ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-584/20 от 18.06.2020 Туймазинского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело а-584/2020

УИД 03RS0-90

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июня 2020 г. <адрес>, РБ

Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Кабировой Л.М.

при участии представителя Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан – ФИО10

при секретаре ФИО11

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО9 к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным решения, обязании устранить нарушения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО12. обратилась в суд к администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан с вышеуказанным исковым заявлением, в обоснование требований указала следующее.

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ФИО13 заключен брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии I-АР выданным ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС по <адрес> и <адрес> Юстиции РБ. От брака имеют двух детей: ФИО14ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО15. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С целью улучшения жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ истцом был заключен договор участия в долевом строительств жилого дома с ООО «Строительная фирма ». Предметом договора является квартира, расположенная по адресу: РБ, <адрес>. Согласно п. 3.4. договора, стоимость квартиры составляет 2 135 650 руб. Согласно п. 5.1. договора, расчеты по договору производятся в следующем порядке: денежная сумма в размере 935 650 руб. оплачивается участником долевого строительства (истцом) за счет собственных средств (п. 5.1.1.); денежная сумма в размере 1 200 000 руб. оплачивается участником долевого строительства (истцом) за счет предоставляемых банком кредитных средств по кредитному договору. ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Сбербанк России» и ФИО16 заключен кредитный договор , по условиям которого банк предоставил кредит «Приобретение строящегося жилья» в сумме 1 200 000 руб. под 12 % годовых на инвестирование строительства объекта недвижимости квартиры по адресу: РБ, <адрес> на срок 144 месяцев. Указанный кредитные средства были перечислены банком в качестве оплаты по договору участия в долевом строительстве жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ квартира передана истцу на основании акта приема-передачи квартиры. ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о государственной регистрации права собственности ФИО17. на квартиру по адресу: РБ, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. В 2016 году истец обратилась в жилищный отдел администрации муниципального району <адрес> РБ с заявлением о предоставлении социальной выплаты молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка в рамках Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищный условий на 2011-2015 года. Письменное уведомление о включении в список молодых семей для получения социальной выплаты истец не получила. С целью уменьшения процентных выплат, рефинансирования кредита, истец, предварительно проконсультировавшись со специалистом жилищного отдела ответчика, ДД.ММ.ГГГГ заключила кредитный договор с Банком ВТБ . Кредитный договор был заключен сроком на 60 месяцев. Процентная ставка составила 11.689 % годовых. Согласно п. 11 договора, цель использования заемщиком потребительского кредита – погашение ранее предоставленного Башкирским отделением ПАО «Сбербанк России» кредита по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ. На момент заключения кредитного договора с Банком ВТБ задолженность по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ составляла 1 069 180 руб. 20 коп. Таким образом, на момент подачи иска истец продолжает рассчитываться за квартиру. ДД.ММ.ГГГГ истец получила письмо с жилищного отдела администрации муниципального района <адрес> РБ, в котором ее просили предоставить справку об остатке (отсутствии) задолженности по кредитному договору ПАО «Сбербанк России» от ДД.ММ.ГГГГ на текущую дату, для включения семьи в заявку на получении социальной выплаты при рождении ребенка в 2019 году. ДД.ММ.ГГГГ истец предоставила необходимые документы и заявление, в котором указала о рефинансировании задолженности. ДД.ММ.ГГГГ истцом получена выписка из протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по реализации муниципальной подпрограммы «Государственная поддержка граждан муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в приобретении жилья и развитие ипотечного кредитования» в части обеспечения жильем молодых семей муниципального района <адрес> на основании приложений и государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан» утвержденной постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данной выписке, решением комиссии, ФИО18. отказано в получении социальной выплаты при рождении ребенка в связи с отсутствием задолженности по кредитному договору, заключенному на момент рождения ребенка на приобретение жилого помещения.

Истец не согласен с указанным отказом, так как в настоящее время имеется непогашенный остаток задолженности по ипотечному договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с Банком ВТБ предметом ипотеки выступает квартира, расположенная по адресу: РБ, <адрес>, приобретаемая истцом для улучшения жилищных условий в рамках «Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 годы» и подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

На основании изложенного истец просит признать незаконным решение администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по реализации муниципальной подпрограммы «Государственная поддержка граждан муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в приобретении жилья и развитие ипотечного жилищного кредитования» в части обеспечения жильем молодых семей муниципального района <адрес> на основании Приложений и государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО19. в получении социальной выплаты при рождении ребенка, а также обязать Администрацию муниципального района <адрес> Республики Башкортостан устранить нарушения в части отказа ФИО20 в получении социальной выплаты при рождении ребенка.

Истец ФИО21 на судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны, об отложении рассмотрения дела не просила.

Заинтересованное лицо Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре на судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны, об отложении рассмотрения дела не просили.

Представитель ответчика администрации муниципального района <адрес> РБ – ФИО22 просила отказать в удовлетворении исковых требований, считает, что отказ Администрации муниципального района является законным и обоснованным. Порядок предоставления социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении ребенка) (детей) утвержден Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ. Данным постановлением согласно п.1 разработан в целях оказания государственной поддержки молодым семьям, которые изъявили желание получить социальные выплаты при рождении (усыновлении) ребенка в рамках Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ и дети в которых родились до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд находит требования подлежащим отклонению, по следующим основаниям.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

В силу ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.По общему правилу, на основании ст. 28 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", направленную на оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

К задачам подпрограммы относится предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение- жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан» утвержден Порядок представления социальных выплат молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей) (далее - Порядок).

Порядок регламентирует предоставление социальных выплат при рождении (усыновлении) ребенка (детей) в рамках Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями), и дети в которых родились (были усыновлены) до ДД.ММ.ГГГГ включительно, а также в целях реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями), в части предоставления дополнительной социальной выплаты молодым семьям - участникам подпрограммы при рождении (усыновлении) ребенка.

Согласно пункту 1.2 Порядка социальная выплата (дополнительная социальная выплата) предоставляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан в форме погашения невыплаченной стоимости приобретенного жилого помещения, строящихся жилого помещения или индивидуального жилого дома либо основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному (ипотечному) договору (договору займа) на приобретение жилого помещения, строящегося жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - договор об улучшении жилищных условий).

Пунктом 1.3.1 предусмотрено, что размер социальной выплаты (дополнительной социальной выплаты) не может превышать остатка невыплаченной стоимости приобретенного жилого помещения, строящихся жилого помещения или индивидуального жилого дома либо непогашенного кредита (займа) на приобретение жилого помещения, строящегося жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка право на получение социальной выплаты имеет молодая семья, отвечающая следующим требованиям:

а) признанная в установленном порядке нуждающейся в жилых помещениях на момент заключения договора об улучшении жилищных условий;

б) имеющая непогашенный остаток по договору об улучшении жилищных условий на момент рождения (усыновления) ребенка (детей);

в) возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье на момент рождения (усыновления) ребенка (детей) не превышал 35 лет;

г) ребенок (дети) в такой семье рожден (рождены) (усыновлен (усыновлены)) до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Согласно пункту 2.3 Порядка для получения социальной выплаты молодая семья в течение года после рождения (усыновления) ребенка (детей) представляет в администрацию муниципального образования Республики Башкортостан по месту постоянного жительства необходимые документы.

В силу пункта 2.6 Порядка администрация муниципального образования Республики Башкортостан организует проверку сведений, которые содержатся в документах, указанных в пункте 2.3 Порядка, и в десятидневный срок с даты представления этих документов принимает решение о включении либо об отказе во включении молодой семьи в список молодых семей, изъявивших желание получить социальные выплаты (дополнительные социальные выплаты). О принятом решении молодая семья письменно уведомляется администрацией муниципального образования Республики Башкортостан в 5-дневный срок.

Согласно подпункту а пункта 2.7 Порядка основаниями для отказа молодой семье в получении социальной выплаты являются следующие обстоятельства несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 2.1 Порядка.

Как разъяснено в письме Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от ДД.ММ.ГГГГ, Порядок не предусматривает возможность получения молодыми семьями социальной выплаты для погашения части кредита, предоставленного в целях рефинансирования (перекредитования) ранее полученного кредита на приобретение (строительство) жилого помещения.

Из материалов дела установлено, что ФИО23 обратилась с заявлением в администрацию муниципального района <адрес> РБ о предоставлении социальной выплаты молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка в рамках Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011 – 2015 г.

ДД.ММ.ГГГГ истцом был заключен договор участия в долевом строительств жилого дома с ООО «Строительная фирма ». Предметом договора является квартира, расположенная по адресу: РБ, <адрес>. Согласно п. 3.4. договора, стоимость квартиры составляет 2 135 650 руб. Согласно п. 5.1. договора, расчеты по договору производятся в следующем порядке: денежная сумма в размере 935 650 руб. оплачивается участником долевого строительства (истцом) за счет собственных средств (п. 5.1.1.); денежная сумма в размере 1 200 000 руб. оплачивается участником долевого строительства (истцом) за счет предоставляемых банком кредитных средств по кредитному договору.

ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Сбербанк России» и ФИО24. заключен кредитный договор , по условиям которого банк предоставил кредит «Приобретение строящегося жилья» в сумме 1 200 000 руб. под 12 % годовых на инвестирование строительства объекта недвижимости квартиры по адресу: РБ, <адрес> на срок 144 месяцев.

ДД.ММ.ГГГГ между Банком ВТБ и ФИО25 заключен кредитный договор с ипотекой квартиры по адресу: РБ, <адрес>.

Согласно п. 11 договора, цель использования заемщиком потребительского кредита – погашение ранее предоставленного Башкирским отделением ПАО «Сбербанк России» кредита по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с выпиской из протокола заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ по реализации муниципальной подпрограммы «Государственная поддержка граждан муниципального района <адрес> РБ в приобретении жилья и развитие ипотечного жилищного кредитования» в части обеспечения жильем молодых семей муниципального района <адрес> на основании приложений и государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры РБ», утвержденной постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО26 отказано в получении социальной выплаты при рождении ребенка в связи с отсутствием задолженности по кредитному договору, заключенному на момент рождения ребенка на приобретение жилого помещения, который был мотивирован тем, что не предусмотрена возможность получения молодыми семьями социальной выплаты для погашения части кредита, предоставляемого в целях рефинансирования (перекредитования) ранее полученного кредита.

В обоснование своих требований истец указывает на то, что поскольку в соответствии с Порядком предоставления социальных выплат семьям при рождении (усыновлении) ребенка (детей), приведенным в Приложении к государственной программе «Развитие строительного комплекса и архитектуры РБ», утвержденной постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ, право на получение социальной выплаты имеет молодая семья, имеющая непогашенный остаток по договору об улучшении жилищных условий на момент рождения ребенка, а семья ФИО27 имеет непогашенный остаток по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в Банк ВТБ, который также был предоставлен на улучшение жилищных условий, то имеются основания для получения семьей истца спорной социальной выплаты.

Однако, суд находит данный довод необоснованным, поскольку в соответствии с указанным Порядком, целевым назначением социальной выплаты является погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) определено на приобретение (строительство) жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства (п.1.2.), в связи с чем правовые основания для признания отказа Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в получении социальной выплаты при рождении ребенка незаконным и возложения на Административного ответчика обязанности рассмотреть вопрос о получении социальной выплаты при рождении ребенка отсутствуют, поскольку указанный кредит по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ в Банк ВТБ, имеет целевое назначение «погашение рефинансируемого кредита», на момент разрешения спора кредитный договор на улучшение жилищных условий, заключенный с ПАО «Сбербанк России» полностью погашен, а возможность использования социальной выплаты для погашения долга по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ, даже при условии его предоставления для рефинансирования кредита, законодателем не предусмотрена.

Таким образом, в удовлетворении требований ФИО28. признать незаконным решение Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ по реализации муниципальной подпрограммы «Государственная поддержка граждан муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в приобретении жилья и развитие ипотечного жилищного кредитования» в части обеспечения жильем молодых семей муниципального района <адрес> на основании Приложений и государственной программы «Развитие строительного комплекса и архитектуры Республики Башкортостан», утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО29 в получении социальной выплаты при рождении ребенка, следует отказать.

На основании ст. 178 КАС РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В требованиях об обязании Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан устранить нарушения в части отказа ФИО30. в получении социальной выплаты при рождении ребенка, также следует отказать, поскольку оно является производным от первоначального.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО31 к Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан о признании незаконным решения, обязании устранить нарушения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Л.М. Кабирова