ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-624/2022 от 23.08.2022 Красноперекопского районного суда (Республика Крым)

Дело а-624/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2022 года

Красноперекопский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Староверовой А.И.,

при секретаре судебного заседания Чуйко Л.Ю.,

с участием помощника прокурора Синецкой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя Красноперекопского межрайонного прокурора Республики Крым Саргинова О.Ю. в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ильинского сельского поселения Республики Крым о признании бездействия незаконным и возложении определенных обязанностей (третье лицо - Министерство финансов Республики Крым),

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Красноперекопского межрайонного прокурора Республики Крым Саргинов О.Ю. обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Ильинского сельского поселения Республики Крым о признании бездействия незаконным и возложении определенных обязанностей, указав, что Красноперекопской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией Ильинского сельского поселения Республики Крым законодательства в сфере охраны и содержания зеленых насаждений, по результатам которой установлено, что в нарушение требований законодательства, администрацией Ильинского сельского поселения Республики Крым инвентаризация зеленых насаждений территории муниципального образования Ильинское сельское поселение Республики Крым не проводилась, реестр зеленых насаждений на бумажном и электронном носителе не ведется. В ответе на требование межрайонной прокуратуры администрация Ильинского сельского поселения сообщила, что инвентаризация зеленых насаждений и их долгосрочная оценка на территории муниципального образования не проводилась.

В связи с указанными нарушениями заместителем межрайонного прокурора ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Ильинского сельского поселения Республики Крым внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере охраны и содержания зеленых насаждений.

ДД.ММ.ГГГГ из администрации Ильинского сельского поселения поступил ответ на представление, из которого усматривается, что требования прокурора удовлетворены, инвентаризация зеленых насаждений и их долгосрочная оценка на территории муниципального образования будет проведена. Однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанные работы не проведены, нарушения не устранены.

Учитывая изложенное, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Ильинского сельского поселения Республики Крым, выразившееся в непроведении инвентаризации зеленых насаждений, и обязать администрацию Ильинского сельского поселения Республики Крым в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства посредством проведения инвентаризации (долгосрочной оценки) зеленых насаждений.

В судебном заседании помощник прокурора Синецкой А.А поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в иске.

Представитель администрации Ильинского сельского поселения Республики Крым в судебное заседание не явилась, согласно поступившему ходатайству просит рассмотреть дело в её отсутствие, требования прокурора признает в полном объеме и не возражает против их удовлетворения.

Представитель Министерства финансов Республики Крым в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, и, оценив доказательства, приходит к выводу, что административный иск обоснован и подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Обращение прокурора в суд с данным иском в порядке ст. 39 КАС РФ связано с тем, что неисполнение возложенных на администрацию муниципального образования обязанностей приводит к нарушению прав и законных интересов жителей муниципального образования, а также граждан Российской Федерации и иных лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, предусмотренные ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, а также по учету природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности в целях сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Сохранение зеленых насаждений является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, установленного ст. 42 Конституции РФ.

Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

К основным принципам охраны окружающей среды Закон относит, в том числе и ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 3 Закона № 7-ФЗ).

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее – Закон -Ф3), ст. 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК-2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» к вопросам местного самоуправления сельских поселений отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 61 Закона № 7-ФЗ зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.

Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

Отношения в сфере охраны зеленых насаждений на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «О растительном мире» (далее - Закон -ЗРК), принятым в целях защиты конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и нормализации экологической обстановки в населенных пунктах Республики Крым.

Положениями ст. 3 Закона -ЗРК определено, что под охраной зеленых насаждений понимается система правовых, организационных и экономических мер, направленных на сохранение зеленых насаждений.

Частью 2 ст. 9 Закона -ЗРК установлено, что пользователи растительным миром обязаны осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов растительного мира, а также оценку состояния мест их произрастания.

Стоимостная оценка конкретных деревьев (кустарников), травяного и иного напочвенного растительного покрова в денежном эквиваленте устанавливается с целью определения размера компенсации за их удаление (снос, уничтожение), с учетом их ценности, экологической и социальной значимости и фактического жизненного состояния.

Ильинским сельским советом Республики Крым принято решение от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории муниципального образования Ильинское сельское поселение Республики Крым».

В соответствии с указанным решением инвентаризация зеленых насаждений - процесс регистрации информации о количественной и качественной структуре зеленых насаждений на территории муниципального образования с целью оптимизации ведения муниципального хозяйства на всех уровнях управления, эксплуатации и финансирования, а также отнесения данных насаждений к соответствующим категориям земель, охранному статусу и режиму содержания.

Установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства, администрацией Ильинского сельского поселения Республики Крым инвентаризация зеленых насаждений территории муниципального образования Ильинское сельское поселение Республики Крым не проводилась, реестр зеленых насаждений на бумажном и электронном носителе не ведется.

Поскольку зеленый фонд сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территориях в границах этих поселений, и является необходимым условием для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды, бездействие ответственных лиц органа местного самоуправления в части не проведения инвентаризации зеленого фонда поселения может привести к незаконному, без разрешительных документов, сносу или уничтожению зеленых насаждений удовлетворительного состояния.

Красноперекопской межрайонной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Ильинского сельского поселения было направлено требование о предоставлении информации о проведении инвентаризации зеленых насаждений и их долгосрочной оценки в границах муниципального образования.

В ответе на требование от ДД.ММ.ГГГГ за . администрация Ильинского сельского поселения сообщила, что инвентаризация зеленых насаждений и их долгосрочная оценка на территории муниципального образования не проводилась.

ДД.ММ.ГГГГ заместителем Красноперекопского межрайонного прокурора в адрес администрации Ильинского сельского поселения Республики Крым внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере охраны и содержания зеленых насаждений.

ДД.ММ.ГГГГ из администрации Ильинского сельского поселения поступил ответ на представление, из которого усматривается, что требования прокурора удовлетворены, инвентаризация зеленых насаждений и их долгосрочная оценка на территории муниципального образования будет проведена.

Однако, до настоящего времени указанные работы администрацией Ильинского сельского поселения не проведены, нарушения не устранены.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией Ильинского сельского поселения Республики Крым в нарушение ст. 61 Закона № 7-ФЗ, п. 19 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ инвентаризация зеленых насаждений, не проводилась, реестр зеленых насаждений не ведется.

Отсутствие учета зеленых насаждений, их систематического обследования приводит к возможности незаконного, без разрешительных документов сноса зеленых насаждений удовлетворительного состояния, не позволяет надлежащим образом осуществлять содержание и охрану зеленых насаждений, обеспечивать своевременное выявление аварийно-опасных деревьев и сухостойных деревьев, принимать обоснованные решения об их вырубке.

Выявленные нарушения свидетельствуют о самоустранении должностных лиц администрацией Ильинского сельского поселения Республики Крым от решения вопросов местного значения при реализации возложенных на них полномочий, являются следствием низкого уровня исполнительской дисциплины и подменой решения принципиально важных задач фактами формального подхода при исполнении своих обязанностей, а также полным отсутствием должного контроля за их деятельностью со стороны руководства.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований законодательства инвентаризация зеленых насаждений, обеспечивающая эффективный контроль и разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, а также прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства, не проведена.

Также, отсутствие учета зеленых насаждений, их систематического обследования не позволяет надлежащим образом осуществлять содержание и охрану зеленых насаждений, обеспечивать своевременное выявление аварийно-опасных деревьев и сухостойных деревьев, принимать обоснованные решения об их вырубке.

Из статей 218 и 227 КАС РФ следует, что требование о признании незаконными решений или действий (бездействия) органов, должностных лиц может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решения и действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.

С учетом установленных обстоятельств, исковые требования заместителя Красноперекопского межрайонного прокурора Саргинова О.Ю. к администрации Ильинского сельского поселения Республики Крым подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 218-219, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя Красноперекопского межрайонного прокурора Саргинова О.Ю. к администрации Ильинского сельского поселения Республики Крым о признании бездействия незаконным и возложении определенных обязанностей - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Ильинского сельского поселения Республики Крым, выразившееся в непроведении инвентаризации зеленых насаждений.

Обязать администрацию Ильинского сельского поселения Республики Крым в течении 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства посредством проведения инвентаризации (долгосрочной оценки) зеленых насаждений.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.