов культурного наследия <адрес>, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель инспекции ФИО5 просил в удовлетворении административного иска отказать.
Согласно письменному отзыву государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оспариваемое уведомление администрации Рыбновского муниципального района соответствует требованиям действующего законодательства, заявленные ФИО1 административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером 62:13:0400101:55, общей площадью 1489 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <адрес>, д. Зубово. Данный участок стоит на кадастровом учете с ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 62:13:0400101:55, с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ действуют ограничения прав на земельный участок предусмотренные ст.ст. 56, 56.1 ЗК РФ (документы-основания: документы, поступившие в порядке информационного взаимодействия от 22.01.2016г. №, выдан ВГБУ «ФКП Росреестра»; текстовое и графическое описание местоположения ЗОУИТ от 14.03.2018г. б/н выдан ФИО6; приказ Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ№).
Дата государственной регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям ЕГРН данный земельный участок расположен в границах зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия федерального значения «Государственный музей-заповедник ФИО3» с реестровым номером 62:13-6.99, что подтверждается информацией филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в администрацию Рыбновского муниципального района <адрес> с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на этом земельном участке.
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования "Ягульское" сообщила ФИО1 о недопустимости размещения объекта индивидуального строительства или садового дома на земельном участке. В качестве основания принятого решения указано, что данный земельный участок расположен в границах зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия федерального значения в соответствии с Постановлением <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении границ государственного музея-заповедника ФИО3 на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны государственного музея-заповедника ФИО3». В соответствии с указанным постановлением режим использования земель в пределах зоны охраняемого природного ландшафта музея-заповедника не предусматривает строительство индивидуальных жилых, садовых домов. Согласно ч.2 ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия. В соответствии с ч.11 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны охраняемого природного ландшафта устанавливаются с учетом запрещения строительства объектов капитального строительства.
Часть 1 статьи 218 КАС РФ предоставляет гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, в том числе, право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу пункта 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случаях, указанных в части 10 статьи 51.1 ГрК РФ.
Пунктом 2 части 10 названной нормы определено, что уведомление о несоответствии может быть направлено, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
В силу части 2 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной, в том числе жилой, зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования на основании абзаца второго пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (абзац 2 пункта 2 статьи 85 ЗК РФ).
Как указано в пункте 3 статьи 85 ЗК РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
В соответствии со статьей 8 ГрК РФ и статьей 11 ЗК РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
Согласно материалам дела, административный истец ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного в территориальной зоне Ж - Зоне жилой застройки индивидуальными жилыми домами (1-3 этажей).
Вид разрешенного использования земельного участка - предназначен для размещения усадебных, коттеджных и жилых домов блокированной застройки на одну семью малой этажности (до 3 этажей) с приусадебными участками.
Согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия федерального значения - достопримечательное место "Есенинская Русь - место, связанное с жизнью и творчеством поэта ФИО3", расположенного по адресу: <адрес>, указанный земельный участок расположен на территории Р-2.2 «Территории, отнесенные к землям населенных пунктов и формируемые преимущественно индивидуальной жилой застройкой (ограниченное преобразование)».
Данные обстоятельства подтверждаются градостроительным планом земельного участка, выданным ГКУ РО «Центр градостроительного развития <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, Правилами землепользования и застройки муниципального образования - Истобниковское сельское поселение Рыбновского муниципального района, утвержденными решением Думы Рыбновского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, ине оспаривались представителями сторон и третьих лиц в судебном заседании.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, на земельном участке административного истца допускается строительство индивидуального жилого дома.
Так, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, земельного участка с кадастровым номером 62:13:0400101:55 относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство.
Каких-либо ограничений (обременений), являющихся препятствием для осуществления строительства на земельном участке, судом не установлено, а административным ответчиком не представлено.
Нахождение земельного участка в границах зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия федерального значения в соответствии с Постановлением <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении границ государственного музея-заповедника ФИО3 на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны государственного музея-заповедника ФИО3», не исключает возможности использования его в соответствии с видом разрешенного использования, в том числе осуществление индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч.2 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Режимы использования земель в пределах зон охраны государственного музея-заповедника ФИО3 установлены разделом V Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 62 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении границ Государственного музея-заповедника ФИО3 на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника ФИО3".
В соответствии с пунктами 4 и 5 указанного раздела постановления, режим использования земель в пределах зоны охраняемого природного ландшафта музея-заповедника предусматривает:
сохранение ценных лесных массивов и открытых пространств;
проведение мероприятий по сохранению чистоты восприятия ландшафта, формированию и приведению его в соответствие с экскурсионной направленностью;
разработку отдельных проектов благоустройства территорий, учитывающих зоны видимости со стороны туристско-экскурсионных трасс;
соблюдение режима использования земель в пределах границ водоохранных зон и прибрежных полос.
В зоне охраняемого природного ландшафта музея-заповедника не допускается:
размещение новых бытовых и промышленных свалок;
повреждение форм рельефа, распашка и разрушение берегов;
порча и изменение видового состава растительности;
размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов, площадок для заправки аппаратуры ядохимикатами, животноводческих комплексов и ферм, кладбищ и скотомогильников, накопителей сточных вод в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос;
размещение дачных и садово-огородных участков в пределах прибрежных защитных полос и водоохранных зон при ширине водоохранных зон менее 100 метров;
размещение сезонных стационарных палаточных городков и выделение участков под индивидуальное строительство в пределах прибрежных защитных полос;
складирование отвалов размываемых грунтов в пределах прибрежных защитных полос;
выпас и организация летних лагерей скота (кроме использования традиционных мест водопоя) в пределах прибрежных защитных полос;
движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального назначения, в пределах прибрежных защитных полос;
изменение гидрогеологического режима, гидрохимического состава водоемов и водостоков;
применение сильных токсичных пестицидов.
Таким образом, исходя из буквального толкования приведенных выше требований нормативно-правовых актов, отсутствует безусловный запрет на строительство жилых домов в пределах зоны охраняемого природного ландшафта музея-заповедника, а указано лишь на возможность установления режима использования земель и земельных участков, запрещающего или ограничивающего хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.
Ссылка в обжалуемом уведомлении администрации на ч.11 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которой режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах зоны охраняемого природного ландшафта устанавливается с учетом запрещения строительства объектов капитального строительства,несостоятельна.
Действительно, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в п.1 которого установлено, что настоящееПоложение устанавливает порядок разработки, согласования и утверждения проекта зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий указанных зон.
Пунктом 6 Положения предусмотрено, что проект зон охраны объекта культурного наследия и проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия представляют собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон. Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде. Обозначение указанных линий, а также координат характерных точек границ зон охраны объекта культурного наследия на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы зон охраны объекта культурного наследия с нормативным значением точности, предусмотренным для ведения государственного кадастра недвижимости.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что в соответствии с указанным Положением проект зон охраны объекта культурного наследия государственного музея-заповедника ФИО3 до настоящему времени не разработан, не согласован и не утвержден. Данное обстоятельство не оспаривались представителями сторон и заинтересованного лица в судебном заседании.
В настоящее время действуют режимы использования земель в пределах зон охраны государственного музея-заповедника ФИО3, установленные Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 62 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении границ Государственного музея-заповедника ФИО3 на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника ФИО3".
Указанным постановлением запрет на строительство в зоне охраняемого природного ландшафта музея-заповедника не установлен.
Изложенное свидетельствует о том, что само по себе нахождение земельного участка в зоне охраняемого природного ландшафта музея-заповедника ФИО3 действительно не препятствует осуществлению на нем индивидуального жилищного строительства в настоящее время.
Более того, как установлено в судебном заседании из ситуационной схемы, приложенной к градостроительному плану земельного участка, и выкопировки из публичной кадастровой карты, на соседних с принадлежащем заявителю земельных участках имеются поставленные на кадастровый учет объекты капитального строительства, что не оспаривались представителями сторон и третьих лиц в судебном заседании.
Таким образом, вопреки требованиям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административным ответчиком не представлены доказательства недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке административного истца.
При таких обстоятельствах оспариваемое уведомление не может быть признано законным. Оно нарушает права административного истца, поскольку препятствует реализации им права на строительство жилого дома на принадлежащем ему земельном участке.
На основании части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В компетенцию суда не входит признавать согласованным планируемое строительство объекта индивидуального жилищного строительства. Восстановлением нарушенных прав ФИО1 будет являться повторное рассмотрение администрацией его уведомления, поскольку в силу статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации проверка комплектности и содержания представленных документов, необходимых для принятия решения, является прерогативой уполномоченного органа местного самоуправления. Предметом рассмотрения по настоящему делу являлись основания к отказу в согласовании, изложенные в уведомлении.
При таких обстоятельствах, заявленные административным истцом исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
С учетом положений части 1 статьи 111 КАС РФ административным ответчиком подлежат возмещению судебные расходы, понесенные административным истцом, в связи с чем с администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район <адрес> в пользу ФИО1 подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в сумме 300 рублей, что подтверждается чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174 - 180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск ФИО1 удовлетворить полностью.
Признать незаконным уведомление администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 62:13:0400101:55, расположенном по адресу: <адрес>, д. Зубово.
Обязать администрацию муниципального образования - Рыбновский муниципальный район <адрес> устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов ФИО1, путем повторного рассмотрения ранее поданного им уведомления о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства - жилого дома на земельном участке с кадастровым номером 62:13:0400101:55, расположенном по адресу: <адрес>, д. Зубово.
Взыскать с администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район <адрес> в пользу ФИО1 судебные расходы, связанные с уплатой госпошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Рыбновский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения, то есть со ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья Рыбновского
районного суда П.А.Князев