ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А-630/17 от 21.02.2017 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

Дело а-630/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2017 года г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе: председательствующего судьи Хертек С.Б., при секретаре Чооду У.О., с участием представителя истца – П., представителя третьего лица С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению В. к Мэрии <данные изъяты> о признании незаконным бездействия Мэрии <данные изъяты> по вынесению решения в изменении вида разрешенного пользования земельного участка и находящегося на нем гаража и обязании мэрии <данные изъяты> рассмотреть и вынести решение по заявлению,

установил:

В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мэрии <данные изъяты> о признании незаконным бездействия Мэрии г<данные изъяты> по вынесению решения в изменении вида разрешенного пользования земельного участка и находящегося на нем гаража и обязании мэрии <данные изъяты> рассмотреть и вынести решение по заявлению, признании незаконным действия Хурала Представителей Республики Тыва по вынесению решения об отказе в изменении вида разрешенного пользования земельным участком и находящегося на нем гаража. Уточнив требования, в обоснование административного иска указывает на то, что истцом на основании разрешения, выданного в установленном законом порядке на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. расположенном по адресу: <адрес> принадлежащем заявителю на праве собственности произведено строительство капитального гаража, надлежащим образом оформленного. Поскольку на сегодняшний день введены классификаторы видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказ Министерства экономического развития РФ от 01 сентября 2014г. №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» Истец, являясь собственником земельного участка, обратилась 21.10.2015г. в Мэрию <данные изъяты> с заявлением о предоставлении разрешения на осуществление условно разрешенного вида использования земельного участка или объекта капитального строительства, что подтверждается распиской о принятии документов от ДД.ММ.ГГГГ гн. за вх. . Решение про изменение разрешенного использования земельного участка может рассматриваться в Мэрии <данные изъяты> до 45 дней, то есть в срок до ДД.ММ.ГГГГ Мэрия <данные изъяты> должна была предоставить ответ на заявление Истца, однако после неоднократных обращений в качестве ответа Мэрии <данные изъяты> на заявление о предоставлении разрешения на осуществление условно разрешенного вида использования земельного участка или объекта капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ был получен протокол публичных слушаний Хурала представителей РТ. При этом данный протокол содержит отказ со ссылкой на то, что отказано в изменении вида и границы части территориальных зон Ж 2 (зона застройки малоэтажными домами) и ИТ-4 (зона улично- дорожной сети) на территориальную зону П-3 (зона производственно-коммунальных объектов 4 класса опасности) в связи разрешением <адрес> согласно проекту детальной планировки. Поскольку Протокол публичных слушаний имеет рекомендательный характер, а Мэрией <данные изъяты> до сих пор не предоставлен ответ на заявление административного истца, то есть до сих пор не вынесено решение по заявлению В. – истец считает данное бездействие незаконным, необоснованным и нарушающим его законные права и интересы, кроме того: истец просил увеличить границы принадлежащего ей на праве собственности земельного участка, заявление было подано на изменение вида разрешенного пользования. При этом нет необходимости производить реконструкцию объекта недвижимости и существенные технические и архитектурные изменения. Истец считает, что действия Мэрии <данные изъяты> нарушают ее законные прав и интересы, нарушают ее право на распоряжение имуществом, принадлежащем ей на праве собственности. Просит признать незаконным бездействие Мэрии <данные изъяты> по вынесению решения в изменении вида разрешенного пользования земельного участка и находящегося на нем гаража, обязать мэрию <данные изъяты> рассмотреть и вынести решение по заявлению В. на праве собственности, признать незаконным действия Хурала Представителей Республики Тыва по вынесению решения об отказе в изменении вида разрешенного пользования земельным участком и находящегося на нем гаража, взыскать с Мэрии <данные изъяты> в пользу В. госпошлину, оплаченную административным истцом при подаче иска в размере 300 рублей.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части прекращено в связи с тем, что представитель административного истца отказалась в части исковых требований к Хуралу Представителей <данные изъяты>.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия.

В судебном заседании представитель административного истца П., действующая по доверенности, поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика Мэрии <данные изъяты>, в суд не явились, о рассмотрении дела были извещены надлежащим образом. В письменном возражении представитель по доверенности Ч. просит отказать в удовлетворении требований административного истца В. также указывает, на то, что вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. По результатам их проведения ДД.ММ.ГГГГ комиссией было составлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому мэру <данные изъяты> было рекомендовано отказать В. в изменении видов и границ земельного участка. Истцу в удовлетворении его заявления отказали в связи с разрешением <адрес> согласно проекту детальной планировки. Предметом судебного разбирательства может быть только сама установленная законом процедура проведения публичных слушаний по вопросу об изменении разрешенного вида использования земельного участка. Одним из мотивов отказа в удовлетворении заявлении В. послужил учет результатов публичных слушаний.

Представитель третьего лица С., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.1 ст.39 Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

В соответствии со ст.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (ч.1 ст.39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (ч.2 ст.39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (ч. 8 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 9 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании указанных в ч.8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Согласно ч.5 ст.40 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.

Частью 6 ст. 40 ГрК РФ предусмотрено, что глава местной администрации в течение 7 дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.

Согласно части 7 указанного кодекса, физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Решения Хурала представителей г.Кызыла от 27.11.2012 N 432 (с изм. от 28.12.2016) "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" публичные слушания по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся Комиссией в порядке, определяемом Уставом города Кызыла, Положением об организации и проведении публичных слушаний в городском округе, принятым решением Хурала представителей города Кызыла, с учетом положений, предусмотренных статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Из пункта 5.4. Положения об организации и проведении публичных слушаний в городском округе" «Город Кызыл Республики Тыва» следует, что заключение о результатах публичных слушаний направляется Комиссией в порядке, установленном Положением, в соответствующий орган или должностному лицу.

Как следует из материалов дела, административный истец является собственником гаража, расположенного по адресу <адрес>, гараж <данные изъяты> и земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, гараж <данные изъяты> с разрешенным видом использования: под индивидуальный капитальный гараж с общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером .

Из расписки о принятии документов в ГАУ МФЦ РТ <адрес>ДД.ММ.ГГГГ подано заявление В. о предоставлении разрешения на осуществление условно разрешенного вида использования земельного участка или объекта капитального строительства. Предполагаемая дата исполнения услуги указана ДД.ММ.ГГГГ.

Из протокола публичных слушаний по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Кызыл Республика Тыва» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что члены комиссии в количестве 8 человек возражали против предоставления условно разрешенного вида использования в изменении вида и границы части территориальных зон Ж 2 (зона застройки малоэтажными домами) и ИТ-4 (зона улично-дорожной сети) на территориальную зону П-3 (зона производственно-коммунальных объектов 4 класса опасности) в связи расширением <адрес> согласно проекту детальной планировки отказано.

Таким образом, публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов. Их проведение учитывается компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства. Публичные слушания, по сути, являются формой прямого волеизъявления граждан. Заключение, принимаемое по результатам публичных слушаний, носит рекомендательный характер, не являясь обязательным для органа, обладающего властными полномочиями в сфере градостроительной деятельности.

ДД.ММ.ГГГГг начальник Департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений К. сообщает А., что на публичных слушаниях ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено его заявление и принято решение отказать в изменении вида границ части территориальной зоны в с расширением <адрес>.

Регламентация деятельности Комиссии как совещательного органа в вопросах, отнесенных Градостроительным кодексом Российской Федерации к ее компетенции, не предполагает осуществления ею властных, исполнительно-распорядительных полномочий при выдаче специальных разрешений. Соответственно, Положение об организации и проведении публичных слушаний в городском округе", возлагающая на Комиссию оформление протокола публичных слушаний, не может расцениваться как допускающая принятие ею властных решений, определение результатов публичных слушаний вместо их участников или вопреки представленным гражданами в протокол предложениям и замечаниям, поскольку предполагает лишь его документационное оформление.

Из дела усматривается, что предусмотренный порядок проведения и организации публичных слушаний по заявлению В. о предоставлении разрешения на осуществление условно разрешенного вида использования земельного участка или объекта капитального строительства до конца не соблюден. Поскольку нормативно-правовыми актами предусмотрено, что главой местной администрации принимается решение в течение 7 дней со дня поступления указанных рекомендаций о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения. Однако из представленного ответа не следует, что главой местной администрации было принято какое-либо решение по заявлению административного истца в течение 7 дней после поступления рекомендаций.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований административного истца о признании незаконным бездействия Мэрии <данные изъяты> по вынесению решения в изменении вида разрешенного пользования земельного участка и находящегося на нем гаража и обязании ее рассмотреть заявлении истца и вынести решение в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.

Вместе с тем, суд полагает не подлежащим удовлетворению требования административного истца об обязании Мэрии <данные изъяты> о вынесении решения о разрешении изменения вида разрешенного пользования земельного участка и находящегося на нем гаража, поскольку суд не вправе предрешать данный вопрос, так как в соответствии с законодательством представляет собой административное полномочие административного ответчика, в чью компетенцию суд не вправе вмешиваться.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 177, 227, 293 КАС РФ, суд,

решил:

Административное исковое заявление В. к Мэрии <данные изъяты> о признании незаконным бездействия Мэрии <данные изъяты> по вынесению решения в изменении вида разрешенного пользования земельного участка и находящегося на нем гаража и обязании мэрии <данные изъяты> рассмотреть и вынести решение по заявлению, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Мэрии <данные изъяты> по не рассмотрению заявления В. в изменении вида разрешенного пользования земельного участка и находящегося на нем гаража, принадлежащего В.

Обязать мэрию <данные изъяты> рассмотреть заявление В. от ДД.ММ.ГГГГ и вынести решение в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – 28 февраля 2017 года (с учетом выходных и праздничных дней с 22 февраля 2017 года по 27 февраля 2017 года) путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд Республики Тыва.

Судья С.Б. Хертек

Копия верна: судья С.Б. Хертек