ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-583/20 от 15.06.2020 Лаишевского районного суда (Республика Татарстан)

подлинник

Дело а-583/2020

РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Лаишевский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Сибатовой Л.И,

при секретаре Султанове Н.Р,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Лаишевского районного суда Республики Татарстан административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан об оспаривании решения (действия) органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Исполнительному комитету Лаишевского муниципального района Республики Татарстан и просит признать незаконным уведомление Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ/исх о возвращении ФИО1 без рассмотрения уведомления о реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и прилагаемых к нему документов, обязать Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан рассмотреть уведомление ФИО1 о реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, находящегося на земельном участке с кадастровым номером и прилагаемые к нему документы, направить ФИО1 способом, указанным в уведомлении о реконструкции, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером .

В обоснование требований указано, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером общей площадью 1650 кв.м, вид разрешенного использования: под индивидуальную жилую застройку, находящийся по адресу: <адрес>, на котором находится индивидуальный жилой дом, принадлежащий ФИО1 на праве собственности.

ДД.ММ.ГГГГ в Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан было подано уведомление о реконструкции жилого дома. Оспариваемым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ/исх административный ответчик возвратил без рассмотрения истцу уведомление о реконструкции вместе с прилагаемыми документами, ссылаясь на ч.6 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Административный истец считает, что у ответчика не имелось оснований для возвращения уведомления о реконструкции, поскольку уведомление содержало все сведения, к нему прилагались все необходимые документы. В уведомлении необоснованно имеется ссылка на Правила застройки и землепользования.

К участию в деле в качестве ответчика привлечен начальник отдела архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан ФИО2

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 требования поддержал.

Административные ответчики - представитель Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан ФИО4 и начальник отдела архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан ФИО2 возражали против иска, указывая на не соответствии отступов от границ участка.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает иск подлежащим частичному удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными полномочиями или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения: 1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); 3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; 4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); 5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома); 6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; 7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; 8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком; 9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи (часть 1).

Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (часть 2).

К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика (часть 3).

Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пункте 1 части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в абзаце первом части 1 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения уведомления о планируемом строительстве, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно. По межведомственным запросам органов, указанных в абзаце первом части 1 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пункте 1 части 3 настоящей статьи, предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся указанные документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса (часть 4).

В случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, или документов, предусмотренных пунктами 2 - 4 части 3 настоящей статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве возвращает застройщику данное уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным (часть 6).

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

На основании договора мены от ДД.ММ.ГГГГФИО1 принадлежит жилой дом, находящийся в <адрес> Республики Татарстан.

На территории Габишевского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан действуют утвержденные Советом Габишевского сельского поселения Лаишевского муниципального района Республики Татарстан ДД.ММ.ГГГГ Правила землепользования и застройки.

ФИО3, представляя интересы ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ через МФЦ подал в Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства. Одновременно была сдана доверенность и выписка из ЕГРН. Дата получения результата услуги в МФЦ – ДД.ММ.ГГГГ.

В уведомлении указаны отступы от границы земельного участка с кадастровым номером которые со стороны фасада составляют 25,3 м, с правой стороны 9,7 м, с тыльной стороны – 6,9 м, с левой стороны – 3,8 м, 2,6 м, 4,7 м, 6,5 м.

ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника отдела архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан ФИО2 на обращение дан ответ о невозможности подготовить уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта, документы возвращаются без рассмотрения.

Ответ мотивирован тем, что согласно Правилам землепользования и застройки нормы отступа от границ земельного участка не менее 3 метров.

В судебном заседании представители ответчика пояснили, что Правила землепользования и застройки Габишевского сельского поселения не содержат нормы отступа от границ участка при размещении объектов строительства. Отступы регламентированы строительными правилами.

Суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Как следует из представленного технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объект строительства в отношении которого подано уведомление изменил свою конфигурацию. Изменение произошло до подачи уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

Изучение Правил землепользования и застройки Габишевского сельского поселения показало, что в документе не содержатся требования к отступам от границ земельного участка при размещении объектов строительства.

Суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого решения административного ответчика, поскольку оспариваемым решением нарушено право собственника на пользование земельным участком в соответствии с его назначением. Требование о признании незаконным решения о возвращении без рассмотрения уведомления о реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства от ДД.ММ.ГГГГ/исх и возложении на Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан обязанности рассмотреть уведомление ФИО1 подлежит удовлетворению.

Между тем, требование о возложении обязанности на административного ответчика направить ФИО1 уведомление о соответствии указанных в уведомлении о реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 16:24:210101:12 подлежит отклонению.

В соответствии с пунктом 7 статьи 51.1 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления: проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (подпункт 1); направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (подпункт 2).

Выдача разрешения на строительство находится в исключительной компетенции указанных в законе органов исполнительной власти.

Суд так же учитывает, что признание незаконными оспариваемого уведомления является мерой восстановления нарушенного права.

Руководствуясь ст.175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным уведомление Исполнительного комитета Лаишевского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ/исх о возвращении ФИО1 без рассмотрения уведомление о реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и прилагаемых к нему документов.

Обязать Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан рассмотреть уведомление ФИО1 о реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, находящегося на земельном участке с кадастровым номером и прилагаемых к нему документов в течение 10 дней со дня вступления судебного решения в законную силу, направив ответ способом, указанным в уведомлении о реконструкции.

В удовлетворении требования обязать Исполнительный комитет Лаишевского муниципального района Республики Татарстан направить уведомление о соответствии указанных в уведомлениях о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан через Лаишевский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Л.И.Сибатова