ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-6011/202118И от 18.06.2021 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело а-6011/2021 18 июня 2021 года

47RS0-13

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

Всеволожский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Береза С.В.

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «УК «Сервис+» к администрации МО «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> о признании незаконными бездействия, обязании произвести действия,

УСТАНОВИЛ:

Уточнив административные исковые требования в порядке ст.46 КАС РФ, ООО «УК «Сервис+» обратилось в суд с административным иском к администрации МО «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, в обоснование требований указав, что ООО «УК «Сервис+» осуществляет управление многоквартирными домами по адресу: <адрес>: <адрес>А, <адрес> (основание - протокол общего внеочередного собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ); <адрес>А, <адрес> (основание - протокол общего внеочередного собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ); <адрес>А, <адрес> (основание - протокол общего внеочередного собрания собственников помещений К от ДД.ММ.ГГГГ); <адрес>А, <адрес> (основание - протокол общего внеочередного собрания собственников помещений К от ДД.ММ.ГГГГ); <адрес>А, <адрес> (основание - протокол общего внеочередного собрания собственников помещений /ЗК от ДД.ММ.ГГГГ); <адрес>А, <адрес> (основание - протокол общего внеочередного собрания собственников помещений К от ДД.ММ.ГГГГ); <адрес>А, <адрес> (основание - протокол общего внеочередного собрания собственников помещений К от ДД.ММ.ГГГГ); <адрес>А, <адрес> (основание - протокол общего внеочередного собрания собственников помещений К от ДД.ММ.ГГГГ). Оказание коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению осуществляется в том числе с использованием следующих сооружений: 1) <адрес> А, <адрес> 2: внутриплощадочные сети пожарно-питьевого водопровода протяженностью 571 м.; сети ливневой канализации протяженностью 278.1 м.; сети хозяйственно-бытовой канализации протяженностью 496.6 м.; 2) <адрес>А, <адрес>: внутриплощадочные сети пожарно-питьевого водопровода протяженностью 1182.4 м.; сети ливневой канализации протяженностью 1492.9 м.; сети хозяйственно-бытовой канализации протяженностью 744.3 м. Данные сооружения расположены на разных земельных участках и необходимы для обеспечения коммунальными услугами нескольких многоквартирных домов. При этом указанные сооружения не находятся на балансовой принадлежности ни у управляющей организации, ни у ресурсоснабжающей организации, они не входят во внутридомовую инженерную сеть согласно техническому паспорту. Сооружения не относятся к общему имуществу многоквартирного дома, за содержание которого несет ответственность управляющая организация (в соответствии со статьей 161 ЖК РФ). Кроме того, они не поставлены на кадастровый учет и не имеют собственника.

В связи с указанными обстоятельствами административный истец полагает, что данные объекты недвижимости являются бесхозяйными вещами и должны быть приняты на учет администрацией МО «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>.

Административный истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец направил заявление административному ответчику, в котором просил административного ответчика принять меры к постановке на учет объектов в качестве бесхозяйных недвижимых вещей и передать их на обслуживание гарантирующей организации (организации, которая осуществляет холодное водоснабжение и (или) водоотведение). До дня подачи административного искового заявления ответа на заявление получено не было.

По мнению административного истца, законодательством установлена обязанность органа местного самоуправления принять на учет в качестве бесхозяйной вещи объект централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения. Административный истец считает, что бездействиями административного ответчика нарушены его права и законные интересы, в связи с чем, просит суд:

- С даты ввода МКД в эксплуатацию по день вынесения решения суда признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Муринское городское поселение», выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, не передаче на обслуживание гарантирующей организации (организации, которая осуществляет холодное водоснабжение и (или) водоотведение) следующих объектов:

- внутриплощадочные сети пожарно-питьевого водопровода протяженностью 571 м.; сети ливневой канализации протяженностью 278.1 м.; сети хозяйственно-бытовой канализации протяженностью 496.6 м. (расположенные по адресу: <адрес> А, <адрес> 2);

- внутриплощадочные сети пожарно-питьевого водопровода протяженностью 1182.4 м.; сети ливневой канализации протяженностью 1492.9 м.; сети хозяйственно-бытовой канализации протяженностью 744.3 м. (расположенные по адресу: <адрес>А, корпуса с 1 по 6) (далее Объекты);

- Обязать Администрацию муниципального образования «Муринское городское поселение» признать Объекты бесхозяйными вещами;

- Обязать Администрацию муниципального образования «Муринское городское поселение» передать Объекты на обслуживание гарантирующей организации (организации, которая осуществляет холодное водоснабжение и (или) водоотведение).

Определением судьи Всеволожского городского суда <адрес>ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление принято к производству суда.

Распоряжением председателя Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ настоящее административное дело передано на рассмотрение судье Береза С.В.

Определением судьи Всеволожского городского суда <адрес> Береза С.В. от ДД.ММ.ГГГГ административное дело принято к своему производству.

В настоящем судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные административные исковые требования, просил суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика просил отказать в удовлетворении административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению государственным имуществом <адрес>, извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела путем направления судебной повестки почтовым отправлением 18864060088038, ДД.ММ.ГГГГ – вручено адресату, в настоящее судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, представил письменные возражения на административный иск, в которых также просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, применительно к положениям ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ.

Выслушав мнение сторон, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Материалами административного дела установлено, что ООО «УК «Сервис+» осуществляет управление многоквартирными домами по адресу: <адрес>: <адрес>А, <адрес>; <адрес>А, <адрес>; <адрес>А, <адрес>; <адрес>А, <адрес>; <адрес>А, <адрес>; <адрес>А, <адрес>; <адрес>А, <адрес>; <адрес>А, <адрес>, в доказательство чего представлены сведения из реестра объектов жилищного фонда ФГИС ЖКХ, протоколы общих собраний собственников указанных жилых домов.

Оказание коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению осуществляется в том числе с использованием следующих сооружений: 1) <адрес> А, <адрес> 2: внутриплощадочные сети пожарно-питьевого водопровода протяженностью 571 м.; сети ливневой канализации протяженностью 278.1 м.; сети хозяйственно-бытовой канализации протяженностью 496.6 м.; 2) <адрес>А, <адрес>: внутриплощадочные сети пожарно-питьевого водопровода протяженностью 1182.4 м.; сети ливневой канализации протяженностью 1492.9 м.; сети хозяйственно-бытовой канализации протяженностью 744.3 м.

Административным истцом представлены технические планы следующих сооружений: Сети хозяйственно-бытовой канализации протяженностью 496,6 м., расположенных по адресу: <адрес>, площадь Привокзальная, год завершения строительства 2012; Сети хозяйственно-бытовой канализации протяженностью 744,3 м., расположенных по адресу: <адрес>, площадь Привокзальная, год завершения строительства 2010; Сети ливневой канализации протяженностью 278,1 м., расположенных по адресу: <адрес>, площадь Привокзальная, год завершения строительства 2012; Сети хозяйственно-бытовой канализации протяженностью 1492,9 м., расположенных по адресу: <адрес>, площадь Привокзальная, год завершения строительства 2010; Сети внутриплощадочного пожарно-питьевого водопровода протяженностью 571,0 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, площадь Привокзальная, год завершения строительства 2010; Сети внутриплощадочного пожарно-питьевого водопровода протяженностью 1182,4 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, площадь Привокзальная, год завершения строительства 2010.

Согласно ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Частью 3 указанной статьи установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности.

Представитель административного ответчика в письменных возражениях указал, что строительство многоквартирных домов, а также возведение коммуникаций (сетей водоснабжения и водоотведения) осуществляюсь ООО «Аспект».

В материалы административного дела не представлены документы, подтверждающие постановку на кадастровый учет инженерных систем, регистрацию за ООО «Аспект» права собственности на инженерные системы или регистрацию права собственности на них за иными лицами, а также доказательства пользования указанным обществом инженерными сетями.

В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что спорные инженерные системы обладают признаками бесхозяйного имущества.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения.

Приказом Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, который в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусматривает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).

Согласно п.3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; исполнительного органа государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

По смыслу указанной правовой нормы, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, при наличии у недвижимого имущества признаков бесхозяйной вещи, он обязан совершить данные действия. Законодательство разделяет обязанность органов местного самоуправления заниматься судьбой выявленных бесхозяйных вещей и обязанность исполнения отдельных полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения.

При этом отсутствие государственной регистрации права собственности на спорные объекты само по себе не может являться основанием для признания их бесхозяйными.

Как следует из материалов административного дела, ООО «УК «Сервис+» в письме, входящий от ДД.ММ.ГГГГ, сообщило администрации МО «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> о выявленных сетях водоснабжения и водоотведения, которые обладали признаками бесхозяйного имущества. Однако административным ответчиком в нарушение ст.62 КАС РФ не были представлены доказательства принятия мер по постановке сетей на учет в качестве бесхозяйного имущества, что свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления возложенных на него функций.

Согласно п.5 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Доказательства передачи инженерных сетей на обслуживание организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение административным ответчиком в нарушение ст.62 КАС РФ не представлены.

Таким образом, суд приходит к выводу о незаконном бездействии администрации МО «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, выразившиеся в не принятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, не передаче на обслуживание гарантирующей организации (организации, которая осуществляет холодное водоснабжение и (или) водоотведение) следующих объектов:

- внутриплощадочные сети пожарно-питьевого водопровода, протяженностью 571 м.; сети ливневой канализации, протяженностью 278 м.; сети хозяйственно-бытовой канализации, протяженностью 496,6 м. (расположенные по адресу: <адрес>А, корпуса 1 и 2);

- внутриплощадочные сети пожарно-питьевого водопровода, протяженностью 1182,4 м.; сети ливневой канализации, протяженностью 1492,9 м.; сети хозяйственно-бытовой канализации, протяженностью 744,3 м. (расположенные по адресу: <адрес>А, корпуса с 1 по 6).

В связи с изложенным административные исковые требования ООО «УК «Сервис+» в указанной части подлежат удовлетворению.

Применительно к положению ст.ст.178, 227 КАС РФ суд полагает нужным обязать администрацию МО «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, не позднее 1 месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, по передаче на обслуживание гарантирующей организации (организации, которая осуществляет холодное водоснабжение и (или) водоотведение) следующих объектов:

- внутриплощадочные сети пожарно-питьевого водопровода, протяженностью 571 м.; сети ливневой канализации, протяженностью 278 м.; сети хозяйственно-бытовой канализации, протяженностью 496,6 м. (расположенные по адресу: <адрес>А, корпуса 1 и 2);

- внутриплощадочные сети пожарно-питьевого водопровода, протяженностью 1182,4 м.; сети ливневой канализации, протяженностью 1492,9 м.; сети хозяйственно-бытовой канализации, протяженностью 744,3 м. (расположенные по адресу: <адрес>А, корпуса с 1 по 6).

По смыслу ч.1 ст.225 ГК РФ, любая вещь, отвечающая признакам, указанным данной норме, является бесхозяйной. Администрация МО «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> не имеет полномочий по признанию инженерных сетей бесхозяйными объектами, в связи с чем административные исковые требования в указанной части не подлежат удовлетворению.

Таким образом, административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по вышеизложенным судом основаниям.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 150, 218-227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ООО «УК «Сервис+» к администрации МО «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> о признании незаконными бездействия, обязании произвести действия – удовлетворить частично.

Признать незаконными бездействия администрации МО «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, выразившиеся в не принятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, не передаче на обслуживание гарантирующей организации (организации, которая осуществляет холодное водоснабжение и (или) водоотведение) следующих объектов:

- внутриплощадочные сети пожарно-питьевого водопровода, протяженностью 571 м.; сети ливневой канализации, протяженностью 278 м.; сети хозяйственно-бытовой канализации, протяженностью 496,6 м. (расположенные по адресу: <адрес>А, корпуса 1 и 2);

- внутриплощадочные сети пожарно-питьевого водопровода, протяженностью 1182,4 м.; сети ливневой канализации, протяженностью 1492,9 м.; сети хозяйственно-бытовой канализации, протяженностью 744,3 м. (расположенные по адресу: <адрес>А, корпуса с 1 по 6).

Обязать администрацию МО «Муринское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, не позднее 1 месяца со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей, по передаче на обслуживание гарантирующей организации (организации, которая осуществляет холодное водоснабжение и (или) водоотведение) следующих объектов:

- внутриплощадочные сети пожарно-питьевого водопровода, протяженностью 571 м.; сети ливневой канализации, протяженностью 278 м.; сети хозяйственно-бытовой канализации, протяженностью 496,6 м. (расположенные по адресу: <адрес>А, корпуса 1 и 2);

- внутриплощадочные сети пожарно-питьевого водопровода, протяженностью 1182,4 м.; сети ливневой канализации, протяженностью 1492,9 м.; сети хозяйственно-бытовой канализации, протяженностью 744,3 м. (расположенные по адресу: <адрес>А, корпуса с 1 по 6).

В удовлетворении административных исковых требований ООО «УК «Сервис+» в остальной части – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.

Судья: