ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-6251/2023 от 05.10.2023 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело а-6251/2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский 05 октября 2023 года

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

судьи Фоменко С.В.,

при секретаре судебного заседания Бурлаковой Е.Р.,

с участием представителей административного истца ФИО1, ФИО2, ФИО3,

административного ответчика, представителя административного ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску акционерного общества "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" к главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае ФИО4, Государственной инспекции труда в Камчатском крае об оспаривании предостережения от 01 июня 2022 года № 41/8-900-22-И/123-2472-И/61-1 о недопустимости нарушений обязательных требований, бездействия по нарушения срока направления в адрес акционерного общества "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" решения, принятого по результатам рассмотрения возражений на предостережение от 01 июня 2022 года № 41/8-900-22-И/123-2472-И/61-1,

УСТАНОВИЛ:

АО "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" обратилось в суд с административным иском к главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае ФИО4, Государственной инспекции труда в Камчатском крае об оспаривании предостережения от 01 июня 2022 года № 41/8-900-22-И/123-2472-И/61-1 о недопустимости нарушений обязательных требований, бездействия по нарушения срока направления в адрес акционерного общества "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" решения, принятого по результатам рассмотрения возражений на предостережение от 01 июня 2022 года № 41/8-900-22-И/123-2472-И/61-1, восстановлении пропущенного срока обращения в суд.

В обоснование указав, что 20 июня 2022 года в адрес АО "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" поступило предостережение Государственной инспекции труда в Камчатском краев от 01 июня 2022 года №41/8-900-22-И/12-2472-И/61-1 о недопустимости нарушения обязательных требований. Как следует из указанного предостережения, в адрес Государственной инспекции труда в Камчатском крае (далее – инспекция) из Пенсионного Фонда Российской Федерации поступили сведения о признаках нарушения АО "КЭС" срока представления в Пенсионный Фонд РФ сведений о трудовой деятельности, предусмотренных пунктом 2.1. статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного страхования", в отношении 1 работника. При этом из содержания предостережения не усматривается, в отношении какого именно сотрудника АО "КЭС" сведения о трудовой деятельности были предоставлены с нарушением установленного срока, т.е. без указания Ф.И.О. сотрудника, номера приказа, а также конкретного события, явившегося условием для предоставления сведений (увольнение, перевод, прием). С вынесенным предостережением Общество не согласилось и, реализуя права, предоставленные контролируемому лицу пунктом 23 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, (утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230), направило в адрес инспекции труда письменные возражения. Согласно Положению, пункт 23, возражение подлежит рассмотрению уполномоченными должностными лицами инспекции труда с направлением ответа по результатам его рассмотрения в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения ответ. Исходя из даты получения инспекцией возражения (согласно РПО 68300672455257 – 04 июля 2022 года), такой ответ должен быть направлен заявителю не позднее 29 июля 2022 года. Однако, в установленные нормативным актом сроки, ответ заявителем получен не был. Указание в письме инспекции от 25 апреля 2023 года № 41/10-1950 - 23-И на направление ответа почтовой связью на юридический адрес организации не свидетельствует о соблюдении инспекцией требований пункта 23 Положения, поскольку соответствующие доказательства к письму не приложены. Следовательно, по мнению заявителя, инспекцией допущено нарушение его прав на своевременное получение ответа на возражения относительно объявленного предостережения. Одновременно заявитель считает, что объявленное инспекцией труда предостережение является незаконным, требования, изложенные в предостережении, носят общий, не персонифицированный в отношении конкретного работника АО "КЭС" характер, что лишает заявителя возможности оценить законность и обоснованность объявленного предостережения, дать юридическую квалификацию действиям, положенным инспекцией в его основу и, соответственно, принять меры по недопущению таких действий в дальнейшем. Обосновывая несогласие с предостережением, заявитель считает необходимым отметить, что АО "КЭС" надлежащим образом соблюдает все нормы регулятивного законодательства, регламентирующие трудовые правоотношения. Вся необходимая отчетность по работникам АО "КЭС" предоставляется в уполномоченные организации (в том числе в Пенсионный фонд РФ) в установленные сроки. Объявление предостережения как один из видов профилактических мероприятий может применяться инспекцией при осуществлении государственного контроля (надзора), в случае наличия сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Вместе с тем, отсутствие в предостережении конкретизации относительно субъекта (предположительно работника), в отношении которого вменяется деликт, лишают заявителя возможности проверить обоснованность предостережения и принять меры к устранению нарушений, если таковые имеют место в действительности. Принимая во внимание, что предостережение объявлено в рамках контрольно-надзорной деятельности, регулируемой федеральным законом от 31.07.2020 №248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", на действующий в спорный период был объявлен мораторий на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий. В данном случае административный истец считает, что оспариваемым предостережением на него в отсутствие законных оснований возлагается обязанность по устранению нарушений, которые в действительности им не допускались. Незаконным является и несвоевременное направление заявителю ответа по результатам рассмотрения его возражений на предостережение, последствиями которого стало значительное увеличение срока предшествующего обращению за судебной защитой нарушенного права.

Определением от 08 сентября 2023 года к участию в деле привлечены административные ответчики Государственная инспекция труда в Камчатском крае, главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае ФИО4

Представители административного истца ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебном заседании поддержали требования административного иска по основаниям, в нем изложенным.

Представитель административного ответчика, административный ответчик ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного иска по основания, изложенным в отзыве, согласно которому в рамках профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям Государственная инспекция труда в Камчатском крае имеет право проводить профилактические мероприятия, в том числе объявлять предостережения. В соответствии с ч.1 ст. 49 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ) в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и должно содержать указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов (ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ). В рамках межведомственного электронного взаимодействия в адрес Государственной инспекции труда в Камчатском крае из Пенсионного Фонда Российской Федерации поступили сведения о признаках нарушения АО "КЭС" срока представления в Пенсионный Фонд РФ сведений о трудовой деятельности, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции на 2022 год), в отношении одного работника. Как следовало из информации, представленной в рамках межведомственного электронного взаимодействия в адрес Государственной инспекции труда в Камчатском крае из Пенсионного Фонда Российской Федерации, сведения о трудовой деятельности в отношении одного работника были поданы АО "КЭС" с нарушением срока, установленного п. 2.5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции на 2022 год). Проведение контрольных (надзорных) мероприятий для объявления контролируемым лицам предостережений о недопущении нарушений обязательных требований не предусмотрено. Объявление предостережений является самостоятельным профилактическим мероприятием и не связано с проведением контрольных (надзорных) мероприятий. В связи с чем в адрес АО "КЭС" было направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (исх. № 41/8-900-22-И/12-2472-И/61-1 от 01 июня 2022 года (далее по тексту – Предостережение). Предостережение было объявлено Государственной инспекцией труда в Камчатском крае с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ, является законным, обоснованным и не подлежит отмене. Указание персонифицированных сведений в объявляемых контролируемому лицу предостережениях недопустимо в силу Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных". Объявление предостережения контролируемому лицу не несет за собой проведение контрольных (надзорных) мероприятий, выдачи предписаний и соответствующей ответственности. Данный вид профилактического мероприятия не обязывает контролируемое лицо к совершению тех или иных действий, носит информационный характер и направлен на стимулирование добросовестности соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами. Кроме того, получение предостережения не обязывает контролируемых лиц к обратной связи с государственной инспекцией труда. Каким-либо образом информировать государственную инспекцию труда о выполнении рекомендаций, изложенных в предостережении, законодательством не предусмотрено. Объявленное АО "КЭС" предостережение никоим образом не нарушает права и интересы юридического лица, а также не возлагает на юридическое лицо какие-либо обязанности, не создает препятствия для дальнейшей его деятельности. Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230 (далее – Положение) устанавливает порядок подачи и рассмотрения возражений на предостережения. В соответствии с п. 23 указанного Положения контролируемое лицо в течение 10 дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения. Возражение рассматривается уполномоченными должностными лицами Федеральной службы по труду и занятости или ее территориальных органов, по результатам рассмотрения направляется контролируемому лицу в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения ответ. Возражение АО "КЭС" на Предостережение о недопустимости норм трудового законодательства поступило в Гострудинспекцию в Камчатском крае 04 июля 2022 года вх. № 41/8-1249-22-и. Указанное возражение рассмотрено заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Камчатском крае ФИО5 в установленный Положением срок, на возражение направлен письменный ответ простой почтовой связью на юридический адрес организации (исх. № 41/10-2153-22-и от 18 июля 2022 года). При этом обязанности направления ответов на возражение именно заказной почтовой корреспонденцией (предусматривающей фиксирование номеров отправленных документов), не предусмотрено ни Положением о виде контроля ни Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ. Со стороны АО "КЭС" какие-либо вопросы о не получении ими ответа на возражения ни в письменном виде, ни в устном не поступали. Поскольку АО "КЭС" в дальнейшем не обращалось в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае с указанием по неполучение юридическим лицом ответа на возражения, то должностным лицом был сделан вывод о том, что ответ АО "КЭС" был получен. Вместе с тем АО "КЭС" спустя более чем 7 месяцев обратилось с жалобой в прокуратуру Камчатского края с заявлением о не получении ими ответа на возражение и признании предостережения Государственной инспекции труда в Камчатском крае не законным. Данное заявление АО "КЭС" прокуратурой Камчатского края направлено в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае для рассмотрения и подготовки ответа. Ответ Государственной инспекцией труда в Камчатском крае предоставлен АО "КЭС" за исх. № 41/10-1950-23-И от 25 апреля 2023 года, где также было указано, что ответ на поданное возражение в июле 2022 года был подготовлен в установленный срок и направлен почтовой связью и в случае, если данный ответ юридическим лицом не был получен, рекомендовано обратиться в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае за получением копии, а также повторно были даны разъяснения на возражения. До настоящего времени АО "КЭС" в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае по данному вопросу так и не обратилось. Необходимо также отметить, что по имеющейся в Государственной инспекции труда в Камчатском крае информации, аналогичная жалоба АО "КЭС" (по вопросу признания выданного предостережения незаконным и не получением ответа на возражения) рассматривалась и прокуратурой Камчатского края (старшим прокурором отдела по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Камчатского края ФИО9), по запросу которой в адрес прокуратуры Камчатского края были направлены все документы и вся информация по существу данной жалобы. Поскольку никаких мер реагирования со стороны прокуратуры Камчатского края в адрес Государственной инспекции труда в Камчатском крае не поступило, то можно сделать вывод, что прокуратура Камчатского края не усмотрела каких-либо нарушений со стороны Государственной инспекции труда в Камчатском крае. Административные ответчики полагают, что процессуальный срок на обжалование Предостережения АО "КЭС" пропущен. Довод АО "КЭС" о том, что трехмесячный срок обращения в суд им пропущен в связи с длительным отсутствием у истца информации о принятом Государственной инспекцией труда в Камчатском крае решении на поданные в июле 2022 года АО "КЭС" возражения, полагают несостоятельным, поскольку АО "КЭС" превышены какие-либо разумные общепринятые сроки ожидания ответа со стороны государственного органа, каких-либо объективных препятствий проинформировать Государственную инспекцию труда в Камчатском крае о неполучении АО "КЭС" ответа на возражение или обратиться в государственный орган за получением копии ответа на возражение у АО "КЭС" не имелось, контактные данные Государственной инспекции труда в Камчатском крае находятся в открытом доступе.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 5, 6, 7, 8 ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Решая вопрос о соблюдении сроков обращения в суд административным истцом, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №248-ФЗ), под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

В силу части 1 статьи 26 Федерального закона №248-ФЗ, контрольными (надзорными) органами являются наделенные полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответственно федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, государственные корпорации, публично-правовые компании.

Согласно частям 2,3 статьи 56 Федерального закона №248-ФЗ, взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий: контрольная закупка; мониторинговая закупка; выборочный контроль; инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия): наблюдение за соблюдением обязательных требований; выездное обследование.

Как установлено в части 1 статьи 45 Федерального закона №248-ФЗ, контрольные (надзорные) органы могут проводить следующие профилактические мероприятия: информирование; обобщение правоприменительной практики; меры стимулирования добросовестности; объявление предостережения; консультирование; самообследование; профилактический визит.

Согласно части 1 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Федеральный закон №294-ФЗ), в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

В целях профилактики нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с частями 5-7 настоящей статьи, если иной порядок не установлен федеральным законом (пункт 4 части 2 вышеуказанной статьи).

При условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение и входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало угрозу указанных последствий, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля (часть 5 статьи 8.2 Федерального закона №294-ФЗ).

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, не может содержать требования предоставления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем сведений и документов, за исключением сведений о принятых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (часть 6 статьи 294-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года №166 утверждены Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения (далее – Правила №166).

Согласно пункту 3 Правил №166, составление и направление предостережения осуществляется не позднее 30 дней со дня получения должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений, указанных в части 5 статьи 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", если иной срок не установлен административными регламентами осуществления соответствующих видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В предостережении указываются: наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, который направляет предостережение; дата и номер предостережения; наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя; указание на обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативные правовые акты, включая их структурные единицы, предусматривающие указанные требования; информация о том, какие действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами; предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами; предложение юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю направить уведомление об исполнении предостережения в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля; срок (не менее 60 дней со дня направления предостережения) для направления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем уведомления об исполнении предостережения; контактные данные органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, включая почтовый адрес и адрес электронной почты, а также иные возможные способы подачи возражений, уведомления об исполнении предостережения (пункт 4 Правил №166).

По результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, направивший предостережение, возражения (пункт 7 Правил №166).

В возражениях указываются: наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя; идентификационный номер налогоплательщика - юридического лица, индивидуального предпринимателя; дата и номер предостережения, направленного в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя; обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) юридического лица, индивидуального предпринимателя, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами (пункт 8 Правил).

Возражения направляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в бумажном виде почтовым отправлением в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью индивидуального предпринимателя, лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица, на указанный в предостережении адрес электронной почты органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, либо иными указанными в предостережении способами (пункт 9 Правил№166).

Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля рассматривает возражения, по итогам рассмотрения направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ в порядке, установленном пунктом 6 настоящих Правил. Результаты рассмотрения возражений используются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля для целей организации и проведения мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, совершенствования применения риск-ориентированного подхода при организации государственного контроля (надзора) и иных целей, не связанных с ограничением прав и свобод юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (пункт 10 Правил №166).

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 1230 утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 16 Положения, при осуществлении государственного контроля (надзора) могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий: информирование; обобщение правоприменительной практики; объявление предостережения; консультирование; профилактический визит.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года №336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" установлено, что в 2022-2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно при наличии перечисленных оснований.

Как установлено в судебном заседании, главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае ФИО4 01 июня 2022 года в адрес АО "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований №41/8-900-22-И/12-2472-И/61-1, согласно которому, в рамках межведомственного электронного взаимодействия в адрес Государственной инспекции труда в Камчатском крае из Пенсионного Фонда Российской Федерации поступили сведения о признаках нарушения АО "КЭС" срока представления в Пенсионный Фонд Российской Федерации сведений о трудовой деятельности, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 6 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в отношении 1 работника.

Согласно выписке из электронного реестра нарушений порядка ведения электронных трудовых книжек работников, выявлено нарушение сроков подачи АО "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" отчетности. Дата фактического представления сведений по форме СЗВ-ТД превышает дату издания соответствующего приказа (распоряжения) более чем на один день по работнику ФИО10

Выданное предостережение содержит указание на действия (бездействие) которые могут привести/приводят к нарушениям обязательных требований; предложение принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований; разъяснено право подачи возражений относительно предостережения.

Указанное предостережение получено АО "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" 20 июня 2022 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.

Административным истцом 04 июля 2022 года в адрес Государственной инспекции труда в Камчатском крае поданы возражения на предостережение от 01 июня 2022 года.

Указанные возражения рассмотрены заместителем руководителя Государственной инспекции труда – заместителем Главного государственного инспектора труда в Камчатском крае 18 июля 2022 года, копия ответа направлена заявителю посредством простой почтовой корреспонденции.

АО "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" 28 марта 2023 года обратилось в прокуратуру г. Петропавловска-Камчатского с жалобой на бездействие Государственной инспекции труда в Камчатском крае по ненаправлению результатов рассмотрения возражений на предостережение от 01 июня 2022 года.

Указанная жалоба в порядке подчиненности направлена в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае, где рассмотрена в установленный законом срок, ответ направлен прокурору и заявителю в установленном порядке. Каких-либо нарушений при рассмотрении жалобы, направлении ответа не установлено.

Таким образом, бездействия, выразившееся в нарушении срока направления в адрес административного истца решения, принятого по результатам рассмотрения возражений на предостережение судом не установлено.

С указанным административным иском АО "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" обратилось в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края 06 сентября 2023 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.

Рассматривая заявленные административным истцом требования по существу, исходя из анализа вышеперечисленных норм, суд приходит к выводу о законности действий административных ответчиков, поскольку обжалуемое предостережение вынесено главным государственным инспектором труда в рамках проведения профилактических мероприятий, а не в рамках контрольно-надзорных мероприятий, как об этом ошибочно указывает административный истец.

В качестве уважительности причин пропуска обращения в суд административным истцом указано на длительное отсутствие результатов рассмотрения возражений.

Рассматривая указанный довод, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2021 года № 663 утвержден Перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб (далее – Перечень).

Согласно пункту 51 Перечня, к видам федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб, относится федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Федеральным законом №248-ФЗ установлен исчерпывающий перечень мероприятий, проводимых государственным органом в рамках реализации функции по государственному контролю (надзору), при этом профилактические мероприятия данным перечнем не охватываются и регламентируются правовыми актами как самостоятельный вид осуществления государственным органом своих полномочий.

Таким образом, поскольку предостережение вынесено административным ответчиком не в рамках контрольно-надзорных мероприятий, требования законодательства о соблюдении обязательного досудебного порядка обжалования его не охватывают, в связи с чем, подача возражений относительно предостережения не связана с правом обжалования лица, в отношении которого оно вынесено, в судебном порядке на общих основаниях.

Законодательством установлен пресекательный срок рассмотрения поступивших возражений относительно вынесенного предостережения, который составляет 20 рабочих дней со дня получения возражений, в связи с чем, суд расценивает указание административным истцом в качестве уважительности причин пропуска обращения в суд довод об отсутствии результатов рассмотрения возражений относительно предостережения, злоупотреблением своего права, поскольку административное исковое заявление подано в суд по истечении более года со дня направления возражений административному ответчику.

Кроме того, как указано выше, административный истец не был лишен права на судебное обжалование предостережения самостоятельно от подачи возражений в Государственную инспекцию труда в Камчатском крае.

Судом не установлено обстоятельств, объективно препятствовавших административному истцу реализовать свое право на обращение с административным иском в суд в установленный законом срок.

Согласно ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Каких-либо доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока на обращение в суд, административный истец суду не представил, в материалах дела таких доказательств не имеется.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что срок на обращение с указанными требованиями пропущен, уважительных причин для его восстановления не представлено, обжалованное предостережение вынесено должностным лицом в пределах компетенции, не противоречит требованиям законодательства, не нарушает прав административного истца, требования акционерного общества "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" к главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае ФИО4, Государственной инспекции труда в Камчатском крае об оспаривании предостережения от 01 июня 2022 года № 41/8-900-22-И/123-2472-И/61-1 о недопустимости нарушений обязательных требований, бездействия по нарушения срока направления в адрес акционерного общества "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" решения, принятого по результатам рассмотрения возражений на предостережение от 01 июня 2022 года № 41/8-900-22-И/123-2472-И/61-1 удовлетворению не подлежат.

Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 №21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ), то есть независимо от доводов административного иска (заявления) суд, в том числе по своей инициативе, выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца (заявителя) или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление.

Пункт 17 указанного Постановления Пленума Верховного суда РФ содержит в себе указания, что решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе, если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение).

Из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

На основании изложенного, исследовав материалы дела, учитывая позицию Верховного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу, что административными ответчиками не допущено нарушения положений федерального законодательства и прав административного истца, поскольку предостережение не повлекло наступления каких-либо негативных последствий, вынесено с целью профилактики недопустимости нарушения обязательных требований законодательства, направление ответа по результатам рассмотрения возражений в установленный законом срок, принимая во внимание пропуск административным истцом срока обращения в суд, требования административного иска удовлетворению не подлежат.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 126 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере либо право на получение льготы по уплате государственной пошлины, или ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для этого.

В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для организаций составляет 2 000 рублей.

Цена иска (административного иска), по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом (административным истцом), а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, законодательством об административном судопроизводстве (подпункт 1 пункта 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации).

Поскольку АО "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" в административном иске заявлено два самостоятельных требования, при подаче административного иска административным истцом подлежала к уплате государственная пошлина в размере 4 000 рублей.

Судом установлено, что административным истцом к административному иску приложено платежное поручение № 1014 от 26 июля 2023 года об уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей за подачу искового заявления в Арбитражный суд Камчатского края. Согласно определению Арбитражного суда Камчатского края от 30 августа 2023 года заявление АО "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" о признании недействительным предостережения от 01 июня 2022 года № 41/8-900-22-И/123-2472-И/61-1 возвращено, возвращена государственная пошлина в размере 6000 рублей, перечисленная по платежному поручению от 26 июля 2023 года № 1014.

В связи с тем, что при подаче административного иска административным ответчиком не была уплачена государственная пошлина за подачу административного искового заявления в суд общей юрисдикции, в силу части 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в доход местного бюджета с административного истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административного иска акционерного общества "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" к главному государственному инспектору труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае ФИО4, Государственной инспекции труда в Камчатском крае об оспаривании предостережения от 01 июня 2022 года № 41/8-900-22-И/123-2472-И/61-1 о недопустимости нарушений обязательных требований, бездействия по нарушения срока направления в адрес акционерного общества "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" решения, принятого по результатам рассмотрения возражений на предостережение от 01 июня 2022 года № 41/8-900-22-И/123-2472-И/61-1.

Взыскать с акционерного общества "Камчатские электрические сети им. И.А. Пискунова" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение составлено 19 октября 2023 года.

Судья