ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-6259/18 от 15.08.2018 Всеволожского городского суда (Ленинградская область)

Дело а-6259/2018 РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Всеволожский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Витер Л.В.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО5 Яны ФИО2 к ФИО1 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета, обязании произвести кадастровый учет земельного участка

УСТАНОВИЛ:

ФИО5 обратилась в Всеволожский городской суд со следующими административными исковыми требованиями: признать незаконным решение ФИО1 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (ФИО1 по <адрес>) об отказе в осуществлении кадастрового учета, обязать произвести государственный кадастровый учет земельного участка площадью 1076 кв.м. в кадастровом квартале 47:09:0105001 по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Колтушское сельское поселение, д. Токари, -а.

К участию в деле в качестве соответчика был привлечен Филиал Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.

В обоснование административных исковых требований указывает, что является собственником земельного участка по адресу <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Колтушское сельское поселение, д. Токари, -а, кадастровый .

Земельной комиссией администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес>ДД.ММ.ГГГГ принято решение о перераспределении земель для увеличения земельного участка находящегося в собственности площадью 605 кв.м. кадастровый за счет земель государственная собственность на которые не разграничена и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1076 кв.м. При предоставлении кадастрового паспорта – заключить соглашение о перераспределении земель.

Постановлением администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка площадью 1076 кв.м. на кадастровом плане территории Колтушского сельского поселения Всеволожского муниципального района <адрес> в кадастровом квартале по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Колтушское сельское поселение, д. Токари, -а.

При обращении к административному ответчику ФИО5 получила отказ в постановке земельного участка на кадастровый учет по основанию отсутствия на данной территории правил землепользования и застройки, что не позволяет осуществить процедуру перераспределения земель.

Полагая отказа незаконным, ссылаясь на изложенное, ст.39.27 Земельного кодекса РФ, ФИО5 обратилась в суд с настоящим административным иском.

В судебное заседание ФИО5 явилась, настаивала на удовлетворении заявленных требований. Пояснила, что представила все документы, необходимые для проведения кадастрового учета.

ФИО1 административного ответчика – Филиала Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> явился, просил отказать в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в отзыве.

ФИО1 по <адрес> не явился, уведомлен надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 КАС РФ защите подлежат нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы.

Установлено, что ФИО5 является собственником земельного участка по адресу <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Колтушское сельское поселение, д. Токари, -а, кадастровый .

Как следует из протокола заседания земельной комиссии администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о перераспределении земель для увеличения земельного участка находящегося в собственности площадью 605 кв.м. кадастровый за счет земель государственная собственность на которые не разграничена и утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1076 кв.м. на кадастровом плане территории Колтушского сельского поселения Всеволожского муниципального район <адрес> в кадастровом квартале по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Колтушское сельское поселение, д. Токари, -а, категории – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ЛПХ. При предоставлении кадастрового паспорта – заключить соглашение о перераспределении земель.

Постановлением администрации МО «Всеволожский муниципальный район» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка площадью 1076 кв.м. на кадастровом плане территории Колтушского сельского поселения Всеволожского муниципального района <адрес> в кадастровом квартале по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Колтушское сельское поселение, д. Токари, -а.

Решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ отказано в постановке земельного участка на кадастровый учет в соответствии с ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации недвижимости» в связи с истечением срока приостановления и не устранением препятствий, послуживших основанием для приостановления государственного кадастрового учета.

Довод административного ответчика о несоблюдении административным истцом досудебного порядка урегулирования спора суд считает несостоятельным, так как решение о приостановлении государственного кадастрового учета ФИО5 не обжалует, запрет на обжалование решения об отказе в осуществлении кадастрового учета без обязательного обжалования приостановления регистрационных действий, законодательно не установлен.

В обжалуемом решении содержится ссылка на необходимость в соответствии с п.52 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», указания в сведениях межевого плана земельного участка предельных размеров, соответствующих виду разрешенного использования земельного участка, которые вносятся на основании градостроительных регламентов (п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ).

В соответствии с пп.9 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

Как указано в пп.3 п.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (п.3 ст.39.28 Земельного кодекса РФ).

На территории, в кадастровом квартале которой расположен спорный участок, отсутствуют правила землепользования и застройки. В связи с чем, административным истцом получена утвержденная схема расположения земельного участка от уполномоченного органа.

Порядок заключения соглашения о перераспределении земельных участков регламентирован ст.39.29 Земельного кодекса РФ и предусматривает несколько этапов, постановка на кадастровый учет земельного участка на кадастровый учет является лишь одним из элементов процедуры перераспределения земельного участка, при этом, окончательное решение о заключении или об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков принимает орган, обладающий правом распоряжения землями, государственная собственность на которые не разграничена. Основания для отказа в заключении такого соглашения перечисленные в ст.39.29 Земельного кодекса не являются основанием для отказа в постановке земельного участка на кадастровый учет.

Формальное отсутствие в межевом плане сведений о предельных размерах земельного участка, указанных на основании ПЗЗ не свидетельствует об отсутствии таких параметров.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков для целей образования и предоставления земельных участков гражданам в собственность для ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории <адрес> применительно к муниципальным образованиям <адрес>, в которых по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ правила землепользования и застройки не утверждены, установлены Областным законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 83-оз "О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и максимальном размере общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и(или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство".

Согласно ст.2-1 указанного закона максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и(или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 0,99 гектара.

С учетом изложенного решение об отказе в постановке земельного участка на кадастровый учет со ссылкой на пп.9 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ является незаконным, так как ФИО1 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии не наделено полномочиями принимать решение о заключение или об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель.

Решение суда не должно подменять собой установленную законом административную процедуру постановки земельного участка на кадастровый учет. В связи с чем, а также в силу того, что при постановке участка на государственный кадастровый учет могут быть выявлены основания, предусмотренные ст.26, ст.27 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", препятствующие осуществлению учета объекта, требование об обязании органа исполнительной власти поставить земельный участок на кадастровый учет – не подлежит удовлетворению.

Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Оценивая в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд считает что требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в части признания незаконным решения об отказе в постановке земельного участка на кадастровый учет.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 360 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение ФИО1 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка площадью 1076 кв.м. в кадастровом квартале 47:09:0105001 по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Колтушское сельское поселение, д. Токари, -а.

Обязать ФИО1 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> повторно рассмотреть вопрос о государственном кадастровом учете земельного участка площадью 1076 кв.м. в кадастровом квартале 47:09:0105001 по адресу: <адрес>, Всеволожский муниципальный район, Колтушское сельское поселение, д. Токари, -а.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Всеволожский городской суд в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:

Дело а-6259/2018 РЕШЕНИЕ