ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-6064/20 от 02.12.2020 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело а-6064/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Сочи 02 декабря 2020 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:

судьи Круглова Н.А.,

при секретаре судебного заседания Козловой К.В.,

с участием представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 и ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным отказ в государственной регистрации права собственности и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности,

установил:

ФИО2 и ФИО3 обратились в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным отказ в государственной регистрации права собственности и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности, в котором просит признать незаконным отказ в государственной регистрации права собственности на квартиру, общей площадь 43,4 кв. м, этаж: 2, местоположение: Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, кадастровый ; признать незаконным отказ в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение, общая площадь 17,6 кв. м., этаж: цокольный этаж №б/н, местоположение: Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, помещение , кадастровый ; обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на квартиру за ФИО3 на основании Заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов; обязать административного ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на нежилое помещение за ФИО3 на основании Заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.

В обоснование заявленных требований указал, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО2 обладает правом собственности на квартиру, общей площадь 43,4 кв.м, этаж: 2, местоположение: Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, кадастровый .

На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО2 обладает правом собственности на нежилое помещение, общая площадь 17,6 кв.м., этаж: цокольный этаж №б/н, местоположение: Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, помещение , кадастровый .

Между административными истцами ДД.ММ.ГГГГ был заключён договор дарения, в соответствии с условиями которого ФИО2 (Даритель) передаёт в собственность ФИО3 (Одаряемая), указанные выше объекты недвижимости: квартиру и нежилое помещение. Объекты недвижимости были переданы по акту приёма-передачи ДД.ММ.ГГГГ.

Обременений объектов недвижимости не имеется. Иных лиц, оспаривающих права административного истца ФИО3 на объект недвижимости, не имеется.

ДД.ММ.ГГГГ административными истцами через ГАУ <адрес> «Архангельский региональный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (отделение по городу Котласу) были поданы Заявления о государственной регистрации права собственности на квартиру и нежилое помещение, что подтверждается описями документов, принятых для оказания государственных услуг.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было направлено в адрес административных истцов сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности на квартиру, общей площадь 43,4 кв.м, этаж: 2, местоположение: Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, с указанием основания: не представлен правоустанавливающий документ.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было направлено в адрес административных истцов сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение, общая площадь 17,6 кв.м., этаж: цокольный этаж №б/н, местоположение: Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, помещение , с указанием основания: не представлен правоустанавливающий документ.

Административные истцы считают отказы в государственной регистрации права собственности на квартиру и нежилое помещение незаконными, поскольку они противоречат ст. 131 ГК РФ, ст.ст. 14, 18, 26, 27 закона «О государственной регистрации недвижимости» и нарушают их права и законные интересы.

В судебное заседание административные истцы ФИО2 и ФИО3 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины их неявки суду неизвестны.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю ФИО1 считает заявленные требования не основанными на законе, фактических обстоятельствах и не подлежащими удовлетворению. Суду пояснила, что экстерриториальный принцип подачи документов на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав - это возможность обращаться за регистрацией прав в офис приема-выдачи документов безотносительно места расположения объекта недвижимости. Такая возможность предусмотрена для заявителя вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Для оказания услуг по экстерриториальному принципу выделены отдельные офисы в каждом субъекте России. Административные истцы воспользовались данной услугой и ДД.ММ.ГГГГ подали документы через Государственное автономное учреждение <адрес> «Архангельский региональный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (отделение по городу Котласу). Пункт 213 приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 278 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество устанавливает, что основанием для начала административной процедуры является поступление государственному регистратору прав представленных заявителем документов, в том числе в виде электронных документов, электронных образов документов, созданных в соответствии с частью 13 статьи 18 Закона о регистрации. Однако, в полученных Управлением Росреестра по Краснодарскому краю записях КУВД , 23/1051001/2020-28, принятых экстерриториальным способом отсутствовали электронные образы правоустанавливающих документов, а именно, Договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, Акта приема- передачи от ДД.ММ.ГГГГ, то есть, в ходе правовой экспертизы установлено, что заявителями представлены заявления на регистрацию права, при этом не представлен правоустанавливающий документ. На основании и в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости государственная регистрация была приостановлена начиная с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, о чем заявители были уведомлены через Государственное автономное учреждение <адрес> «Архангельский региональный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (отделение по городу Котласу). Далее, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020г. и Приказом управления Росреестра по Краснодарскому краю №П/145-082-П от 08.05.2020г. срок приостановления регистрации продлен до 06.09.2020г. (в связи с переходом на новый программный комплекс). ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с истечением срока приостановления и неустранением приведенных в уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации права собственности, в том числе в связи с тем, что не представлен правоустанавливающий документ, заявителям было отказано. На основании изложенного просила суд административное исковое заявление оставить без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 140 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае разбирательства административного дела в судебном заседании о времени и месте судебного заседания обязательно извещаются лица, участвующие в деле, иные участники судебного разбирательства.

Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (части 2, 6, 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии со статьей 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав доводы и возражения представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит требования административных истцов не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно статье 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости.

Частью 1 статьи 14 названного Федерального закона установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Экстерриториальный принцип подачи документов на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав - это возможность обращаться за регистрацией прав в офис приема-выдачи документов безотносительно места расположения объекта недвижимости. Такая возможность предусмотрена для заявителя вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Для оказания услуг по экстерриториальному принципу выделены отдельные офисы в каждом субъекте России.

Пунктом 5 части 1 статьи 26 указанного закона установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В судебном заседании установлено, что административные истцы воспользовались экстерриториального принципа подачи документов и ДД.ММ.ГГГГ подали документы через Государственное автономное учреждение <адрес> «Архангельский региональный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (отделение по городу Котласу).

ДД.ММ.ГГГГ административными истцами через ГАУ <адрес> «Архангельский региональный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (отделение по городу Котласу) были поданы Заявления о государственной регистрации права собственности на квартиру и нежилое помещение, что подтверждается описями документов, принятых для оказания государственных услуг.

В адрес административного истца ФИО2 было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации до ДД.ММ.ГГГГ, основание: Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ и Приказ управления Росреестра по Краснодарскому краю №П/145-082-П от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было направлено в адрес административных истцов сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности на квартиру, общей площадь 43,4 кв. м, этаж: 2, местоположение: Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, с указанием основания: не представлен правоустанавливающий документ.

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было направлено в адрес административных истцов сообщение об отказе в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение, общая площадь 17,6 кв. м., этаж: цокольный этаж №б/н, местоположение: Краснодарский край, город Сочи, <адрес>, помещение , с указанием основания: не представлен правоустанавливающий документ.

Административные истцы считают отказы в государственной регистрации права собственности на квартиру и нежилое помещение незаконными, и нарушающими их права и законные интересы.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия)незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, признание незаконными действий и решений должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого действия (решения) нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов гражданина.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона N 218 - ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Пункт 9 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении порядка представления заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и прилагаемых к нему документов, порядка представления заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости» устанавливает, что необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы, направляемые в форме электронных документов, представляются в одном из следующих форматов:

- в виде файлов в формате ХМL-документов, созданных с использованием ХМL-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных;

- в виде электронных образов документов в формате PDF.

В соответствии с п. 78 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество» Представленные в форме документов на бумажном носителе заявление и документы переводятся органом регистрации прав в форму электронного документа или электронного образа документа. Электронные документы, электронные образы документов, созданные в соответствии с настоящим пунктом, заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица органа регистрации прав и имеют ту же юридическую силу, что и документы, представленные заявителем в форме документов на бумажном носителе (часть 13 статьи 18 Закона о регистрации).

Пункт 213 вышеуказанного приказа устанавливает, что основанием для начала административной процедуры является поступление государственному регистратору прав представленных заявителем документов, в том числе в виде электронных документов, электронных образов документов, созданных в соответствии с частью 13 статьи 18 Закона о регистрации.

Таким образом, правовая экспертиза документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, осуществляется на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

При правовой экспертизе документов, проверке законности сделки устанавливается: наличие всех необходимых документов; наличие полномочий заявителя на обращение в орган регистрации прав с заявлением, полномочий представителя заявителя; необходимость направления межведомственного запроса; действительность поданных заявителем документов; соответствие документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, требованиям законодательства; наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти; соответствие сведений об объекте недвижимости, содержащихся в представленных документах и ЕГРН; отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества; наличие или отсутствие иных оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги (статьи 26, 27 Закона о регистрации).

Согласно п.11 вышеупомянутого Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать монохромный режим с разрешением 300 dpi.

Однако, в полученных Управлением Росреестра по Краснодарскому краю записях КУВД , 23/1051001/2020-28, принятых экстерриториальным способом отсутствовали электронные образы правоустанавливающих документов, а именно, Договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, Акта приема- передачи от ДД.ММ.ГГГГ, то есть, в ходе правовой экспертизы установлено, что заявителями представлены заявления на регистрацию права, при этом не представлен правоустанавливающий документ.

На основании вышеизложенного и в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация была приостановлена начиная с 06.05.2020г. до ДД.ММ.ГГГГ, о чем заявители были уведомлены через Государственное автономное учреждение <адрес> «Архангельский региональный МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг» (отделение по городу Котласу).

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020г. и Приказом управления Росреестра по Краснодарскому краю №П/145-082-П от 08.05.2020г. срок приостановления регистрации был продлен до 06.09.2020г. (в связи с переходом на новый программный комплекс).

В связи с истечением срока приостановления и неустранением приведенных в уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственной регистрации права собственности, в том числе в связи с, тем что, не представлен правоустанавливающий документ, ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» заявителям было отказано.

Решение о приостановлении государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом не обжаловалось, доказательств о том, что причины, явившиеся основаниями для приостановления регистрации, были устранены, административными истцами не представлены.

При таких обстоятельствах, оспариваемые решения Управления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности не противоречит требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218 - ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", права и законные интересы административных истцов решениями не нарушены.

Суд не усматривает оснований полагать, что решения об отказе от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ противоречат ст.131 ГК РФ и ст. 49 Закона РФ №220-ФЗ.

Как указано выше, в соответствии со статьей 27 Федерального закона N 218 – ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

С учетом изложенного в удовлетворении административного иска ФИО2 и ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным отказ в государственной регистрации права собственности и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности, следует отказать.

Суд учитывает, что истцы не лишены возможности устранить отмеченные Управлением Росреестра причины, послужившие основанием для отказа в государственной регистрации, путем предоставления истребуемых документов.

Поскольку судом не установлено нарушений прав истцов обжалуемыми решения, то и правовых оснований для возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество, у суда не имеется.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 218, 226, 227 КАС РФ,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 и ФИО3 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным отказ в государственной регистрации права собственности и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Сочи.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Центрального

районного суда г.Сочи Н.А. Круглов