ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-589/2021 от 27.08.2021 Михайловского районного суда (Приморский край)

Дело а-589/2021

25RS0-53

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

c. Михайловка 27 августа 2021 года

Михайловский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Улайси В.В.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «СОШ пгт.Новошахтинский» Михайловского муниципального района <адрес>, администрации Михайловского муниципального района <адрес>, Министерству образования <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства об образовании в деятельности МБОУ «СОШ пгт.Новошахтинский» выявлены нарушения. Образовательным учреждением не приняты достаточные меры к укомплектованию библиотечного фонда учреждения необходимыми учебниками и учебными материалами: 5-7, 9 классы не обеспечены учебниками и учебными материалами по физической культуре. ДД.ММ.ГГГГ прокурором по выявленным нарушениям в адрес директора МБОУ «СОШ пгт.Новошахтинский» внесено представление об устранении нарушений закона, требования которого до настоящего времени не исполнены. Из ответа директора МБОУ «СОШ пгт.Новошахтинский» следует, что выявленные прокуратурой района нарушения действующего законодательства об образовании имели место быть, но в настоящее время не имеется возможности их устранить в связи с отсутствием финансовых средств. Бездействие МБОУ «СОШ пгт.Новошахтинский», администрации Михайловского муниципального района приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на образование. Просит признать незаконным бездействие должностных лиц Министерства образования <адрес>, администрации Михайловского муниципального района <адрес>, выразившееся в непринятии мер по финансированию мероприятий МБОУ «СОШ пгт.Новошахтинский» по укомплектованию библиотечного фонда учреждения необходимыми учебниками и учебными материалами; обязать Министерство образования <адрес>, администрацию Михайловского муниципального района <адрес> произвести финансирование мероприятий по укомплектованию библиотечного фонда учреждения необходимыми учебниками и учебными материалами в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу; признать незаконным бездействие должностных лиц МБОУ «СОШ пгт.Новошахтинский», выразившееся в непринятии мер по укомплектованию библиотечного фонда учреждения необходимыми учебниками и учебными материалами; обязать МБОУ «СОШ пгт.Новошахтинский» обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учреждения учебниками и иными учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем допущенных, рекомендованных и обязательных учебников, а именно: физическая культура: 5-е классы - 38 шт., 6-е классы – 47 шт., 7-е классы – 48 шт., 9-е классы – 15 шт. в течение месяца со дня перечисления денежных средств на счет учреждения.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов <адрес>.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес>ФИО4 уточнила требования, просила обязать МБОУ «СОШ пгт.Новошахтинский» обеспечить укомплектованность библиотечного фонда учреждения недостающими учебниками и иными учебными пособиями по всем обязательным предметам начальной, основной образовательной программ в соответствии с перечнем допущенных, рекомендованных и обязательных учебников в течение 1 месяца со дня перечисления денежных средств.

Директор МБОУ «СОШ пгт.Новошахтинский» в судебном заседании пояснил, что все учебники, кроме 5 учебников по физической культуре, закуплены.

Представитель администрации Михайловского муниципального района <адрес>, МБОУ «СОШ пгт.Новошахтинский» Михайловского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть спор в его отсутствие. В адрес суда направил заявление о признании административного иска.

Представитель Министерства финансов <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть спор в его отсутствие. Направил в адрес суда возражения на административный иск, в которых указал, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий. Приложением к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ распределены бюджетные ассигнования для предоставления субвенций министерству образования <адрес> бюджетам муниципальных образований <адрес> на обеспечение общедоступного и бесплатного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес> на 2021 год в сумме 11 043 741 189 руб. Правовых оснований для привлечения к ответственности органов государственной власти <адрес> не имеется, поскольку обязанность по предоставлению субвенций бюджетам муниципальных образований <адрес> исполнена в полном объеме. Ни Министерство финансов <адрес>, ни Министерство образования <адрес> не могут отвечать за действия (бездействие) муниципальных учреждений, которые подведомственны органам местного самоуправления.

Представитель Министерства образования <адрес> в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

С учетом требований ст.ст. 150, 289 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Суд, выслушав объяснения старшего помощника прокурора <адрес>, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, приходит к следующему.

В силу ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование.

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).

В соответствии с п.п. 2, 9 ч. 3 ст. 28 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности; определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 35 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ).

Согласно п. 13 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 243-КЗ "Об образовании в <адрес>" к органам государственной власти <адрес>, осуществляющим государственное управление в сфере образования, относятся <адрес> и уполномоченный орган исполнительной власти <адрес> в сфере образования.

В силу п.1.1 Положения о министерстве образования <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 708-па, министерство образования <адрес>

является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере общего образования, дополнительного образования детей и взрослых на территории <адрес>.

Министерство осуществляет следующие полномочия: осуществляет функции главного администратора и администратора доходов краевого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него функций в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; организует обеспечение муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций <адрес> учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ; (п.п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Положения).

В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании, в ходе которой в деятельности МБОУ «СОШ пгт.Новошахтинский» выявлены нарушения в рассматриваемой сфере, а именно – образовательным учреждением не приняты достаточные меры к укомплектованию библиотечного фонда учреждения необходимыми учебниками и учебными материалами.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> по выявленным нарушениям в адрес директора МБОУ «СОШ пгт.Новошахтинский» Михайловского муниципального района <адрес> внесено представление об устранении нарушений закона.

Из ответа директора МБОУ «СОШ пгт.Новошахтинский» следует, что устранить нарушения, указанные в представлении, не представляется возможным в связи с недостаточным объемом финансирования для приобретения учебников и учебных пособий.

Факт отсутствия учебников и учебных материалов на момент проведения проверки прокуратурой <адрес> нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и не отрицается административными ответчиками.

В то же время согласно ответу управления по вопросам образования администрации Михайловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ для обеспечения в полном объеме всех учеников МБОУ «СОШ <адрес>» учебниками необходимо: физическая культура: 5 класс – 38 шт., 6 класс – 47 шт., 7 класс – 48 шт., 9 класс – 15 шт.

Все учебники заказаны и будут в наличии до ДД.ММ.ГГГГ.

Представителем администрации Михайловского муниципального района <адрес>, МБОУ «СОШ пгт.Новошахтинский» представлен счет на оплату от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым МБОУ «СОШ пгт.Новошахтинский» (покупатель) приобрело в АО «Издательство «Просвещение» следующие учебники: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 Физическая культура. 8-9 классы. Учебник (Копылов), 2021 – 15 шт.; ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 Физическая культура. 5-7 классы. Учебник (Копылов), 2021 – 133 шт. на сумму 60 887,2 руб.

Счет был оплачен, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела учебники и учебные материалы закуплены образовательным учреждением в необходимом количестве.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Подпунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, основанием для признания бездействия незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.

При этом решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из изложенного следует, что решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Приведенные выводы соотносятся с положением ст.3 КАС РФ, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением ч.1 ст.4 КАС РФ, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Системное толкование приведенных положений закона позволяет сделать вывод, что в случае, когда на момент рассмотрения административного иска права административного истца восстановлены в полном объеме, с учетом разумного и фактически возможного их восстановления в сфере административных и иных публичных правоотношений, оснований для удовлетворения требований административного иска не имеется.

Административное процессуальное законодательство не содержит в себе института установления юридически значимого факта, которым по своей природе является решение суда о признании бездействия (действия или решения) незаконным в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом, а само решение об удовлетворении требований в условиях фактического восстановления прав лишено юридического смысла и последствий.

Право прокурора обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц, закрепленное ст.39 КАС РФ направлено на достижение цели восстановления прав граждан в сфере публичных правоотношений и урегулирования данной сферы публичных правоотношений. Отсутствие конкретных фактов нарушения прав граждан исключает удовлетворение административного искового заявления, поскольку данное обстоятельство является основанием для отказа в иске по правилам ч.2 ст.227 КАС РФ.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «СОШ пгт.Новошахтинский» Михайловского муниципального района <адрес>, администрации Михайловского муниципального района <адрес>, Министерству образования <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Михайловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Улайси В.В.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.