ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-5/20 от 20.01.2020 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Дело а-5/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 января 2020 года город Южно-Сахалинск

Сахалинский областной суд в составе:

председательствующего судьи Лихачевой С.А.,

при секретаре Даниловой Ю.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области к Региональному отделению в Сахалинской области Политической партии «Демократическая правовая Россия» о приостановлении деятельности,

у с т а н о в и л :

на основании решения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области от 22 августа 2013 года осуществлена государственная регистрация Регионального отделения в Сахалинской области Политической партии «Демократическая правовая Россия», о чем 30 августа 2013 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись.

25 ноября 2019 года Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области обратилось в суд с административным иском о приостановлении деятельности Регионального отделения в Сахалинской области Политической партии «Демократическая правовая Россия» на срок до шести месяцев, указав в обоснование заявленных требований на нарушение им пунктов 2, 4 и 5 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», а также на выявленный в результате проведенной проверки факт неосуществления административным ответчиком деятельности в соответствии с уставными целями и задачами, нарушение положений Устава.

В судебное заседание участвующие в деле лица не явились.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области о времени и месте рассмотрения дела извещено своевременно и в надлежащей форме посредством факсимильной связи.

Региональное отделение в Сахалинской области Политической партии «Демократическая правовая Россия» о времени и месте рассмотрения дела извещалось судом по юридическому адресу, однако почтовая корреспонденция возвратилась с отметкой отделения почтовой связи «Истек срок хранения». Сведений об изменении юридического адреса отделения политической партии не имеется. Кроме того, информация о времени и месте рассмотрения настоящего дела была заблаговременно размещена на сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области и на сайте Сахалинского областного суда.

При таких обстоятельствах, на основании части 7 статьи 150, части 2 статьи 100, части 3 статьи 263 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами», суд считает извещение административного ответчика о времени и месте рассмотрения дела надлежащим, в связи с чем рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административного иска.

Как следует из положений части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии.

Согласно статье 4 указанного Федерального закона цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе. Основными целями политической партии являются, в числе прочих, выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

Согласно части 5 статьи 27 этого же Федерального закона политическая партия, ее региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения обязаны информировать федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии, ее региональном отделении или ином зарегистрированном структурном подразделении.

Подпунктом «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения: фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

Согласно пункту 2 статьи 39 Федерального закона «О политических партиях» в случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов соответствующий территориальный орган выносит региональному отделению политической партии или иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок для их устранения, составляющий не менее одного месяца. В случае, если региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение территориального органа не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа на основании заявления соответствующего территориального органа.

В соответствии с частью 1 статьи 38 указанного Федерального закона контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.

Указанные органы вправе, в числе прочего, выносить политической партии, ее региональному отделению или иному зарегистрированному структурному подразделению письменное предупреждение (с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения) в случае осуществления ими деятельности, противоречащей положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом политической партии. Указанное предупреждение может быть обжаловано политической партией, ее региональным отделением или иным зарегистрированным структурным подразделением в суд (подпункт «в» пункта 1 статьи 38 Федерального закона № 95-ФЗ).

При этом уполномоченные органы вправе внести в суд заявление о приостановлении деятельности партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения после вынесения двух письменных предупреждений в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 статьи 38 настоящего Федерального закона, если эти предупреждения не были обжалованы в суд в установленном законом порядке или если они не признаны судом не основанными на законе. Заявление федерального уполномоченного органа или его территориального органа в суд о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения не может быть внесено в суд в период рассмотрения им жалоб на указанные предупреждения (пункт 3 статьи 39 Федерального закона).

Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Регионального отделения в Сахалинской области Политической партии «Демократическая правовая Россия», лицом, имеющим право без доверенности действовать от ее имени, является председатель Регионального политического совета Ф.И.О.3

Вместе с тем, в ходе проведенной административным истцом проверки установлено, что Ф.И.О.3 умер ДД.ММ.ГГГГ.

При этом в нарушение приведенного федерального законодательства федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган не проинформированы об изменении указанных сведений.

Из представленных материалов следует также, что в нарушение положений статьи 3 Федерального закона № 95-ФЗ и статей 5 и 6 Устава Политической партии «Демократическая правовая Россия» административный ответчик в период 2016-2018 годы в выборах различного уровня участие не принимал, кандидатов на выборные должности в органы государственной власти и органы местного самоуправления не выдвигал.

Кроме того: высший руководящий орган административного ответчика (пункты 2.1-2.4 статьи 26 Устава) сформирован с нарушением требований части 1 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку местные отделения политической партии отсутствуют, численность регионального отделения составляет 10 человек; в нарушение подпункта 4.2 пункта 4 статьи 26 Устава Региональный политический совет по истечении срока его полномочий (после 03 апреля 2016 года) не переизбран; в нарушение подпункта 4.10 пункта 4 статьи 26 Устава заседания Регионального политического совета не проводились; президиум регионального политического совета в нарушение подпунктов 9.1, 9.3 пункта 9 статьи 26 Устава не сформирован; в нарушение подпунктов 10.1, 10.2 пункта 10 статьи 26 Устава срок полномочий ревизионной комиссии истек 03 апреля 2016 года, периодичность проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности не соблюдается; периодичность проведения Конференций, заседаний Регионального политического совета, переизбрания по истечению срока Регионального политического совета председателя Регионального политического совета, Президиума Регионального политического совета, Ревизора не соблюдается; требования пункта 1 статьи 11 Устава к порядку приема и учета членов регионального отделения не соблюдены, достоверность сведений о численности членов, состоящих на учете в региональном отделении, в том числе соответствие данных о членах политической партии требованиям статьи 23 Федерального закона № 95-ФЗ не подтверждены.

Указанные нарушения послужили основанием для направления 12 февраля 2019 года и 10 апреля 2019 года в адрес административного ответчика уполномоченным органом предупреждений об устранении допущенных нарушений, которыми установлен срок до 02 апреля 2019 года и до 11 июня 2019 года, соответственно, для их устранения. Данные предупреждения возвращены в адрес отправителя по причине истечения срока хранения

В установленный срок указанные недостатки не устранены, предупреждения не обжалованы.

При изложенных обстоятельствах, а также учитывая, что Политическая партия «Демократическая правовая Россия» находится в стадии ликвидации, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для приостановления деятельности административного ответчика на срок три месяца.

При этом суд не может согласиться с доводами административного истца о нарушении региональным отделением положений абзаца 2 пункта 2 статьи 27 Федерального закона № 95-ФЗ, поскольку установленный им срок подачи региональным отделением политической партии в территориальный орган информации о продолжении своей деятельности (один раз в три года) на момент проведения проверки не истек (последние сведения поступили в орган 29 декабря 2016 года).

Пункт 4 этой же статьи утратил силу с 06 августа 2019 года, в связи с чем основанием для приостановления деятельности регионального отделения политической партии являться не может.

Кроме того, данные нарушения не указаны в предупреждениях, поименованных выше.

Между тем при наличии иных установленных судом оснований для приостановления деятельности регионального отделения политической партии, административный иск подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области о приостановлении деятельности Регионального отделения в Сахалинской области Политической партии «Демократическая правовая Россия» удовлетворить.

Приостановить деятельность Регионального отделения в Сахалинской области Политической партии «Демократическая правовая Россия» на срок три месяца.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Сахалинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 20 января 2020 года.

Судья С.А.Лихачева