Дело №а-610/2018
Изготовлено в окончательной форме 29 октября 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2018 года п. Никель
Печенгский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Алимовой Е.В.,
при секретаре Тигинян Е.В.,
с участием
административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области о признании незаконным распоряжения об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области о признании незаконным распоряжения об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании.
В обоснование административного иска указал, что Распоряжением Управления Министерства юстиции РФ по Мурманской области от 25.06.2018 № 238-р отказано в государственной регистрации Печенгской местной районной организации Мурманской области Межрегиональной общественной организации «Водно-спасательный отряд». Основанием для отказа послужили ссылка на пункты 1 и 2 части 1 статьи 23 Закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ и следующие доводы: в полном наименовании организации заявлены две формы деятельности (территориальная и местная), при наличии единого устава межрегиональной организации, представлен на утверждение устав местной организации, отсутствие решения Центрального Совета о создании местной организации.
Полагает, изданное распоряжение не соответствующим закону.
Неверна ссылка ответчика на то, что в полном наименовании организации заявлены две формы деятельности. Полное наименование организации Печенгская местная районная организация Мурманской области Межрегиональной общественной организации «Водно-спасательный отряд», что означает Печенгская местная районная организация Мурманской области – это наименование с указанием конкретной территории деятельности, Межрегиональной общественной организации «Водно-спасательный отряд» - это указание на головную организацию. Такой порядок закреплен во всех местных организациях МРОО «Водно-спасательный отряд» по всей России.
Отметил, что Зеленоградская местная городская организация Красноярского края МРОО «Водно-спасательный отряд» была зарегистрирована 25.05.2018 на основании того же решения Центрального Совета МРОО «Водно-спасательный отряд», что и Печенгская местная районная организация. Никаких нареканий у региональных управлений Минюста подобный состав наименований местных организаций никогда не вызывал. Сама конструкция наименований местных организаций была определена после длительных консультаций.
Использование наименования Печенгская местная районная организация Мурманской области Межрегиональной общественной организации «Водно-спасательный отряд», не подпадает под требование статьи 23 Закона «Об общественных объединениях», поэтому отказ административного ответчика по этим основаниям является незаконным.
Кроме того, указано, что неверна ссылка административного ответчика на то, что при наличии единого устава межрегиональной организации, незаконно представлен на утверждение устав местной организации. Закон «Об общественных объединениях» и Устав Межрегиональной общественной организации «Водно-спасательный отряд» не содержит запрета на принятие устава для местных общественных организаций, несмотря на наличие единого устава у вышестоящей организации.
В соответствии со статьей 15 Закона «Об общественных объединениях», общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности.
В соответствии со статьей 18 Закона «Об общественных объединениях», с момента принятия решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов на общем собрании общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права и принимает на себя обязанности. Позиция указанной статьи наложила обязанность на местные организации принимать и утверждать свои местные уставы. Такую позицию донесли органы Минюста до руководства МРОО ВСО при создании местных структурных подразделений, поэтому принимаются уставы местных организаций, несмотря на наличие единого устава. Все местные организации в МРОО «Водно-спасательный отряд» имеют свои местные уставы и это отражено в ЕГРЮЛ на эти организации.
Не зависимо от наличия или отсутствия устава запрета на принятие устава местной организации нет ни в законе, ни в едином уставе МРОО «Водно-спасательный отряд», поэтому отказ административного ответчика по этим основаниям является незаконным.
Неверна ссылка административного ответчика на то, что не представлено решения Центрального Совета о создании местной организации Печенгской местной районной организации Мурманской области Межрегиональной общественной организации «Водно-спасательный отряд». При подаче документов на регистрацию подавалась Выписка из протокола Мартовского 2018 года Пленума Центрального Совета МРОО «Водно-спасательный отряд», в которой было указано о принятии решения о создании местных организаций МРОО «Водно-спасательный отряд» в Красноярском крае и Мурманской области; утвердить председателей советов местных организаций, в том числе, Печенгской местной районной организации Мурманской области Межрегиональной общественной организации «Водно-спасательный отряд», председатель Совета ФИО1
Кроме того, при подаче документов было передано Уведомление Председателя МРОО «Водно-спасательный отряд» о принятии Центральным Советом решения о создании местной организации.
Просит признать незаконным Распоряжение Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области от 25.06.2018 № 238-р, которым отказано в государственной регистрации Печенгской местной районной организации Мурманской области Межрегиональной общественной организации «Водно-спасательный отряд».
В судебном заседании административный истец поддержал заявленные требования в полном объеме, указал, что повторно обратился с заявлением о регистрации общественной организации, в настоящее время решение еще не принято.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие представил письменный отзыв, в котором указал, что отказ в государственной регистрации Печенгской местной районной организации Мурманской области Межрегиональной общественной организации «Водно-спасательный отряд» является законным и вынесенным с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица Межрегиональной общественной организации «Водно-спасательный отряд» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, мнения по административному иску не представил.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд принимает решение о признании оспариваемого решения, действий (бездействия) незаконными при одновременном наличии двух условий: противоречии их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как следует из пункта 1 статьи 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Статьей 3 вышеуказанного Федерального закона, а также пунктом 2 статьи 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что некоммерческие организации могут быть созданы, в том числе, в форме общественных организаций.
Согласно статье 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях» общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.
Статья 18 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях» определяет порядок создания общественных объединений. Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Количество учредителей для создания отдельных видов общественных объединений может устанавливаться специальными законами о соответствующих видах общественных объединений. Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.
В соответствием со статьей 20 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях» устав общественного объединения должен предусматривать: 1) наименование, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму; 2) структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность; 3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство); 4) компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа; 5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения; 6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом; 7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.
В случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения.
В уставе могут предусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественного объединения, не противоречащие законам.
Статьей 21 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» установлено, что для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений.
Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) общественного объединения принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (далее - федеральный орган государственной регистрации), или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.
Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Для государственной регистрации общественного объединения в федеральный орган государственной регистрации или его соответствующий территориальный орган подаются следующие документы:
1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее - заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
2) устав общественного объединения в трех экземплярах;
3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно-ревизионного органа;
4) сведения об учредителях;
5) документ об уплате государственной пошлины;
6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением;
7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;
8) при использовании в наименовании общественного объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования - документы, подтверждающие правомочия на их использование;
9) заявление о включении общественного объединения в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон «О некоммерческих организациях») реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, - для общественных объединений, являющихся юридическими лицами, получающих денежные средства и иное имущество от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.
Указанные в части шестой настоящей статьи документы подаются в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.
Изменения, вносимые в уставы общественных объединений, подлежат государственной регистрации в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация общественных объединений, и приобретают юридическую силу со дня такой регистрации.
Решение о государственной регистрации отделения общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации на основании документов, представленных отделением общественного объединения в соответствии с частью шестой настоящей статьи и заверенных центральным руководящим органом общественного объединения. При этом государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. В случае если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае указанное отделение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.
Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган в течение тридцати дней со дня подачи заявления о государственной регистрации общественного объединения обязан принять решение о государственной регистрации общественного объединения либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать заявителю мотивированный отказ в письменной форме.
Статьей 23 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях» определены основания для отказа в государственной регистрации общественного объединения:
1) если устав и иные представленные для государственной регистрации документы общественного объединения противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
2) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;
3) если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем в соответствии с частью третьей статьи 19 настоящего Федерального закона;
4) если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;
5) если установлено, что в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация;
6) если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.
Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается.
В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного объединения.
Отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
Отказ в государственной регистрации общественного объединения не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.
Повторная подача заявления о государственной регистрации общественного объединения и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации. Минюст России осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации.
Приказом Минюста России от 30 декабря 2011 года N 455 утвержден Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (далее - Административный регламент), пунктом 73 которого установлено, что уполномоченный специалист проверяет: соответствие состава документов перечню, предусмотренному законодательством Российской Федерации; соблюдение порядка оформления документов, установленного законодательством Российской Федерации и Административным регламентом; соответствие наименования некоммерческой организации требованиям законодательства Российской Федерации; отсутствие в ведомственном реестре зарегистрированной некоммерческой организации с тем же наименованием; соответствие содержания представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации; достоверность и непротиворечивость представленных сведений.
Специалист рассматривает все представленные на государственную регистрацию документы в полном объеме.
Из материалов дела следует, что 28.05.2018 ФИО1 обратился в Управление Министерства юстиции Мурманской области с заявлением о государственной регистрации юридического лица при создании Печенгской местной районной организации Мурманской области Межрегиональной общественной организации «Водно-спасательный отряд».
К заявлению приложены уведомление председателя Центрального Совета Межрегиональной общественной организации «Водно-спасательный отряд» Р. о принятии решения о создании местной организации МРОО «Водно-спасательный отряд» в Мурманской области и утверждении председателя Совета местной организации МРОО «Водно-спасательный отряд»: Печенгская местная районная организация Мурманской области Межрегиональной общественной организации «Водно-спасательный отряд», председатель Совета ФИО1; выписка из протокола Мартовского 2018 года Пленума Центрального Совета МРОО «Водно-спасательный отряд» от 30.03.2018; Протокол общего собрания № Общего собрания учредителей Печенгской местной районной организации Мурманской области МРОО «Водно-спасательный отряд»; устав МРОО «Водно-спасательный отряд», Устав Печенгской местной районной организации Мурманской области МРОО «Водно-спасательный отряд».
По результатам рассмотрения в установленные законом сроки заявления выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации, в нарушение ст. 28 и ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в полном наименовании Организации заявлены две сферы деятельности местная и региональная; в нарушение статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях, п. 2 ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 7.1, 7.3, 7.5.1 – 7.5.2 Устава МРОО «Водно-спасательный отряд» на общем собрании учредителей местной организации от 31.01.2018 утвержден и представлен для государственной регистрации устав Печенгской местной районной организации Мурманской области; в нарушение п. 7.5.4 Устава МРОО «Водно-спасательный отряд» не представлено решение Центрального совета Организации спасателей о регистрации Печенгской местной районной организации Мурманской области МРОО «Водно-спасательный отряд» в качестве юридического лица.
На основании подпунктов 1,2, 5 части 1 статьи 23 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» начальником Управления Министерства юстиции Мурманской области вынесено распоряжение № от 25.06.2018 об отказе в государственной регистрации вновь созданной некоммерческой организации – Печенгская местная районная организация Мурманской области Межрегиональной общественной организации «Водно-спасательный отряд».
Заявителю ФИО1 было направлено Сообщение об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях» в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.
Проанализировав представленные документы, суд приходит к выводу, что полное наименование организации Печенгская местная районная организация Мурманской области МРОО «Водно-спасательный отряд» содержит указание на две территориальные сферы деятельности – субъекта Российской Федерации – Мурманская область и территорию органа местного самоуправления – муниципального образования Печенгский район.
Согласно пункту 7.1 Устава Межрегиональной общественной организации «Водно-спасательный отряд» местные общественные организации являются структурными подразделениями Межрегиональной общественной организации «Водно-спасательный отряд» и осуществляет свою деятельность на основании единого устава.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
В нарушение требований Устава Межрегиональной общественной организации «Водно-спасательный отряд» на общем собрании учредителей местной организации - Печенгской местной районной организации Мурманской области Межрегиональной общественной организации «Водно-спасательный отряд», являющейся структурным подразделением указанной межрегиональной общественной организации утвержден и представлен на регистрацию Устав местной организации.
В соответствии с п. 7.5.4 Устава Межрегиональной общественной организации «Водно-спасательный отряд» местные организации регистрируются в качестве юридического лица на основании решения Центрального Совета Организации спасателей.
При подаче заявления на регистрацию местной организации ФИО1 была приложена выписка из протокола Мартовского 2018 года Пленума Центрального Совета Межрегиональной общественной организации «Водно-спасательный отряд» от 30.03.2018, согласно которой Центральный Совет МРОО «Водно-спасательный отряд», руководствуясь пунктами 6.13.8, 6.13.10, 7.5.4 и 7.21 Устава, принял решение о создании местной организации в Мурманской области Печенгская районная организация Мурманской области Межрегиональной общественной организации «Водно-спасательный отряд», однако в выписке не имеется решения о регистрации данной местной организации в качестве юридического лица.
Проанализировав юридически значимые для дела обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение Управления Министерства юстиции РФ по Мурманской области является законным, принято уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий и соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку содержит законные основания для отказа в государственной регистрации местной организации МРОО «Водно-спасательный отряд».
Права административного истца оспариваемым решением не нарушены, поскольку он воспользовался своим правом и вновь 24.09.2018 повторно представил документы для государственной регистрации общественной организации в Управление Министерства юстиции РФ по Мурманской области, частично устранив выявленные нарушения, что не оспаривалось административным истцом в судебном заседании и подтверждено распиской о приеме документов (л.д. 154).
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения административных исковых требований у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области о признании незаконным распоряжения№ от 25 июня 2018 года об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Алимова