Дело №а-61/2017 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 20 июля 2017 года
Билибинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО2,
при секретаре ФИО3,
с участием
прокурора – помощника прокурора <адрес>ФИО4,
представителя административного ответчика – консультанта правового отдела Администрации МО Билибинский муниципальный район ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-61/2017 по административному исковому заявлению прокурора <адрес> о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, выразившегося в неразработке и неутверждении схем теплоснабжения муниципальных образований сельское поселение Омолон и сельское поселение Островное Билибинского муниципального района, схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования сельское поселение Островное Билибинского муниципального района, обязании Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район разработать и утвердить схемы теплоснабжения муниципальных образований сельское поселение Омолон и сельское поселение Островное Билибинского муниципального района, схему водоснабжения и водоотведения муниципального образования сельское поселение Островное Билибинского муниципального района,
установил:
<адрес> в порядке ст.39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в Билибинский районный суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, выразившегося в неразработке и неутверждении схем теплоснабжения муниципальных образований сельское поселение Омолон и сельское поселение Островное Билибинского муниципального района, схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования сельское поселение Островное Билибинского муниципального района, обязании Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район разработать и утвердить схемы теплоснабжения муниципальных образований сельское поселение Омолон и сельское поселение Островное Билибинского муниципального района, схему водоснабжения и водоотведения муниципального образования сельское поселение Островное Билибинского муниципального района.
В обоснование требований указано, что прокуратурой <адрес> во исполнение поручения прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена проверка исполнения Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район, наделенной полномочиями по организации теплоснабжения в соответствии с п.4.2 ч.1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законодательства об утверждении схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Полномочия органов местного самоуправления, на территории которого расположено сельское поселение, по организации теплоснабжения закреплены соответствующими нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в нарушение указанных норм законодательства о теплоснабжении Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район схемы теплоснабжения муниципальных образований сельских поселений Омолон и Островное Билибинского муниципального района не разработаны, не утверждены, что подтверждается актом проверки.
Полномочия органов местного самоуправления, на территории которого расположены сельские поселения, по организации водоснабжения и водоотведения закреплены соответствующими нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в нарушение вышеуказанных норм законодательства о водоснабжении и водоотведении Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования сельского поселения Островное Билибинского муниципального района не разработана, не утверждена, что подтверждается актом проверки.
Отсутствие документа, содержащего материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, её развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципальных образований сельское поселение Омолон и сельское поселение Островное Билибинского муниципального района, на безопасную систему теплоснабжения, эффективное использование энергетических ресурсов и повышение энергосбережения, гарантированных законодательством Российской Федерации, а также на подключение (технологическое подсоединение) к сетям теплоснабжения, что влечет нарушение прав и законных интересов жителей указанных муниципальных образований.
Отсутствие схемы водоснабжения муниципального образования сельское поселение Островное Билибинского муниципального района препятствует развитию централизованных систем горячего и холодного водоснабжения и обеспечению их доступности для абонентов и не позволяет органу местного самоуправления обеспечить население муниципального образования надежной системой водоснабжения и водоотведения, что влечет нарушение прав и законных интересов его жителей.
Учитывая изложенное, прокурор <адрес> просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, выразившееся в неразработке и неутверждении схем теплоснабжения муниципальных образований сельское поселение Омолон и сельское поселение Островное Билибинского муниципального района, схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования сельское поселение Островное Билибинского муниципального района, обязать Администрацию муниципального образования Билибинский муниципальный район разработать и утвердить схемы теплоснабжения муниципальных образований сельское поселение Омолон и сельское поселение Островное Билибинского муниципального района, схему водоснабжения и водоотведения муниципального образования сельское поселение Островное Билибинского муниципального района.
Согласно представленному письменному отзыву административный ответчик не признает исковые требования прокурора <адрес>, указывает, что администрация МО Билибинского муниципального района не бездействует, а предпринимает меры по разработке и утверждению схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в указанных муниципальных образованиях.
Администрацией был найден подрядчик, которым разрабатывались схемы в отношении отдельных поселений района, были заключены договоры на оказание услуг по подготовке схем теплоснабжения с муниципальными образования сельских поселений Илирней, Анюйск; водоснабжения и водоотведения Илирней, Анюйск, Омолон. ФИО1 вышеуказанных схем направлялись в МП ЖКХ Билибинского муниципального образования для выявления несоответствия. Часть схем (теплоснабжения Анюйска, водоснабжения и водоотведения Омолона, Анюйска и Илирнея) были утверждены решениями Совета депутатов соответствующих муниципальных образований сельских поселений. Разработка и утверждение схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требуют большого количества времени. Организации, выполняющие данный вид деятельности, кроме подрядчиков, в Билибинском муниципальном районе отсутствуют. В связи с указанным административный ответчик полагает, что шесть месяцев – недостаточный срок для разработки и утверждения названных схем.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО4 поддержал административный иск по изложенным в заявлении основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО5 в судебном заседании отсутствие разработанных и утвержденных схем теплоснабжения муниципальных образований сельское поселение Омолон и сельское поселение Островное Билибинского муниципального района, схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования сельское поселение Островное Билибинского муниципального района не оспаривала, просила предоставить срок один год для разработки и утверждения названных схем. Объективных причин, по которым вышеуказанные схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения не могут быть разработаны и утверждены за шесть месяцев, не указала.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст.7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст.ст.17, 18, 55 Конституции РФ).
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
В силу чч.3, 4 ст.14 указанного Закона к вопросам местного значения сельского поселения вопросы электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения не относятся, указанные вопросы местного значения, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч.3 названной статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно пп. 4.2 и 4.3 ч.1 ст.17 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении», а также полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
Согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» целями и принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются в том числе охрана здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; повышение энергетической эффективности путем экономного потребления воды; снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами.
В соответствии со ст.38 ФЗ № 416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов. Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.
В силу ст.42 ФЗ № 416-ФЗ органы местного самоуправления поселения, городского округа осуществляют инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утверждают схему водоснабжения и водоотведения, определяют гарантирующую организацию, устанавливают зоны ее деятельности до ДД.ММ.ГГГГ. Схема теплоснабжения утверждается Главой местной администрации муниципального образования.
Из ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» следует, что общими принципами государственной политики в сфере теплоснабжения являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения; развитие систем централизованного теплоснабжения; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение экологической безопасности теплоснабжения; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
Согласно пп.1,4,5 ч.1 ст.6 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ органы местного самоуправления обязаны организовать обеспечение надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений. Они также обязаны принять меры по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. <адрес>ные муниципалитеты возложена обязанность осуществления контроля за готовностью теплоснабжающих, теплосетевых организаций, а также сельских поселений к отопительному периоду.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.6 названного закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
В соответствии с п.11 ч.1 ст. 4 Закона № 190-ФЗ утверждение требований к схемам теплоснабжения, порядка их разработки и утверждения относится к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации № от 22.02.2012г. утверждены требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения.
В соответствии с Требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченным органом местного самоуправления либо юридическим лицом, либо совместно органом местного самоуправления и юридическим лицом.
Пунктом 2 Требований к схемам теплоснабжения предусмотрено, что ФИО1 схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов, уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами. Схема теплоснабжения утверждается Главой местной администрации муниципального образования.
Из представленных административным истцом и административным ответчиком доказательств следует, что на момент проведения прокуратурой <адрес> проверки исполнения Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район норм законодательства о теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении схемы теплоснабжения муниципального образования сельского поселения Омолон Билибинского муниципального района, а также схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения муниципального образования сельского поселения Островное Билибинского муниципального района не разработаны и не утверждены, что подтверждается актом проведения проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6).
Из представленных в судебное заседание представителем административного ответчика документов следует, что договоры на разработку ФИО1 схемы теплоснабжения муниципального образования сельское поселение Омолон и сельское поселение Островное Билибинского муниципального района, а также на разработку схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования сельское поселение Островное Билибинского муниципального района были заключены административным ответчиком с ООО «ГарантЭнергоПроект» 18.12.2014г. Из указанного договора следует, что исполнитель обязан представить соответствующие ФИО1 в срок до 01.03.2015г.
Далее сроки исполнения названных договоров неоднократно переносились, в результате данные схемы исполнителем заказчику представлены не были.
Как пояснила представитель административного ответчика ФИО5 в судебном заседании, в настоящее время вышеуказанные документы не разработаны.
Обстоятельства, объективно препятствующие ответчику на протяжении нескольких лет организовать работу по разработке и утверждению схем теплоснабжения муниципального образования сельское поселение Омолон и сельское поселение Островное, схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования сельское поселение Островное Билибинского муниципального района, указать не смогла. Причины неисполнения требований действующего законодательства, указанные в отзыве на административное исковое заявление – малочисленный кадровый состав Отдела жилья, регулирования тарифов, ЖКХ и транспорта Управления промышленной и сельскохозяйственной политики Администрации МО Билибинский муниципальный район – не могут быть признаны уважительными для неисполнения административным ответчиком в течение нескольких лет обязанности, установленной действующим законодательством и влекущим нарушение прав и законных интересов граждан.
Данный факт свидетельствует о бездействии Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район в части принятия мер, направленных на организацию обеспечения надежного и экономически эффективного теплоснабжения потребителей муниципальных образований сельское поселение Омолон и сельское поселение Островное, а также в части принятия мер, направленных на организацию обеспечения населения сельского поселения Островное питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению, в результате чего нарушаются права и законные интересы граждан в названных сферах.
Закрепление п.4 ч.1 ст.14, ч.4 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве вопроса местного значения муниципального района организации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения населения сельского поселения, как публичных услуг, возлагает на органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов обязанность наладить устойчивое и скоординированное функционирование субъектов, осуществляющих производство тепловой энергии, а также объектов, обеспечивающих бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение, обеспечить реализацию услуг в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения всем потребителям, чтобы гражданам, проживающим на территории соответствующего муниципального образования, обеспечивался бесперебойный доступ к необходимому для нормальной жизнедеятельности объему тепловой энергии, а также обеспечению холодной и горячей водой надлежащего качества, что согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в п.п.3 п.2.1. Постановления от ДД.ММ.ГГГГ№-П, в силу которой основная цель местного самоуправления - решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и тем самым удовлетворение основных жизненных потребностей населения муниципальных образований.
Таким образом, задача администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район в данной области состоит не только в учреждении муниципальных предприятий и передачи им муниципальных объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, но и в оказании регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного в конечном итоге на создание необходимых условий для подачи населению тепловой энергии, обеспечения пользователей услугами по водоснабжению и водоотведению. Эта обязанность Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район в указанном случае надлежащим образом не выполнена.
Суд не может признать обоснованным довод административного ответчика о том, что ему было предоставлено недостаточно времени для исполнения указанных полномочий в данной сфере.
Обязанность административного ответчика по разработке и утверждению схем водоснабжения вытекает из положений ч.3 ст.19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации «О схемах водоснабжения и водоотведения» от ДД.ММ.ГГГГ№, в п.2 которого содержится рекомендация органам местного самоуправления утвердить схемы водоснабжения и водоотведения до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно требованиям требования ч.3 ст.29 Федерального закона № 190-ФЗ, утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами должно быть осуществлено до ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» частью 4 статьи 14 Закона закреплена прямая обязанность органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов по решению вопросов организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Учитывая вышеприведенные нормы действующего законодательства и сроки, установленные органам местного самоуправления для решения вышеуказанных вопросов, следует признать, что у административного ответчика было достаточно времени для выполнения требований закона в названных сферах деятельности. Какие-либо причины, объективно препятствующие исполнению вышеприведенных требований, административным ответчиком не указаны, в судебном заседании не установлены.
При таких обстоятельствах бездействие Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, выразившееся в неразработке и неутверждении схем теплоснабжения муниципальных образований сельское поселение Омолон и сельское поселение Островное Билибинского муниципального района, схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования сельское поселение Островное Билибинского муниципального района, следует признать незаконным, а административные исковые требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
В силу пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ административный ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
р е ш и л:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, выразившееся в неразработке и неутверждении схем теплоснабжения муниципальных образований сельское поселение Омолон и сельское поселение Островное Билибинского муниципального района, схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования сельское поселение Островное Билибинского муниципального района.
Обязать Администрацию муниципального образования Билибинский муниципальный район разработать и утвердить схемы теплоснабжения муниципальных образований сельское поселение Омолон и сельское поселение Островное Билибинского муниципального района, схему водоснабжения и водоотведения муниципального образования сельское поселение Островное Билибинского муниципального района в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу и сообщить об этом в течение одного месяца после исполнения указанной обязанности в Билибинский районный суд.
Решение может быть обжаловано в суд <адрес> путем подачи апелляционной жалобы в Билибинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Е.Ю. Скороходова
Копия верна
Судья Е.Ю. Скороходова