Дело №а-6212/2018
КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2018 г. г. Красноярск
мотивированное решение составлено 27.06.2018 г.
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Бурлака Н.В.,
при секретаре Григорьевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к администрации г. Красноярска о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 предъявила в суд административный иск к администрации г. Красноярска, мотивируя требования тем, что административный ответчик незаконно отказал ей в согласовании проведения 01.07.2018 г. в период 11.00 до 15.00 часов публичного мероприятия в форме митинга «Обсуждение первых робких шагов нового правительства: бензин, НДС, пенсионный возраст» в отсутствие предусмотренных законом оснований для отказа в согласовании указанного мероприятия. Полагает, что данный отказ нарушает её права на проведение публичного мероприятия, установленные ст. 31 Конституции РФ, Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В судебном заседании административный истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержала в полном объеме. Указала, что считает незаконным отказ администрации города в согласовании проведения публичного мероприятия, т.к. в нарушение требований федерального законодательства, административный ответчик отказал в согласовании публичного мероприятия на основании того, что на указанные в уведомлении дату и время проведения митинга во всех общественных местах города с массовым нахождением граждан будут проводиться публичные мероприятия, ранее заявленные другими организаторами с другими целями.
Представитель административного ответчика администрации г. Красноярска в судебном заседании заявленные исковые требования не признала в полном объеме. Указала, что администрация города не имела возможности согласовать проведение заявленного ФИО1 публичного мероприятия, поскольку в заявленном месте (площадь Революции), а также в иных общественных местах города с массовым нахождением граждан будут проводиться публичные мероприятия, ранее заявленные другими организаторами с другими целями.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 ст. 226 КАС РФ, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Гарантированное ст. 31 Конституции Российской Федерации право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве (ст. 1 и 64 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). Данные конституционные требования, как и требование о том, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17), по их смыслу во взаимосвязи с предписаниями ст. 18 Конституции Российской Федерации обращены не только к законодателю, но и к правоприменителям.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными в ряде международно-правовых документов, включая Всеобщую декларацию прав человека (п. 1 ст. 20), а также Международный пакт о гражданских и политических правах, статья 21 которого допускает введение тех обоснованных ограничений права на мирные собрания, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Право на свободу собраний закреплено также в ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данное право, как указывал Европейский Суд по правам человека, являясь основополагающим правом в демократическом обществе, тем не менее, в силу п. 2 ст. 11 названной Конвенции может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц (Постановления от 26 июля 2007 года по делу "М. против Российской Федерации", от 14 февраля 2006 года по делу "Христианско-демократическая народная партия против Молдовы" и от 20 февраля 2003 года по делу "Джавит Ан (Djavit An) против Турции").
Поэтому национальный законодатель не только вправе, но и обязан принимать разумные и целесообразные меры для обеспечения надлежащего проведения любого собрания, митинга или любого иного мероприятия политического, культурного или иного характера, путем, в том числе, установления порядка проведения этого публичного мероприятия.
В развитие указанных положений международных и конституционных норм ч. 1 и 1.1 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрено, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.
Согласно ч. 2.1 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с ч. 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 12 настоящего Федерального закона.
В целях реализации положений ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", утвержден Перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест.
В соответствии с данным Перечнем, на территории муниципального образования г. Красноярск определены специально отведенные места: Сквер Космонавтов (г. Красноярск, пересечение пр. Металлургов, ул. Терешковой, ул. Николаева) и Городской Дворец культуры "Кировский" (<...>).
Приведенные положения нормативно-правовых актов направлены на обеспечение возможности полноценной реализации права на свободу мирных собраний и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости государственной защиты прав и свобод всех лиц (как участвующих, так и не участвующих в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления эффективной публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
Необходимость неукоснительного соблюдения положений приведенного законодательства Российской Федерации и повышением уровня ответственности организатора публичного мероприятия, органов государственной власти и местного самоуправления обусловлена и наличием в настоящее время угрозы возможности совершения террористического акта.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 18.06.2018 г. (вх. № 247) ФИО1 обратилась в Департамент общественной безопасности г. Красноярска с уведомлением о проведении публичного мероприятия – митинга, указав следующие заявочные данные: место проведения публичного мероприятия: г. Красноярск, площадь Революции; дата и время проведения публичного мероприятия: 01.07. 2018 г. с 11.00 до 15.00 часов; цель публичного мероприятия: «Обсуждение первых робких шагов нового правительства: бензин, НДС, пенсионный возраст»; предполагаемое количество участников публичного мероприятия – до 900 человек.
В связи с получением уведомления о проведении публичного мероприятия от другого организатора, ранее времени обращения ФИО1 в орган местного самоуправления с аналогичным уведомлением, решением администрации г. Красноярска, изложенным в письме заместителя главы города – руководителя департамента общественной безопасности от 21.06.2018 г. № 221 «О рассмотрении уведомления», организатору публичного мероприятия сообщено о невозможности согласования заявленного публичного мероприятия по причине того, что в заявленную дату во всех общественных местах города с массовым нахождением граждан будут проводиться публичные мероприятия, ранее заявленные другими организаторами с иными целями.
Исходя из системного анализа норм материального права, регулирующих возникшие спорные правоотношения, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения администрации г. Красноярска как направленные на выполнение императивных требований законодательства Российской Федерации о проведении публичных мероприятий приняты в пределах предоставленных органу местного самоуправления полномочий и не могут расцениваться как нарушающее права и законные интересы административного истца.
Приходя к такому выводу, суд исходит из того, что принимая оспариваемое решение, содержащие уведомление о невозможности согласования проведения публичного мероприятия в заявленный день, администрация г. Красноярска в письме от 21.06.2018 г. указала, что до получения уведомления от ФИО1, в орган местного самоуправления ранее поступили уведомления от других организаторов о намерении провести публичные мероприятия в общественных местах города с массовым нахождением граждан, в том числе на площади Революции.
В подтверждение изложенных обстоятельств со стороны административного ответчика в материалы административного дела представлены надлежащим образом заверенные копии:
- уведомления руководителю Департамента общественной безопасности (вх. № 241 от 18.06.2018 г.) от организаторов публичного мероприятия: гр. ФИО2 и др. (всего 53 человека по списку) о проведении публичных мероприятий в период с 29 июня по 04 июля 2018 г. с 09.00 до 21.00 часов в общественных местах города, всего по списку 53 площадки, в т.ч. на площади Революции, а также в специально отведенных местах: Сквере Космонавтов и Городском Дворце культуры "Кировский". Цель публичного мероприятия – информирование граждан о важнейших политических событиях и инициативах в России, г. Красноярске и Красноярском крае. Количество участников – по 10 человек в каждом месте;
- выписки из журнала № 02-07 входящей корреспонденции учета и регистрации уведомлений о проведении публичных массовых мероприятий, в котором отражено, что 18.06.2018 г. под вх. № 241 поступило уведомление гр. ФИО2 и др., под вх. № 247 поступило уведомление ФИО1;
- письмом (исх. № 217 от 19.06.2018 г.) заместителя главы города – руководителя Департамента общественной безопасности на имя ФИО2 о согласовании заявленного ею и другими организаторами публичного мероприятия.
Доказательств, которые бы опровергали установленные судом обстоятельства, материалы дела не содержат.
Доводы административного истца о том, что администрация города должна была предложить ей альтернативное место для проведения митинга, не могут рассматриваться как основание для признания решения ответчика незаконным, поскольку в своем ответе орган местного самоуправления указал, что с учетом заявленного количества участников митинга – до 900 человек, 01.07.2018 г. отсутствуют подходящие свободные места для проведения заявленного публичного мероприятия.
При этом, исходя из системного толкования Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" следует, что место проведения публичного мероприятия со значительным числом участников не может выбираться и согласовываться органом местного самоуправления произвольно.
В отношении каждого подобного места, которое может использоваться для проведения массовых мероприятий, должны быть заранее разработаны, согласованы с правоохранительными органами и утверждены паспорта безопасности, к ним применяются повышенные требования по антитеррористической защищенности.
Таким образом, судом установлено, что поскольку испрашиваемое административным истцом к проведению публичного мероприятия место на площади Революции в заявленную дату ранее уже было передано для проведения другого публичного мероприятия, как и другие иные общественные места города с массовым нахождением граждан, в т.ч. специально отведенные места: Сквер Космонавтов и Городской Дворец культуры "Кировский", а произвольное предоставление иного неприспособленного места не позволит в полной мере обеспечить возможность полноценной реализации права на свободу мирных собраний, а также учитывая, что иные места в г. Красноярске не отнесены региональным законодательством к специально отведенным местам, суд приходит к выводу о том, что вывод администрации г. Красноярска о невозможности проведения публичного мероприятия в заявленном месте, дату и время является правильным, а оспариваемое решение, изложенное в письме от 21.06.2018 г. № 221 - законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к администрации г. Красноярска о признании решения незаконным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Подписано председательствующим.
Копия верна.
Судья Н.В. Бурлак