ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-6141/17 от 08.12.2017 Сергиево-посадского городского суда (Московская область)

Дело а-6141/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 декабря 2017 года г. Сергиев Посад

Московской области

Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Сергеевой Л.В. при секретаре судебного заседания Тишиной Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к главному государственному инспектору Сергиево-Посадского муниципального района по использованию и охране земель, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным отказа в удовлетворении ходатайства о продлении срока устранения нарушений земельного законодательства, восстановлении нарушенных прав

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным иском к главному государственному инспектору Сергиево-Посадского муниципального района по использованию и охране земель УФСГРКК по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа в удовлетворении ходатайства о продлении срока устранения нарушений земельного законодательства, восстановлении нарушенных прав.

Из уточненного административного иска следует, что ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером и строений расположенных на нем по адресу: <адрес>. Предписанием инспектора Сергиево-Посадского муниципального района по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ на нее возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ по прекращению использования земельного участка в целях размещения торговых павильонов либо приведение вида разрешенного использования в соответствии с фактическим использованием. В целях выполнения предписания, ею были выполнены подготовительные процедуры ( демонтаж и снятие с учета жилого дома), затем ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Регламентный срок рассмотрения заявления составляет 74 календарных дня. Поскольку установленный административным ответчиком срок является недостаточным для выполнения предписания, ДД.ММ.ГГГГ ею в адрес административного ответчика было направлено ходатайство о продлении срока выполнения предписания, которое ДД.ММ.ГГГГ было оставлено без удовлетворения в связи с поступлением в адрес должностного лица за истечением срока исполнения предписания. Считала данное определение незаконным, поскольку ходатайство о продлении установленного предписанием срока было направлено ею заблаговременно, до истечения срока. Административный истец ФИО2 просит суд восстановить срок предоставления ходатайства, обязать административного ответчика принять к рассмотрению ее ходатайство о продлении срока исполнения предписания и обязать административного ответчика продлить указанный срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании административный истец ФИО2 административные уточненные требования поддержала по доводам, изложенным выше. Дополнительно пояснила, что она предприняла все необходимые меры для изменения вида разрешенного использования земельного участка, однако реально выполнить предписание в установленный срок не возможно, на ДД.ММ.ГГГГ назначены публичные слушания по изменению вида разрешенного использования земельного участка, просила суд удовлетворить требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Московской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, указала, что при разрешении ходатайств о продлении срока, установленного предписанием для устранения нарушений землепользования административный ответчик руководствуется Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ от 20.07.2015 года № 486. Согласно п.103 Регламента в случае выявления по результатам проверки обязательных требований, такому лицу вручается акт проверки и предписание об устранение выявленного нарушения требований земельного законодательства РФ. Срок устранения нарушений устанавливается должностным лицом с учетом вида выявленного правонарушения, времени вступления в законную силу постановления и времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более 6 месяцев. Указанный срок может быть продлен по заявлению лица, которому выдано предписание, в случае его обращения в срок не позднее установленного в предписании, при предоставлении документов, подтверждающих принятие нарушителем в установленный срок мер, необходимых для устранения нарушений. Поскольку ходатайство о продлении срока, установленного предписанием поступило административному ответчику после истечения срока исполнения предписания, то оснований для его удовлетворения не было. Просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Административный ответчик главный государственный инспектор Сергиево-Посадского муниципального района по использованию и охране земель УФСГРКК по Московской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ФИО4 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, его явка в судебное заседание не была признана обязательной, в связи с чем, суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление в его отсутствие.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Предписанием государственного инспектора Сергиево-Посадского муниципального района по использованию и охране земель УФСГРКК по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обязана в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить допущенное нарушение путем прекращения использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> целях размещения торговых павильонов и объектов общественного питания, а также приведения территории указанного земельного участка в состояние, пригодное для использования по целевому назначению в соответствии с установленным правоустанавливающим и правоудостоверяющими документами на землю видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства; либо – путем приведения вида разрешенного использования указанного земельного участка в соответствии с фактическим использованием. ( л.д.4-10).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась к начальнику Сергиево-Посадского отдела Управления ФСГРКК по Московской области о продлении срока установленного предписанием от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное ходатайство направлено адресату Почтой России ДД.ММ.ГГГГ и получено должностным лицом ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.13-15).

ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором Сергиево-Посадского муниципального района по использованию и охране земель УФСГРКК по Московской области ФИО4 было постановлено определение об отказе ФИО2 в удовлетворении ее ходатайства о продлении срока, установленного предписанием от ДД.ММ.ГГГГ. Указанное определение мотивировано поступлением ходатайства о продлении срока за истечением срока исполнения предписания (п. 107 Административного регламента) ( л.д.16)

Полагая, что указанное определение не соответствуют требованиям закона, ФИО2 обратилась в суд с настоящим административным иском. Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

г) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 1 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно пункту 106 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486, срок устранения нарушения земельного законодательства в предписании устанавливается должностным лицом с учетом вида выявленного правонарушения, времени вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении и времени, необходимого для устранения нарушения земельного законодательства, но не более 6 месяцев.

Указанный в предписании срок устранения нарушений может быть продлен, в том числе, на основании ходатайства лица, в отношении которого вынесено предписание об устранении нарушений законодательства.

В силу пункта 107 Регламента в случае невозможности устранения нарушения в установленный срок лицо, которому выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства, не позднее указанного в предписании срока устранения нарушения вправе направить должностному лицу, выдавшему данное предписание, ходатайство о продлении указанного в предписании срока устранения нарушения земельного законодательства.

К ходатайству прилагаются документы, подтверждающие принятие в установленный срок нарушителем мер, необходимых для устранения правонарушения.

В соответствии со ст. 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Часть 2 указанной нормы устанавливает, что письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.

Материалами дела подтверждается, что ходатайство о продлении срока, установленного предписанием было направлено ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до истечения срока установленного предписанием, соответственно должно быть рассмотрено должностным лицом по существу. При этом оснований для восстановления срока подачи такого ходатайства нет.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отказ должностного лица, выраженный в определении от ДД.ММ.ГГГГ, не соответствует требованиям закона.

В остальной части - возложении обязанности продлить срок, установленный предписанием от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ - правовых оснований для удовлетворения административного иска не имеется, так как суд не вправе подменить орган государственной власти в оценке тех обстоятельств, которые им ранее не принимались во внимание.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к главному государственному инспектору Сергиево-Посадского муниципального района по использованию и охране земель, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным отказа в удовлетворении ходатайства о продлении срока устранения нарушений земельного законодательства, восстановлении нарушенных прав удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ главного государственного инспектора Сергиево-Посадского муниципального района по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в удовлетворении ходатайства ФИО2 о продлении срока устранения нарушений земельного законодательства указанного в предписании от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать главного государственного инспектора Сергиево-Посадского муниципального района по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области рассмотреть заявление ФИО1 о продлении срока устранения нарушений земельного законодательства, указанного в предписании от ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении требований о понуждении должностное лицо продлить срок до определенной даты отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Сергиево-Посадский городской суд в течение месяца со дня его составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Федеральный судья Л.В.Сергеева