ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-6054/202026 от 26.11.2020 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело а-6054/2020 26 ноября 2020 года

47RS0-17

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

Всеволожский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Береза С.В.

при секретаре ФИО4

с участием заместителя Всеволожского городского прокурора <адрес>ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к совету депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> о признании незаконным решения, обязании произвести действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к совету депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, в обоснование требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ советом депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> принято решение, в соответствии с которым Представление Всеволожской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ признано обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Решение поступило ФИО2 на электронную почту ДД.ММ.ГГГГ.

Поводом для принятия данного решения советом депутатов послужило Представление Всеволожского городского прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», в соответствии с которым совету депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> предложено рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО2

Позиция Всеволожского городского прокурора, изложенная в представлении, противоречит требованиям инструкции по заполнению справки о расходах.

Доводы, изложенные в представлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а вывод об обязательности государственной регистрации дополнительного соглашения к договору займа противоречит действующему законодательству.

Признавая представление обоснованным, совет депутатов не провел проверку изложенных в нем фактов, что привело к принятию необоснованного и незаконного решения об удовлетворении оспариваемого представления Всеволожского городского прокурора <адрес>, в связи с чем административный истец просит суд:

- признать незаконным решение совета депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении представления Всеволожской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ»;

- обязать совет депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> отменить решение совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении представления Всеволожской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ».

В настоящем судебном заседании административный истец, а также его представитель поддержали заявленные административные исковые требования, просили суд их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – совета депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> просил отказать в удовлетворении административных исковых требований, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица - Всеволожской городской прокуратуры – заместитель Всеволожского городского прокурора <адрес>ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, полагая их необоснованными, полагая, что оспариваемым решением интересы административного истца не нарушаются, ФИО2 является ненадлежащим административным истцом по делу.

Заинтересованное лицо Всеволожский городской прокурор ФИО6 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представлено заявление о рассмотрении административного дела в его отсутствие.

При таких обстоятельствах, суд применительно к положениям ст.ст.150, 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотрение административного дела в отсутствие не явившегося заинтересованного лица.

Выслушав мнение участников процесса, изучив и оценив материалы административного дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.

В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Согласно п.10 ст.35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ, п.1 ст.19 устава муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, утвержденного решением совета депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ г. №131-ФЗ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Согласно п.9 ст.19 Устава МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> установлено, что порядок созыва и работы постоянных. рабочих и временных комиссий совета депутатов определяется регламентом совета депутатов.

Регламент утвержден решением совета депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.27 Устава муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, решение совета депутатов, должно, как правило, содержать краткое законодательные обоснование со ссылкой на законодательные и нормативные акты (27.1).

Абзацем 2 части 10 статьи 19 Устава муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> установлено, что внеочередные заседания созываются главой муниципального образования по собственной инициативе, на основании обращения главы администрации, на основании обращения не менее 1/3 депутатов совета депутатов.

Эти же положения закреплены в абзаце 3 статьи 12 Регламента совета депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>.

Согласно ст.13 Регламента, утвержденного решением совета депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, председатель совета депутатов или заместитель председателя совета депутатов не позднее, чем за три дня до заседания доводит до сведений депутатов информацию о времени и месте заседании, а также о вопросах, выносимых на рассмотрение совета депутатов. По вопросам, выносимым на рассмотрение совета депутатов, заместитель председателя совета депутатов в указанные сроки организует предоставление депутатам проектов решений, других документов и необходимых материалов.

Согласно ст.14 Регламента, утвержденного решением совета депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заседание совета депутатов правомочно, если на нем присутствовало не менее 8 депутатов.

Согласно ст.15 Регламента, утвержденного решением совета депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заседания совета депутатов проводятся гласно и носят открытый характер. Совет депутатов вправе принять решение о проведении закрытого голосования. Представители органов прокуратуры вправе присутствовать на любых. в том числе закрытых заседаниях совета депутатов и его органов.

Согласно ст.22 Регламента, утвержденного решением совета депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, текст проекта и документы к нему направляются в совет депутатов на имя председателя совета депутатов. Регистрация проекта в совете депутатов осуществляется не позднее пяти дней с момента его поступления. После регистрации проект незамедлительно направляется председателю совета депутатов и Всеволожскому городскому прокурору для проведения юридической (правовой) и антикоррупционной экспертиз. Совет депутатов по проекту принимает одно из следующих решений: а) принять; б) отклонить), в) принять за основу с внесением изменений. Решение совета депутатов о принятии проекта, а также о принятии поправок к проекту принимается большинством голосов от установленного числа депутатов.

Согласно ст.24 Регламента, утвержденного решением совета депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, к проекту прилагаются следующие документы: пояснительная записка, в которой обосновывается необходимость его принятия, а также правовые основания принятия проекта; справка о состоянии законодательства в сфере нормативного регулирования. Проект и все приложения к нему предоставляются в бумажном виде и на электронном носителе.

Согласно ст.25 Регламента, утвержденного решением совета депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, повестка дня заседания совета депутатов утверждается по представлению председателя совета депутатов на основе поступивших заблаговременно предложений от депутатов, организаций и лиц, названных в ст.22 Регламента. В повестку дня заседания включаются вопросы, по которым имеются проекты решений.

Согласно ст.27 Регламента, утвержденного решением совета депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, принятие решений на заседаниях совета депутатов осуществляется открытым голосованием. Решения совета депутатов подписывает глава муниципального образования, а в его отсутствие – заместитель председателя совета депутатов, официально уполномоченный на это главой муниципального образования.

Согласно ст.30 Регламента, утвержденного решением совета депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, информация о заседаниях совета депутатов публикуется в муниципальных средствах массовой информации.

Согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (п.1 ст.24).

По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п.2 ст.21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п.1 ст.21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд (Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О).

Материалами административного дела установлено, что решением от ДД.ММ.ГГГГ совета депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, ФИО2 избран главой муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Всеволожской городской прокуратурой <адрес> в адрес совета депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, согласно которому Всеволожской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения главой муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение, депутатом совета депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» ФИО2 обязанностей, установленных антикоррупционным законодательством. Согласно положениям ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 273-ФЗ лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Проверкой установлено, что согласно разделу 6.2 «Срочные обязательства финансового характера» справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - Справка доходах), предоставленной ФИО2 за 2016 год, занимавшим на момент должность и.о. главы администрации МО «Кузьмоловское городское поселение», им с ФИО7ДД.ММ.ГГГГ заключен договор займа . Согласно указанному договору, ФИО7 предоставил ФИО8 денежные средства в размере <данные изъяты> рублей. В разделе 2 «Сведения о расходах» денежные средства, полученные указанному договору займа, отражены в качестве средств, за счет которых приобретен автомобиль BMW 740 LD XDRIVE. Вместе с тем, в разделе 1 «Сведения о доходах» Справки о доходах доход по договору займа в размере <данные изъяты> рублей не отражен. Кроме того, согласно графе 6 «Условия обязательства» раздела «Срочные обязательства финансового характера» Справках о доходах за 2016, 2017, 2018 годы процентная ставка по договору займа от ДД.ММ.ГГГГ составляет 0,00 %. Вместе с тем, данная информация является недостоверной, так как согласно дополнительному соглашению к указанному договору от ДД.ММ.ГГГГ на сумму займа начисляются проценты за использование займа. Величина процентов, подлежащих уплате заемщиком заимодавцу по настоящему договору составляет: с первого по третий месяц предоставления части суммы займа в размере 2 % в месяц от суммы займа и <данные изъяты> рублей ежемесячно, начиная с четвертого месяца в размере 2 % в месяц от предоставленной суммы. Таким образом, за время пользования денежными средствами, предоставленными ФИО7 по договору займа, у ФИО2 возникли обязательства по оплате процентов начисляемых на выданную сумму в размере 5 <данные изъяты> рублей. Соответственно, указанная информация в Справках о доходах не отражена. Договор займа г. от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительное соглашение к нему зарегистрированы во Всеволожском отделе Управления Росреестра по <адрес>, дополнительные соглашения об исключении обязанности по оплате процентов отсутствуют. Также, согласно разделу 2 «Сведения о расходах» Справки о доходах, представленной ФИО2 за 2016 год, по договору купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ им приобретен земельный участок площадью 500 кв.м, и двухэтажный жилой дом площадью 163,4 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, д. Кирполье, <адрес>. Сумма указанной сделки составляет <данные изъяты> рублей. В качестве источника получения средств, за счет которых приобретено имущество, ФИО2 указано погашение ООО «Аква Норд-Вест» долга по а:говору на выполнение предпроектных и проектных работ г. от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, обязанность по выплате которых возникла у общества на основании договора уступки права требования от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии со строкой 9 раздела 6.2 «Срочные обязательства финансового характера» Справки о доходах ФИО2 ООО «Аква Норд-Вест» в 2015 году выдан займ в размере 12171364 рублей, который значительно превышает доход, полученный им за 2015 год - <данные изъяты> рублей. Кроме того, согласно выписке из ЕГРЮЛ ФИО2 до ДД.ММ.ГГГГ являлся генеральным директором и учредителем ООО «Аква Норд-Вест». Кроме того, согласно выписке из ЕГРЮЛ ФИО2 до ДД.ММ.ГГГГ являлся генеральным директором и учредителем ООО «Аква Норд-Вест». Всеволожской городской прокуратурой в адрес ФИО2, ФИО24 и генерального директора ООО «Аква Норд-Вест» неоднократно направлялись требования о предоставлении вышеуказанных договоров, а также дачи объяснений по существу заключения указанных ранее договоров. Вместе с тем, в нарушение ч.3 ст.6 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» данными лицами истребуемые договоры не представлены, явка в городскую прокуратуру не обеспечена, требования прокурора не исполнены. Таким образом, законность источников получения денежных средств, за счет которых приобретено имущество на общую сумму <данные изъяты> рублей, не нашла своего подтверждения. В соответствии со ст. 13.1 Закона г. №273-ФЗ, лицо, замещающее муниципальную должность, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления им сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами. В соответствии с ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Основанием прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления является любое несоблюдение депутатом ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и г. №230-ФЗ ДД.ММ.ГГГГ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» г. №230-ФЗ, возможность сокращения этих оснований представительным органом местного самоуправления не предусмотрена. Выявленные нарушения в своей совокупности препятствуют достижению лелей, поставленных перед органами местного самоуправления в сфере противодействия коррупции, дискредитирует их в глазах общественности и способствует росту социальной напряженности среди населения. Основными причинами выявленных нарушений послужило ненадлежащее исполнение вышеуказанных обязанностей главой МО «Кузьмоловское городское поселение» депутатом МО «Кузьмоловское городское поселение» ФИО2 На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Всеволожский городской прокурор <адрес> требовал безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя Всеволожской городской прокуратуры; о времени и месте рассмотрения представления уведомить прокуратуру; рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата МО «Кузьмоловское городское поселение» <адрес>ФИО2; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить во Всеволожскую городскую прокуратуру в письменном виде в установленный законом месячный срок.

Группа депутатов (пять человек) совета депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> обратилась с письмом от ДД.ММ.ГГГГ, входящий в совет депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, в котором просила в соответствии с регламентом совета депутатов назначить и провести внеочередное заседание совета на ДД.ММ.ГГГГ в 17.00 часов в помещении совета депутатов, повестка дня и проект решения приложены.

В материалы настоящего дела стороной административного ответчика повестка дня на данное обращение группы депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, не представлена.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ главы муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО2, в связи с поступлением заявления ДД.ММ.ГГГГ в совет депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» по инициативе депутатов совета депутатов ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 о созыве на ДД.ММ.ГГГГ на 17 часов внеочередного заседания совета депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, с повесткой заседания «О рассмотрении представления от ДД.ММ.ГГГГ Всеволожской городской прокуратуры «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», назначено внеочередное заседание совета депутатов по инициативе депутатов совета депутатов ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 с вопросом повестки дня: «О рассмотрении представления от ДД.ММ.ГГГГ Всеволожской городской прокуратуры «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» на ДД.ММ.ГГГГ на 17.00 часов.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ, исходящий совет депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> уведомил Всеволожского городского прокурора дате и времени внеочередного заседания совета депутатов, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ на 17 часов 00 минут, приложив копию вышеуказанного распоряжения.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исходящий к <адрес>ФИО14 обратилась группа депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> (пять человек), в котором указали, что в совет депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> поступило представление Всеволожской городской прокуратуры <адрес> об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции. По результатам рассмотрения указанного представления совет депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> пришел к выводу о том, что согласно п.4 ч.2 ст.74.1 и ч.7.1 ст.40 Федерального закона Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», нарушения, допущенные ФИО2 являются основанием для удаления его в отставку с должности главы муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> и прекращения им полномочий депутата муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>.

К указанному обращению, в том числе, был приложен проект решения «Об удалении в отставку главы муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО2 и досрочном прекращении его полномочий».

В материалы административного дела представлен проект решения, аналогичный представленному ДД.ММ.ГГГГ в совет депутатов муниципального образования» Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ главы муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО2, перенесено внеочередное заседание совета депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> по инициативе депутатов ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 с вопросом повестки дня: «О рассмотрении представления от ДД.ММ.ГГГГ Всеволожской городской прокуратуры «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» на ДД.ММ.ГГГГ на 17 часов в зале заседаний по адресу: <адрес>-Г.

Согласно отчету об отправлении ДД.ММ.ГГГГ в 18 часов 09 минут советом депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> с адреса электронной почты kuzmolovo-sov.dep@yandex.ru в адрес получателей ФИО15, ФИО10, ФИО9, ФИО16, ФИО11, ФИО21, ФИО13 направлены в электронном виде файлы с наименованием «Проект решения об удалении в…», «Повестка дня», «Проект решения о рассмотрении». В подписи указано «Коллеги, направляю Вам повестку дня внеочередного заседания совета депутатов МО и проекты решений. Прошу ознакомиться. Заседание совета состоится завтра в 17:00. Прошу всех присутствовать.»

Из протокола внеочередного заседания совета депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что присутствует 12 депутатов из 15 депутатов, кворум, в соответствии со статьей 14 Устава муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение Всеволожского муниципального района <адрес> имеется, указанное обстоятельство также подтверждается листом регистрации. До начала заседания совета депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО2 дополнил раздаточный материал депутатам муниципального образования по второму вопросу повестки дня заседания совета депутатов «Позицией главы муниципального образования к проекту решения совета депутатов «Об удалении в отставку главы муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО2 и досрочном прекращении его полномочий» и письмом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исходящий .

Из справки, приложенной к Позиции главы МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО2 следует, что три довода, изложенных в представлении Всеволожского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, противоречат нормативным правовым актам и сведениям документов, которые были исследованы при проведении проверки в отношении ФИО2

Согласно представленному списку депутатов заседания совета депутатов МО ДД.ММ.ГГГГ в 17:00 (внеочередное), на заседании совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали депутаты совета депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО2, ФИО17, ФИО18

Также из протокола внеочередного заседания следует, что в повестку дня включены вопросы:

1) о рассмотрении представления от ДД.ММ.ГГГГ Всеволожской городской прокуратуры «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции»;

2) об удалении в отставку главы муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО2 и досрочном прекращении его полномочий.

К представленной в материалы дела повестке дня приложен проект решения совета депутатов о рассмотрении представления от ДД.ММ.ГГГГ Всеволожской городской прокуратуры «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции».

До начала заседания совета депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО2 дополнил раздаточный материал депутатов муниципального образования по второму вопросу повестки дня заседания совета «Позицией главы муниципального образования к проекту решения совета депутатов «Об удалении в отставку главы муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО2 и досрочном прекращении его полномочий» и письмом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. На заседании совета депутатов муниципального образования ФИО2 не присутствовал.

Данные обстоятельства не отрицались административным истцом ФИО2 в ходе рассмотрения настоящего административного дела.

Большинством голосов «за» - 12 депутатов в повестку дня внеочередного заседания совета депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> включено два вопроса, указанные судом выше.

Депутаты приступили к обсуждению первого вопроса повестки дня.

Старший помощник Всеволожского городского прокурора ФИО19 пояснила, что ФИО2 явился в прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ, от дачи объяснений отказался, сославшись на ст.51 Конституции РФ, документы представлены не были. Второй раз ФИО2 был в прокуратуре ДД.ММ.ГГГГ, ознакомился с материалами проверки, от объяснений отказался, документы не предоставил.

Далее ФИО19 пояснила, что ФИО2 не смог предоставить документы и дать объяснения по договору на выполнение предпроектных работ и проектных работ с ООО «АНВ» на сумму более 11 млн. рублей, обязанность по выплате которых возникла у общества на основании договора уступки. Из объяснений генерального директора «АНВ» ФИО20 денежные средства ФИО2 не выдавались, оплата работ производилась «АНВ». Также ФИО20, как генеральным директором, решение о заключении договора уступки не принималось. Принимая во внимание объяснения генерального директора ООО «АНВ», прокуратура поддерживает в полном объеме направленное ранее представление в отношении ФИО2

Председатель заседания совета депутатов ФИО21 зачитал письмо от ДД.ММ.ГГГГ исходящий номер ип-449/2020 Вице-губернатора <адрес> в ответ на обращение совета депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> об удалении в отставку <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ входящий .

В указанном письме содержатся выводы о том, что администрация Губернатора и <адрес> по результатам обращения совета депутатов пришла к выводу о том, что антикоррупционным законодательством не установлен запрет для лиц, замещающих муниципальные должности, на заключение договоров займа с юридическими лицами. Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015 и 2016 годы заполнены в соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей справки в 2017 г. (за отчетный 2016 г.), направленных письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/В-9843. Нарушений действующего законодательства в части недостоверности заполнения сведений в Справке не установлено. В отношении ФИО2 основания для применения мер ответственности, предусмотренных законодательством, за нарушения, допущенные им в статусе исполняющего обязанности главы администрации муниципального образования, не имеет правовых оснований. Основания для лишения ФИО2 статуса депутата и главы муниципального образования не усматривается.

Аналогичные выводы содержатся в письме <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, исходящий по результатам рассмотрения обращения главы МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>.

Председатель заседания совета депутатов ФИО21 предложил голосовать за удовлетворение представления.

Рассмотрев первый вопрос повестки дня «О рассмотрении представления от ДД.ММ.ГГГГ Всеволожской городской прокуратуры «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции» большинством голосов «за» - 11 «против» - 0, «воздержались» - 1, приняли проект решения.

ДД.ММ.ГГГГ совет депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, рассмотрев представление Всеволожского городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ, принял решение, в соответствии с пунктом 1 которого представление Всеволожского городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ признано обоснованным и подлежащим удовлетворению; пунктом 2 установлено, что решение вступает в силу с момента его принятия; пунктом 3 установлено, что решение подлежит опубликованию в официальном печатном издании МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> не позднее пяти дней со дня его принятия.

Указанное решение совета депутатов административный истец просит признать незаконным по основаниям, изложенным в административном иске.

В соответствии с ч.1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу ч.2 указанной статьи обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Административный ответчик в материалы административного дела не доказательства поступления в адрес совета депутатов проекта решения совета депутатов «О рассмотрении представления от ДД.ММ.ГГГГ Всеволожской городской прокуратуры «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», пояснительной записки, в которой обосновывается необходимость его принятия, а также правовые основания принятия проекта, справки о состоянии законодательства в сфере нормативного регулирования.

Поскольку в материалы дела не представлено доказательств заблаговременного поступления в совет депутатов вышеуказанного проекта решения совета депутатов, отсутствовали основания для включения в повестку дня вопроса о принятии решения совета депутатов «О рассмотрении представления от ДД.ММ.ГГГГ Всеволожской городской прокуратуры «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции».

Также в материалы дела не представлены доказательства тождественности проекта решения совета депутатов «О рассмотрении представления от ДД.ММ.ГГГГ Всеволожской городской прокуратуры «Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции», имеющегося в материалах дела, проекту решения совета депутатов, направленного депутатам совета депутатов по электронной почте ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных доказательств следует, что до сведений депутатов совета депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО17, ФИО18, информация о времени и месте заседании, а также о вопросах, выносимых на рассмотрение совета депутатов не была доведена. Суд учитывает, что другие депутаты совета депутатов, если и не присутствовали на заседании совета депутатов, то были извещены о дате и времени заседания совета депутатов по электронной почте.

Вместе с тем, депутаты совета депутатов были извещены о дате и времени заседания совета депутатов менее чем за день, что свидетельствует о нарушении порядка созыва заседания совета депутатов.

Как установлено выше, на заседании совета депутатов депутаты совета депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> голосовали по вопросу удовлетворения представления Всеволожского городского прокурора, а не по вопросу принятия проекта решения советом депутатов.

Вышеуказанные факты свидетельствует о нарушении положений Регламента, утвержденного решением совета депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, и порядка принятия оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ советом депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>

Депутатам совета депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> не был предложен для принятия проект решения совета об отказе в удовлетворении представления Всеволожского городского прокурора. Поскольку совет депутатов голосует за принятие проекта решения, депутаты совета депутатов фактически были лишены возможности принять решение об отказе в удовлетворении представления Всеволожского городского прокурора. В связи с этим, не принятие решения советом депутатов по результатам рассмотрения представления Всеволожского городского прокурора свидетельствовало бы о его не рассмотрении, что является нарушением положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О прокуратуре Российской Федерации".

Совет депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, приняв решение об удовлетворении представления Всеволожского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ пришел в выводу о том, что обстоятельства, изложенные в представлении нашли свое подтверждение, а потому имеются основания для принятия советом депутатов решения «Об удалении в отставку главы МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>ФИО2 и досрочном прекращении его полномочий».

Как указано выше, представление прокурора направлено на понуждение органа, которому оно адресовано, устранить допущенные нарушения.

Пунктом 2.1 ч.6 ст.36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьёй 74.1 данного Федерального закона.

Частью 1 статьи 74.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что представительный орган муниципального образования в соответствии с данным Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Следовательно, установление наличия либо отсутствия оснований для удаления главы муниципального образования в отставку относится к компетенции представительного органа муниципального образования.

Приведённое правовое регулирование позволяет сделать вывод о том, что применение к главе муниципального образования мер дисциплинарной ответственности является правом, а не обязанностью представительного органа муниципального образования и производится в законодательно установленном порядке.

Таким образом, совет депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> обязан был проверить доводы, изложенные в представлении, с учетом имеющихся и дополнительно представленных документов. Представительный орган местного самоуправления не связан доводами, изложенными в представлении прокурора.

В представлении Всеволожского городского прокурора совету депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> было предложено рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования, что соответствует вышеприведенным нормам. Административный ответчик имел полномочия для принятия решения об отказе в удовлетворении представления Всеволожского городского прокурора.

Из протокола внеочередного заседания совета депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что депутаты совета депутатов не исследовали обстоятельства, изложенные в представлении Всеволожского городского прокурора, а также имеющиеся в их распоряжении документы, не приняли во внимание доводы главы муниципального образования ФИО2, а также ответы <адрес> и Вице-губернатора <адрес>.

В нарушение положений ст.62 КАС РФ совет депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> не представил доказательств того, что обстоятельства, изложенные в представлении Всеволожского городского от ДД.ММ.ГГГГ имели место быть при исполнении ФИО2 своих должностных обязанностей и свидетельствуют о нарушении ФИО2 положений антикоррупционного законодательства.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что факты, установленные в ходе рассмотрения настоящего административного дела в совокупности свидетельствуют о незаконности решения совета депутатов МО «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении представления Всеволожской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ», что является основанием для удовлетворения административных исковых требований ФИО2

При этом суде не соглашается с позицией представителя заинтересованного лица Всеволожской городской прокуратуры <адрес>, о том, что права и законные интересы административного истца – ФИО2 оспариваемым решением совета депутатов не затронуты, так как он на дату рассмотрения настоящего дела на основании вступившего в законную силу решения Всеволожского городского суда <адрес>, является депутатом и председателем совета депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, так как советом депутатов принято соответствующее решение, что свидетельствует об отсутствии нарушения в настоящее время прав ФИО2 оспариваем решением совета депутатов, исходя из следующего.

В силу ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Частью 1 статьи 1 КАС РФ предусмотрено, что настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (определения от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О и др.).

Исходя из фактических обстоятельств настоящего дела, суд приходит к выводу о том, что права и законные интересы ФИО2 оспариваемым решением совета депутатов затронуты, что не позволяет суду прекратить производство по настоящему административному делу.

Действительно ФИО2 ранее обратился во Всеволожский городской суд <адрес> с административным иском к Всеволожскому городскому прокурору <адрес>ФИО6, Всеволожской городской прокуратуре <адрес>, старшему помощнику Всеволожского городского прокурора <адрес>ФИО22, <адрес> прокуратуре о признании незаконным Представления Всеволожской городской прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по итогам рассмотрения которого принято решение совета депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, которое оспаривается в настоящем деле.

Решением Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным представление Всеволожского городского прокурора <адрес>ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ.

Апелляционным Определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суд от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение Всеволожского городского суда <адрес> было отменено, с прекращением производства по административному делу, с указанием на отсутствие нарушения права ФИО2 оспариваемым Предписанием Всеволожской городской прокуратуры <адрес>.

В соответствии с ч.1 ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно ч.3 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представление об устранении нарушений закона.

Таким образом, положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не предусмотрены полномочия прокурора и его заместителя отзывать внесенное им представление.

Как следует из объяснений участников процесса, пояснений заместителя Всеволожского городского прокурора <адрес>ФИО5, ответа на запрос суда из совета депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, на дату принятия настоящего решения суда Представление Всеволожской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ не отозвано, а значит, при том положении, что решение Всеволожского городского суда <адрес> о признании представления незаконным отменено с прекращением производства по административному делу, в силу Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», оно является актом прокурорского реагирования, накладывающим на орган, в который оно внесено определенные обязанности.

Таким образом на день принятия настоящего решения суда, Представление Всеволожской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2, внесенное в совет депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, не признано судом незаконным, не отозвано из совета депутатов, что свидетельствует о том, что оспариваемое в настоящем деле ФИО2 решение совета депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении представления Всеволожской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ», которым данное представление удовлетворено, однозначно затрагивает права и законные интересы административного истца, в связи с чем производство по настоящему административному делу прекращению не подлежат.

Способ восстановления нарушенного права, предложенный административным истцом, не подлежит удовлетворению, как не основанный на нормах материального права, поскольку принятие судом решения о признании незаконным оспариваемого решения совета депутатов влечет его недействительность.

Исходя из положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О прокуратуре Российской Федерации" представительный орган местного самоуправления обязан в установленный срок рассмотреть внесенное прокурором представление и принять решение либо о его удовлетворении, либо об отказе в его удовлетворении.

В связи с чем, в соответствии с положениями ст.ст.178, 227 КАС РФ суд в качестве способа восстановления нарушенного права полагает нужным обязать совет депутатов «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> на ближайшем заседании, после вступления настоящего решения суда в законную силу, повторно рассмотреть представление Всеволожского городского прокурора – ФИО23 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2

Таким образом, административные исковые требования ФИО2 подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 218-227, 150 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФИО2 к совету депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> о признании незаконным решения, обязании произвести действия – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение совета депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении представления Всеволожской городской прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ».

Обязать совет депутатов муниципального образования «Кузьмоловское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> на ближайшем заседании, после вступлении настоящего решения суда в законную силу, повторно рассмотреть представление Всеволожского городского прокурора <адрес>ФИО23 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2.

В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 в остальной части – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.

Судья: